Новости

«ХУДРУКУ НУЖНЫ ХОРОШЕЕ ЗДОРОВЬЕ И КРЕПКИЕ НЕРВЫ»

«ХУДРУКУ НУЖНЫ ХОРОШЕЕ ЗДОРОВЬЕ И КРЕПКИЕ НЕРВЫ»

В наступившем сезоне актер, режиссер и художественный руководитель Государственного академического Малого театра Юрий Соломин практически не будет играть в кино. Забот у него и без того слишком много: в Малом он сыграет Мольера в одноименном спектакле, премьера которого ожидается в конце года, к тому же в театре идет ремонт и труппе придется еще не раз выехать на гастроли.

О новой роли, о ремонте и о том, что нужно, чтобы более 20 лет оставаться художественным руководителем, Юрия Соломина расспросила корреспондент «Газеты» Ольга Романцова.

Юрий Мефодьевич, вы можете представить свою жизнь без Малого театра?

Я поступил в Театральное училище имени Щепкина, приехав из Сибири в 18 лет, и уже тогда мечтал быть артистом Малого театра. Я здесь вырос, знаю всех, кто здесь работает, и меня все знают. Кто-то продолжает называть меня Юрой. В 1988 году, когда в стране царила полная неразбериха, меня, молодого артиста, выбрали художественным руководителем Малого театра. Это мой дом. Думаю, что это дом не только для меня, но и для всех, кто здесь работает. Поэтому у нас такая стабильная труппа. И зрители.
На премьерах Малого театра в зале обычно много молодежи.

А на обычных спектаклях молодых зрителей много?

Думаете, у нас в зале сидят только старики? Нет, молодежи тоже очень много. Не верите? Приходите и убедитесь сами. И молодым наши спектакли нравятся. Помню, перед премьерой спектакля «Коварство и любовь», который я ставил в Малом, я очень волновался. В зале сидела в основном молодежь, а спектакль был сделан спокойно, традиционно, так, как ставят Шиллера в Малом: никто никого на пол не заваливает, самогона на сцене не пьет... Если бы вы знали, как зрители смотрели этот спектакль! Как, затаив дыхание, слушали героев, говоривших о любви, и плакали.
Я считаю, что в России должен быть хотя бы один театр, сохраняющий традиции русской театральной школы. Я не против авангарда, но зачем все менять до основания? Ведь эти новаторские спектакли частенько похожи друг на друга. Вот мне раньше нравилась докторская колбаса, ее делали по традиционным рецептам. Теперь их изменили: ввели какие-то особые красители, пищевые добавки. И эту колбасу даже мои кошки не едят. Зачем же пичкать людей театром, сделанным по новым образцам?

Вы часто ходите в другие театры?

Хожу, и когда смотрю там спектакли, мне нравится далеко не все. Думаю, что и режиссерам, которые их ставили, в Малом театре тоже что-то не нравится. Но это нормальное явление, я за то, чтобы цвели все цветы. Просто оскорблять друг друга не надо.

Насколько повлиял кризис на положение дел в Малом театре и на вашу жизнь?

Малый театр — пока еще национальное достояние. Он, как и Большой театр, стал национальным достоянием в 1993 году указом президента России. Но кризис влияет на всех: ко мне все чаще приходят с просьбой о материальной помощи актеры нашего театра — и старые, и молодые. Я уже не понимаю, сколько завтра придется платить за квартиру, за свет и коммунальные услуги. И мне иногда кажется, что чиновники, которым государство выделяет деньги для того, чтобы они помогали людям, пускают их в оборот, пытаясь разбогатеть.
Сейчас даже хлеба хорошего не стало! Я с детства люблю черный хлеб с молоком. Даже в начале 90-х годов настоящий черный хлеб в Москве можно было купить. А сейчас возле моего дома остался только один магазинчик, где он продается. На этикетке написано, что хлеб сделан по старинным рецептам, но на самом деле в нем какие-то семечки, зерна, непросеянная мука.

На сборе труппы вы назвали прошедший сезон нервным. Что вы имели в виду?

Это связано с нашими строительными проблемами, но мне пока не хочется выносить их на всеобщее обсуждение. Этого пока не требуется, а если потребуется, позову журналистов и все подробно расскажу. В Малом театре уже два года идет ремонт, работать в таких условиях непросто. Надеюсь, что в 2011 году он закончится. Знаете, нам предлагали закрыть Малый театр до 2011 года и вместе с Большим уйти в ремонт. Хорошо, что у нас все помнят заветы стариков, которые говорили: «Никогда не закрывайте театр. И главное — не трогайте потолок театра, сцену и зрительный зал». Мы следуем их советам.
А если кому-то интересно, как мы тратим деньги, которые нам перечисляет государство, могу сказать, что благодаря этим дотациям мы не завышаем стоимость билетов. Делаем скидку для студентов: купил один билет — получи второй, пойди в театр с девушкой или с бабушкой. И для родителей с детьми: очень важно, когда приходят посмотреть спектакль с ребенком. Помню, как мы с моей дочерью, тогда еще школьницей, посмотрели вместе «Женитьбу» Гоголя в Театре на Малой Бронной. По дороге домой она долго молчала, потом задала мне вопрос, потом еще, и мы довольно долго разговаривали. Вот в этом и заключается воспитание. С детьми нужно разговаривать как можно чаще.

А чем занимается ваша дочь сейчас?

Я обычно не отвечаю на вопросы о дочери и о своей семье. Пусть они живут спокойно.

Вы сыграете Мольера в премьере одноименного спектакля в Малом театре. Чем ваш герой будет отличаться от других московских Мольеров?

Тем, что его сыграет артист Юрий Соломин. Я вкладываю в эту роль свои мысли, чувства, и, естественно, они не похожи на мысли и чувства других исполнителей этой роли. Я всегда говорю своим студентам: «Эту роль никто не может сыграть так, как ты. Только ты так садишься и ходишь, думаешь и чувствуешь. И режиссер не может тебя переделать».

Вы в этом уверены?

В театре все зависит от артиста. Только в критический момент, если видишь, что молодой человек ничего не понимает в профессии, его надо либо отчислять, либо попытаться натаскать. Даже если молодой артист вводится в роль, которую до этого играл выдающийся мастер, она все равно изменится. Я знаю это по собственному опыту.
Если говорить о «Мольере», эта пьеса сейчас очень современна. Меня волнует в ней тема ненужности талантливого человека. После премьеры нашего спектакля многие поймут, что я не только артист, исполнитель, но и художественный руководитель театра, у которого есть свое, особое мнение. Может быть, кому-то захочется со мной поспорить. А может быть, критики просто ничего не напишут после премьеры. Знаете, когда некоторые критики ничего не пишут о новом спектакле Малого театра, для меня это знак того, что спектакль получился нормальный. Если бы могли обругать, то с удовольствием сделали бы это. А тут молчат, не знают, за что ухватиться.

Интересно, какие качества нужны, чтобы оставаться художественным руководителем Малого театра больше 20 лет?

Хорошее здоровье и крепкие нервы.

Справка газеты
Соломин Юрий Мефодьевич родился 18 июня 1935 года в Чите. В 1957 году окончил Театральное училище имени Щепкина и поступил в труппу Малого театра. Сыграл в нем более 50 ролей, с 1980 года ставит там спектакли. С 1988 года — художественный руководитель Малого театра. Сыграл более чем в 50 фильмах, среди которых «Адъютант его превосходительства», «Инспектор уголовного розыска», «Обыкновенное чудо», «Мальтийский крест». Поставил кино и телефильмы «Скандальное происшествие в Брикмилле» (по Пристли), «Берег его жизни», «В начале было слово».
Как режиссер и актер работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии. Удостоен премии за студенческие работы в Братиславе (Словакия) и Кобе (Япония). С 1961 года преподает в Театральном училище имени Щепкина. Профессор, член Союза кинематографистов России, президент Ассоциации русских драматических театров, президент фонда «Покровский собор на Красной площади». Член-корреспондент Российской академии образования. Народный артист СССР (1988). В 1990—1992 годах занимал пост министра культуры России. Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и II степени.


Автор: Ольга Романцова
Газета, 9 сентября 2009 года

Дата публикации: 09.09.2009
«ХУДРУКУ НУЖНЫ ХОРОШЕЕ ЗДОРОВЬЕ И КРЕПКИЕ НЕРВЫ»

В наступившем сезоне актер, режиссер и художественный руководитель Государственного академического Малого театра Юрий Соломин практически не будет играть в кино. Забот у него и без того слишком много: в Малом он сыграет Мольера в одноименном спектакле, премьера которого ожидается в конце года, к тому же в театре идет ремонт и труппе придется еще не раз выехать на гастроли.

О новой роли, о ремонте и о том, что нужно, чтобы более 20 лет оставаться художественным руководителем, Юрия Соломина расспросила корреспондент «Газеты» Ольга Романцова.

Юрий Мефодьевич, вы можете представить свою жизнь без Малого театра?

Я поступил в Театральное училище имени Щепкина, приехав из Сибири в 18 лет, и уже тогда мечтал быть артистом Малого театра. Я здесь вырос, знаю всех, кто здесь работает, и меня все знают. Кто-то продолжает называть меня Юрой. В 1988 году, когда в стране царила полная неразбериха, меня, молодого артиста, выбрали художественным руководителем Малого театра. Это мой дом. Думаю, что это дом не только для меня, но и для всех, кто здесь работает. Поэтому у нас такая стабильная труппа. И зрители.
На премьерах Малого театра в зале обычно много молодежи.

А на обычных спектаклях молодых зрителей много?

Думаете, у нас в зале сидят только старики? Нет, молодежи тоже очень много. Не верите? Приходите и убедитесь сами. И молодым наши спектакли нравятся. Помню, перед премьерой спектакля «Коварство и любовь», который я ставил в Малом, я очень волновался. В зале сидела в основном молодежь, а спектакль был сделан спокойно, традиционно, так, как ставят Шиллера в Малом: никто никого на пол не заваливает, самогона на сцене не пьет... Если бы вы знали, как зрители смотрели этот спектакль! Как, затаив дыхание, слушали героев, говоривших о любви, и плакали.
Я считаю, что в России должен быть хотя бы один театр, сохраняющий традиции русской театральной школы. Я не против авангарда, но зачем все менять до основания? Ведь эти новаторские спектакли частенько похожи друг на друга. Вот мне раньше нравилась докторская колбаса, ее делали по традиционным рецептам. Теперь их изменили: ввели какие-то особые красители, пищевые добавки. И эту колбасу даже мои кошки не едят. Зачем же пичкать людей театром, сделанным по новым образцам?

Вы часто ходите в другие театры?

Хожу, и когда смотрю там спектакли, мне нравится далеко не все. Думаю, что и режиссерам, которые их ставили, в Малом театре тоже что-то не нравится. Но это нормальное явление, я за то, чтобы цвели все цветы. Просто оскорблять друг друга не надо.

Насколько повлиял кризис на положение дел в Малом театре и на вашу жизнь?

Малый театр — пока еще национальное достояние. Он, как и Большой театр, стал национальным достоянием в 1993 году указом президента России. Но кризис влияет на всех: ко мне все чаще приходят с просьбой о материальной помощи актеры нашего театра — и старые, и молодые. Я уже не понимаю, сколько завтра придется платить за квартиру, за свет и коммунальные услуги. И мне иногда кажется, что чиновники, которым государство выделяет деньги для того, чтобы они помогали людям, пускают их в оборот, пытаясь разбогатеть.
Сейчас даже хлеба хорошего не стало! Я с детства люблю черный хлеб с молоком. Даже в начале 90-х годов настоящий черный хлеб в Москве можно было купить. А сейчас возле моего дома остался только один магазинчик, где он продается. На этикетке написано, что хлеб сделан по старинным рецептам, но на самом деле в нем какие-то семечки, зерна, непросеянная мука.

На сборе труппы вы назвали прошедший сезон нервным. Что вы имели в виду?

Это связано с нашими строительными проблемами, но мне пока не хочется выносить их на всеобщее обсуждение. Этого пока не требуется, а если потребуется, позову журналистов и все подробно расскажу. В Малом театре уже два года идет ремонт, работать в таких условиях непросто. Надеюсь, что в 2011 году он закончится. Знаете, нам предлагали закрыть Малый театр до 2011 года и вместе с Большим уйти в ремонт. Хорошо, что у нас все помнят заветы стариков, которые говорили: «Никогда не закрывайте театр. И главное — не трогайте потолок театра, сцену и зрительный зал». Мы следуем их советам.
А если кому-то интересно, как мы тратим деньги, которые нам перечисляет государство, могу сказать, что благодаря этим дотациям мы не завышаем стоимость билетов. Делаем скидку для студентов: купил один билет — получи второй, пойди в театр с девушкой или с бабушкой. И для родителей с детьми: очень важно, когда приходят посмотреть спектакль с ребенком. Помню, как мы с моей дочерью, тогда еще школьницей, посмотрели вместе «Женитьбу» Гоголя в Театре на Малой Бронной. По дороге домой она долго молчала, потом задала мне вопрос, потом еще, и мы довольно долго разговаривали. Вот в этом и заключается воспитание. С детьми нужно разговаривать как можно чаще.

А чем занимается ваша дочь сейчас?

Я обычно не отвечаю на вопросы о дочери и о своей семье. Пусть они живут спокойно.

Вы сыграете Мольера в премьере одноименного спектакля в Малом театре. Чем ваш герой будет отличаться от других московских Мольеров?

Тем, что его сыграет артист Юрий Соломин. Я вкладываю в эту роль свои мысли, чувства, и, естественно, они не похожи на мысли и чувства других исполнителей этой роли. Я всегда говорю своим студентам: «Эту роль никто не может сыграть так, как ты. Только ты так садишься и ходишь, думаешь и чувствуешь. И режиссер не может тебя переделать».

Вы в этом уверены?

В театре все зависит от артиста. Только в критический момент, если видишь, что молодой человек ничего не понимает в профессии, его надо либо отчислять, либо попытаться натаскать. Даже если молодой артист вводится в роль, которую до этого играл выдающийся мастер, она все равно изменится. Я знаю это по собственному опыту.
Если говорить о «Мольере», эта пьеса сейчас очень современна. Меня волнует в ней тема ненужности талантливого человека. После премьеры нашего спектакля многие поймут, что я не только артист, исполнитель, но и художественный руководитель театра, у которого есть свое, особое мнение. Может быть, кому-то захочется со мной поспорить. А может быть, критики просто ничего не напишут после премьеры. Знаете, когда некоторые критики ничего не пишут о новом спектакле Малого театра, для меня это знак того, что спектакль получился нормальный. Если бы могли обругать, то с удовольствием сделали бы это. А тут молчат, не знают, за что ухватиться.

Интересно, какие качества нужны, чтобы оставаться художественным руководителем Малого театра больше 20 лет?

Хорошее здоровье и крепкие нервы.

Справка газеты
Соломин Юрий Мефодьевич родился 18 июня 1935 года в Чите. В 1957 году окончил Театральное училище имени Щепкина и поступил в труппу Малого театра. Сыграл в нем более 50 ролей, с 1980 года ставит там спектакли. С 1988 года — художественный руководитель Малого театра. Сыграл более чем в 50 фильмах, среди которых «Адъютант его превосходительства», «Инспектор уголовного розыска», «Обыкновенное чудо», «Мальтийский крест». Поставил кино и телефильмы «Скандальное происшествие в Брикмилле» (по Пристли), «Берег его жизни», «В начале было слово».
Как режиссер и актер работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии. Удостоен премии за студенческие работы в Братиславе (Словакия) и Кобе (Япония). С 1961 года преподает в Театральном училище имени Щепкина. Профессор, член Союза кинематографистов России, президент Ассоциации русских драматических театров, президент фонда «Покровский собор на Красной площади». Член-корреспондент Российской академии образования. Народный артист СССР (1988). В 1990—1992 годах занимал пост министра культуры России. Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и II степени.


Автор: Ольга Романцова
Газета, 9 сентября 2009 года

Дата публикации: 09.09.2009