ВСПОМИНАЯ ВИТАЛИЯ ДОРОНИНА
ВСПОМИНАЯ ВИТАЛИЯ ДОРОНИНА
Он ушел из жизни в 67 лет. Для человека возраст вполне почтенный. Но для актера непростительно рано. Ведь так много ролей он мог бы еще сыграть. Да и в самой последней своей роли Порфирия Владимировича Головлева — Иудушки («Господа Головлевы» по М. Салтыкову-Щедрину), сыгранной в 1976 году незадолго до кончины, актер выглядит совсем молодым, только выражение лица страдальческое и глаза глядят куда-то сквозь нас, в неведомый, потусторонний мир. Вроде бы и взгляд такой, и выражение лица не в характере играемого персонажа — Иудушка он Иуда и есть — мерзавец и погубитель жизней всей кровной своей родни. Но таково уж было уникальное дарование Виталия Дмитриевича Доронина, что мог он предстать на сцене отталкивающе мерзким и вызывающим одновременно сочувствие, мог обаять весь зал одной улыбкой своего персонажа, а потом показать столь темные глубины его души, что сердце леденело от ужаса. Но самая победная, самая широко известная его роль, после которой он проснулся поистине знаменитым, оказался бесшабашный весельчак, покоритель сердец деревенских простушек, первый парень на селе по фамилии Курочкин в очень примитивной в сущности пьесе «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, поставленной в Театре сатиры в 1950 году Борисом Равенских. Спектакль был удостоен Государственной премии в 1951 году, а в 1953-м по нему был снят еще и фильм режиссером Татьяной Лукашевич вместе с Б. Равенских. Однако сила обаяния Доронинского персонажа была такова, что стал его Курочкин чуть ли не национальным героем, а уж исполняемые им песенки народ распевал на всех углах и по всем дворам. С 1951 года Виталий Доронин — артист Малого театра.
Актерская профессия, как известно, и прекрасна, и горька. Горька тем, что артист — человек зависимый: от репертуара, распределения ролей, режиссера, который может тебя «не видеть», и тогда ты сидишь без работы. В Малом В. Доронин играл не меньше, но и не больше других. Роли были разные. Не было только своей, звездной. Она пришла, как подарок судьбы, вместе с Б. Равенских, который в 1956 году взялся за постановку «Власти тьмы» Л. Толстого, своей давней мечты, и на роль Никиты назначил Доронина.
Об этом спектакле потом были написаны тома рецензий. Он не сходил со сцены более двух десятков лет. И все эти годы актер потрясал зал своим Никитой. Он был у Доронина истинно русской, широкой, непредсказуемой в страстях натурой, «ндравным», набалованным женской лаской красавцем — богатырем. Он и сам не знал, как с веселья, да похмелья оказался детоубийцей собственного дитяти. А осознав всю глубину содеянного греха, с той же широтой и отчаянностью, что вела его по жизни, пал на колени перед народом, каясь в своем злодействе. «Загадочная русская душа», говорят про нас иностранцы. Вот эту загадочность души во всей ее колдовской притягательности и сыграл в своем Никите Виталий Доронин. Жестока, несправедлива бывает судьба. Сегодня Виталию Дмитриевичу было бы 85 лет. И он мог бы еще играть и в трагедиях А.К. Толстого, идущих на сцене Малого, и в пьесах А.Н. Островского, да мало ли еще в чем. Но он не забыт ни в своем театре, ни в памяти зрителей. Остались фильмы, в которых он снимался, а в кинематограф он пришел в 1941 году; сотрудники музея Малого театра подготовили выставку, ему посвященную. Искусство сцены, увы, сиюминутно: кончился спектакль — кончилось волшебство артиста. Но сила таланта все равно остается памятью в зрительском сердце. А это и есть главное в искусстве театра.
Наталия БАЛАШОВА
«Московская правда» 22 ноября 1994
Дата публикации: 22.11.1994