Новости

«ДЕТИ СОЛНЦА» На открытии 253 сезона в Малом театре его худрук Юрий Мефодьевич Соломин говорил о том, что уровень культуры определяет место, которое народ занимает на земле.

«ДЕТИ СОЛНЦА»

На открытии 253 сезона в Малом театре его худрук Юрий Мефодьевич Соломин говорил о том, что уровень культуры определяет место, которое народ занимает на земле.

И в подтверждение своих слов цитировал фразу Островского «без театра нет нации». Пожалуй, только он знает, как трудно сохранить в неприкосновенности эстетику Малого театра, который превратился теперь в один из островков исчезнувшей театральной культуры. Кстати, здесь уверены, что Малый — был самым первым в России театральным заведением (известно, что уже в 1809 году в Москве работало театральное училище, и во время пожара 1812 года сгорело первое здание театра на Арбате), что питерской Александринке не вежливо присваивать себе пальму первенства и вообще что Малый театр — национальное достояние, как парижская Комеди Франсез.

Для сохранения традиций приняты самые строгие меры. В репертуар театра допущена только классика — Островский, Чехов, Горький. И ставят их исключительно в реалистических декорациях, как будто на дворе не XXI столетие и таких понятий, как новая драма или, к примеру, концептуальная режиссура, просто не существует. Режиссер здесь — лицо второстепенное. Он, конечно, должен подсказать актеру, в какую сторону идти, или поможет ему проанализировать пьесу и отыскать зерно роли. Но никто не позволит режиссеру ради своей концепции с ног на голову перевернуть смысл пьесы, перенести действие лет на 100 вперед или заставить актеров отказаться от реалистической манеры игры. Но именно это зрителям и нравится. Зал театра всегда полон, билеты нарасхват. Ведь только здесь можно услышать уже исчезнувшую музыку русской речи и, не разгадывая заумные режиссерские построения, просто-напросто сопереживать исполнителям. К тому же, сидя в зале с изящными креслами, зная, что с балкона и в амфитеатре видно и слышно не хуже, чем в первом ряду партера, понимаешь, что зрителя в Малом очень уважают.

Скажу вам по секрету, что многим режиссерам тоже нравится, если актеры хранят верность традициям. К примеру, Сергей Женовач, поставивший здесь несколько спектаклей (как водится, по классическим пьесам), до сих пор с восторгом отзывается об актерах. Не менее оптимистично настроен Адольф Шапиро, выпускающий в театре премьеру пьесы Горького «Дети солнца», которую тот написал, пока сидел под арестом в Петропавловской крепости за участие в революционных событиях 1905 года. Режиссер нашел в Малом своего профессора Протасова. Горьковского персонажа — ученого, всю жизнь в лабораторных стенах мечтавшего сделать человека царем природы и испугавшегося этих «царей» во время холерного бунта, — сыграет Василий Бочкарев. Тогда театры соревновались за право поставить «Детей солнца». Сейчас это название практически исчезло с театральных афиш. В первом полугодии должны состояться еще две премьеры: «Касатка» Алексея Толстого и «Генрих Четвертый» Луиджи Пиранделло. Итальянского экспериментатора за давностью лет тоже причислили к классикам, поэтому ставят не оригинальную пьесу, а ее редакцию, сделанную в Малом театре, и называется она теперь «Бедный, бедный Генрих».

Елена Лазарева, TimeOut
10 октября 2008

Дата публикации: 13.10.2008
«ДЕТИ СОЛНЦА»

На открытии 253 сезона в Малом театре его худрук Юрий Мефодьевич Соломин говорил о том, что уровень культуры определяет место, которое народ занимает на земле.

И в подтверждение своих слов цитировал фразу Островского «без театра нет нации». Пожалуй, только он знает, как трудно сохранить в неприкосновенности эстетику Малого театра, который превратился теперь в один из островков исчезнувшей театральной культуры. Кстати, здесь уверены, что Малый — был самым первым в России театральным заведением (известно, что уже в 1809 году в Москве работало театральное училище, и во время пожара 1812 года сгорело первое здание театра на Арбате), что питерской Александринке не вежливо присваивать себе пальму первенства и вообще что Малый театр — национальное достояние, как парижская Комеди Франсез.

Для сохранения традиций приняты самые строгие меры. В репертуар театра допущена только классика — Островский, Чехов, Горький. И ставят их исключительно в реалистических декорациях, как будто на дворе не XXI столетие и таких понятий, как новая драма или, к примеру, концептуальная режиссура, просто не существует. Режиссер здесь — лицо второстепенное. Он, конечно, должен подсказать актеру, в какую сторону идти, или поможет ему проанализировать пьесу и отыскать зерно роли. Но никто не позволит режиссеру ради своей концепции с ног на голову перевернуть смысл пьесы, перенести действие лет на 100 вперед или заставить актеров отказаться от реалистической манеры игры. Но именно это зрителям и нравится. Зал театра всегда полон, билеты нарасхват. Ведь только здесь можно услышать уже исчезнувшую музыку русской речи и, не разгадывая заумные режиссерские построения, просто-напросто сопереживать исполнителям. К тому же, сидя в зале с изящными креслами, зная, что с балкона и в амфитеатре видно и слышно не хуже, чем в первом ряду партера, понимаешь, что зрителя в Малом очень уважают.

Скажу вам по секрету, что многим режиссерам тоже нравится, если актеры хранят верность традициям. К примеру, Сергей Женовач, поставивший здесь несколько спектаклей (как водится, по классическим пьесам), до сих пор с восторгом отзывается об актерах. Не менее оптимистично настроен Адольф Шапиро, выпускающий в театре премьеру пьесы Горького «Дети солнца», которую тот написал, пока сидел под арестом в Петропавловской крепости за участие в революционных событиях 1905 года. Режиссер нашел в Малом своего профессора Протасова. Горьковского персонажа — ученого, всю жизнь в лабораторных стенах мечтавшего сделать человека царем природы и испугавшегося этих «царей» во время холерного бунта, — сыграет Василий Бочкарев. Тогда театры соревновались за право поставить «Детей солнца». Сейчас это название практически исчезло с театральных афиш. В первом полугодии должны состояться еще две премьеры: «Касатка» Алексея Толстого и «Генрих Четвертый» Луиджи Пиранделло. Итальянского экспериментатора за давностью лет тоже причислили к классикам, поэтому ставят не оригинальную пьесу, а ее редакцию, сделанную в Малом театре, и называется она теперь «Бедный, бедный Генрих».

Елена Лазарева, TimeOut
10 октября 2008

Дата публикации: 13.10.2008