БОЛЬШАЯ АКТРИСА МАЛОГО
Нелли Корниенко служит в Малом театре уже почти пять десятилетий. Как пришла она сюда юной дебютанткой в 1959 году, естественно, после окончания Театрального училища имени Щепкина, так и осталась на всю жизнь. Впрочем, для Малого это – обычное явление. Сюда так и приходят – навсегда, свято храня верность старейшим московским подмосткам. Хотя и в Малом театре актерские судьбы складываются по-разному. Бывают плодоносные годы везения, случаются долгие и обидные паузы. Но эти актеры умеют “сохранять лицо”, не терять достоинства, не растрачивают свои силы по доходным, но малозначимым коммерческим мелочам. Все это, конечно, относится и к Нелли Ивановне.
Актрисы Малого – это особая категория, в которую Нелли Корниенко вписалась легко и органично. Ее природная красота, “порода”, грация, сила и звучность голоса, умение носить костюм любой эпохи сделали ее одной из “героинь”. И с этим амплуа Корниенко не расставалась долгие годы. Пусть реальный возраст вплотную подступал к категории зрелости, это словно бы теряло свою силу на сцене, где парадоксальным образом оказывалась женщина молодая, не расставшаяся с юношескими душевными порывами и иллюзиями, стройная, гибкая, легкая, с открытым незащищенным взглядом, непосредственностью интонаций. Корниенко много лет подряд играла Софью в нескольких редакциях “Горя от ума”, справилась с труднейшей ролью Роксаны в “Сирано де Бержераке”, без труда перешагивала из зрелости в юность вместе со своей Эммой в бондаревском “Береге”.
Нелли Корниенко, конечно же, по праву досталось немало “костюмных” ролей, будь то пьесы Островского или Шиллера, Алексея Толстого или Бомарше. Она играла цариц, графинь, княгинь и прочих аристократок. Играла так, что ни у кого не возникало сомнений в том, что она изнутри, словно бы врожденно ощущает эту загадочную природу дамского аристократизма. Но этими же внешними приметами – осанкой, прямой спиной, гордо поднятой головой актриса награждала и наших современниц. Впрочем, это внешнее не было самодостаточным. Оно возникало из внутреннего душевного благородства, бескомпромиссности, чувства собственного достоинства. Все это самопроизвольно укрупняло женские образы Корниенко. Ее героини никогда не были “одними из”, типично-бытовыми. Они были единственными и повторений не допускали. И поэтому даже если актриса играла вводы, спектакль получался немножко иным.
Но это вовсе не значит, что Нелли Корниенко знакомы только лирико-героические нотки. Нет, актрисе прекрасно удается и комедийная стихия, хотя, быть может, жизнь реальная и не всегда располагала к безграничному веселью. Но сколь забавна при всех своих “страданиях” была графиня Альмавива в малоизвестной комедии Бомарше “Преступная мать, или Второй Тартюф”. А как гротесково-самодовольна Марья Александровна Москалева в спектакле “Дядюшкин сон”, отчаянная комедиантка в своем провинциальном “салоне”, идущая на все, дабы пристроить дочь.
Ее последняя по времени роль – Анна Кеннеди в “Марии Стюарт”, кормилица опальной королевы. Корниенко вышла на сцену после перерыва в несколько лет, который был вызван разными причинами – и творческими, и личными. И вновь продемонстрировала нерастраченное мастерство, обогащенное новыми нотками – трагедийными, вызывающими не жалость, но понимание и сострадание. Актерская же душа, как известно, не стареет, несмотря на возраст и жизненные невзгоды. И надежда на новые работы, встречи и открытия тоже остается.
Автор: Ольга СМИРНОВА
Источник: Культура
Дата: 22.05.2008