Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: ВЕРНЫ КЛАССИКЕ

ЮРИЙ СОЛОМИН: ВЕРНЫ КЛАССИКЕ

Двадцать лет назад, в марте 1988 года, артист Малого театра и кино Юрий СОЛОМИН стал художественным руководителем прославленной русской труппы.

- Не люблю руководить, - признается он. - Но раз коллектив меня выбрал, оправдываю доверие. Надо, значит, надо. Как актер многое потерял. Сейчас играю в Малом лишь Тригорина в «Чайке» и уже восьмой сезон Фамусова в «Горе от ума».

Малый театр - это 700 человек: четыре постоянных режиссера, 130 артистов, 30 оркестрантов, рабочие постановочных цехов... Играем в основном классику и не хотим изменять выбранному курсу. Кому-то мы нравимся, кому-то нет. Чувствуем себя хорошо и имеем свой круг почитателей.
В классике есть все. Она нас учит, с ней надо обращаться «на Вы», понимать концепцию автора. У Гоголя через каждые три слова - проблема. Его «Ревизор» не о Хлестакове, а о чиновниках. Чем хуже актер в роли Хлестакова, тем мощней выглядят чиновники.
Современный зритель не очень стремится на серьезный, сложный спектакль. Иные театры меняют названия классических пьес. На афише «Леса» Островского - «Нужны драматические актеры», чеховская «Чайка» - «Почему застрелился Константин? «, Грибоедовское «Горе от ума» превращают в капустник, и уважающие себя люди либо уходят из зала, либо молчат.

- Сколько лет живет спектакль в Малом театре?

- От 5 до 30 лет. «Волки и овцы» играем 15 лет. Снимаем спектакль с репертуара, когда зритель перестает ходить, падают сборы. «Вишневый сад» Чехова сохраняем как память о его постановщике Игоре Ильинском. Но в этом году будем менять весь состав, декорации отправили на переделку. В октябре-ноябре пьеса вновь возвратится к зрителям.

- Ваша творческая жизнь в Малом театре неразрывно связана с кино.

- Впервые я снялся в ленте режиссера Исидора Анненского, известного по чеховской «Анне на шее». Тогда никаких кастингов, которые считаю унизительными и не хожу на них, не было. Режиссеры сами ходили по театрам, сами звонили понравившимся актерам. С Роммом мы договаривались в кафе Дома кино. Звал меня Сергей Бондарчук на князя Болконского в «Войне и мире». Потом почему-то передумал, пригласил Вячеслава Тихонова, и только спустя много лет признался: «Ты был тогда очень молодой».
Шесть лет, с 1966 по 1972 год, у меня в Малом не было новых ролей. Но в 71-м на экраны вышел «Адъютант его превосходительства». Помню скандальное собрание в театре, когда Руфина Нифонтова выступила и заявила: «Как не стыдно оставлять актера без ролей, когда его знает вся страна! « С тех пор мне ни в чем не отказывали.
Последний раз снимался в «Московской саге», были еще два фильма с небольшими ролями. На главные, когда приходится два месяца находиться на площадке по 12 часов, нет ни сил, ни времени. Кроме административной ной работы преподаю в Щепкинском училище, которое окончил в 1957-м и через три года начал заниматься со студентами. За время преподавательской деятельности, когда надо самому показывать, сколько ролей переиграл, набил руку. Нынче снова взял первый курс.

- Чей курс кончали сами?

- В Москву приехал из Читы с отцом. «Там же лагеря» - первое, что услышал от директора Малого театра Михаила Ивановича Царева, добавившего для ясности: «Я не про пионерлагеря» . Группу набирала народная артистка СССР Вера Николаевна Пашенная. Я прочитал монолог Нила из «Мещан». Скромный худощавый мальчик видом и комплекцией не соответствовал горьковскому образу. «О боже! « - воскликнула Пашенная. А когда я взялся за Маяковского и громко произнес: «Я волком бы выгрыз бюрократизм...», она упала со стула: «Хватит! «
Выхожу на площадь, где дожидался отец. Он был мрачен. Оказалось, у основателя и директора Читинского дома народного творчества украли все билеты и проездные документы на обратную дорогу. Знакомые читинцы, что работали в МПС и к которым он обратился, выправили бесплатные билеты. Но жить было не на что, и отец послал спросить Пашенную, берет или не берет к себе. От ответа зависело, уезжать нам немедленно вдвоем, или я остаюсь.
- Что тебе, деточка? - спросила заведующая кафедрой в театральном коридоре и провела к знаменитой актрисе. Я выпалил: «Берете или не берете? « Пашенная смотрела в упор. Мне казалось, что проходит вечность, хотя шли секунды. «Ну хорошо, оставайся», и отец покатил один в Забайкалье.
Вера Николаевна учила самоотдаче и искренности, чтобы искры летели из глаз и хотелось летать. Нынешнее поколение артистов более прагматично, технически развито, ему порой не хватает сердечности, душевной теплоты. А ведь русский театр именно на этом держится. Человек, который выходит на сцену, должен прежде всего чувствовать сердцем, пропускать все эмоции через себя.
Мои учителя сейчас - четыре кошки и три собаки, что живут в нашей семье. Это лучшая театральная школа - «все на сливочном масле». Старая 13-летняя овчарка Маклай - актер гениальный. Его понимаешь без слов.

.. .Малый театр поддерживает связи с первым Русским национальным театром имени Федора Волкова в Ярославле. В апреле москвичи гастролировали на его сцене с тремя спектаклями. Ответный визит волковцы нанесут в сентябре 2009 года.

Автор: Станислав РЯБИНИН, наш соб. корр.
Источник: Торговая газета (Ярославль)
Дата: 13.08.2008


Дата публикации: 13.08.2008
ЮРИЙ СОЛОМИН: ВЕРНЫ КЛАССИКЕ

Двадцать лет назад, в марте 1988 года, артист Малого театра и кино Юрий СОЛОМИН стал художественным руководителем прославленной русской труппы.

- Не люблю руководить, - признается он. - Но раз коллектив меня выбрал, оправдываю доверие. Надо, значит, надо. Как актер многое потерял. Сейчас играю в Малом лишь Тригорина в «Чайке» и уже восьмой сезон Фамусова в «Горе от ума».

Малый театр - это 700 человек: четыре постоянных режиссера, 130 артистов, 30 оркестрантов, рабочие постановочных цехов... Играем в основном классику и не хотим изменять выбранному курсу. Кому-то мы нравимся, кому-то нет. Чувствуем себя хорошо и имеем свой круг почитателей.
В классике есть все. Она нас учит, с ней надо обращаться «на Вы», понимать концепцию автора. У Гоголя через каждые три слова - проблема. Его «Ревизор» не о Хлестакове, а о чиновниках. Чем хуже актер в роли Хлестакова, тем мощней выглядят чиновники.
Современный зритель не очень стремится на серьезный, сложный спектакль. Иные театры меняют названия классических пьес. На афише «Леса» Островского - «Нужны драматические актеры», чеховская «Чайка» - «Почему застрелился Константин? «, Грибоедовское «Горе от ума» превращают в капустник, и уважающие себя люди либо уходят из зала, либо молчат.

- Сколько лет живет спектакль в Малом театре?

- От 5 до 30 лет. «Волки и овцы» играем 15 лет. Снимаем спектакль с репертуара, когда зритель перестает ходить, падают сборы. «Вишневый сад» Чехова сохраняем как память о его постановщике Игоре Ильинском. Но в этом году будем менять весь состав, декорации отправили на переделку. В октябре-ноябре пьеса вновь возвратится к зрителям.

- Ваша творческая жизнь в Малом театре неразрывно связана с кино.

- Впервые я снялся в ленте режиссера Исидора Анненского, известного по чеховской «Анне на шее». Тогда никаких кастингов, которые считаю унизительными и не хожу на них, не было. Режиссеры сами ходили по театрам, сами звонили понравившимся актерам. С Роммом мы договаривались в кафе Дома кино. Звал меня Сергей Бондарчук на князя Болконского в «Войне и мире». Потом почему-то передумал, пригласил Вячеслава Тихонова, и только спустя много лет признался: «Ты был тогда очень молодой».
Шесть лет, с 1966 по 1972 год, у меня в Малом не было новых ролей. Но в 71-м на экраны вышел «Адъютант его превосходительства». Помню скандальное собрание в театре, когда Руфина Нифонтова выступила и заявила: «Как не стыдно оставлять актера без ролей, когда его знает вся страна! « С тех пор мне ни в чем не отказывали.
Последний раз снимался в «Московской саге», были еще два фильма с небольшими ролями. На главные, когда приходится два месяца находиться на площадке по 12 часов, нет ни сил, ни времени. Кроме административной ной работы преподаю в Щепкинском училище, которое окончил в 1957-м и через три года начал заниматься со студентами. За время преподавательской деятельности, когда надо самому показывать, сколько ролей переиграл, набил руку. Нынче снова взял первый курс.

- Чей курс кончали сами?

- В Москву приехал из Читы с отцом. «Там же лагеря» - первое, что услышал от директора Малого театра Михаила Ивановича Царева, добавившего для ясности: «Я не про пионерлагеря» . Группу набирала народная артистка СССР Вера Николаевна Пашенная. Я прочитал монолог Нила из «Мещан». Скромный худощавый мальчик видом и комплекцией не соответствовал горьковскому образу. «О боже! « - воскликнула Пашенная. А когда я взялся за Маяковского и громко произнес: «Я волком бы выгрыз бюрократизм...», она упала со стула: «Хватит! «
Выхожу на площадь, где дожидался отец. Он был мрачен. Оказалось, у основателя и директора Читинского дома народного творчества украли все билеты и проездные документы на обратную дорогу. Знакомые читинцы, что работали в МПС и к которым он обратился, выправили бесплатные билеты. Но жить было не на что, и отец послал спросить Пашенную, берет или не берет к себе. От ответа зависело, уезжать нам немедленно вдвоем, или я остаюсь.
- Что тебе, деточка? - спросила заведующая кафедрой в театральном коридоре и провела к знаменитой актрисе. Я выпалил: «Берете или не берете? « Пашенная смотрела в упор. Мне казалось, что проходит вечность, хотя шли секунды. «Ну хорошо, оставайся», и отец покатил один в Забайкалье.
Вера Николаевна учила самоотдаче и искренности, чтобы искры летели из глаз и хотелось летать. Нынешнее поколение артистов более прагматично, технически развито, ему порой не хватает сердечности, душевной теплоты. А ведь русский театр именно на этом держится. Человек, который выходит на сцену, должен прежде всего чувствовать сердцем, пропускать все эмоции через себя.
Мои учителя сейчас - четыре кошки и три собаки, что живут в нашей семье. Это лучшая театральная школа - «все на сливочном масле». Старая 13-летняя овчарка Маклай - актер гениальный. Его понимаешь без слов.

.. .Малый театр поддерживает связи с первым Русским национальным театром имени Федора Волкова в Ярославле. В апреле москвичи гастролировали на его сцене с тремя спектаклями. Ответный визит волковцы нанесут в сентябре 2009 года.

Автор: Станислав РЯБИНИН, наш соб. корр.
Источник: Торговая газета (Ярославль)
Дата: 13.08.2008


Дата публикации: 13.08.2008