Новости

МИНИСТРЫ УХОДЯТ, ТЕАТР ОСТАЕТСЯ

МИНИСТРЫ УХОДЯТ, ТЕАТР ОСТАЕТСЯ

Закончился очередной театральный сезон. Для одних коллективов он был успешным, для других не очень, но пока деятели сцены не слишком почувствовали на себе кризис.

Правда, ушли какие-то надбавки, в некоторых местах актерам перестали платить за квалификацию, сократили слишком большие отпуска (до 50 дней), снизили цены на дорогие билеты, а так мало что изменилось и даже количество премьер осталось прежним. Наверное, желанный баланс сохраняется за счет прежних накоплений, а может, не слишком дорогое производство позволяет театрам держать установленную планку… К тому же случилось то, о чем мечтали главные режиссеры: актеры вновь большую часть времени проводят в театрах, так как в кино наступила длинная, затяжная пауза. Малый театр в этом смысле всегда был исключением, здесь никогда никуда не торопились и всегда думали об имидже собственного коллектива. Пример всем подавал и подает худрук Юрий Соломин, который при своей популярности мог бы не сходить с телеэкранов, а он днюет и ночует в театре да еще ведет курс в Щепкинском училище. Соломин уделил для беседы полчаса за счет своего обеда.

– Чем для вас был примечателен прошедший сезон?

– Скажу так: сезон прошел неплохо, мы выпустили три спектакля – «Касатку», «Безумного Генриха» и «Дети солнца», который пользуется у зрителей колоссальным успехом, и, наверное, могли бы похвастаться «Кабалой святош» Булгакова, но… Ведь никогда нельзя заранее предугадать, что может помешать, так и тут: сдвинувшийся график гастролей потянул за собой массу производственных проблем.

– Для зрителей это будет сюрприз – увидят вас в роли Мольера.

– Уж не знаю, какой: плохой или хороший, но пытаюсь по мере сил и отпущенного мне таланта освоить эту сложнейшую роль. Надеюсь также, что июньские гастроли в Петербурге на сцене БДТ пройдут успешно, после чего их коллектив выступит у нас в сентябре.

– Конкуренции с «Кабалой святош» в Театре Сатиры не боитесь?

– Бояться? Зачем? У них своя трактовка пьесы, у нас своя, к тому же манера игры совершенно разная. Сказать, чтобы я паниковал – этого нет. Ну, тема власти и так прописана в пьесе, чего ее играть, а вот тема человека, затравленного жизнью, меня сильно волнует. Взять хотя бы последний монолог Мольера, где он говорит, что лизал шпоры высокочтимых вельмож, только бы ему разрешили делать то, что хочется. Ведь мы тоже часто обманываем и улыбаемся, не желая того. И я бы некоторым руки не подавал, но обстоятельства заставляют… Жена ругает меня, будто я игнорирую высокие приемы, и даже выталкивает из дома, чтобы только пошел, но я заранее знаю, что там будет. Конечно, я не Мольер, но в психологии людей разбираюсь хорошо.

– Будь по-другому, вы не смогли бы столько лет руководить Малым театром.

– На эту должность очень многие положили глаз, ведь когда лев стареет – его начинают травить. И вообще все эти разговоры о новой смене руководителей, которые будут работать лучше предыдущих, меня бесят, не потому, что я старый, просто уверен: не будь рядом со мной на сцене великих стариков – я бы никогда не стал тем, кем являюсь. Я также не понимаю, когда некоторые критики пишут, что русский психологический театр устарел, отстал от Европы. Да помилуйте, когда мы с гастролями выезжаем за рубеж, там нас носят на руках, потому что наши актеры играют сердцем, о чем давно забыли на Западе.

– Скажите, вы часто читаете театральную прессу?

– Постоянно, и не могу сказать, что она приводит меня в восторг. К примеру, нашелся всего лишь один критик, который разгромил «Железную маску», то бишь «Золотую маску». Как и он, я тоже был возмущен, когда прочел в газете злобную рецензию на спектакль БДТ «Дядюшкин сон», где размазали не только режиссера Темура Чхеидзе, но и Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили, после чего он получил приз за лучшую мужскую роль. Разве так можно? Я знаю эту группку критиков, топчущих все, что им не нравится. Эта группка не принимает МХАТ Татьяны Дорониной, его просто нет на театральной карте Москвы, а теперь добрались и до Алисы Фрейндлих, выдающейся актрисы нашей современности. То же могу сказать и об Олеге Басилашвили. Он не просто замечательный актер и человек, но и борец. Когда Олег Валерианович заседал в Думе, мы вместе с ним выбивали два процента из госбюджета на культуру, и уже тогда я понял, что никакие препятствия не помешают ему достигнуть своей цели. Или в прошлом году обругали фоменковскую «Бесприданницу», камня на камне не оставили, а после включили в афишу лучших спектаклей «Золотой маски». И это называется свободная пресса? Да креста на них нет, что хотят, то и воротят.

Мы так много нарубили дров и так много сучков с деревьев отпилили, что не надо пилить последний, ибо предпоследним было образование. Спрашивается, почему не посоветовались с Академией образования, когда утверждали единый государственный экзамен. Я знаю многих ректоров, которые выступают против этого нововведения, но власть не обращает внимания ни на них, ни на протесты родителей…
У меня ведь тоже был выбор: покинуть Малый театр и стать только министром культуры или продолжать играть на сцене. Я предпочел совместительство, хотя было несказанно трудно, но ведь министры приходят и уходят, а театр остается.

– Что бы вы могли пожелать газете «Трибуна» в канун ее юбилея?

– Быть той трибуной, с которой, как говорил Гоголь, можно много миру сказать добра. Пока ваша газета выдерживает высокий тон журналистики, не допускает на своих страницах желтизны, поэтому за завтраком я не боюсь ее читать, зная, что она не испортит мне аппетит.

Любовь ЛЕБЕДИНА
«Трибуна», 2 июля 2009 года

Дата публикации: 02.07.2009
МИНИСТРЫ УХОДЯТ, ТЕАТР ОСТАЕТСЯ

Закончился очередной театральный сезон. Для одних коллективов он был успешным, для других не очень, но пока деятели сцены не слишком почувствовали на себе кризис.

Правда, ушли какие-то надбавки, в некоторых местах актерам перестали платить за квалификацию, сократили слишком большие отпуска (до 50 дней), снизили цены на дорогие билеты, а так мало что изменилось и даже количество премьер осталось прежним. Наверное, желанный баланс сохраняется за счет прежних накоплений, а может, не слишком дорогое производство позволяет театрам держать установленную планку… К тому же случилось то, о чем мечтали главные режиссеры: актеры вновь большую часть времени проводят в театрах, так как в кино наступила длинная, затяжная пауза. Малый театр в этом смысле всегда был исключением, здесь никогда никуда не торопились и всегда думали об имидже собственного коллектива. Пример всем подавал и подает худрук Юрий Соломин, который при своей популярности мог бы не сходить с телеэкранов, а он днюет и ночует в театре да еще ведет курс в Щепкинском училище. Соломин уделил для беседы полчаса за счет своего обеда.

– Чем для вас был примечателен прошедший сезон?

– Скажу так: сезон прошел неплохо, мы выпустили три спектакля – «Касатку», «Безумного Генриха» и «Дети солнца», который пользуется у зрителей колоссальным успехом, и, наверное, могли бы похвастаться «Кабалой святош» Булгакова, но… Ведь никогда нельзя заранее предугадать, что может помешать, так и тут: сдвинувшийся график гастролей потянул за собой массу производственных проблем.

– Для зрителей это будет сюрприз – увидят вас в роли Мольера.

– Уж не знаю, какой: плохой или хороший, но пытаюсь по мере сил и отпущенного мне таланта освоить эту сложнейшую роль. Надеюсь также, что июньские гастроли в Петербурге на сцене БДТ пройдут успешно, после чего их коллектив выступит у нас в сентябре.

– Конкуренции с «Кабалой святош» в Театре Сатиры не боитесь?

– Бояться? Зачем? У них своя трактовка пьесы, у нас своя, к тому же манера игры совершенно разная. Сказать, чтобы я паниковал – этого нет. Ну, тема власти и так прописана в пьесе, чего ее играть, а вот тема человека, затравленного жизнью, меня сильно волнует. Взять хотя бы последний монолог Мольера, где он говорит, что лизал шпоры высокочтимых вельмож, только бы ему разрешили делать то, что хочется. Ведь мы тоже часто обманываем и улыбаемся, не желая того. И я бы некоторым руки не подавал, но обстоятельства заставляют… Жена ругает меня, будто я игнорирую высокие приемы, и даже выталкивает из дома, чтобы только пошел, но я заранее знаю, что там будет. Конечно, я не Мольер, но в психологии людей разбираюсь хорошо.

– Будь по-другому, вы не смогли бы столько лет руководить Малым театром.

– На эту должность очень многие положили глаз, ведь когда лев стареет – его начинают травить. И вообще все эти разговоры о новой смене руководителей, которые будут работать лучше предыдущих, меня бесят, не потому, что я старый, просто уверен: не будь рядом со мной на сцене великих стариков – я бы никогда не стал тем, кем являюсь. Я также не понимаю, когда некоторые критики пишут, что русский психологический театр устарел, отстал от Европы. Да помилуйте, когда мы с гастролями выезжаем за рубеж, там нас носят на руках, потому что наши актеры играют сердцем, о чем давно забыли на Западе.

– Скажите, вы часто читаете театральную прессу?

– Постоянно, и не могу сказать, что она приводит меня в восторг. К примеру, нашелся всего лишь один критик, который разгромил «Железную маску», то бишь «Золотую маску». Как и он, я тоже был возмущен, когда прочел в газете злобную рецензию на спектакль БДТ «Дядюшкин сон», где размазали не только режиссера Темура Чхеидзе, но и Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили, после чего он получил приз за лучшую мужскую роль. Разве так можно? Я знаю эту группку критиков, топчущих все, что им не нравится. Эта группка не принимает МХАТ Татьяны Дорониной, его просто нет на театральной карте Москвы, а теперь добрались и до Алисы Фрейндлих, выдающейся актрисы нашей современности. То же могу сказать и об Олеге Басилашвили. Он не просто замечательный актер и человек, но и борец. Когда Олег Валерианович заседал в Думе, мы вместе с ним выбивали два процента из госбюджета на культуру, и уже тогда я понял, что никакие препятствия не помешают ему достигнуть своей цели. Или в прошлом году обругали фоменковскую «Бесприданницу», камня на камне не оставили, а после включили в афишу лучших спектаклей «Золотой маски». И это называется свободная пресса? Да креста на них нет, что хотят, то и воротят.

Мы так много нарубили дров и так много сучков с деревьев отпилили, что не надо пилить последний, ибо предпоследним было образование. Спрашивается, почему не посоветовались с Академией образования, когда утверждали единый государственный экзамен. Я знаю многих ректоров, которые выступают против этого нововведения, но власть не обращает внимания ни на них, ни на протесты родителей…
У меня ведь тоже был выбор: покинуть Малый театр и стать только министром культуры или продолжать играть на сцене. Я предпочел совместительство, хотя было несказанно трудно, но ведь министры приходят и уходят, а театр остается.

– Что бы вы могли пожелать газете «Трибуна» в канун ее юбилея?

– Быть той трибуной, с которой, как говорил Гоголь, можно много миру сказать добра. Пока ваша газета выдерживает высокий тон журналистики, не допускает на своих страницах желтизны, поэтому за завтраком я не боюсь ее читать, зная, что она не испортит мне аппетит.

Любовь ЛЕБЕДИНА
«Трибуна», 2 июля 2009 года

Дата публикации: 02.07.2009