Новости

НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР ЮРИЙ СОЛОМИН: ЧУДОМ ВОЗВЫСИТЬ ТЕАТР

НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР ЮРИЙ СОЛОМИН: ЧУДОМ ВОЗВЫСИТЬ ТЕАТР

К встрече с народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, художественным руководителем Малого театра Юрием Соломиным мы с фотокорреспондентом Михаилом Вязовым готовились основательно.

Внимательно просмотрели «Коммуну» 23-летней давности, когда у нас в Воронежской области снимался фильм «Певучая Россия» с Юрием Соломиным в главной роли; перелистали старые блокноты той поры, отпечатали с сохранившихся негативов рабочие моменты съёмок картины.

- А вот это я в перерыве съёмок, — улыбается Юрий Мефодьевич, рассматривая давнишний фотоснимок, — решил почитать, что пишет о нас, артистах, газета «Коммуна».

Тогда мы снимали сцену рыбалки, в которой мой герой, выдающийся музыкант и фольклорист, ваш земляк Митрофан Ефимович Пятницкий, встречает у рыбаков будущую знаменитую русскую певицу Надежду Плевицкую. Нужны были старые баркасы, рыболовецкие сети и, конечно, донская рыба –съёмки ведь шли на Дону. Здорово нам тогда помогали рыбаки колхоза, который, если мне изменяет память, так и назывался – «Путь рыбака». Помнится, один из колхозных бригадиров, человек могучего телосложения, настолько глянулся режиссёру фильма Василию Панину, что он пригласил его сняться в роли одного из братьев семьи Колодиных.

- Чем-то особенным запомнился вам период съёмок «Певучей России» у нас под Воронежем?

- Жаркой работой. Мы целый месяц трудились, что называется, в поте лица – и в прямом, и в переносном смысле: съёмки шли с утра до вечера, а жара стояла неимоверная. А ещё запомнилась мне донская уха. Колхозные рыбаки постарались – сварили целое ведро такой ухи, что до сих пор её вкус мне памятен. (Улыбается).



- Юрий Мефодьевич, в 1999 году Малый театр отмечал своё 175-летие. А потом вдруг, через семь лет, оказывается, что театру уже 250 лет. Как такое могло произойти?

- Всё очень просто. Просто раньше возраст нашего театра отсчитывался с 1824 года, когда Малый обосновался в здании на Театральной площади, больше известном как дом А.Н.Островского, великого нашего драматурга. Но потом решили вести отсчёт родословной с момента основания труппы Российского Императорского театра, когда в 1756 году императрица Елизавета Петровна подписала указ о его создании. Вот и выходит, что на гастроли в Воронеж мы впервые приехали в свой 253-й театральный сезон.

- Хотя, если быть абсолютно точным, нынешний приезд к нам артистов Малого всё-таки второй. В военном 43-м, сразу после освобождения Воронежа от фашистов, к нам прибыла фронтовая бригада Малого театра, руководила которой народная артистка РСФСР Варвара Александровна Обухова, а в помощниках у неё был актёр Михаил Иванович Царёв, впоследствии – директор-распорядитель Малого театра, председатель Всероссийского театрального общества…

- Как раз не так давно наша театральная галерея, в которой находятся портреты выдающихся актёров Малого, пополнилась портретом Варвары Александровны. Удивительный она была человек: необыкновенно преданная театру, неуёмной энергии. Кроме сценической работы – у Обуховой в месяц доходило до 12 спектаклей, – она, будучи, скажем так, очень немолодым человеком, занималась ещё и огромной шефской деятельностью. На Московском заводе «Серп и молот», например, её знали как неизменного режиссёра народного театра. Была она частым гостем и на других предприятиях столицы.

Кстати, с той давней традицией – дружить с рабочим классом – мы не порываем и сейчас. Есть такой маленький городок Выкса, а там – крупный трубопрокатный завод, которому столько же лет, сколько и Малому. Так вот, мы дружим и с заводом, и с жителями Выксы. Уже дважды возили им свои спектакли, а 28 ноября там на гастролях побывает оркестр нашего театра.

- Кстати, уж если речь зашла о Варваре Александровне, то в книге Михаила Ивановича Царёва, которая так и называется — «Малый театр», ваши фамилии стоят рядом. Вот такое совпадение. Она вас очень любила и называла не иначе как Юрочка…

- Я знаю. А мы её звали в театре Варварочка. Вот вы упомянули книгу Михаила Ивановича Царёва, так вот в ней целая глава посвящена моему педагогу, выдающейся актрисе Малого Вере Николаевне Пашенной.

- Говорят, что она была очень строгого нрава.

- Не знаю, как для кого, но для меня она стала главной в профессии. Сами судите: я приехал поступать в Щепкинское училище при Малом театре не то что из провинции, а с края света – из Читы. Приехал с отцом. Поселились у знакомых в пригороде. И так вышло, что у отца украли все деньги и документы. Жить было не на что. Он мне и говорит: «Иди к Пашенной – она тогда набирала курс – и объясни всё, как есть. Скажи: «Если берёте меня, то берите, а если нет – я уеду назад в Читу».

Впервые в жизни я послушал отца и сделал так, как он мне сказал. Пришёл. Вера Николаевна спрашивает: «Что тебе, деточка?» Я слово в слово повторил всё то, что мне говорил отец. Выпалил и стою, смотрю на Пашенную с собачьей преданностью в глазах. Она молчит. Мне показалось, что вечность прошла, а на самом деле какие-то секунды. «Ладно, деточка… — сказала Вера Николаевна, — оставайся». Вот так, за секунду, решила мою судьбу. Теперь иной раз и мне приходится решать чью-то судьбу. Неимоверно трудная и ответственная, скажу вам, эта роль…

- А что она была за актриса?

- Необыкновенная! Шестнадцатилетней Верочка Пашенная поступила в Театральное училище при Малом театре. Огромную роль не только в её актёрской судьбе, но и в личной сыграл великий актер и режиссер Александр Павлович Ленский. Пашенная через всю жизнь пронесла огромную к нему благодарность. Уже в начале своего творческого пути она воплотила образы Ларисы в «Бесприданнице», Аксюты в «Лесе», Марии Стюарт… Вера Николаевна была принята на сцену Малого в 1907 году, когда еще блистали Ермолова, Южин, Садовская. Постепенно у нее установилось амплуа романтической актрисы.

- Но обычно Пашенную вспоминают в связи с ролью Вассы в премьерном спектакле 1952 года «Васса Железнова» по Максиму Горькому.

- Этот образ – один из самых совершенных созданных актрисой. Помню, что сама Вера Николаевна говорила нам, студентам, что Васса была для неё не просто героиней пьесы, а живой женщиной, и потому вся правда её жизни, среда, её воспитавшая, вся её биография сделались понятны и близки, точно сама Пашенная жила жизнью Железновой. Вера Николаевна играла Вассу с потрясающей силой. Невозможно словами описать все оттенки мыслей, чувств, переживаний, которые передавала актриса. К счастью, по спектаклю Малого театра был создан фильм, и потомки могут прикоснуться к замечательному искусству выдающейся актрисы.

- В афише прошедших гастролей Малого театра первым стоял бессмертный «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя. Если мне не изменяет память, то вы сыграли роль Хлестакова в постановке Игоря Владимировича Ильинского. Было это в 1966 году. И вот вновь – «Ревизор». Это не случайно?

- Пьеса Гоголя не о Хлестакове, а о бессмертной чиновничьей рати. Когда нас пытаются обвинить в том, что мы мало ставим современной драматургии, то я сразу же отвечаю: «А «Ревизор»?» Более актуального произведения на сегодняшний день не найдёте. Когда мы на этот раз собрались на первую читку пьесы – а это уже четырнадцатая постановка «Ревизора» в Малом, — то, как у нас водится, задались вопросом: «А чем удивлять публику будем?» Но по прочтении пары-тройки страниц в актёрских кругах начался смех. Оказывается, ничем никого не нужно удивлять – всё уже заложено автором в тексте. Надо просто этот бессмертный текст сыграть. И всё. Никакой отсебятины не нужно.

Приближаясь к авторскому замыслу, мы тем самым становимся соавторами. Всякого рода модернизации – очень скучная вещь. А режиссер, не интересующийся автором, автоматически не интересен и мне. Когда постановщик «Ревизора» Игорь Владимирович Ильинский отдал мне, 21-летнему мальчишке, роль Хлестакова – что было для меня совершенно неожиданно и крайне удивительно, — то напутствовал такими словами: «Твой Хлестаков – это щенок, которому дают деньги, кормят, всячески ублажают… Чего ж не взять, когда дают на лапу? Играй щенка, которого приняли за матёрого волка».

- У вас есть любимые актёры?

- Весь актёрский состав Малого театра. (Улыбается). А ещё я очень любил Георгия Вицина. Ему на Западе ни один комик и в подмётки не годится. Он так мог возвысить актёрскую игру, что создавалось непреходящее ощущение Чуда!

Автор: Виктор Силин
Источник: «Коммуна», №170 (25207), 14.11.08г.
Дата: 14.11.2008 06:35:48


Дата публикации: 14.11.2008
НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР ЮРИЙ СОЛОМИН: ЧУДОМ ВОЗВЫСИТЬ ТЕАТР

К встрече с народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, художественным руководителем Малого театра Юрием Соломиным мы с фотокорреспондентом Михаилом Вязовым готовились основательно.

Внимательно просмотрели «Коммуну» 23-летней давности, когда у нас в Воронежской области снимался фильм «Певучая Россия» с Юрием Соломиным в главной роли; перелистали старые блокноты той поры, отпечатали с сохранившихся негативов рабочие моменты съёмок картины.

- А вот это я в перерыве съёмок, — улыбается Юрий Мефодьевич, рассматривая давнишний фотоснимок, — решил почитать, что пишет о нас, артистах, газета «Коммуна».

Тогда мы снимали сцену рыбалки, в которой мой герой, выдающийся музыкант и фольклорист, ваш земляк Митрофан Ефимович Пятницкий, встречает у рыбаков будущую знаменитую русскую певицу Надежду Плевицкую. Нужны были старые баркасы, рыболовецкие сети и, конечно, донская рыба –съёмки ведь шли на Дону. Здорово нам тогда помогали рыбаки колхоза, который, если мне изменяет память, так и назывался – «Путь рыбака». Помнится, один из колхозных бригадиров, человек могучего телосложения, настолько глянулся режиссёру фильма Василию Панину, что он пригласил его сняться в роли одного из братьев семьи Колодиных.

- Чем-то особенным запомнился вам период съёмок «Певучей России» у нас под Воронежем?

- Жаркой работой. Мы целый месяц трудились, что называется, в поте лица – и в прямом, и в переносном смысле: съёмки шли с утра до вечера, а жара стояла неимоверная. А ещё запомнилась мне донская уха. Колхозные рыбаки постарались – сварили целое ведро такой ухи, что до сих пор её вкус мне памятен. (Улыбается).



- Юрий Мефодьевич, в 1999 году Малый театр отмечал своё 175-летие. А потом вдруг, через семь лет, оказывается, что театру уже 250 лет. Как такое могло произойти?

- Всё очень просто. Просто раньше возраст нашего театра отсчитывался с 1824 года, когда Малый обосновался в здании на Театральной площади, больше известном как дом А.Н.Островского, великого нашего драматурга. Но потом решили вести отсчёт родословной с момента основания труппы Российского Императорского театра, когда в 1756 году императрица Елизавета Петровна подписала указ о его создании. Вот и выходит, что на гастроли в Воронеж мы впервые приехали в свой 253-й театральный сезон.

- Хотя, если быть абсолютно точным, нынешний приезд к нам артистов Малого всё-таки второй. В военном 43-м, сразу после освобождения Воронежа от фашистов, к нам прибыла фронтовая бригада Малого театра, руководила которой народная артистка РСФСР Варвара Александровна Обухова, а в помощниках у неё был актёр Михаил Иванович Царёв, впоследствии – директор-распорядитель Малого театра, председатель Всероссийского театрального общества…

- Как раз не так давно наша театральная галерея, в которой находятся портреты выдающихся актёров Малого, пополнилась портретом Варвары Александровны. Удивительный она была человек: необыкновенно преданная театру, неуёмной энергии. Кроме сценической работы – у Обуховой в месяц доходило до 12 спектаклей, – она, будучи, скажем так, очень немолодым человеком, занималась ещё и огромной шефской деятельностью. На Московском заводе «Серп и молот», например, её знали как неизменного режиссёра народного театра. Была она частым гостем и на других предприятиях столицы.

Кстати, с той давней традицией – дружить с рабочим классом – мы не порываем и сейчас. Есть такой маленький городок Выкса, а там – крупный трубопрокатный завод, которому столько же лет, сколько и Малому. Так вот, мы дружим и с заводом, и с жителями Выксы. Уже дважды возили им свои спектакли, а 28 ноября там на гастролях побывает оркестр нашего театра.

- Кстати, уж если речь зашла о Варваре Александровне, то в книге Михаила Ивановича Царёва, которая так и называется — «Малый театр», ваши фамилии стоят рядом. Вот такое совпадение. Она вас очень любила и называла не иначе как Юрочка…

- Я знаю. А мы её звали в театре Варварочка. Вот вы упомянули книгу Михаила Ивановича Царёва, так вот в ней целая глава посвящена моему педагогу, выдающейся актрисе Малого Вере Николаевне Пашенной.

- Говорят, что она была очень строгого нрава.

- Не знаю, как для кого, но для меня она стала главной в профессии. Сами судите: я приехал поступать в Щепкинское училище при Малом театре не то что из провинции, а с края света – из Читы. Приехал с отцом. Поселились у знакомых в пригороде. И так вышло, что у отца украли все деньги и документы. Жить было не на что. Он мне и говорит: «Иди к Пашенной – она тогда набирала курс – и объясни всё, как есть. Скажи: «Если берёте меня, то берите, а если нет – я уеду назад в Читу».

Впервые в жизни я послушал отца и сделал так, как он мне сказал. Пришёл. Вера Николаевна спрашивает: «Что тебе, деточка?» Я слово в слово повторил всё то, что мне говорил отец. Выпалил и стою, смотрю на Пашенную с собачьей преданностью в глазах. Она молчит. Мне показалось, что вечность прошла, а на самом деле какие-то секунды. «Ладно, деточка… — сказала Вера Николаевна, — оставайся». Вот так, за секунду, решила мою судьбу. Теперь иной раз и мне приходится решать чью-то судьбу. Неимоверно трудная и ответственная, скажу вам, эта роль…

- А что она была за актриса?

- Необыкновенная! Шестнадцатилетней Верочка Пашенная поступила в Театральное училище при Малом театре. Огромную роль не только в её актёрской судьбе, но и в личной сыграл великий актер и режиссер Александр Павлович Ленский. Пашенная через всю жизнь пронесла огромную к нему благодарность. Уже в начале своего творческого пути она воплотила образы Ларисы в «Бесприданнице», Аксюты в «Лесе», Марии Стюарт… Вера Николаевна была принята на сцену Малого в 1907 году, когда еще блистали Ермолова, Южин, Садовская. Постепенно у нее установилось амплуа романтической актрисы.

- Но обычно Пашенную вспоминают в связи с ролью Вассы в премьерном спектакле 1952 года «Васса Железнова» по Максиму Горькому.

- Этот образ – один из самых совершенных созданных актрисой. Помню, что сама Вера Николаевна говорила нам, студентам, что Васса была для неё не просто героиней пьесы, а живой женщиной, и потому вся правда её жизни, среда, её воспитавшая, вся её биография сделались понятны и близки, точно сама Пашенная жила жизнью Железновой. Вера Николаевна играла Вассу с потрясающей силой. Невозможно словами описать все оттенки мыслей, чувств, переживаний, которые передавала актриса. К счастью, по спектаклю Малого театра был создан фильм, и потомки могут прикоснуться к замечательному искусству выдающейся актрисы.

- В афише прошедших гастролей Малого театра первым стоял бессмертный «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя. Если мне не изменяет память, то вы сыграли роль Хлестакова в постановке Игоря Владимировича Ильинского. Было это в 1966 году. И вот вновь – «Ревизор». Это не случайно?

- Пьеса Гоголя не о Хлестакове, а о бессмертной чиновничьей рати. Когда нас пытаются обвинить в том, что мы мало ставим современной драматургии, то я сразу же отвечаю: «А «Ревизор»?» Более актуального произведения на сегодняшний день не найдёте. Когда мы на этот раз собрались на первую читку пьесы – а это уже четырнадцатая постановка «Ревизора» в Малом, — то, как у нас водится, задались вопросом: «А чем удивлять публику будем?» Но по прочтении пары-тройки страниц в актёрских кругах начался смех. Оказывается, ничем никого не нужно удивлять – всё уже заложено автором в тексте. Надо просто этот бессмертный текст сыграть. И всё. Никакой отсебятины не нужно.

Приближаясь к авторскому замыслу, мы тем самым становимся соавторами. Всякого рода модернизации – очень скучная вещь. А режиссер, не интересующийся автором, автоматически не интересен и мне. Когда постановщик «Ревизора» Игорь Владимирович Ильинский отдал мне, 21-летнему мальчишке, роль Хлестакова – что было для меня совершенно неожиданно и крайне удивительно, — то напутствовал такими словами: «Твой Хлестаков – это щенок, которому дают деньги, кормят, всячески ублажают… Чего ж не взять, когда дают на лапу? Играй щенка, которого приняли за матёрого волка».

- У вас есть любимые актёры?

- Весь актёрский состав Малого театра. (Улыбается). А ещё я очень любил Георгия Вицина. Ему на Западе ни один комик и в подмётки не годится. Он так мог возвысить актёрскую игру, что создавалось непреходящее ощущение Чуда!

Автор: Виктор Силин
Источник: «Коммуна», №170 (25207), 14.11.08г.
Дата: 14.11.2008 06:35:48


Дата публикации: 14.11.2008