Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: «СОВРЕМЕННО – ЭТО КОГДА ГОВОРИШЬ СО СЦЕНЫ СО СМЫСЛОМ»


ЮРИЙ СОЛОМИН: «СОВРЕМЕННО – ЭТО КОГДА ГОВОРИШЬ СО СЦЕНЫ СО СМЫСЛОМ»

В Санкт-Петербурге проходят гастроли Государственного академического Малого театра России: петербургские зрители могут оценить все постановки последних лет, отмеченные престижными наградами и пользующиеся неизменным успехом у публики и критики. В гастрольной афише – русская и зарубежная классика, а также пять режиссерских имен, каждое из которых всегда привлекает внимание. И, конечно же, звездный состав актеров, которыми издавна славится труппа Малого.

Нельзя сказать, что Малый театр редко балует своими гастролями петербуржцев: например, в минувшем феврале этот коллектив уже привозил два своих спектакля на фестиваль в честь 90-летнего юбилея БДТ. Однако нынешний приезд – событие экстраординарное: столь масштабные гастроли (девять различных постановок, причём постановок крупных) – явление в культурной жизни обеих столиц редчайшее даже для «докризисных» времён. Именно с ответа на этот вопрос начал свою беседу с корреспондентом «Фонтанки» художественный руководитель театра, народный артист СССР Юрий Соломин.

– Вопрос настолько же сложный в наше время, насколько и простой. Конечно же, без спонсорской помощи мы бы никогда не смогли привезти сюда, в Петербург, такое количество спектаклей. Существует такая крупная компания «ФосАгро» – с искусством напрямую никак не связанная, они занимаются производством фосфорных минеральных удобрений и ещё какой-то полезной химии для сельского хозяйства. Они нас «подхватили» в прошлом году; помогли нам создать Фонд Малого театра. Этот фонд существует даже не столько для гастрольных поездок, сколько для того, чтобы поддерживать людей, в этом нуждающихся: он помогает тем, кто нуждается в лечении, в лекарствах, в иной какой-то помощи.

– Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и во все времена, основу репертуара составляют пьесы А. Н. Островского; значительное место в жизни театра занимают спектакли по пьесам Чехова, не обделяет своим вниманием труппа и зарубежную классику. Вы не боитесь упрёков в «несовременности», отсталости, «закоснелости»?


– Вы знаете, театр – это встреча; это сердечность, это живое общение, которое само по себе не умирает: его можно только убить. Одни и те же пьесы в разных театрах разные – они даже разные и у нас в театре: например, «Ревизор» шестьдесят пятого года, семидесятых годов или нынешняя постановка – кстати, третья, в которой я участвую. Когда-то я играл Хлестакова, сегодня петербуржцы увидят в этой роли нашего молодого талантливого артиста Дмитрия Солодовника. А пьеса – вечная, на все времена. Всё это чиновничье беспутство и безобразие – всё гениально воплощено Гоголем. Почему все чиновники, все руководители всяких служб и так далее, почему они так верят Хлестакову? Да потому, что боятся; в последнем монологе Городничего так прямо и говорится: семь губернаторов обманул… А почему попался – да в назидание всем нашим нынешним чиновникам: ребята, всё равно попадётесь! И вот это – весьма современно.

– И вы думаете, на наших взяточников-чиновников ваши «Ревизор» или «Свои люди — сочтёмся!» возымеют своё очистительное действие?


– Мне трудно сказать. Дело в том, что такие чиновники просто не ходят в театр, особенно – на «Ревизора»! Кстати, заметьте: о чём бы мы ни говорили, мы всё равно перескакиваем на день сегодняшний. Вот потому-то мы и ставим классику. К примеру, Островский: он же блестящий экономист был! Возьмите любую его пьесу: «Свои люди – сочтёмся!» или «Волки и овцы» – там же всё расписано, все эти махинации и так далее. А вот когда я прочитал пьесу «Делец» Бальзака (она шла у нас в театре), я был поражён: мне показалось, что небезызвестный Мавроди её наверняка читал, настолько детально там рассказана технология создания пресловутых «пирамид». А ведь это Франция, Бальзак!

– Уже довольно давно указом президента России Малому театру присвоен статус национального достояния: Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны наряду с Большим театром, Третьяковской галереей и Эрмитажем, а также в «целях деятельности» театра упоминалось сохранение и развитие традиций русской театральной школы. Ваш театр, как и прежде, остаётся в русле приверженности к старым, добрым традициям?


– Понимаете, «новое» или «современное» не всегда значит хорошее. Да, мы – сторонники традиционного, реалистического в хорошем смысле театра. А для модерна, для «современности» или злобы дня есть другие театры. Нельзя всё делать одинаково, всё делать «как все». Один художник написал чёрный квадрат – так что, всем другим теперь тоже квадраты малевать, пусть даже и разного цвета? Бóльшая часть людей на земле обладает нормальным сердцем, и они прекрасно чувствуют, когда на сцене есть искренность, сердечность и ещё многое из того, что дал нам Бог. Мы не поворачиваем реки вспять – это уже до нас пытались делать. Чувства артиста – вот что важно. И если он играет короля, он должен сидеть в удобном кресле, а не на «модернистском» насесте или современном стальном табурете. Есть театры, где царей играют в балахонах или ночных рубашках. Зачем нам это? Не ходили тогда в балахонах, носили нормальную одежду, и так гораздо удобнее и зрителю, и нам. Современно – это когда ты говоришь со сцены со смыслом, с сердцем – и люди тебя понимают, во что бы ты ни был одет.

— Вот в одном театре есть спектакль, где двадцать минут на сцене матом ругаются. Но это же не обязательно! Мат лучше слушать в троллейбусе, на улице – и даже деньги за это платить не надо! А я лично просто не понимаю: что это решает, зачем это надо? А мне говорят: как же, это же новизна!

- Нет, мы – театр старый, традиционный; классический. Если надо плакать на сцене – плачем; зрителя заплакать заставить тоже умеем… Встать на уши и пройтись так – в принципе, тоже можно… но не на нашей сцене! Мы не занимаемся авангардизмом или новизной ради новизны. Хорошие традиции остаются, а дурные отмирают сами собой.


Спектакли Малого театра России «Власть тьмы» в постановке Юрия Соломина пройдут сегодня и завтра на сцене ДК «Выборгский», а затем – на сцене БДТ: 18 и 19 июня «На всякого мудреца довольно простоты» (режиссёр – В. Бейлис), 20 и 21 июня – «Мнимый больной» (постановка – С. Женовач), 22 и 23 – «Горе от ума» (постановка – С. Женовач), 24 и 25 июня – «Три сестры», поставленные Юрием Соломиным, 26 и 27 – «Дети Солнца» в постановке А. Шапиро, 28 и 29 – «Тайны мадридского двора» Скриба (режиссёр – В. Бейлис), и 30 июня и 1 июля гастроли завершатся спектаклем «Любовный круг» С. Моэма в постановке А. Житинкина.

Кроме того, 18 июня на стадионе «Коломяги» пройдет товарищеский футбольный матч между командами Малого Театра России и БДТ.


Александр Кириллов, Фонтанка.ру 16.06.2009.

Дата публикации: 16.06.2009

ЮРИЙ СОЛОМИН: «СОВРЕМЕННО – ЭТО КОГДА ГОВОРИШЬ СО СЦЕНЫ СО СМЫСЛОМ»

В Санкт-Петербурге проходят гастроли Государственного академического Малого театра России: петербургские зрители могут оценить все постановки последних лет, отмеченные престижными наградами и пользующиеся неизменным успехом у публики и критики. В гастрольной афише – русская и зарубежная классика, а также пять режиссерских имен, каждое из которых всегда привлекает внимание. И, конечно же, звездный состав актеров, которыми издавна славится труппа Малого.

Нельзя сказать, что Малый театр редко балует своими гастролями петербуржцев: например, в минувшем феврале этот коллектив уже привозил два своих спектакля на фестиваль в честь 90-летнего юбилея БДТ. Однако нынешний приезд – событие экстраординарное: столь масштабные гастроли (девять различных постановок, причём постановок крупных) – явление в культурной жизни обеих столиц редчайшее даже для «докризисных» времён. Именно с ответа на этот вопрос начал свою беседу с корреспондентом «Фонтанки» художественный руководитель театра, народный артист СССР Юрий Соломин.

– Вопрос настолько же сложный в наше время, насколько и простой. Конечно же, без спонсорской помощи мы бы никогда не смогли привезти сюда, в Петербург, такое количество спектаклей. Существует такая крупная компания «ФосАгро» – с искусством напрямую никак не связанная, они занимаются производством фосфорных минеральных удобрений и ещё какой-то полезной химии для сельского хозяйства. Они нас «подхватили» в прошлом году; помогли нам создать Фонд Малого театра. Этот фонд существует даже не столько для гастрольных поездок, сколько для того, чтобы поддерживать людей, в этом нуждающихся: он помогает тем, кто нуждается в лечении, в лекарствах, в иной какой-то помощи.

– Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и во все времена, основу репертуара составляют пьесы А. Н. Островского; значительное место в жизни театра занимают спектакли по пьесам Чехова, не обделяет своим вниманием труппа и зарубежную классику. Вы не боитесь упрёков в «несовременности», отсталости, «закоснелости»?


– Вы знаете, театр – это встреча; это сердечность, это живое общение, которое само по себе не умирает: его можно только убить. Одни и те же пьесы в разных театрах разные – они даже разные и у нас в театре: например, «Ревизор» шестьдесят пятого года, семидесятых годов или нынешняя постановка – кстати, третья, в которой я участвую. Когда-то я играл Хлестакова, сегодня петербуржцы увидят в этой роли нашего молодого талантливого артиста Дмитрия Солодовника. А пьеса – вечная, на все времена. Всё это чиновничье беспутство и безобразие – всё гениально воплощено Гоголем. Почему все чиновники, все руководители всяких служб и так далее, почему они так верят Хлестакову? Да потому, что боятся; в последнем монологе Городничего так прямо и говорится: семь губернаторов обманул… А почему попался – да в назидание всем нашим нынешним чиновникам: ребята, всё равно попадётесь! И вот это – весьма современно.

– И вы думаете, на наших взяточников-чиновников ваши «Ревизор» или «Свои люди — сочтёмся!» возымеют своё очистительное действие?


– Мне трудно сказать. Дело в том, что такие чиновники просто не ходят в театр, особенно – на «Ревизора»! Кстати, заметьте: о чём бы мы ни говорили, мы всё равно перескакиваем на день сегодняшний. Вот потому-то мы и ставим классику. К примеру, Островский: он же блестящий экономист был! Возьмите любую его пьесу: «Свои люди – сочтёмся!» или «Волки и овцы» – там же всё расписано, все эти махинации и так далее. А вот когда я прочитал пьесу «Делец» Бальзака (она шла у нас в театре), я был поражён: мне показалось, что небезызвестный Мавроди её наверняка читал, настолько детально там рассказана технология создания пресловутых «пирамид». А ведь это Франция, Бальзак!

– Уже довольно давно указом президента России Малому театру присвоен статус национального достояния: Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны наряду с Большим театром, Третьяковской галереей и Эрмитажем, а также в «целях деятельности» театра упоминалось сохранение и развитие традиций русской театральной школы. Ваш театр, как и прежде, остаётся в русле приверженности к старым, добрым традициям?


– Понимаете, «новое» или «современное» не всегда значит хорошее. Да, мы – сторонники традиционного, реалистического в хорошем смысле театра. А для модерна, для «современности» или злобы дня есть другие театры. Нельзя всё делать одинаково, всё делать «как все». Один художник написал чёрный квадрат – так что, всем другим теперь тоже квадраты малевать, пусть даже и разного цвета? Бóльшая часть людей на земле обладает нормальным сердцем, и они прекрасно чувствуют, когда на сцене есть искренность, сердечность и ещё многое из того, что дал нам Бог. Мы не поворачиваем реки вспять – это уже до нас пытались делать. Чувства артиста – вот что важно. И если он играет короля, он должен сидеть в удобном кресле, а не на «модернистском» насесте или современном стальном табурете. Есть театры, где царей играют в балахонах или ночных рубашках. Зачем нам это? Не ходили тогда в балахонах, носили нормальную одежду, и так гораздо удобнее и зрителю, и нам. Современно – это когда ты говоришь со сцены со смыслом, с сердцем – и люди тебя понимают, во что бы ты ни был одет.

— Вот в одном театре есть спектакль, где двадцать минут на сцене матом ругаются. Но это же не обязательно! Мат лучше слушать в троллейбусе, на улице – и даже деньги за это платить не надо! А я лично просто не понимаю: что это решает, зачем это надо? А мне говорят: как же, это же новизна!

- Нет, мы – театр старый, традиционный; классический. Если надо плакать на сцене – плачем; зрителя заплакать заставить тоже умеем… Встать на уши и пройтись так – в принципе, тоже можно… но не на нашей сцене! Мы не занимаемся авангардизмом или новизной ради новизны. Хорошие традиции остаются, а дурные отмирают сами собой.


Спектакли Малого театра России «Власть тьмы» в постановке Юрия Соломина пройдут сегодня и завтра на сцене ДК «Выборгский», а затем – на сцене БДТ: 18 и 19 июня «На всякого мудреца довольно простоты» (режиссёр – В. Бейлис), 20 и 21 июня – «Мнимый больной» (постановка – С. Женовач), 22 и 23 – «Горе от ума» (постановка – С. Женовач), 24 и 25 июня – «Три сестры», поставленные Юрием Соломиным, 26 и 27 – «Дети Солнца» в постановке А. Шапиро, 28 и 29 – «Тайны мадридского двора» Скриба (режиссёр – В. Бейлис), и 30 июня и 1 июля гастроли завершатся спектаклем «Любовный круг» С. Моэма в постановке А. Житинкина.

Кроме того, 18 июня на стадионе «Коломяги» пройдет товарищеский футбольный матч между командами Малого Театра России и БДТ.


Александр Кириллов, Фонтанка.ру 16.06.2009.

Дата публикации: 16.06.2009