Новости

ХОРОШАЯ РОЛЬ ДЛЯ АРТИСТА -ЭТО РЕШИТЕЛЬНО ВСЕ

ХОРОШАЯ РОЛЬ ДЛЯ АРТИСТА -ЭТО РЕШИТЕЛЬНО ВСЕ

«Владимирские ведомости» уже рассказывали своим читателям о праздновании 160-летия Владимирского театра драмы им. А. В. Луначарского. Среди почетных гостей юбилея был народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. С ним встретился наш корреспондент.

- Прежде всего мне хотелось бы поблагодарить администрацию театра за возможность участвовать в юбилейных торжествах. Сидя в зале, глядя на сцену, я понял одно - провинциальный театр жив! У вас прекрасная труппа, у вас любящий искусство театра зритель... Все это оставило у меня приятное впечатление.

- Юрий Мефодьееич, расскажите немного о себе. Имена ли ваша семья, я имею в виду родителей, отношение к театру?

- Мои родители не актеры. Оба они в свое время поступили в Ленинградскую консерваторию, отец - по классу скрипки, мама - на вокальное отделение. Но потом мама по состоянию здоровья не смогла учиться, а отец не захотел без нее оставаться в Ленинграде, и они вернулись в Читу. Работали в художественной самодеятельности, создали хор, были большими энтузиастами, ездили по области, искали таланты. Некоторые из их учеников стали профессиональными певцами, работают в театрах.

- Почему вы не пошли по стопам родителей, а стали актером?

- Мы с братом учились музыке. Я семь лет занимался на фортепиано... К сожалению, мать нас заставляла учиться, а когда заставляют, обязательно наступает такой момент, когда ты заявляешь: «Я не буду! Не хочу!». Видимо, мы с братом оба родились такими, что насилия над собой не терпели, не могли с ним мириться.

- Но любовь к музыке осталась?

- Любовь - да. Мне кажется, я еще научился понимать музыку как драматический актер. Я считаю, что музыка очень помогает мне и в жизни, и в работе. Поверьте, я не преувеличиваю. Каждая моя роль, которую я играл и играю в кино или в театре, обязательно имеет свою мелодию.

- Вот уже более полувека вы служите Малому театру: сначала в качестве артиста, последние 20 с лишним лет в роли худрука. Став худруком Малого, вы сохранили порядки, установленные Царевым?

- Да, и я разрешал артистам работать в других местах в «свободное от театра время». Потому что сама эта фраза предназначалась не столько для актеров, сколько для тех организаций, которые их приглашали, чтобы они не могли потом предъявить претензий к артистам. Будучи сам кинематографистом, считаю, что, снимаясь в кино и на ТВ, актер создает рекламу своему театру. Театр только выигрывает, если его работник вырастает, становится известным.

- А что вы больше любите - театр или кино?

- Мое мнение - артист не может не работать в театре. Это все равно, что если спортсмен не будет тренироваться, он, естественно, никаких рекордов не достигнет. Актеры кино, к сожалению, не имеют возможности каждый день выходить на съемочную площадку, тогда как мы, артисты театра, ежевечерне играем спектакли. Тут невозможно быть не в форме.

- Но именно кино делает артиста известным, узнаваемым и популярным. И вас знают прежде всего по фильму «Адъютант его превосходительства».

- Отвечу так: хорошая роль для артиста - это решительно все. И совсем неважно, где ты ее сыграешь - в кино или в театре. Ведь кино и театр дополняют друг друга, да и сама природа театра со времен появления кинематографа изменилась. И считать, что одно из них важнее другого, решительно неверно. А роль капитана Кольцова в фильме «Адъютант... « имела свои преимущества: прежде всего это был телесериал; другими словами, он позволил из вечера в вечер вести диалог со зрителями, исподволь вводить их в мир моего героя, заставляя и сопереживать, и разгадывать «загадку» , «тайну» человеческой личности. Что может быть увлекательнее для актера? Другие роли требуют других красок.

- Вас ведь, кажется, сначала звали не на роль Кольцова?

- Мне предложили небольшую роль белогвардейского офицера, такого коварного типа с садистскими наклонностями. Я согласился, потому что до этого сыграл гестаповца в фильме «Сильные духом» , и режиссер «Адъютанта... « Ташков увидел меня в этой роли. Но потом почему-то решил попробовать меня на Кольцова. Никогда не говорил, почему, а я не расспрашивал - не люблю лезть в душу. На роль Кольцова меня пробовали шесть раз и все не утверждали. Но Ташков настоял.

- Юрий Мефодьееич, за многие годы работы в театре вы обратились к режиссуре. Чем это объяснить?

- Режиссура, на мой взгляд, должна в первую очередь помочь выявлять актерские дарования. Она в корне своем должна быть актерской. Разве есть «режиссерская режиссура»?

Когда говорят, что актеры, пробующие свои силы в режиссуре, занимаются не своим делом, - это неверно. И Щукин, и Ленский, да и сам Станиславский занимались режиссурой. Мы должны только радоваться, что в последние два-три десятилетия из таких прекрасных артистов, как М. Козаков, Н. Михалков, Н. Губенко, Р. Нахапетов, выросли не менее прекрасные режиссеры. Тем более кто лучше их знает всю тяжесть и специфику актерского труда, кто лучше их поймет актера?

- Скажите, кому из наших писателей отдаете предпочтение?

- Сейчас на читателя низвергается такая «лавина» литературы, что трудно за всем уследить. Покорен произведениями Чингиза Айтматова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Федора Абрамова... Близок мне и Юрий Бондарев. Это действительно крупные писатели, которые философски подходят к коренным проблемам нашей жизни. Как можно не восхищаться очерками Распутина в защиту Байкала?! Мне это очень близко, ведь я родом из тех мест...

- Вы постоянно жертвуете возможностью играть. Есть роли, от которых вы не смогли бы отказаться?

- Кое-что есть. Хотя многое уже осталось где-то на полустанках: у каждой роли свой возраст. Помню, в восьмидесятые годы прошлого века Царев спросил, что я хочу сыграть. И тогда я ему нахально так брякнул: «Сирано». Ему я так мог сказать. Он мне посоветовал на художественном совете помалкивать, а сам как-то так всех уболтал, и я стал Сирано. До сих пор считаю, что это одна из лучших моих ролей.

- А мне бы хотелось вспомнить трактирщика из фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо». По-моему, вы сгубили в себе комедийного артиста.

- Захаров - прекрасный режиссер. Но, честно, для меня было полной неожиданностью, когда он пригласил меня в свою команду. Смутило, что там были вокальные номера. Я ведь не пою. Но Захаров успокоил, что мою вокальную партию уже записали с певцом.

- Сегодня много и часто говорят о свободе общества, раскрепощенности...

- Раскрепощенности? Разве что если под этим понимать появление на экране в голом виде... Я могу назвать ряд фильмов, где актеры не позволяли себе, извините, раздеваться, но при этом дети до шестнадцати лет на просмотры не допускались. Настоящее искусство заключается в том, чтобы показать любовь, желание, не обнажаясь.

Соломину всегда нравилось ломать каноны, штампы, в том числе и представления о себе как о социальном герое или «человеке в форме». Но одно для него всегда остается незыблемым - уважение к национальным традициям русского театра. Их отчаянная защита, их бережное сохранение - пусть на отдельно взятом островке под названием Малый театр.


Автор: Михаил КОСТАКОВ, заслуженный работник культуры России
Источник: Владимирские ведомости
Дата: 03.10.2008


Дата публикации: 09.10.2008
ХОРОШАЯ РОЛЬ ДЛЯ АРТИСТА -ЭТО РЕШИТЕЛЬНО ВСЕ

«Владимирские ведомости» уже рассказывали своим читателям о праздновании 160-летия Владимирского театра драмы им. А. В. Луначарского. Среди почетных гостей юбилея был народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. С ним встретился наш корреспондент.

- Прежде всего мне хотелось бы поблагодарить администрацию театра за возможность участвовать в юбилейных торжествах. Сидя в зале, глядя на сцену, я понял одно - провинциальный театр жив! У вас прекрасная труппа, у вас любящий искусство театра зритель... Все это оставило у меня приятное впечатление.

- Юрий Мефодьееич, расскажите немного о себе. Имена ли ваша семья, я имею в виду родителей, отношение к театру?

- Мои родители не актеры. Оба они в свое время поступили в Ленинградскую консерваторию, отец - по классу скрипки, мама - на вокальное отделение. Но потом мама по состоянию здоровья не смогла учиться, а отец не захотел без нее оставаться в Ленинграде, и они вернулись в Читу. Работали в художественной самодеятельности, создали хор, были большими энтузиастами, ездили по области, искали таланты. Некоторые из их учеников стали профессиональными певцами, работают в театрах.

- Почему вы не пошли по стопам родителей, а стали актером?

- Мы с братом учились музыке. Я семь лет занимался на фортепиано... К сожалению, мать нас заставляла учиться, а когда заставляют, обязательно наступает такой момент, когда ты заявляешь: «Я не буду! Не хочу!». Видимо, мы с братом оба родились такими, что насилия над собой не терпели, не могли с ним мириться.

- Но любовь к музыке осталась?

- Любовь - да. Мне кажется, я еще научился понимать музыку как драматический актер. Я считаю, что музыка очень помогает мне и в жизни, и в работе. Поверьте, я не преувеличиваю. Каждая моя роль, которую я играл и играю в кино или в театре, обязательно имеет свою мелодию.

- Вот уже более полувека вы служите Малому театру: сначала в качестве артиста, последние 20 с лишним лет в роли худрука. Став худруком Малого, вы сохранили порядки, установленные Царевым?

- Да, и я разрешал артистам работать в других местах в «свободное от театра время». Потому что сама эта фраза предназначалась не столько для актеров, сколько для тех организаций, которые их приглашали, чтобы они не могли потом предъявить претензий к артистам. Будучи сам кинематографистом, считаю, что, снимаясь в кино и на ТВ, актер создает рекламу своему театру. Театр только выигрывает, если его работник вырастает, становится известным.

- А что вы больше любите - театр или кино?

- Мое мнение - артист не может не работать в театре. Это все равно, что если спортсмен не будет тренироваться, он, естественно, никаких рекордов не достигнет. Актеры кино, к сожалению, не имеют возможности каждый день выходить на съемочную площадку, тогда как мы, артисты театра, ежевечерне играем спектакли. Тут невозможно быть не в форме.

- Но именно кино делает артиста известным, узнаваемым и популярным. И вас знают прежде всего по фильму «Адъютант его превосходительства».

- Отвечу так: хорошая роль для артиста - это решительно все. И совсем неважно, где ты ее сыграешь - в кино или в театре. Ведь кино и театр дополняют друг друга, да и сама природа театра со времен появления кинематографа изменилась. И считать, что одно из них важнее другого, решительно неверно. А роль капитана Кольцова в фильме «Адъютант... « имела свои преимущества: прежде всего это был телесериал; другими словами, он позволил из вечера в вечер вести диалог со зрителями, исподволь вводить их в мир моего героя, заставляя и сопереживать, и разгадывать «загадку» , «тайну» человеческой личности. Что может быть увлекательнее для актера? Другие роли требуют других красок.

- Вас ведь, кажется, сначала звали не на роль Кольцова?

- Мне предложили небольшую роль белогвардейского офицера, такого коварного типа с садистскими наклонностями. Я согласился, потому что до этого сыграл гестаповца в фильме «Сильные духом» , и режиссер «Адъютанта... « Ташков увидел меня в этой роли. Но потом почему-то решил попробовать меня на Кольцова. Никогда не говорил, почему, а я не расспрашивал - не люблю лезть в душу. На роль Кольцова меня пробовали шесть раз и все не утверждали. Но Ташков настоял.

- Юрий Мефодьееич, за многие годы работы в театре вы обратились к режиссуре. Чем это объяснить?

- Режиссура, на мой взгляд, должна в первую очередь помочь выявлять актерские дарования. Она в корне своем должна быть актерской. Разве есть «режиссерская режиссура»?

Когда говорят, что актеры, пробующие свои силы в режиссуре, занимаются не своим делом, - это неверно. И Щукин, и Ленский, да и сам Станиславский занимались режиссурой. Мы должны только радоваться, что в последние два-три десятилетия из таких прекрасных артистов, как М. Козаков, Н. Михалков, Н. Губенко, Р. Нахапетов, выросли не менее прекрасные режиссеры. Тем более кто лучше их знает всю тяжесть и специфику актерского труда, кто лучше их поймет актера?

- Скажите, кому из наших писателей отдаете предпочтение?

- Сейчас на читателя низвергается такая «лавина» литературы, что трудно за всем уследить. Покорен произведениями Чингиза Айтматова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Федора Абрамова... Близок мне и Юрий Бондарев. Это действительно крупные писатели, которые философски подходят к коренным проблемам нашей жизни. Как можно не восхищаться очерками Распутина в защиту Байкала?! Мне это очень близко, ведь я родом из тех мест...

- Вы постоянно жертвуете возможностью играть. Есть роли, от которых вы не смогли бы отказаться?

- Кое-что есть. Хотя многое уже осталось где-то на полустанках: у каждой роли свой возраст. Помню, в восьмидесятые годы прошлого века Царев спросил, что я хочу сыграть. И тогда я ему нахально так брякнул: «Сирано». Ему я так мог сказать. Он мне посоветовал на художественном совете помалкивать, а сам как-то так всех уболтал, и я стал Сирано. До сих пор считаю, что это одна из лучших моих ролей.

- А мне бы хотелось вспомнить трактирщика из фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо». По-моему, вы сгубили в себе комедийного артиста.

- Захаров - прекрасный режиссер. Но, честно, для меня было полной неожиданностью, когда он пригласил меня в свою команду. Смутило, что там были вокальные номера. Я ведь не пою. Но Захаров успокоил, что мою вокальную партию уже записали с певцом.

- Сегодня много и часто говорят о свободе общества, раскрепощенности...

- Раскрепощенности? Разве что если под этим понимать появление на экране в голом виде... Я могу назвать ряд фильмов, где актеры не позволяли себе, извините, раздеваться, но при этом дети до шестнадцати лет на просмотры не допускались. Настоящее искусство заключается в том, чтобы показать любовь, желание, не обнажаясь.

Соломину всегда нравилось ломать каноны, штампы, в том числе и представления о себе как о социальном герое или «человеке в форме». Но одно для него всегда остается незыблемым - уважение к национальным традициям русского театра. Их отчаянная защита, их бережное сохранение - пусть на отдельно взятом островке под названием Малый театр.


Автор: Михаил КОСТАКОВ, заслуженный работник культуры России
Источник: Владимирские ведомости
Дата: 03.10.2008


Дата публикации: 09.10.2008