Новости

МАЛ, ДА УДАЛ

МАЛ, ДА УДАЛ

В областном центре с успехом прошли гастроли Академического Малого театра

Звездные имена на гастрольных афишах, зазывающих театралов в залы в жару и стужу, — еще не повод кидаться за билетами. Натыкаясь взглядом на названия, подобные «Шашням старого козла», которыми сейчас оклеен город, задумываешься об уважении гастролеров к зрителю. Впрочем, что взять с антреприз. Гастроли Малого театра сверкнули, как хвост кометы, дав возможность почувствовать настоящий русский драматический театр и увидеть достойных актеров в хороших ролях.

Не уподобившись школьникам, кои шарахаются от походов в театр, когда они становятся обязательным продолжением уроков литературы, я побывала на первом же спектакле Малого театра - гастроли открылись комедией Островского «На каждого мудреца довольно простоты». Как редки стали случаи, когда не надо чувствовать себя обязанным принимать условности театра, потому что актерам попросту веришь; когда традиционность художественного решения сценического пространства не переходит в банальность и примитивизм.

На сцене - классика, приковывающая внимание к социальным человеческим типам, которые были, есть и будут среди нас. И потому никакие «оригинальности» тут ни к чему. Режиссер не стремится осовременить действие, и герои не надевают, скажем, шинели. Скучно? Ни в коем разе.

Конечно, мы ожидали увидеть мещанское убранство дома Глумовых, осенний лес за окнами гостиной Турусиной (кстати, очень зрелищный благодаря стереоскопичности декораций), кружева на платьях, какие полагались дамам во второй половине XIX века. Но происходящее на сцене захватывало в первую очередь актерской игрой. Ирина Муравьева была феерична: ее Клеопатра Львовна порхала по сцене, как бабочка, а гаммы эмоций приводили зрителей в восторг, так что насладиться комедийным даром актрисы удалось в полной мере. Александр Потапов в роли Нила Федосеича Мамаева и Борис Клюев - Крутицкий явили слаженный комический дуэт: моменты их взаимодействия на сцене вызывали в зале оживление.

Явным фаворитом вполне заслуженно оказался молодой актер Александр Вершинин, исполнитель роли Глумова. Главная роль, по определению приковывающая внимание зрителей к актеру, его собственные обаяние и молодость - эти выигрышные позиции сами по себе способны создать знаменитость. Но Александр добавил к этому бесспорный талант и глубину погружения в образ. Именитые коллеги-актеры давно приняли его в «свои» - так они говорили на пресс-конференции. Правда, не обошлось и без актерской байки на этот счет, которую вспомнил народный артист РФ Вячеслав Езепов. Когда Ия Саввина смотрела, как подающие надежды студентки театрального вуза постепенно превращаются в серьезных молодых актрис, она комментировала это фразой: «Подрастают, мерзавки!». Конкуренция не дремлет.

Артисты Малого театра, проводящие последние несколько лет полгода на гастролях и полгода на сцене собственного театра из-за идущего в нем ремонта, оказываются еще и плотно занятыми на киносъемках. Народный артист РФ Борис Клюев участвует в нескольких проектах одновременно. Сериал «Сердцеедки», очередной фильм о бандитах («Каждый уважающий себя артист должен сниматься в каком-нибудь фильме о бандитах», - иронично заметила Ирина Муравьева), сериал «Дом образцового содержания» - сага о России с 1935 по 1980-е годы, как определил жанр сам актер.
- О качестве сериала может дать представление такой пример, - рассказывает Борис Клюев. - Снимается он уже полтора года, и средства на него в один прекрасный момент иссякли. Но, когда Константин Эрнст увидел рабочий материал, он без дополнительных вопросов выдал деньги, хотя известен своей скупостью.

Народный артист РФ Александр Потапов (его послужной список фильмов о бандитах довольно длинен, но зрители, мало смотрящие телевизор, должны помнить его отрицательную роль в фильме Евгения Матвеева «Любить по-русски») недавно сыграл Хрущева у Александра Прошкина, актер Александр Клюквин («Альф») - Колчака. Тенденция к историческим полотнам в теле- и кинопроизводстве явно не снижается.
Народную артистку РФ Ирину Муравьеву с Саратовом связывает множество живущих здесь друзей и знакомых, а два года назад она отдыхала в Чардыме. Для Вячеслава Езепова наш город - место рождения. Правда, будущего артиста очень быстро увезли отсюда после появления на свет, во время эвакуации. Однако, как признается актер, невидимые связующие нити он чувствует всю свою жизнь, и, если судьба сводит с каким-нибудь саратовцем, общение с ним приобретает совершенно иной уровень.

«Совершенно иной уровень» - эти слова определяют и весь принцип, по которому существует сегодня Малый театр. О культуре производства сейчас вспоминают редко - это требует вложений не только финансовых, но и духовных. Александр Потапов замечает, что культура производства, существующая в Малом, среди единичных примеров: «Так уже не играют и не делают». То есть актерам, собирающимся выйти на сцену в драматических ролях произведений русских классиков, как правило, не создают условий для вхождения в образ. А условия эти означают элементарный порядок за кулисами, в гримерных, вплоть до выдачи актерам чистых носков.

«Нельзя выйти из захламленных кулис на сцену с проваливающимися половицами играть графа». Такое отношение в театре ко всему - к изготовлению декораций, к костюмам, бутафории. Если должна быть изящная мебель, она будет сделана именно такой. Мореный дуб будет смотреться из зрительного зала мореным дубом, а украшения - великолепными бриллиантами, даже если это простое стекло. «Как раз настоящие бриллианты не дадут никакого эффекта. Великая магия сцены состоит в том, чтобы из простых материалов создавать шедевры», - добавляет Александр Клюквин. Тот же подход - к звуковому сопровождению.

- Малый театр - единственный в России, который имеет свой оркестр. Наши спектакли проходят под живую музыку, - сообщает главный режиссер театра Владимир Бейлис. - Конечно, иногда не обходится без фонограммы, но даже в этом случае мы записываем настоящий инструмент, а не синтезатор. Для спектакля «Тайны Мадридского двора», который мы привезли сюда, была записана настоящая лютня.
Театр, хотя это искусство и условное, силен тогда, когда он настоящий.

Автор: Ирина КАБАНОВА
Источник: Неделя области
Дата: 18.06.2008


Дата публикации: 24.06.2008
МАЛ, ДА УДАЛ

В областном центре с успехом прошли гастроли Академического Малого театра

Звездные имена на гастрольных афишах, зазывающих театралов в залы в жару и стужу, — еще не повод кидаться за билетами. Натыкаясь взглядом на названия, подобные «Шашням старого козла», которыми сейчас оклеен город, задумываешься об уважении гастролеров к зрителю. Впрочем, что взять с антреприз. Гастроли Малого театра сверкнули, как хвост кометы, дав возможность почувствовать настоящий русский драматический театр и увидеть достойных актеров в хороших ролях.

Не уподобившись школьникам, кои шарахаются от походов в театр, когда они становятся обязательным продолжением уроков литературы, я побывала на первом же спектакле Малого театра - гастроли открылись комедией Островского «На каждого мудреца довольно простоты». Как редки стали случаи, когда не надо чувствовать себя обязанным принимать условности театра, потому что актерам попросту веришь; когда традиционность художественного решения сценического пространства не переходит в банальность и примитивизм.

На сцене - классика, приковывающая внимание к социальным человеческим типам, которые были, есть и будут среди нас. И потому никакие «оригинальности» тут ни к чему. Режиссер не стремится осовременить действие, и герои не надевают, скажем, шинели. Скучно? Ни в коем разе.

Конечно, мы ожидали увидеть мещанское убранство дома Глумовых, осенний лес за окнами гостиной Турусиной (кстати, очень зрелищный благодаря стереоскопичности декораций), кружева на платьях, какие полагались дамам во второй половине XIX века. Но происходящее на сцене захватывало в первую очередь актерской игрой. Ирина Муравьева была феерична: ее Клеопатра Львовна порхала по сцене, как бабочка, а гаммы эмоций приводили зрителей в восторг, так что насладиться комедийным даром актрисы удалось в полной мере. Александр Потапов в роли Нила Федосеича Мамаева и Борис Клюев - Крутицкий явили слаженный комический дуэт: моменты их взаимодействия на сцене вызывали в зале оживление.

Явным фаворитом вполне заслуженно оказался молодой актер Александр Вершинин, исполнитель роли Глумова. Главная роль, по определению приковывающая внимание зрителей к актеру, его собственные обаяние и молодость - эти выигрышные позиции сами по себе способны создать знаменитость. Но Александр добавил к этому бесспорный талант и глубину погружения в образ. Именитые коллеги-актеры давно приняли его в «свои» - так они говорили на пресс-конференции. Правда, не обошлось и без актерской байки на этот счет, которую вспомнил народный артист РФ Вячеслав Езепов. Когда Ия Саввина смотрела, как подающие надежды студентки театрального вуза постепенно превращаются в серьезных молодых актрис, она комментировала это фразой: «Подрастают, мерзавки!». Конкуренция не дремлет.

Артисты Малого театра, проводящие последние несколько лет полгода на гастролях и полгода на сцене собственного театра из-за идущего в нем ремонта, оказываются еще и плотно занятыми на киносъемках. Народный артист РФ Борис Клюев участвует в нескольких проектах одновременно. Сериал «Сердцеедки», очередной фильм о бандитах («Каждый уважающий себя артист должен сниматься в каком-нибудь фильме о бандитах», - иронично заметила Ирина Муравьева), сериал «Дом образцового содержания» - сага о России с 1935 по 1980-е годы, как определил жанр сам актер.
- О качестве сериала может дать представление такой пример, - рассказывает Борис Клюев. - Снимается он уже полтора года, и средства на него в один прекрасный момент иссякли. Но, когда Константин Эрнст увидел рабочий материал, он без дополнительных вопросов выдал деньги, хотя известен своей скупостью.

Народный артист РФ Александр Потапов (его послужной список фильмов о бандитах довольно длинен, но зрители, мало смотрящие телевизор, должны помнить его отрицательную роль в фильме Евгения Матвеева «Любить по-русски») недавно сыграл Хрущева у Александра Прошкина, актер Александр Клюквин («Альф») - Колчака. Тенденция к историческим полотнам в теле- и кинопроизводстве явно не снижается.
Народную артистку РФ Ирину Муравьеву с Саратовом связывает множество живущих здесь друзей и знакомых, а два года назад она отдыхала в Чардыме. Для Вячеслава Езепова наш город - место рождения. Правда, будущего артиста очень быстро увезли отсюда после появления на свет, во время эвакуации. Однако, как признается актер, невидимые связующие нити он чувствует всю свою жизнь, и, если судьба сводит с каким-нибудь саратовцем, общение с ним приобретает совершенно иной уровень.

«Совершенно иной уровень» - эти слова определяют и весь принцип, по которому существует сегодня Малый театр. О культуре производства сейчас вспоминают редко - это требует вложений не только финансовых, но и духовных. Александр Потапов замечает, что культура производства, существующая в Малом, среди единичных примеров: «Так уже не играют и не делают». То есть актерам, собирающимся выйти на сцену в драматических ролях произведений русских классиков, как правило, не создают условий для вхождения в образ. А условия эти означают элементарный порядок за кулисами, в гримерных, вплоть до выдачи актерам чистых носков.

«Нельзя выйти из захламленных кулис на сцену с проваливающимися половицами играть графа». Такое отношение в театре ко всему - к изготовлению декораций, к костюмам, бутафории. Если должна быть изящная мебель, она будет сделана именно такой. Мореный дуб будет смотреться из зрительного зала мореным дубом, а украшения - великолепными бриллиантами, даже если это простое стекло. «Как раз настоящие бриллианты не дадут никакого эффекта. Великая магия сцены состоит в том, чтобы из простых материалов создавать шедевры», - добавляет Александр Клюквин. Тот же подход - к звуковому сопровождению.

- Малый театр - единственный в России, который имеет свой оркестр. Наши спектакли проходят под живую музыку, - сообщает главный режиссер театра Владимир Бейлис. - Конечно, иногда не обходится без фонограммы, но даже в этом случае мы записываем настоящий инструмент, а не синтезатор. Для спектакля «Тайны Мадридского двора», который мы привезли сюда, была записана настоящая лютня.
Театр, хотя это искусство и условное, силен тогда, когда он настоящий.

Автор: Ирина КАБАНОВА
Источник: Неделя области
Дата: 18.06.2008


Дата публикации: 24.06.2008