Новости

Дело за Малым «Правда — хорошо, а счастье лучше» Постановка Сергея Женовача

Дело за Малым

«Правда — хорошо, а счастье лучше»

Постановка Сергея Женовача


«Антирежиссерские» традиции Малого театра расшатываются медленно, но верно. Два года назад Женовач поставил здесь «Горе от ума», теперь — пьесу Островского, а скоро будет еще одна премьера — приглашение на постановку он уже получил. Парадоксально, но вернуться к былому торжеству «актерского театра» сегодня можно лишь с помощью режиссера. По нынешнему спектаклю особенно видно, как нужна Малому бережная, но твердая режиссерская рука: «Правда — хорошо» сыграна с тем вкусом к сочному слову Островского, которым полтораста лет назад прославился этот театр, с теми же основательностью, подробностью, соединенными с легкостью знаменитых актеров «второго университета». В последние годы все это было заменено мертвым имперским стилем, которым когда-то поклонники Малого попрекали Александринку.

Женовач рассказывал, что в этот раз на репетициях в Малом у него сложилась такая доброжелательная атмосфера, какая была у него прежде с любимыми актерами в Театре на Малой Бронной. Женовач умеет создавать вокруг себя команду. В том-то и дело, что не один артист блеснул, а заиграли все, и стало ясно, что в Малом театре — сильная труппа.

Пару молодых влюбленных сыграли те же актеры, что в «Горе от ума» играют Чацкого и Софью, — Глеб Подгородинский и Ирина Леонова. И выясняется, что купеческая дочка и приказчик из пьесы Островского — замоскворецкая вариация героев Грибоедова. Поликсена — норовистая красавица в соку, назначившая себе возлюбленного, сама себя распаляет собственными фантазиями и вздохами. Платон –– непримиримый и резкий до глуповатости мальчишка — любуется своей прямотой и своими страданиями, а других понять не хочет. В общем, знакомые герои, только ставшие гротескнее и смешнее. Да и сыграны ярче, чем два года назад. У Женовача актеры всегда растут.

А уж старшее поколение в Малом традиционно сильное. И хлопотливая нянька — Людмила Полякова. И обаятельнейший отставной унтер Грознов — Василий Бочкарев, — не разваливающийся на куски старикан, каким его играл Юрский, а живчик и хитрован, добродушный и лукавый. Но лучше всех купчиха Барабошева — Евгения Глушенко. Она не мрачная и властная старуха, а прехорошенькая хохотушка и умница. А то, что с усмешкой держит всех в своем пухленьком, но железном кулачке, — так просто ровни ей нет. И никто не сомневается, что ее старый роман с Грозновым будет иметь продолжение — эти старики всем дадут жару.

И все же знаете, что самое замечательное в Малом театре? Его зрители. Как они сохранились — словно под колпаком перенесены из ХIХ века, — ума не приложу. На выходы любимых актеров зал разражается аплодисментами (так уже почти не бывает в других театрах), удачные сцены снова провожают аплодисментами, да еще криками «Браво!». Я слышала даже: «Браво, Людмила Петровна!», обращенное к Поляковой (в Малом всегда было принято актеров по имени-отчеству называть). Вот кабы к этим зрителям да к этим актерам почаще приглашать настоящего режиссера, глядишь — заповедник Малого и оживет.

Дина Годер
№051, 13.1.2003

Дата публикации: 14.01.2003
Дело за Малым

«Правда — хорошо, а счастье лучше»

Постановка Сергея Женовача


«Антирежиссерские» традиции Малого театра расшатываются медленно, но верно. Два года назад Женовач поставил здесь «Горе от ума», теперь — пьесу Островского, а скоро будет еще одна премьера — приглашение на постановку он уже получил. Парадоксально, но вернуться к былому торжеству «актерского театра» сегодня можно лишь с помощью режиссера. По нынешнему спектаклю особенно видно, как нужна Малому бережная, но твердая режиссерская рука: «Правда — хорошо» сыграна с тем вкусом к сочному слову Островского, которым полтораста лет назад прославился этот театр, с теми же основательностью, подробностью, соединенными с легкостью знаменитых актеров «второго университета». В последние годы все это было заменено мертвым имперским стилем, которым когда-то поклонники Малого попрекали Александринку.

Женовач рассказывал, что в этот раз на репетициях в Малом у него сложилась такая доброжелательная атмосфера, какая была у него прежде с любимыми актерами в Театре на Малой Бронной. Женовач умеет создавать вокруг себя команду. В том-то и дело, что не один артист блеснул, а заиграли все, и стало ясно, что в Малом театре — сильная труппа.

Пару молодых влюбленных сыграли те же актеры, что в «Горе от ума» играют Чацкого и Софью, — Глеб Подгородинский и Ирина Леонова. И выясняется, что купеческая дочка и приказчик из пьесы Островского — замоскворецкая вариация героев Грибоедова. Поликсена — норовистая красавица в соку, назначившая себе возлюбленного, сама себя распаляет собственными фантазиями и вздохами. Платон –– непримиримый и резкий до глуповатости мальчишка — любуется своей прямотой и своими страданиями, а других понять не хочет. В общем, знакомые герои, только ставшие гротескнее и смешнее. Да и сыграны ярче, чем два года назад. У Женовача актеры всегда растут.

А уж старшее поколение в Малом традиционно сильное. И хлопотливая нянька — Людмила Полякова. И обаятельнейший отставной унтер Грознов — Василий Бочкарев, — не разваливающийся на куски старикан, каким его играл Юрский, а живчик и хитрован, добродушный и лукавый. Но лучше всех купчиха Барабошева — Евгения Глушенко. Она не мрачная и властная старуха, а прехорошенькая хохотушка и умница. А то, что с усмешкой держит всех в своем пухленьком, но железном кулачке, — так просто ровни ей нет. И никто не сомневается, что ее старый роман с Грозновым будет иметь продолжение — эти старики всем дадут жару.

И все же знаете, что самое замечательное в Малом театре? Его зрители. Как они сохранились — словно под колпаком перенесены из ХIХ века, — ума не приложу. На выходы любимых актеров зал разражается аплодисментами (так уже почти не бывает в других театрах), удачные сцены снова провожают аплодисментами, да еще криками «Браво!». Я слышала даже: «Браво, Людмила Петровна!», обращенное к Поляковой (в Малом всегда было принято актеров по имени-отчеству называть). Вот кабы к этим зрителям да к этим актерам почаще приглашать настоящего режиссера, глядишь — заповедник Малого и оживет.

Дина Годер
№051, 13.1.2003

Дата публикации: 14.01.2003