Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: «МЫ - ТЕАТР ТРАДИЦИОННЫЙ»

ЮРИЙ СОЛОМИН: «МЫ - ТЕАТР ТРАДИЦИОННЫЙ»

По 1 июля Петербурге проходят гастроли Малого театра, руководит которым народный артист СССР Юрий Соломин.

- Юрий Мефодьевич, сложно ли организовать столь длительные гастроли?

- Без спонсорской помощи мы никогда не смогли бы привезти в Петербург такое количество спектаклей (9 постановок).

- Чем нынче живет Малый театр?

- Мы сторонники традиционного, реалистического в хорошем смысле театра. А для модерна, для «современности» или злобы дня есть другие театры. Мы - театр старый, традиционный; классический. Если надо плакать на сцене - плачем; зрителя заплакать заставить тоже умеем… Встать на уши и пройтись так, в принципе, тоже можно… но не на нашей сцене. Мы не занимаемся авангардизмом или новизной ради новизны. Хорошие традиции остаются, а дурные отмирают сами собой.

- Вы серьезный человек?

- Да, очень.

- Когда вы брали на себя руководство Малым театром, долго перед этим думали?

- А что тут думать? Это же мой дом. Придут ко мне скажут: «Твоя квартира в нашем подъезде, все старики здесь живут - возьми на себя руководство!». Я что, не возьму? Возьму.

- Смелость нужно иметь…

- Совесть. Смелости не требуется… И еще есть судьба. Понимаете, какая штука: я работал у директора и художественного руководителя Малого театра Михаила Царева, и он за все годы, которые я проработал в театре, на разговор к себе (предвидел он или не предвидел?) вызвал именно меня.

- А вы в судьбу верите?

- Верю. Да, он был моим учителем, но я не был его любимцем. Я знаю, что был ему симпатичен, потому что на выпускном вечере за столом он попросил именно меня прочитать то, что я читал на экзамене - сказку Андерсена «Скандальное происшествие в курятнике»… Почему? И почему потом, когда меня забирали в армию…

- Вы служили?

- Я не служил, потому что был переросток. Меня сразу послали на отправочную комиссию. Я уже служил в театре, а меня обрили… Наши актеры Садовский и Никита Подгорный отловили меня, втолкнули к Цареву в кабинет. Я, стриженый, стою перед ним, и он говорит: «О Боже мой! Что тако-ое? (с интонацией Царева)». Я ему сказал, он снял трубку и позвонил Елене Николаевне Гоголевой. А та была председателем военно-шефской комиссии много лет, включая войну. Перед ней все генералы стояли по струнке. И вот он говорит: «Зайди к Елене Николаевне». Я пошел. Она говорит: «А что ты раньше-то не пришел?» Я отвечаю: «Ну что я приду и скажу, Елена Николаевна?» Она: «Завтра зайди», - и позвонила министру обороны Малиновскому. Генерал-адъютантом у него был Кондратенко. Вот помню же… Завтра захожу, она говорит: «Ну, все хорошо, теперь жди». Я спрашиваю: «Чего ждать?» Она: «Жди и все». Потом мне позвонили домой из военкомата, спросили: «Карточки есть у вас?» Побежал сфотографировался… А уже чувствую, что дадут военный билет… Елена Николаевна, оказывается, поехала туда и сказала: «В кино и в театре он больше сделает…» А через несколько месяцев меня утвердили на роль в фильме «Весна на Одере». Потом пошло: «Оборона Севастополя», «Блокада», «Хождение по мукам»… Я снимался во многих фильмах военной тематики - считаю, что отслужил.

- По сути, многосерийный фильм «Хождение по мукам» - ремейк, то есть переделка предыдущего, старого, но неплохого варианта киноромана…

- Да, неплохой был, трехсерийный, по-моему… Мне все нравились: и Шарлахов, и Гриценко, и Нифонтова… Но у нас в фильме была почти вся книга. Помню, в какой-то газете, кажется в «Известиях», задали похожий вопрос. Я сказал тогда, что сейчас тот, старый, фильм еще кто-то помнит, а те, кто его не видел, другое поколение, будет помнить другой - с Ножкиным, Езеповым, Алферовой… Там есть хорошие работы. Режиссер Ордынский был скрупулезен и дотошен. В фильме много литературной правды, толстовской правды. Но фильмы разные, их нельзя сравнивать.

- Вам хотелось когда-нибудь равняться на кого-то из актеров старой школы?

- Так я не могу сказать, но некоторые мне очень нравились: Грибов, Меркурьев, Толубеев¸ Черкасов, Жаров, Бабочкин… Была большая обойма артистов: ваши Стржельчик, Копелян, Трофимов… С ними я работал тоже.

- Вы считаете встречи в творчестве с этими актерами за везение или за само собой разумеющееся?

- Это удача в жизни. Это прекрасные артисты, и они попали в историю. Вспоминаю Гриценко, Папанова… Я думаю: «Как мне посчастливилось с ними и работать, и (смеется) водку пить!» А режиссеры? Донской, Ташков, Ордынский, Куросава, Соловьев, Захаров…

- Ваша роль трактирщика в «Обыкновенном чуде» - одно из лучших воспоминаний детства… Казалось, что вы такой и есть на самом деле…

- Ага, такой (крутит пальцем у виска) и есть… Было неожиданным для меня, что Захаров пригласил в свою команду. И, по-моему, я никого не подвел. Все эти страницы из книги не вырвешь…

Записала Екатерина Омецинская

«Шанс-Петербург» №37 (29.06.2009)

Дата публикации: 03.07.2009
ЮРИЙ СОЛОМИН: «МЫ - ТЕАТР ТРАДИЦИОННЫЙ»

По 1 июля Петербурге проходят гастроли Малого театра, руководит которым народный артист СССР Юрий Соломин.

- Юрий Мефодьевич, сложно ли организовать столь длительные гастроли?

- Без спонсорской помощи мы никогда не смогли бы привезти в Петербург такое количество спектаклей (9 постановок).

- Чем нынче живет Малый театр?

- Мы сторонники традиционного, реалистического в хорошем смысле театра. А для модерна, для «современности» или злобы дня есть другие театры. Мы - театр старый, традиционный; классический. Если надо плакать на сцене - плачем; зрителя заплакать заставить тоже умеем… Встать на уши и пройтись так, в принципе, тоже можно… но не на нашей сцене. Мы не занимаемся авангардизмом или новизной ради новизны. Хорошие традиции остаются, а дурные отмирают сами собой.

- Вы серьезный человек?

- Да, очень.

- Когда вы брали на себя руководство Малым театром, долго перед этим думали?

- А что тут думать? Это же мой дом. Придут ко мне скажут: «Твоя квартира в нашем подъезде, все старики здесь живут - возьми на себя руководство!». Я что, не возьму? Возьму.

- Смелость нужно иметь…

- Совесть. Смелости не требуется… И еще есть судьба. Понимаете, какая штука: я работал у директора и художественного руководителя Малого театра Михаила Царева, и он за все годы, которые я проработал в театре, на разговор к себе (предвидел он или не предвидел?) вызвал именно меня.

- А вы в судьбу верите?

- Верю. Да, он был моим учителем, но я не был его любимцем. Я знаю, что был ему симпатичен, потому что на выпускном вечере за столом он попросил именно меня прочитать то, что я читал на экзамене - сказку Андерсена «Скандальное происшествие в курятнике»… Почему? И почему потом, когда меня забирали в армию…

- Вы служили?

- Я не служил, потому что был переросток. Меня сразу послали на отправочную комиссию. Я уже служил в театре, а меня обрили… Наши актеры Садовский и Никита Подгорный отловили меня, втолкнули к Цареву в кабинет. Я, стриженый, стою перед ним, и он говорит: «О Боже мой! Что тако-ое? (с интонацией Царева)». Я ему сказал, он снял трубку и позвонил Елене Николаевне Гоголевой. А та была председателем военно-шефской комиссии много лет, включая войну. Перед ней все генералы стояли по струнке. И вот он говорит: «Зайди к Елене Николаевне». Я пошел. Она говорит: «А что ты раньше-то не пришел?» Я отвечаю: «Ну что я приду и скажу, Елена Николаевна?» Она: «Завтра зайди», - и позвонила министру обороны Малиновскому. Генерал-адъютантом у него был Кондратенко. Вот помню же… Завтра захожу, она говорит: «Ну, все хорошо, теперь жди». Я спрашиваю: «Чего ждать?» Она: «Жди и все». Потом мне позвонили домой из военкомата, спросили: «Карточки есть у вас?» Побежал сфотографировался… А уже чувствую, что дадут военный билет… Елена Николаевна, оказывается, поехала туда и сказала: «В кино и в театре он больше сделает…» А через несколько месяцев меня утвердили на роль в фильме «Весна на Одере». Потом пошло: «Оборона Севастополя», «Блокада», «Хождение по мукам»… Я снимался во многих фильмах военной тематики - считаю, что отслужил.

- По сути, многосерийный фильм «Хождение по мукам» - ремейк, то есть переделка предыдущего, старого, но неплохого варианта киноромана…

- Да, неплохой был, трехсерийный, по-моему… Мне все нравились: и Шарлахов, и Гриценко, и Нифонтова… Но у нас в фильме была почти вся книга. Помню, в какой-то газете, кажется в «Известиях», задали похожий вопрос. Я сказал тогда, что сейчас тот, старый, фильм еще кто-то помнит, а те, кто его не видел, другое поколение, будет помнить другой - с Ножкиным, Езеповым, Алферовой… Там есть хорошие работы. Режиссер Ордынский был скрупулезен и дотошен. В фильме много литературной правды, толстовской правды. Но фильмы разные, их нельзя сравнивать.

- Вам хотелось когда-нибудь равняться на кого-то из актеров старой школы?

- Так я не могу сказать, но некоторые мне очень нравились: Грибов, Меркурьев, Толубеев¸ Черкасов, Жаров, Бабочкин… Была большая обойма артистов: ваши Стржельчик, Копелян, Трофимов… С ними я работал тоже.

- Вы считаете встречи в творчестве с этими актерами за везение или за само собой разумеющееся?

- Это удача в жизни. Это прекрасные артисты, и они попали в историю. Вспоминаю Гриценко, Папанова… Я думаю: «Как мне посчастливилось с ними и работать, и (смеется) водку пить!» А режиссеры? Донской, Ташков, Ордынский, Куросава, Соловьев, Захаров…

- Ваша роль трактирщика в «Обыкновенном чуде» - одно из лучших воспоминаний детства… Казалось, что вы такой и есть на самом деле…

- Ага, такой (крутит пальцем у виска) и есть… Было неожиданным для меня, что Захаров пригласил в свою команду. И, по-моему, я никого не подвел. Все эти страницы из книги не вырвешь…

Записала Екатерина Омецинская

«Шанс-Петербург» №37 (29.06.2009)

Дата публикации: 03.07.2009