ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛЬЕРОМ?
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛЬЕРОМ?
В Малом театре впервые поставили пьесу Михаила Булгакова
«Кабала святош» стала первой пьесой Булгакова, поставленной в Государственном академическом Малом театре. В советское время ее интерпретировали как историю о взаимоотношениях художника и власти. Новейшая театральная история предложила целый ворох диаметрально противоположных трактовок. Малый театр, где постановку «Кабалы святош» назвали просто «Мольер», внес в нее свою лепту. Новый спектакль напоминает признание в любви к театральному искусству.
Закулисье театра «Пале-Рояль», в котором играла труппа Мольера, воссоздано на сцене с любовью и точностью. Художник Станислав Бенедиктов не упустил ни старинных тяжелых люстр, ни прозрачных развевающихся занавесок. Здесь все чуть преувеличенно, ярко и театрально. Уже в начале звучат бурные аплодисменты, переходящие в овацию.
Все постановки «Кабалы святош» последних лет звучали как внятное высказывание режиссера и актера, играющего роль Мольера. Олег Табаков в спектакле Адольфа Шапиро (МХАТ имени Чехова) играл прославленного и удачливого художника, ради своего театра готового в огонь и воду. Александр Ширвиндт в «Кабале святош» Юрия Еремина сыграл талантливого человека, которого со всех сторон окружают посредственности. Спектакль Театра сатиры рассказывал о смене театральных поколений. О том, что талантливый человек гораздо добрее бездарного и готов разглядеть талант другого.
В спектакле Виктора Драгунова любовь к театру напоминает биостимулятор. Мольер (Юрий Соломин) здесь — человек талантливый, но изработавшийся. Он безумно устал от жизни, но из последних сил выполняет свой долг, будто часовой, которого забыли сменить на посту. Чтобы сохранить театр, надо льстить королю Людовику (Борис Клюев). Мольер будет льстить и унижаться, хотя уже не видит смысла в привычном ритуале славословия. Он болен, стар и боится одиночества. А значит, готов простить подлость и взбалмошной Арманде Бежар, и предателю Муаррону.
Жизнь Мольера становится бесконечной цепочкой компромиссов, отказ от которых приводит героя к смерти. И только на театральной сцене в драматурге вспыхивают былые задор, отвага и остроумие. На сцене он ловко фехтует, бурно ревнует или признается в любви. Эта мнимая реальность лечит Мольера от всех болезней и внушает уверенность в себе. Хотя причина его несчастий неопределенна вплоть до финальной сцены. И тут Соломин, сняв кудрявый парик, пояснит: Мольер — талантливый человек, но судьба оказалась слишком жестокой к нему.
Мысль не нова. Но даже она из спектакля не вычитывается. Может быть, потому, что в спектакле у драматурга есть только один достойный противник — Людовик. Король, уставший от тотального подобострастия, который не доверяет ни придворным, ни актерам. Все остальные исполнители напоминают ожившие схемы классических театральных амплуа. Мадлена Бежар (Татьяна Лебедева) — гранд-дама, Арманда Бежар (Мария Андреева) — типичная инженю, слуга Бутон — наперсник. Заядлые дуэлянты, кокетки и коварные монахи кажутся ожившими фигурками из театрального музея.
Юрий Соломин: «Я не только артист, исполнитель, но и художественный руководитель театра»
Мне кажется, что пьеса Булгакова «Кабала святош» сейчас очень современна. Я вкладываю в роль Мольера свои мысли, чувства, и естественно, что они не похожи на мысли и чувства других исполнителей этой роли. Меня волнует в ней тема ненужности талантливого человека.
После премьеры нашего спектакля многие поймут, что я не только артист, исполнитель, но и художественный руководитель театра, у которого есть свое, особое мнение. Может быть, кому-то захочется со мной поспорить.
Ольга Романцова
«Газета», №226 от 1 декабря 2009
Дата публикации: 01.12.2009