Новости

ОДНА ОНА ТАКАЯ

ОДНА ОНА ТАКАЯ

4 апреля празднует свой юбилей народная артистка СССР, одна из ведущих мастеров Малого театра Элина Быстрицкая. Альманах «ОЗ» поздравляет актрису с днем рождения и напоминает читателям о некоторых вехах ее биографии, о событиях ее творческого пути...

Ее имя давно уже стало легендарным. Она – настоящая звезда русского и советского кино, одна из самых знаменитых актрис современной русской сцены. Сыграв в 1955году в фильме «Неоконченная повесть» режиссера Ф. Эрмлера, Быстрицкая сразу же стала известна всей стране. Созданный ею образ районного врача Елизаветы Максимовны не просто привлек внимание зрителей. По опросу, проведенному газетой «Советская культура», работа молодой актрисы была признана лучшей кинематографической ролью года.

Такого же успеха и звания лучшей актрисы годы, добилась она и в следующей своей кинематографической работе - в легендарной ленте режиссера С. Герасимова «Тихий Дон». Это была не просто актерская удача. Фильм Герасимова определил большую судьбу актрисы Элины Быстрицкой. Судьбу, в которой важную роль играли многие составляющие, важнейшие из которых ее редкостная, одухотворенная красота, ее актерский талант и ее особенный характер – характер, быть может, не простой, своенравный, но твердый, решительный, целеустремленный.

Смелость, отвага и сила духа Быстрицкой проявились еще в годы войны, когда совсем еще девочкой она работала санитаркой во фронтовом эвакогоспитале, за что позднее была удостоена орденами и медалями. Свойственные ей решимость и бесстрашие, порой граничащие с откровенным риском и отчаянным вызовом судьбе, впоследствии потвердились не раз. Закончив Киевский театральный интститут и став актрисой, Быстрицкая уже в самом начале своего профессионального пути предприняла шаг, на который отважится далеко не каждый актер или актриса. Когда она узнала, что режиссер Сергей Герасимов начал пробы (или, как сейчас говорят, кастинг) для «Тихого Дона», то не дожидаясь, пока ее позовут, пришла сама на студию. И выиграла конкурс, длящийся полгода, у множества претенденток. Ее Аксинью признал сам Шолохов, и Герасимов утвердил молодую актрису на роль, которая, без преувеличения, является одним из самых сложных женских образов в мировой литературе.

А потом был не менее ошеломляющий успех картины Ю. Егорова «Добровольцы», где партнером Быстрицкой стал Михаил Ульянов, и последовавшее за премьерами трех этих фильмов, давно ставших легендой советского кино, приглашение актрисы вступить в труппу Малого театра. Театра, который неопредолимо манил Элину Быстрицкую и о котором она мечтала со своих студенческих лет. В 1958 году она стала актрисой старейшего драматического театра и до сих пор, вот уже 50 лет, работает в нем, являясь ведущим мастером и украшением знаменитой труппы.

Ее дебют в Малом театре в заглавной роли комедии О.Уайльда «Веер леди Уиндермиер» был удачен и привлек к молодой артистке внимание всей театральной Москвы. И не из-за того лишь, что она уже была известной киноактрисой, а потому, что с достоинством справилась с ролью героини Уайльда - автора, для успешного воплощения которого от исполнителя требуется много необходимых свойств и умений. Тонкий вкус, изысканность манер, утонченный юмор, способность к самоиронии, верное чувство меры, точное ощущение стиля… Без этих и многих других не менее редкостных качеств автора парадоксальных салонных комедий играть на сцене бесполезно. Быстрицкая со сложной работой справилась. К тому же, как никогда оказалась востребованными изысканные внешние данные, утонченная, аристократичная красота и сценическое обаяние Быстрицкой, которые в образе леди Уиндермиер были особенно «уместны».

Впрочем, не чуть не меньше редкая, грациозная красота Элины Быстрицкой сослужила ей добрую службу и во многих других ее ролях. Таких, как безнадежно влюбленная светская дама баронесса Штраль в спектакле «Маскарад» М.Лермонтова, обедневшая дворянка Глафира, пускавшаяся в поисках богатого жениха на самые невероятные хитрости и женские уловки («Волки и овцы» А.Н.Островского), проницательная, умная, волевая герцогиня Мальборо («Стакан воды» Э. Скриба), инфантильная, взбалмошная, но невероятно очаровательная Лидия («Бешеные деньги» А.Н. Островского), гордая и властная донья Анна («Каменный хозяин» Л. Украинки)… И, конечно же, восхитительная внешность Элины Быстрицкой «пригодилась» ей в горьковских «Дачниках», поставленных режисером Борисом Бабочкиным. Блистательная, чрезвычайно жизнерадостная и весёлая вопреки своей несчастливой судьбе, умная и ироничная Юлия Филипповна, очень глубоко, объёмно и проникновенно сыгранная актрисой, - быть может, лучшее, самое совершенное сценическое создание Быстрицкой.

Сегодня Элина Быстрицкая предстает перед зрителями Малого театра в трех спектаклях. В «Горе от ума» она свежо и неожиданно играет Хлестову не грозной, властной, всех пугающей влиятельной старухой, какой мы привыкли видеть на сцене эту героиню Грибоедова, но еще довольно кокетливой, все еще полной очарования, несмотря на язвительность и острый язык, светской дамой. В комедии «На всякого мудреца довольно простоты» Быстрицкая представляет Турусину, оказавшуюся в ее исполнении не унылой ханжой и лицемеркой, какой обычно изображают этот персонаж Островского, но довольно эксцентричной, бесшабашной, хоть и впавшей в морализаторский тон, особой. А в спектакле «Любовный круг» С. Моэма, премьера которого состоялась в этом сезоне, она играет леди Китти, которая в молодости во имя новой любви разорвала семейные узы, испытала после этого много разочарований, но все равно, несмотря на горький урок, продолжает отстаивать право женщины на свободный выбор и верить в то, что главное в жизни – любовь.

Элина Быстрицкая – человек энергичный, живущий творчески, активно, беспокойно. Работу в театре и кино она всегда умела сочетать с иными серьезными и не менее важными занятиями. Преподавала в ГИТИСе (ныне РАТИ) и театральном училище имени М.С. Щепкина, многие годы была президентом Федерации художественной гимнастики СССР, много ездила по стране, встречаясь с людьми нашей необъятной страны. За вклад в становление российской демократии Президент России Б.Н. Ельцин объявил ей благодарность.

И, сегодня, несмотря на свой зрелый возраст, актриса не снижает градуса своего существования, не избегает дополнительных нагрузок. Она много и часто выступает на телевидении и очень активно занимается общественными делами, являясь членом комиссии по культуре при Президенте РФ, членом Международной комиссии по здоровью населения при Совете Безопасности России, членом Президиума Академии российского искусства, а также академиком нескольких российских и международных академий.

Но прежде всего она была и остается актрисой! Актрисой и удивительно красивой женщиной. Как и прежде, она - ведущая артистка Малого театра. Продолжает иногда сниматься в кино. Многие фильмы с ее участием выдержали испытание временем, стали классикой советского кино. Ее Аксинью отметили и полюбили не только критики кино и массовый зритель, но также земляки шолоховской героини, с особым пристрастием смотрящие «Тихий Дон». Союз казачих войск России и зарубежья не просто признал заслуги артистки, но в знак благодарности присвоил ей чин «Полковник» с разрешением ношения личного оружия. За многолетний, добросовестный труд и большой вклад в развитие российского кинематографа Н.С. Михалков вынес Элине Быстрицкой благодарность. А ежегодный российский кинофестиваль «Женщины кино», присвоил ей «Приз Веры Холодной – семь красавиц кино» в номинации «Самая женственная».
В этом году «самая женственная» и одна из самых красивых актрис нашей страны и всего мира празднует свой юбилей. С днем рождения, Элина Авраамовна!

Наталия Пашкина.

«ОЗ», 2008, №1

Дата публикации: 26.09.2008
ОДНА ОНА ТАКАЯ

4 апреля празднует свой юбилей народная артистка СССР, одна из ведущих мастеров Малого театра Элина Быстрицкая. Альманах «ОЗ» поздравляет актрису с днем рождения и напоминает читателям о некоторых вехах ее биографии, о событиях ее творческого пути...

Ее имя давно уже стало легендарным. Она – настоящая звезда русского и советского кино, одна из самых знаменитых актрис современной русской сцены. Сыграв в 1955году в фильме «Неоконченная повесть» режиссера Ф. Эрмлера, Быстрицкая сразу же стала известна всей стране. Созданный ею образ районного врача Елизаветы Максимовны не просто привлек внимание зрителей. По опросу, проведенному газетой «Советская культура», работа молодой актрисы была признана лучшей кинематографической ролью года.

Такого же успеха и звания лучшей актрисы годы, добилась она и в следующей своей кинематографической работе - в легендарной ленте режиссера С. Герасимова «Тихий Дон». Это была не просто актерская удача. Фильм Герасимова определил большую судьбу актрисы Элины Быстрицкой. Судьбу, в которой важную роль играли многие составляющие, важнейшие из которых ее редкостная, одухотворенная красота, ее актерский талант и ее особенный характер – характер, быть может, не простой, своенравный, но твердый, решительный, целеустремленный.

Смелость, отвага и сила духа Быстрицкой проявились еще в годы войны, когда совсем еще девочкой она работала санитаркой во фронтовом эвакогоспитале, за что позднее была удостоена орденами и медалями. Свойственные ей решимость и бесстрашие, порой граничащие с откровенным риском и отчаянным вызовом судьбе, впоследствии потвердились не раз. Закончив Киевский театральный интститут и став актрисой, Быстрицкая уже в самом начале своего профессионального пути предприняла шаг, на который отважится далеко не каждый актер или актриса. Когда она узнала, что режиссер Сергей Герасимов начал пробы (или, как сейчас говорят, кастинг) для «Тихого Дона», то не дожидаясь, пока ее позовут, пришла сама на студию. И выиграла конкурс, длящийся полгода, у множества претенденток. Ее Аксинью признал сам Шолохов, и Герасимов утвердил молодую актрису на роль, которая, без преувеличения, является одним из самых сложных женских образов в мировой литературе.

А потом был не менее ошеломляющий успех картины Ю. Егорова «Добровольцы», где партнером Быстрицкой стал Михаил Ульянов, и последовавшее за премьерами трех этих фильмов, давно ставших легендой советского кино, приглашение актрисы вступить в труппу Малого театра. Театра, который неопредолимо манил Элину Быстрицкую и о котором она мечтала со своих студенческих лет. В 1958 году она стала актрисой старейшего драматического театра и до сих пор, вот уже 50 лет, работает в нем, являясь ведущим мастером и украшением знаменитой труппы.

Ее дебют в Малом театре в заглавной роли комедии О.Уайльда «Веер леди Уиндермиер» был удачен и привлек к молодой артистке внимание всей театральной Москвы. И не из-за того лишь, что она уже была известной киноактрисой, а потому, что с достоинством справилась с ролью героини Уайльда - автора, для успешного воплощения которого от исполнителя требуется много необходимых свойств и умений. Тонкий вкус, изысканность манер, утонченный юмор, способность к самоиронии, верное чувство меры, точное ощущение стиля… Без этих и многих других не менее редкостных качеств автора парадоксальных салонных комедий играть на сцене бесполезно. Быстрицкая со сложной работой справилась. К тому же, как никогда оказалась востребованными изысканные внешние данные, утонченная, аристократичная красота и сценическое обаяние Быстрицкой, которые в образе леди Уиндермиер были особенно «уместны».

Впрочем, не чуть не меньше редкая, грациозная красота Элины Быстрицкой сослужила ей добрую службу и во многих других ее ролях. Таких, как безнадежно влюбленная светская дама баронесса Штраль в спектакле «Маскарад» М.Лермонтова, обедневшая дворянка Глафира, пускавшаяся в поисках богатого жениха на самые невероятные хитрости и женские уловки («Волки и овцы» А.Н.Островского), проницательная, умная, волевая герцогиня Мальборо («Стакан воды» Э. Скриба), инфантильная, взбалмошная, но невероятно очаровательная Лидия («Бешеные деньги» А.Н. Островского), гордая и властная донья Анна («Каменный хозяин» Л. Украинки)… И, конечно же, восхитительная внешность Элины Быстрицкой «пригодилась» ей в горьковских «Дачниках», поставленных режисером Борисом Бабочкиным. Блистательная, чрезвычайно жизнерадостная и весёлая вопреки своей несчастливой судьбе, умная и ироничная Юлия Филипповна, очень глубоко, объёмно и проникновенно сыгранная актрисой, - быть может, лучшее, самое совершенное сценическое создание Быстрицкой.

Сегодня Элина Быстрицкая предстает перед зрителями Малого театра в трех спектаклях. В «Горе от ума» она свежо и неожиданно играет Хлестову не грозной, властной, всех пугающей влиятельной старухой, какой мы привыкли видеть на сцене эту героиню Грибоедова, но еще довольно кокетливой, все еще полной очарования, несмотря на язвительность и острый язык, светской дамой. В комедии «На всякого мудреца довольно простоты» Быстрицкая представляет Турусину, оказавшуюся в ее исполнении не унылой ханжой и лицемеркой, какой обычно изображают этот персонаж Островского, но довольно эксцентричной, бесшабашной, хоть и впавшей в морализаторский тон, особой. А в спектакле «Любовный круг» С. Моэма, премьера которого состоялась в этом сезоне, она играет леди Китти, которая в молодости во имя новой любви разорвала семейные узы, испытала после этого много разочарований, но все равно, несмотря на горький урок, продолжает отстаивать право женщины на свободный выбор и верить в то, что главное в жизни – любовь.

Элина Быстрицкая – человек энергичный, живущий творчески, активно, беспокойно. Работу в театре и кино она всегда умела сочетать с иными серьезными и не менее важными занятиями. Преподавала в ГИТИСе (ныне РАТИ) и театральном училище имени М.С. Щепкина, многие годы была президентом Федерации художественной гимнастики СССР, много ездила по стране, встречаясь с людьми нашей необъятной страны. За вклад в становление российской демократии Президент России Б.Н. Ельцин объявил ей благодарность.

И, сегодня, несмотря на свой зрелый возраст, актриса не снижает градуса своего существования, не избегает дополнительных нагрузок. Она много и часто выступает на телевидении и очень активно занимается общественными делами, являясь членом комиссии по культуре при Президенте РФ, членом Международной комиссии по здоровью населения при Совете Безопасности России, членом Президиума Академии российского искусства, а также академиком нескольких российских и международных академий.

Но прежде всего она была и остается актрисой! Актрисой и удивительно красивой женщиной. Как и прежде, она - ведущая артистка Малого театра. Продолжает иногда сниматься в кино. Многие фильмы с ее участием выдержали испытание временем, стали классикой советского кино. Ее Аксинью отметили и полюбили не только критики кино и массовый зритель, но также земляки шолоховской героини, с особым пристрастием смотрящие «Тихий Дон». Союз казачих войск России и зарубежья не просто признал заслуги артистки, но в знак благодарности присвоил ей чин «Полковник» с разрешением ношения личного оружия. За многолетний, добросовестный труд и большой вклад в развитие российского кинематографа Н.С. Михалков вынес Элине Быстрицкой благодарность. А ежегодный российский кинофестиваль «Женщины кино», присвоил ей «Приз Веры Холодной – семь красавиц кино» в номинации «Самая женственная».
В этом году «самая женственная» и одна из самых красивых актрис нашей страны и всего мира празднует свой юбилей. С днем рождения, Элина Авраамовна!

Наталия Пашкина.

«ОЗ», 2008, №1

Дата публикации: 26.09.2008