Новости

ИРИНА МУРАВЬЕВА: СЧАСТЬЕ ЖЕНЩИНЫ — В ПОСЛУШАНИИ

ИРИНА МУРАВЬЕВА: СЧАСТЬЕ ЖЕНЩИНЫ — В ПОСЛУШАНИИ

8 февраля Ирине Муравьевой исполнилось 60 лет. Актриса никогда не скрывала годы: «Если о возрасте умалчивать, зритель может подумать, что тебе больше!» В последнее время Ирина Вадимовна редко соглашается на роли в кино. Исключение она сделала для комедии «Самая лучшая бабушка», которая выйдет осенью на Первом канале. О том, почему будущей звезде советовали забыть о сцене, и о том, как Муравьева умеет хулиганить, когда играет серьезные роли, узнал Олег ПЕРАНОВ.

Ирина Муравьева
Когда и где родилась: 8 февраля 1949 года в Москве
Знак зодиака: Водолей
Семья: муж — Леонид Эйдлин, режиссер; дети — Даниил (33 года), юрист, Евгений (25 лет), театральный продюсер
Образование: в 1982-м окончила заочно актерский факультет ГИТИСа
Карьера: с 1970 по 1977 год работала в Центральном детском театре, с 1977 по 1993 год — в Театре им. Моссовета, с 1993 года — актриса Государственного академического Малого театра. Сыграла более чем в 40 фильмах
Награды и звания: народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, награждена орденами «Знак Почета» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени

— Ну посмотри на себя, кто ж такую в актрисы-то возьмет? Актрисы, они красивые, а ты? Белые брови, веснушки на лице, ресниц вообще нет. Какая из тебя артистка?!
Так говорила мама героини Муравьевой в фильме «Карнавал». Почти так же думала о себе Ирина, когда в юности подходила к зеркалу.
— Я смотрела на себя и расстраивалась: девочка-урод, — вспоминает Ирина Вадимовна. — Но от театрального отказаться не могла. В те годы моей любимой книгой была «Моя жизнь в искусстве» Станиславского. Я так мечтала стать актрисой, уехать в какой-нибудь маленький городок! Работать там, как героини пьес Островского. Чтобы потом меня пригласили в новый МХАТ с новым Станиславским во главе — и я бы продолжила там служение искусству!

Мама ругала за четверки
Ирина выросла в центре Москвы, в доме на Большой Пироговской улице.
— У меня было счастливое детство, — вспоминает актриса. — Мама не работала, воспитывала меня и мою старшую сестру Людмилу. Следила за тем, чтобы мы учились на отлично, ругала даже за четверки. Папа был военным инженером, работал недалеко от дома. Каждый день в половине второго мы вместе обедали, и не дай Бог нам с сестрой опоздать к этому времени!
В раннем детстве Ирина мечтала стать учительницей. Она рассаживала на диване кукол и была для них строгой наставницей. Кстати, последнюю куклу родители купили Ирине, когда та училась в десятом классе. Девушка сама попросила — не хотелось расставаться с детством.
В старших классах Ирина увлеклась литературой, смотрела спектакли — любила Театр на Таганке и Театр имени Вахтангова. Особенно ее потрясли постановки «Герой нашего времени» и «Добрый человек из Сезуана». Однажды она подумала: как было бы здорово — самой выйти на сцену! И так же, как Юлия Борисова, Инна Ульянова, Зинаида Славина, блистать в театральных постановках... Тогда же она решила показаться актеру и педагогу Щукинского училища Владимиру Шлезингеру. Прослушав девушку, Владимир Георгиевич сказал, что артистки из нее не получится.
В тот год, окончив школу, Ирина не поступила ни в одно из трех театральных училищ, куда подавала документы. А педагоги Щепкинского училища ей и вовсе посоветовали забыть об искусстве. Хотя в Щукинском дошла до третьего тура.
— Помню, пришла после экзаменов в училище и увидела Наташу Гундареву, которая выбежала из аудитории с криком: «Меня приняли!» Она уже тогда была для меня звездой. Я видела ее в спектаклях Дворца пионеров, — вспоминает Ирина Вадимовна.

Я счастлива, что мои дети не росли за кулисами
На следующий год Ирина поступила в театральную студию при Центральном детском театре.
— Вспоминаю Ирочку еще на вступительных экзаменах в студию, — рассказывает Наталья Платонова (сериал «Любовь как любовь»). — Перед тем как сдавать историю, мы втроем (я, она и Марина Кайдалова) поехали к Ире — готовиться. Но так ничего и не выучили: Муравьева взяла в руки гитару — и мы забыли обо всем на свете. Она так хорошо поет! Потом на курсе благодаря ей знали наизусть массу бардовских песен. Бывало, мы хулиганили. Помню, сделали чучело человека и вывесили за окно — студия располагалась на первом этаже. Чучело здорово пугало прохожих. А однажды всем курсом прогуляли урок по мастерству актера: ездили на закрытый показ фильма «Андрей Рублев» на окраину Москвы. Потом нам так досталось от педагогов!
— Ира уже училась, когда я пришел к ним сразу на второй курс, — вспоминает актер Михаил Жигалов («Петровка, 38»). — На нее нельзя было не обратить внимания: озорная курносая девчонка, рыженькая, голубоглазая. Мальчишеская фигура — узкие бедра и широкие плечи. Она же потом в Детском театре едва ли не всех пацанов переиграла! И Ворону в «Снежной королеве»... В эту веселую, кокетливую девчонку были влюблены все наши мальчишки! С первого взгляда она могла показаться «своей в доску». Но если кто-то перегибал палку, позволял себе лишнее в общении, она одним словом могла поставить нахала на место. Прекрасное было время: мы дневали и ночевали в студии, так были увлечены! Выходили на сцену Детского театра в массовке — за это нам платили по рублю, а тем, кто играл небольшие роли в спектаклях, д д аж по три рубля! У Иры в студии было прозвище Бамбула. Это потому, что она часто читала нам детскую дразнилку: «Борец Бамбула выжал три стула и… мокрую тряпку».
При этом так смешно изображала того силача Бамбула!.. Однажды педагог по речи Ольга Фрид поставила для нас с Ирой рассказ Чехова «Он и она». Здесь и раскрылся драматический талант Муравьевой. Я был потрясен! Она очень глубоко чувствовала произведение, которое читала. Мне жаль, что потом Ирина нечасто получала возможность показать себя как драматическую актрису, в кино больше использовали ее комедийный талант. Несколько лет назад мы встретились в сериале «Не родись красивой». Я и пришел-то в проект из-за Ирины — согласился, когда сказали, что Муравьева сыграет мою супругу.
После студии Ирина Муравьева, Михаил Жигалов и Наталья Платонова стали актерами Центрального детского театра.
— Я всегда знала, что задержусь здесь ненадолго — дорасту до взрослого театра, — вспоминает Муравьева. — Выходила на поклон и шептала про себя: дети, когда вы вырастете, не забудьте меня!
В начале 1970-х в театр пришел режиссер Леонид Эйдлин.
— С Леней они поженились как-то неожиданно для всех, — продолжает Наталья Платонова. — Он поставил с ее участием один спектакль, второй, третий. И вдруг мы уже задним числом узнали, что Ира с Леней сыграли свадьбу. Муравьева оказалась очень хорошей хозяйкой. До замужества она готовила редко, а тут стала кормить мужа разными вкусностями. А уж какая она потрясающая мать! Мы семьями часто проводили отпуск в доме отдыха в Рузе. Как же Ира трогательно относилась к сыновьям Даниилу и Жене!
— Я счастлива от того, что наши с Леней дети не росли за кулисами, — признается Муравьева. — Мы не могли позволить себе нанять нянек, сидели с мальчиками дома по очереди. Иногда я отказывалась от ролей в кино — если съемки проходили за пределами Москвы. Для сыновей я прежде всего мама, а не актриса. Прихожу домой — и здесь мне никто не аплодирует, все ждут, когда накормлю ужином. Я не заставляла детей ходить на мои театральные премьеры, не говорила им: «Сегодня у вашей мамы спектакль. Идем и мучаемся».

Я не лидер, я ведомая
В 1977 году актриса пришла в Театр имени Моссовета, где художественным руководителем тогда был Юрий Завадский. Муравьева оказалась одной из последних актрис, кого легендарный режиссер принял в театр.
— Первой большой работой для Иры в нашем театре стал спектакль «Братья Карамазовы», — рассказывает Евгений Стеблов. — Я играл Алешу, она — Грушеньку. Ира как-то сразу нашла общий язык со всеми в театре. У нее вообще природная толерантность, она умеет подстраиваться под людей. В ней удивительно сочетается сценический кураж, озорство — и жизненное целомудрие. Не раз во время спектакля она устраивала мне подвохи. Например, играем сцену, когда Грушенька читает трагический монолог. «И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь». И все это со слезами, с надрывом. Грушенька при этом бросается Алеше в ноги. Каждый раз Ирина, падая, умудрялась незаметно для зрителя залезть рукой под брючину и дернуть за волосики на моей ноге. И все это не прерывая монолога и слез… Мне кажется, творческая жизнь Ирины в нашем театре сложилась хорошо. Играла она много, причем успевала еще и в кино сниматься. А ведь, кроме того, у Муравьевой есть семья, которую она боготворит! Не представляю, как ей удавалось все это тянуть.
В 1979 году на экраны вышел фильм «Москва слезам не верит». Сейчас трудно представить, что в роли Людмилы режиссер Владимир Меньшов сначала видел Татьяну Сидоренко из Театра на Таганке или Анастасию Вертинскую. Но однажды Владимир Валентинович посмотрел телеспектакль «Сказка о четырех близнецах» с участием Муравьевой — и пригласил ее на пробы.
Ирина Муравьева, Вера Алентова и Раиса Рязанова сыграли так, что вся страна была уверена: они и в жизни крепко дружат.
— Это не так, — уточняет Ирина Вадимовна. — Конечно, во время съемок мы общались плотно. Но после работы у каждой начиналась своя жизнь… Да, после первого просмотра фильма я сама себе не понравилась. Мне вообще свои работы в кино не сразу нравятся. Только когда пройдут годы, могу их смотреть. Тогда я абстрагируюсь и воспринимаю себя как другого человека.
Актриса не раз признавалась, что в жизни совсем не похожа на своих героинь, которые на экране чаще всего были лидерами.
— Я считаю, женское счастье — в послушании, — признается Муравьева. — Это такое удовольствие — за кем-то идти, кого-то слушаться. Мне никогда не хотелось добиваться цели. Я не лидер, я ведомая.

Она играет на сливочном масле
— Всегда поражался, как четко, слаженно, без расхлябанности работает Ирина Вадимовна, — вспоминает Юрий Яковлев, в фильме «Карнавал» он сыграл отца Нины Соломатиной, героини Муравьевой. — Про таких актеров говорят: они играют на сливочном масле. Потрясающая партнерша! А сколько в ней юмора и утонченного гротеска!
Специально для роли Нины Соломатиной актриса училась кататься на роликах. Режиссер «Карнавала» Татьяна Лиознова настояла, чтобы Муравьева занималась с тренером, даже когда гастролировала в Киеве с Театром имени Моссовета.
Историю, которая легла в основу фильма «Самая обаятельная и привлекательная», режиссер Геральд Бежанов и сценарист Анатолий Эйрамджан писали под Муравьеву.
— Мы наделяли Надю Клюеву характером актрисы, ее манерами и привычками, — рассказывает Бежанов. — Писали — и не знали, сыграет ли она в нашем фильме. Вели переговоры, уговаривали... Муравьева уже была знаменитостью, а я только начинал, снял всего два фильма. Но вот она прочитала сценарий — и согласилась! Я был счастлив, и, думаю, она тоже не пожалела. Муравьева приходила на съемки с текстом, выученным до каждой запятой. Специально для фильма вместе с Володей Носиком она каждый день играла в настольный теннис. Носик даже палец на ноге сломал — так старался.
— Я к тому времени уже умела играть, поэтому на эти тренировки приходила просто так, — рассказывает «ТН» Муравьева. — В детстве на даче мы часто играли в пинг-понг. Так что на съемках мне достаточно было взять в руки ракетку, чтобы вспомнить навыки.

Ира и без призов знает себе цену
В начале 1990-х актриса перешла в Малый театр.
— Узнав об этом, я был удивлен, — улыбается Владимир Стеблов. — Сказал Ирине: «Ну что же, вырастешь там в великую старуху!» В Малом есть традиция «великих старух». А если серьезно, я рад, что она смогла примерить новые роли — классические, драматические. Ира давно о них мечтала.
— Знаете, как говорят: «Театр без интриг — мертвый театр». Но вот в отношении Ирины я ничего подобного не припомню, — говорит коллега Муравьевой, актер Малого театра Валерий Баринов. — Ее тут же ввели в спектакль «Вишневый сад» на роль Раневской. Я был потрясен тем, как естественно она выглядит на сцене. И как она азартна — насколько это возможно в такой пьесе, как «Вишневый сад».
Актриса по сей день играет в Малом театре, среди ее ролей Купавина («Волки и овцы»), Аркадина («Чайка»), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Гурмыжская («Лес»). А вот предложения о съемках в кино и сериалах Муравьева принимает с осторожностью.
— Изначально я считаю себя театральной актрисой, — признается Ирина Вадимовна, — поэтому предложения от кинорежиссеров принимаю редко. Да и предлагают чаще неинтересные роли, всякую ерунду.
В последние годы Ирина Вадимовна сыграла в сериалах «Завещание Ленина», «Спас под березами» (его снимал супруг актрисы) и в популярном проекте «Не родись красивой» — она была мамой главной героини Кати Пушкаревой (Нелли Уварова).
— На эту роль я согласилась потому, что всегда приятно играть хороших людей, — улыбается актриса.
Оберегая родных и себя, Ирина Вадимовна редко появляется на светских мероприятиях. Ее не награждают премиями, которые сегодня раздают всем.
— Это же немыслимое дело: живет и работает такая уникальная актриса, а ее как будто не замечают! — досадует режиссер Леонид Эйдлин. — Как-то увидел в одном издании список 150 лучших российских актрис, и там Муравьевой не было! Это же нонсенс… Сама она, конечно, относится к этому спокойно и без призов знает себе цену, но мне, как режиссеру, да и близкому человеку Иры, очень обидно!


Теленеделя, №7 2009

Дата публикации: 18.02.2009
ИРИНА МУРАВЬЕВА: СЧАСТЬЕ ЖЕНЩИНЫ — В ПОСЛУШАНИИ

8 февраля Ирине Муравьевой исполнилось 60 лет. Актриса никогда не скрывала годы: «Если о возрасте умалчивать, зритель может подумать, что тебе больше!» В последнее время Ирина Вадимовна редко соглашается на роли в кино. Исключение она сделала для комедии «Самая лучшая бабушка», которая выйдет осенью на Первом канале. О том, почему будущей звезде советовали забыть о сцене, и о том, как Муравьева умеет хулиганить, когда играет серьезные роли, узнал Олег ПЕРАНОВ.

Ирина Муравьева
Когда и где родилась: 8 февраля 1949 года в Москве
Знак зодиака: Водолей
Семья: муж — Леонид Эйдлин, режиссер; дети — Даниил (33 года), юрист, Евгений (25 лет), театральный продюсер
Образование: в 1982-м окончила заочно актерский факультет ГИТИСа
Карьера: с 1970 по 1977 год работала в Центральном детском театре, с 1977 по 1993 год — в Театре им. Моссовета, с 1993 года — актриса Государственного академического Малого театра. Сыграла более чем в 40 фильмах
Награды и звания: народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, награждена орденами «Знак Почета» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени

— Ну посмотри на себя, кто ж такую в актрисы-то возьмет? Актрисы, они красивые, а ты? Белые брови, веснушки на лице, ресниц вообще нет. Какая из тебя артистка?!
Так говорила мама героини Муравьевой в фильме «Карнавал». Почти так же думала о себе Ирина, когда в юности подходила к зеркалу.
— Я смотрела на себя и расстраивалась: девочка-урод, — вспоминает Ирина Вадимовна. — Но от театрального отказаться не могла. В те годы моей любимой книгой была «Моя жизнь в искусстве» Станиславского. Я так мечтала стать актрисой, уехать в какой-нибудь маленький городок! Работать там, как героини пьес Островского. Чтобы потом меня пригласили в новый МХАТ с новым Станиславским во главе — и я бы продолжила там служение искусству!

Мама ругала за четверки
Ирина выросла в центре Москвы, в доме на Большой Пироговской улице.
— У меня было счастливое детство, — вспоминает актриса. — Мама не работала, воспитывала меня и мою старшую сестру Людмилу. Следила за тем, чтобы мы учились на отлично, ругала даже за четверки. Папа был военным инженером, работал недалеко от дома. Каждый день в половине второго мы вместе обедали, и не дай Бог нам с сестрой опоздать к этому времени!
В раннем детстве Ирина мечтала стать учительницей. Она рассаживала на диване кукол и была для них строгой наставницей. Кстати, последнюю куклу родители купили Ирине, когда та училась в десятом классе. Девушка сама попросила — не хотелось расставаться с детством.
В старших классах Ирина увлеклась литературой, смотрела спектакли — любила Театр на Таганке и Театр имени Вахтангова. Особенно ее потрясли постановки «Герой нашего времени» и «Добрый человек из Сезуана». Однажды она подумала: как было бы здорово — самой выйти на сцену! И так же, как Юлия Борисова, Инна Ульянова, Зинаида Славина, блистать в театральных постановках... Тогда же она решила показаться актеру и педагогу Щукинского училища Владимиру Шлезингеру. Прослушав девушку, Владимир Георгиевич сказал, что артистки из нее не получится.
В тот год, окончив школу, Ирина не поступила ни в одно из трех театральных училищ, куда подавала документы. А педагоги Щепкинского училища ей и вовсе посоветовали забыть об искусстве. Хотя в Щукинском дошла до третьего тура.
— Помню, пришла после экзаменов в училище и увидела Наташу Гундареву, которая выбежала из аудитории с криком: «Меня приняли!» Она уже тогда была для меня звездой. Я видела ее в спектаклях Дворца пионеров, — вспоминает Ирина Вадимовна.

Я счастлива, что мои дети не росли за кулисами
На следующий год Ирина поступила в театральную студию при Центральном детском театре.
— Вспоминаю Ирочку еще на вступительных экзаменах в студию, — рассказывает Наталья Платонова (сериал «Любовь как любовь»). — Перед тем как сдавать историю, мы втроем (я, она и Марина Кайдалова) поехали к Ире — готовиться. Но так ничего и не выучили: Муравьева взяла в руки гитару — и мы забыли обо всем на свете. Она так хорошо поет! Потом на курсе благодаря ей знали наизусть массу бардовских песен. Бывало, мы хулиганили. Помню, сделали чучело человека и вывесили за окно — студия располагалась на первом этаже. Чучело здорово пугало прохожих. А однажды всем курсом прогуляли урок по мастерству актера: ездили на закрытый показ фильма «Андрей Рублев» на окраину Москвы. Потом нам так досталось от педагогов!
— Ира уже училась, когда я пришел к ним сразу на второй курс, — вспоминает актер Михаил Жигалов («Петровка, 38»). — На нее нельзя было не обратить внимания: озорная курносая девчонка, рыженькая, голубоглазая. Мальчишеская фигура — узкие бедра и широкие плечи. Она же потом в Детском театре едва ли не всех пацанов переиграла! И Ворону в «Снежной королеве»... В эту веселую, кокетливую девчонку были влюблены все наши мальчишки! С первого взгляда она могла показаться «своей в доску». Но если кто-то перегибал палку, позволял себе лишнее в общении, она одним словом могла поставить нахала на место. Прекрасное было время: мы дневали и ночевали в студии, так были увлечены! Выходили на сцену Детского театра в массовке — за это нам платили по рублю, а тем, кто играл небольшие роли в спектаклях, д д аж по три рубля! У Иры в студии было прозвище Бамбула. Это потому, что она часто читала нам детскую дразнилку: «Борец Бамбула выжал три стула и… мокрую тряпку».
При этом так смешно изображала того силача Бамбула!.. Однажды педагог по речи Ольга Фрид поставила для нас с Ирой рассказ Чехова «Он и она». Здесь и раскрылся драматический талант Муравьевой. Я был потрясен! Она очень глубоко чувствовала произведение, которое читала. Мне жаль, что потом Ирина нечасто получала возможность показать себя как драматическую актрису, в кино больше использовали ее комедийный талант. Несколько лет назад мы встретились в сериале «Не родись красивой». Я и пришел-то в проект из-за Ирины — согласился, когда сказали, что Муравьева сыграет мою супругу.
После студии Ирина Муравьева, Михаил Жигалов и Наталья Платонова стали актерами Центрального детского театра.
— Я всегда знала, что задержусь здесь ненадолго — дорасту до взрослого театра, — вспоминает Муравьева. — Выходила на поклон и шептала про себя: дети, когда вы вырастете, не забудьте меня!
В начале 1970-х в театр пришел режиссер Леонид Эйдлин.
— С Леней они поженились как-то неожиданно для всех, — продолжает Наталья Платонова. — Он поставил с ее участием один спектакль, второй, третий. И вдруг мы уже задним числом узнали, что Ира с Леней сыграли свадьбу. Муравьева оказалась очень хорошей хозяйкой. До замужества она готовила редко, а тут стала кормить мужа разными вкусностями. А уж какая она потрясающая мать! Мы семьями часто проводили отпуск в доме отдыха в Рузе. Как же Ира трогательно относилась к сыновьям Даниилу и Жене!
— Я счастлива от того, что наши с Леней дети не росли за кулисами, — признается Муравьева. — Мы не могли позволить себе нанять нянек, сидели с мальчиками дома по очереди. Иногда я отказывалась от ролей в кино — если съемки проходили за пределами Москвы. Для сыновей я прежде всего мама, а не актриса. Прихожу домой — и здесь мне никто не аплодирует, все ждут, когда накормлю ужином. Я не заставляла детей ходить на мои театральные премьеры, не говорила им: «Сегодня у вашей мамы спектакль. Идем и мучаемся».

Я не лидер, я ведомая
В 1977 году актриса пришла в Театр имени Моссовета, где художественным руководителем тогда был Юрий Завадский. Муравьева оказалась одной из последних актрис, кого легендарный режиссер принял в театр.
— Первой большой работой для Иры в нашем театре стал спектакль «Братья Карамазовы», — рассказывает Евгений Стеблов. — Я играл Алешу, она — Грушеньку. Ира как-то сразу нашла общий язык со всеми в театре. У нее вообще природная толерантность, она умеет подстраиваться под людей. В ней удивительно сочетается сценический кураж, озорство — и жизненное целомудрие. Не раз во время спектакля она устраивала мне подвохи. Например, играем сцену, когда Грушенька читает трагический монолог. «И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь». И все это со слезами, с надрывом. Грушенька при этом бросается Алеше в ноги. Каждый раз Ирина, падая, умудрялась незаметно для зрителя залезть рукой под брючину и дернуть за волосики на моей ноге. И все это не прерывая монолога и слез… Мне кажется, творческая жизнь Ирины в нашем театре сложилась хорошо. Играла она много, причем успевала еще и в кино сниматься. А ведь, кроме того, у Муравьевой есть семья, которую она боготворит! Не представляю, как ей удавалось все это тянуть.
В 1979 году на экраны вышел фильм «Москва слезам не верит». Сейчас трудно представить, что в роли Людмилы режиссер Владимир Меньшов сначала видел Татьяну Сидоренко из Театра на Таганке или Анастасию Вертинскую. Но однажды Владимир Валентинович посмотрел телеспектакль «Сказка о четырех близнецах» с участием Муравьевой — и пригласил ее на пробы.
Ирина Муравьева, Вера Алентова и Раиса Рязанова сыграли так, что вся страна была уверена: они и в жизни крепко дружат.
— Это не так, — уточняет Ирина Вадимовна. — Конечно, во время съемок мы общались плотно. Но после работы у каждой начиналась своя жизнь… Да, после первого просмотра фильма я сама себе не понравилась. Мне вообще свои работы в кино не сразу нравятся. Только когда пройдут годы, могу их смотреть. Тогда я абстрагируюсь и воспринимаю себя как другого человека.
Актриса не раз признавалась, что в жизни совсем не похожа на своих героинь, которые на экране чаще всего были лидерами.
— Я считаю, женское счастье — в послушании, — признается Муравьева. — Это такое удовольствие — за кем-то идти, кого-то слушаться. Мне никогда не хотелось добиваться цели. Я не лидер, я ведомая.

Она играет на сливочном масле
— Всегда поражался, как четко, слаженно, без расхлябанности работает Ирина Вадимовна, — вспоминает Юрий Яковлев, в фильме «Карнавал» он сыграл отца Нины Соломатиной, героини Муравьевой. — Про таких актеров говорят: они играют на сливочном масле. Потрясающая партнерша! А сколько в ней юмора и утонченного гротеска!
Специально для роли Нины Соломатиной актриса училась кататься на роликах. Режиссер «Карнавала» Татьяна Лиознова настояла, чтобы Муравьева занималась с тренером, даже когда гастролировала в Киеве с Театром имени Моссовета.
Историю, которая легла в основу фильма «Самая обаятельная и привлекательная», режиссер Геральд Бежанов и сценарист Анатолий Эйрамджан писали под Муравьеву.
— Мы наделяли Надю Клюеву характером актрисы, ее манерами и привычками, — рассказывает Бежанов. — Писали — и не знали, сыграет ли она в нашем фильме. Вели переговоры, уговаривали... Муравьева уже была знаменитостью, а я только начинал, снял всего два фильма. Но вот она прочитала сценарий — и согласилась! Я был счастлив, и, думаю, она тоже не пожалела. Муравьева приходила на съемки с текстом, выученным до каждой запятой. Специально для фильма вместе с Володей Носиком она каждый день играла в настольный теннис. Носик даже палец на ноге сломал — так старался.
— Я к тому времени уже умела играть, поэтому на эти тренировки приходила просто так, — рассказывает «ТН» Муравьева. — В детстве на даче мы часто играли в пинг-понг. Так что на съемках мне достаточно было взять в руки ракетку, чтобы вспомнить навыки.

Ира и без призов знает себе цену
В начале 1990-х актриса перешла в Малый театр.
— Узнав об этом, я был удивлен, — улыбается Владимир Стеблов. — Сказал Ирине: «Ну что же, вырастешь там в великую старуху!» В Малом есть традиция «великих старух». А если серьезно, я рад, что она смогла примерить новые роли — классические, драматические. Ира давно о них мечтала.
— Знаете, как говорят: «Театр без интриг — мертвый театр». Но вот в отношении Ирины я ничего подобного не припомню, — говорит коллега Муравьевой, актер Малого театра Валерий Баринов. — Ее тут же ввели в спектакль «Вишневый сад» на роль Раневской. Я был потрясен тем, как естественно она выглядит на сцене. И как она азартна — насколько это возможно в такой пьесе, как «Вишневый сад».
Актриса по сей день играет в Малом театре, среди ее ролей Купавина («Волки и овцы»), Аркадина («Чайка»), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Гурмыжская («Лес»). А вот предложения о съемках в кино и сериалах Муравьева принимает с осторожностью.
— Изначально я считаю себя театральной актрисой, — признается Ирина Вадимовна, — поэтому предложения от кинорежиссеров принимаю редко. Да и предлагают чаще неинтересные роли, всякую ерунду.
В последние годы Ирина Вадимовна сыграла в сериалах «Завещание Ленина», «Спас под березами» (его снимал супруг актрисы) и в популярном проекте «Не родись красивой» — она была мамой главной героини Кати Пушкаревой (Нелли Уварова).
— На эту роль я согласилась потому, что всегда приятно играть хороших людей, — улыбается актриса.
Оберегая родных и себя, Ирина Вадимовна редко появляется на светских мероприятиях. Ее не награждают премиями, которые сегодня раздают всем.
— Это же немыслимое дело: живет и работает такая уникальная актриса, а ее как будто не замечают! — досадует режиссер Леонид Эйдлин. — Как-то увидел в одном издании список 150 лучших российских актрис, и там Муравьевой не было! Это же нонсенс… Сама она, конечно, относится к этому спокойно и без призов знает себе цену, но мне, как режиссеру, да и близкому человеку Иры, очень обидно!


Теленеделя, №7 2009

Дата публикации: 18.02.2009