Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: «НАСТОЯЩИЙ ТЕАТР НЕ УМРЕТ НИКОГДА»

ЮРИЙ СОЛОМИН: «НАСТОЯЩИЙ ТЕАТР НЕ УМРЕТ НИКОГДА»

В июле в Петербурге завершились гастроли Государственного академического Малого театра. Этот без преувеличения уникальный коллектив возглавляет горячо любимый многими актер – народный артист СССР Юрий СОЛОМИН. Во время пребывания театра в городе на Неве корреспонденту «Вакансии» удалось узнать мнение его руководителя о профессии, путях развития современного театра и многом другом.

– Юрий Мефодьевич, известно, что классика актуальна во все времена. И все же, с учетом нынешней экономической ситуации, какой, на ваш взгляд, спектакль сегодня особенно актуален?

– Какое произведение классики ни возьми, оно как будто специально для нынешнего времени написано. У того же Островского много пьес об экономике: «Свои люди – сочтемся», «Волки и овцы» и другие. Когда шла пьеса «Делец», меня зрители после спектакля спрашивали: «Это действительно Бальзак, или вы вставили что-то от себя?». Все потому, что там система финансовых пирамид отражена – о ней Бальзак написал еще в XIX веке! Не исключено, что основатель МММ прочел это и воспользовался – схема та же. Есть потрясающие реплики, актуальные во все времена. У того же Островского: «Мы куда-то идем, куда-то ведут нас, но ни мы не знаем куда, ни те, которые ведут». Это не нами придумано – проверьте по первоисточнику. Потому классика и современна, а мы просто это сохраняем. Некоторые, правда, говорят о нашем театре: «Ну, это как музей». На что я отвечаю: «А вы сыграйте так!». Настоящий театр не умрет никогда.

– Не секрет, что профессию актера высокооплачиваемой не назовешь. Поэтому театральным артистам приходится подрабатывать. Вы этому не препятствуете? Куда зовут ваших подопечных?

– Зовут по профилю. Надо озвучить на телевидении старую хронику или исторические фильмы – обращаются в Малый театр. Мелодика речи сейчас повсеместно не используется, но наши актеры ее сохраняют – это музыка русской речи. Голос Саши Клюквина я уже «ненавижу». Все, что говорится на радио и телевидении разными голосами – на 80% воспроизводит этот человек.
Снимаются актеры Малого и в сериалах. Но это тоже польза – бесплатная реклама театру. Да и артисты зарабатывают деньги, покупают себе машины – на театральное жалованье этого себе не позволишь. Хотя современные сериалы не идут ни в какое сравнение с прежними: четко прописанный договор, сжатые сроки. Хорошо хоть к актерам теперь относятся более внимательно: 45-минутный перерыв на обед, нормальное питание. Но двенадцатичасовой рабочий день – это непросто, актерам в возрасте трудно приспособиться.

– Вас не приглашают?

– Забот у руководителя театра хватает – не до этого. Впрочем, как-то меня пригласили записать для метро небольшой текст о театре. Но установили жесткие рамки – 20 секунд. Я заранее предупредил, что в это время не уложусь. С трудом 25 секунд хватило, но потом слушаю – укладываюсь в 20. Как так? Оказывается, они паузы подрезали, склеили «буковка к буковке». В результате даже я не понимаю, о чем речь – теряется смысл.

– Юрий Мефодьевич, есть у актера возрастной потолок? Не официальный срок выхода на пенсию, а в чисто профессиональном плане? Вы как руководитель находите место в труппе актерам, расцвет таланта которых далеко в прошлом?
– Здесь нельзя ко всем подходить с одной меркой. Есть уникальные актеры. Допустим, с нами на гастроли приехала и вышла на сцену в одном из спектаклей 96-летняя народная артистка России Татьяна Александровна Еремеева. Когда-то она блистала в «Мадам Бовари» и в «Ярмарке тщеславия», это была классическая героиня Малого театра. Вот уже несколько лет Татьяна Александровна выезжает в родной Тамбов, где три года назад учреждена премия для старейших артистов России имени Николая Рыбакова, входит в состав жюри. А видели бы вы, что творилось в зрительном зале местного театра на ее 95-летии! Поэтому возраст актера – понятие относительное.

У нас 130 артистов в труппе, но зарплату получают еще несколько актеров сверх того. Они по состоянию здоровья не могут выходить на сцену, но мы платим, как работающим. В свое время они приносили Малому театру успех и поддерживали его авторитет – об этом мы помним и в трудную для них минуту. Мы оказываем помощь в лечении примерно 15 ветеранам сцены, откликаемся на другие их насущные обращения.
Характерно и то, что мы не делим членов нашего коллектива по профессиональному признаку. Считаем что все – от ведущих актеров до уборщиц – люди творческие, работающие на общий результат, создающие неповторимую атмосферу Малого театра.

– Не секрет, что некоторые ваши коллеги-директора и сокращением персонала сейчас не брезгуют, а уж по непрофильным активам прошлись уже не раз. Малому театру удается сохранять коллектив?

– Сохраняем. Начиная от медицины – у нас в медпункте 3 врача плюс медсестры. Работают мастерские: пошивочная, сапожная, шляпная. Есть библиотека. Не отказались от оркестра с 30 музыкантами, который скоро отмечает 200-летие. По мнению отдельных «продвинутых» экономистов (не из нашего коллектива), чисто теоретически все это можно сократить как ненужные расходы. Но что тогда останется от театра?

– Некоторые ваши актеры говорили мне, что чуть ли не живут в театре: у них там и диванчик, и туалетные принадлежности… Вам, несмотря на занятость, удается, к примеру, ходить по магазинам, делать какие-то покупки?

– Сейчас на это нет ни времени, ни необходимости. Вообще мои домашние всегда меня от этого оберегали. Оно и понятно, учитывая, во что может превратиться обычный поход в магазин. Разве что загримироваться перед выходом…
Есть, правда, увлечение, которое заставляло в свое время часто заглядывать в магазинчики. Я собирал кружки и ложечки, на которых присутствует символика того или иного города. Начал этим заниматься еще во время зарубежных поездок, а с развитием этого промысла продолжал искать пополнение коллекции и в нашей стране. Правда, сейчас редко ищу специально – обычно такие вещицы продаются прямо в гостиницах. Да и все чаще мне их дарят актеры – все уже наслышаны о моем увлечении.

– Давайте заглянем в будущее театра как такового. Как вы привлекаете в театр молодежь? Ведь сегодня это очень непростое дело. Тем более что Малый театр никогда не снисходил до каких-то вульгарных вещей на сцене – дешевых «завлекалочек»…

– Работать со зрителями надо начинать с детства. Мы воссоздали традицию «Зимней сказки в Малом» в период школьных каникул. Родители приходят с детьми и смотрят не только лучшие спектакли («Снежная королева», «Сказка о царе Салтане», «Недоросль» и др.), но и программу до представления: актеры в роскошных костюмах поздравляют пришедших девчонок и мальчишек.
Есть и две другие акции. Первая: «Всей семьей в театр – начните с Малого». Родители, купившие два билета, могут бесплатно пригласить на спектакль ребенка (до 14 лет) – ему тоже будет выдан билет. Это не только семейное общение, но и воспитание будущего зрителя Малого театра. Причем деньги на третий билет нам из бюджета не возвращаются. Но это решение приняла сама труппа в Год семьи. Мы выдали уже полторы тысячи таких билетов и акция продолжается.

27 марта мы объявили еще одну акцию «Второй билет – второй университет». При предъявлении студенческого билета любой формы обучения любого вуза России человек получает второй билет бесплатно. Т. е. может пригласить кого-то из родных, подругу или друга.

Мы вообще пошли на неординарный антикризисный шаг: с 1 марта снизили стоимость билетов на 15%. Т. е. думаем о зрителях, а уже потом о себе. Не может быть хорошей экономики, если нет образования и науки, медицины и культуры. Только здоровые, образованные люди могут развивать экономику, способствовать подлинному расцвету России.

Vakansia.ru
15/07/2009

Дата публикации: 21.07.2009
ЮРИЙ СОЛОМИН: «НАСТОЯЩИЙ ТЕАТР НЕ УМРЕТ НИКОГДА»

В июле в Петербурге завершились гастроли Государственного академического Малого театра. Этот без преувеличения уникальный коллектив возглавляет горячо любимый многими актер – народный артист СССР Юрий СОЛОМИН. Во время пребывания театра в городе на Неве корреспонденту «Вакансии» удалось узнать мнение его руководителя о профессии, путях развития современного театра и многом другом.

– Юрий Мефодьевич, известно, что классика актуальна во все времена. И все же, с учетом нынешней экономической ситуации, какой, на ваш взгляд, спектакль сегодня особенно актуален?

– Какое произведение классики ни возьми, оно как будто специально для нынешнего времени написано. У того же Островского много пьес об экономике: «Свои люди – сочтемся», «Волки и овцы» и другие. Когда шла пьеса «Делец», меня зрители после спектакля спрашивали: «Это действительно Бальзак, или вы вставили что-то от себя?». Все потому, что там система финансовых пирамид отражена – о ней Бальзак написал еще в XIX веке! Не исключено, что основатель МММ прочел это и воспользовался – схема та же. Есть потрясающие реплики, актуальные во все времена. У того же Островского: «Мы куда-то идем, куда-то ведут нас, но ни мы не знаем куда, ни те, которые ведут». Это не нами придумано – проверьте по первоисточнику. Потому классика и современна, а мы просто это сохраняем. Некоторые, правда, говорят о нашем театре: «Ну, это как музей». На что я отвечаю: «А вы сыграйте так!». Настоящий театр не умрет никогда.

– Не секрет, что профессию актера высокооплачиваемой не назовешь. Поэтому театральным артистам приходится подрабатывать. Вы этому не препятствуете? Куда зовут ваших подопечных?

– Зовут по профилю. Надо озвучить на телевидении старую хронику или исторические фильмы – обращаются в Малый театр. Мелодика речи сейчас повсеместно не используется, но наши актеры ее сохраняют – это музыка русской речи. Голос Саши Клюквина я уже «ненавижу». Все, что говорится на радио и телевидении разными голосами – на 80% воспроизводит этот человек.
Снимаются актеры Малого и в сериалах. Но это тоже польза – бесплатная реклама театру. Да и артисты зарабатывают деньги, покупают себе машины – на театральное жалованье этого себе не позволишь. Хотя современные сериалы не идут ни в какое сравнение с прежними: четко прописанный договор, сжатые сроки. Хорошо хоть к актерам теперь относятся более внимательно: 45-минутный перерыв на обед, нормальное питание. Но двенадцатичасовой рабочий день – это непросто, актерам в возрасте трудно приспособиться.

– Вас не приглашают?

– Забот у руководителя театра хватает – не до этого. Впрочем, как-то меня пригласили записать для метро небольшой текст о театре. Но установили жесткие рамки – 20 секунд. Я заранее предупредил, что в это время не уложусь. С трудом 25 секунд хватило, но потом слушаю – укладываюсь в 20. Как так? Оказывается, они паузы подрезали, склеили «буковка к буковке». В результате даже я не понимаю, о чем речь – теряется смысл.

– Юрий Мефодьевич, есть у актера возрастной потолок? Не официальный срок выхода на пенсию, а в чисто профессиональном плане? Вы как руководитель находите место в труппе актерам, расцвет таланта которых далеко в прошлом?
– Здесь нельзя ко всем подходить с одной меркой. Есть уникальные актеры. Допустим, с нами на гастроли приехала и вышла на сцену в одном из спектаклей 96-летняя народная артистка России Татьяна Александровна Еремеева. Когда-то она блистала в «Мадам Бовари» и в «Ярмарке тщеславия», это была классическая героиня Малого театра. Вот уже несколько лет Татьяна Александровна выезжает в родной Тамбов, где три года назад учреждена премия для старейших артистов России имени Николая Рыбакова, входит в состав жюри. А видели бы вы, что творилось в зрительном зале местного театра на ее 95-летии! Поэтому возраст актера – понятие относительное.

У нас 130 артистов в труппе, но зарплату получают еще несколько актеров сверх того. Они по состоянию здоровья не могут выходить на сцену, но мы платим, как работающим. В свое время они приносили Малому театру успех и поддерживали его авторитет – об этом мы помним и в трудную для них минуту. Мы оказываем помощь в лечении примерно 15 ветеранам сцены, откликаемся на другие их насущные обращения.
Характерно и то, что мы не делим членов нашего коллектива по профессиональному признаку. Считаем что все – от ведущих актеров до уборщиц – люди творческие, работающие на общий результат, создающие неповторимую атмосферу Малого театра.

– Не секрет, что некоторые ваши коллеги-директора и сокращением персонала сейчас не брезгуют, а уж по непрофильным активам прошлись уже не раз. Малому театру удается сохранять коллектив?

– Сохраняем. Начиная от медицины – у нас в медпункте 3 врача плюс медсестры. Работают мастерские: пошивочная, сапожная, шляпная. Есть библиотека. Не отказались от оркестра с 30 музыкантами, который скоро отмечает 200-летие. По мнению отдельных «продвинутых» экономистов (не из нашего коллектива), чисто теоретически все это можно сократить как ненужные расходы. Но что тогда останется от театра?

– Некоторые ваши актеры говорили мне, что чуть ли не живут в театре: у них там и диванчик, и туалетные принадлежности… Вам, несмотря на занятость, удается, к примеру, ходить по магазинам, делать какие-то покупки?

– Сейчас на это нет ни времени, ни необходимости. Вообще мои домашние всегда меня от этого оберегали. Оно и понятно, учитывая, во что может превратиться обычный поход в магазин. Разве что загримироваться перед выходом…
Есть, правда, увлечение, которое заставляло в свое время часто заглядывать в магазинчики. Я собирал кружки и ложечки, на которых присутствует символика того или иного города. Начал этим заниматься еще во время зарубежных поездок, а с развитием этого промысла продолжал искать пополнение коллекции и в нашей стране. Правда, сейчас редко ищу специально – обычно такие вещицы продаются прямо в гостиницах. Да и все чаще мне их дарят актеры – все уже наслышаны о моем увлечении.

– Давайте заглянем в будущее театра как такового. Как вы привлекаете в театр молодежь? Ведь сегодня это очень непростое дело. Тем более что Малый театр никогда не снисходил до каких-то вульгарных вещей на сцене – дешевых «завлекалочек»…

– Работать со зрителями надо начинать с детства. Мы воссоздали традицию «Зимней сказки в Малом» в период школьных каникул. Родители приходят с детьми и смотрят не только лучшие спектакли («Снежная королева», «Сказка о царе Салтане», «Недоросль» и др.), но и программу до представления: актеры в роскошных костюмах поздравляют пришедших девчонок и мальчишек.
Есть и две другие акции. Первая: «Всей семьей в театр – начните с Малого». Родители, купившие два билета, могут бесплатно пригласить на спектакль ребенка (до 14 лет) – ему тоже будет выдан билет. Это не только семейное общение, но и воспитание будущего зрителя Малого театра. Причем деньги на третий билет нам из бюджета не возвращаются. Но это решение приняла сама труппа в Год семьи. Мы выдали уже полторы тысячи таких билетов и акция продолжается.

27 марта мы объявили еще одну акцию «Второй билет – второй университет». При предъявлении студенческого билета любой формы обучения любого вуза России человек получает второй билет бесплатно. Т. е. может пригласить кого-то из родных, подругу или друга.

Мы вообще пошли на неординарный антикризисный шаг: с 1 марта снизили стоимость билетов на 15%. Т. е. думаем о зрителях, а уже потом о себе. Не может быть хорошей экономики, если нет образования и науки, медицины и культуры. Только здоровые, образованные люди могут развивать экономику, способствовать подлинному расцвету России.

Vakansia.ru
15/07/2009

Дата публикации: 21.07.2009