Новости

«НЕ БЫВАЕТ НЕЛЮБИМЫХ РОЛЕЙ»

«НЕ БЫВАЕТ НЕЛЮБИМЫХ РОЛЕЙ»

В Малом театре прошла премьера спектакля по пьесе Булгакова «Мольер. Кабала святош». Нынешняя постановка Владимира Драгунова – первое обращение театра к творчеству Михаила Афанасьевича. В роли Мольера – народный артист СССР, лауреат Государственных премий России Юрий Соломин. В роли Шарль-Варле де Лагранжа, актера, секретаря и преданного друга Мольера – народный артист России Александр Ермаков. У Александра Юрьевича скоро юбилей: 15 лет на сцене Малого театра!

Сразу после премьеры он, приняв меня в своей гримерке, ответил на несколько вопросов для наших читателей.

– Александр Юрьевич, актуальна ли сегодня, на ваш взгляд, «Кабала святош»? Напомню для наших читателей: в отличие от «Мастера и Маргариты» здесь нет мистики, речь идет о взаимоотношениях Художника (с большой буквы) и власти, творчества и церкви (именно церкви, а не религии). Казалось бы, это произведение Булгакова – лишь о том, как католическая церковь ополчилась на Мольера за его пьесу «Тартюф», в которой тот высмеял показное благочестие. Интересно ли это современному зрителю?

– Талантливое произведение всегда имеет несколько пластов, подтекстов. У «Кабалы святош», написанной в 1929 году, трудная судьба. Ее не запрещали, но и не разрешали, на сцене она в советское время почти не шла. А ведь, казалось бы, критика в адрес священнослужителей тогда даже поощрялась. Возможно, цензоры почувствовали «второй план» булгаковской пьесы: в сущности, речь в ней идет о непостоянстве Власти. Заигрывать с властью – чревато. Сегодня ты любимчик, а завтра тебя забыли и, в угоду политической конъюнктуре, «сдали» твоим врагам.

Сложность в том, что во все времена талантливым художникам приходится отчасти заискивать перед властью, чтобы их произведения были опубликованы или поставлены на сцене. Причем власть – это не только «государственная вертикаль», но и деньги. Разве такая проблематика не актуальна сегодня?

– Вы правы. Но сам Мольер (устами Юрия Соломина) сказал со сцены, что не винит никого, кроме себя и Судьбы. Король защитил от «святош» своего любимого драматурга после постановки «Тартюфа», но был вынужден отречься от него после обвинений в инцесте. Это серьезное обвинение по тем временам. Жан-Батист, будучи уже пожилым человеком, поддался бурной страсти к молоденькой смазливой девочке (которая его не слишком-то и любила, была ветрена, изменяла ему), предав тем самым верного друга и соратника – женщину, с которой прожил в гражданском браке 20 лет... Разве не за это предательство наказала его судьба? Мне кажется, каждому пожилому мужчине, прежде чем бросаться в омут страсти к юной девушке, нужно подумать: а не может ли она оказаться его дочерью?

– Что ж, возможно и такое «прочтение»... Но страсть всегда безудержна и безрассудна, а Жан-Батист Мольер был темпераментным человеком...

– Александр Юрьевич, пьеса Булгакова хороша именно тем, что многозначна... Но давайте немного поговорим именно о вас. Почему вы выбрали профессию актера? Мечтали об этом с детства?

– Еще школьником 3-го класса в Харькове, на Украине, я принимал активное участие в театрализованных постановках произведений школьной программы. За это – отдельное спасибо моей учительнице. В 5-м классе, еще не зная, что стану актером, я пришел во Дворец пионеров, и меня взяли в кружок драматического искусства под названием «Театр Юных». После окончания 8-го класса уехал учиться в Горьковское (Нижегородское) театральное училище.

Работал в Нижнем Новгороде, Харькове, а потом меня пригласили в московский Театр имени А. С. Пушкина. Спустя 15 лет был приглашен в Малый театр, где и работаю сейчас.

– Есть ли у вас любимые (и нелюбимые) роли и почему?

– Нелюбимых ролей не бывает. Роль в репертуаре Малого театра – это всегда праздник и радость. Формально бывают роли главные и неглавные, но иногда эпизод в спектакле можно сыграть намного ярче, чем главную роль. Это в первую очередь зависит от мастерства актера и режиссера. В спектакле «Лес» А. Островского я играю одну из главных ролей – актера Несчастливцева. Эта роль значительная, очень эмоциональная. Другая работа в театре – роль журналиста Голутвина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», небольшая по объему, но не менее значимая, чем роль в «Лесе». Роль журналиста мне очень интересна, и я люблю этот спектакль, где заняты звезды Малого театра, народные артисты России: Элина Быстрицкая, Ирина Муравьева, Лилия Юдина, Борис Клюев, Александр Клюквин и другие.

– Не надоедает ли играть одну и ту же роль в течение нескольких сезонов?

– Я занят во многих спектаклях Малого театра, которые существуют уже длительный период в репертуаре и очень любимы московской публикой. Но каждый раз, выходя на сцену, артист приносит что-то новое в свою роль. Это связано с его состоянием в данный момент, настроением. Любая жизненная ситуация, которая произошла с артистом, может привнести что-то новое в роль. Слова остаются теми же, но игра новая – с новым зрителем. В этом и проявляется специфика актерской профессии.

Сегодня я пришел в театр в таком же настроении, как и партнер. Это хорошо. Но каждый спектакль – это волнение, это нервы, это встреча со зрителем сегодня и сейчас. Поэтому и появилось такое выражение: сегодня он играл по-другому. Всегда в работе над ролью нужно идти вперед.

– Что легче: вжиться в роль персонажа, который на вас чем-то похож или наоборот? Или для актера нет разницы?

– Актер получает роль в репетиционном процессе, разбирает героя: почему он поступил так, а не иначе. Почему сказал это, а не то. Это называется разбор пьесы. Мы занимаемся психологией человеческих душ. И чем больше ты узнаешь о своем герое, тем легче тебе прожить в спектакле со своим героем. Актером невозможно стать – им нужно родиться.

– Оказывают ли на ваш характер влияние те роли, которые вы сыграли?

– В репетиционном процессе сживаешься со своим героем. Хочешь не хочешь – он всегда присутствует рядом. Ты все время думаешь об этом: о ценности роли, о поступках своего героя, о его отношении к другим персонажам пьесы. Не все роли оказывают на меня влияние, но есть этапные роли, где влияние действительно присутствует.

Сцена Малого театра для меня – святая, а люди, работающие в театре для меня, – семья. Со времен Щепкина в Малом живут традиции и обычаи, у нас особенный мир: мир истории и театра, особая атмосфера. Это невозможно описать, это нужно почувствовать. Я искренне благодарен Юрию Мефодиевичу Соломину за то, что он пригласил меня в этот театр.

– Тем не менее нынешние кумиры молодежи – это звезды шоу-бизнеса и телевидения, а не театра...

К сожалению, возможности театра и телевидения различны. Театр проигрывает телевидению по количеству зрителей и времени воздействия на него. Это понятно. Технический прогресс внес свои коррективы. Но театр сегодня, несмотря на это, очень посещаем. У нас – свой зритель, который ищет ответы на сложные вопросы. Он приходит в театр не только развлечься, отдохнуть, но и поучаствовать в решении ряда проблем, затрагиваемых в спектаклях. Это тот зритель, который ценит настоящее искусство, и хорошо, что он всегда с нами, о чем свидетельствуют наши аншлаги.

Однажды, когда меня пригласили в сериал «Трое против всех», я спросил режиссера, зачем мне сниматься в «мыльной опере». Я много занят в театре, театр полон зрителей. На это он мне ответил: «Надо сниматься, так как телевидение дает популярность, а кино и театр дают славу». В этом есть правда. Встреча с «ящиком» – неживое искусство, театр – живое, сейчас, сегодня ты сопереживаешь героям того или иного спектакля, поэтому театр вечен.

– Во времена Жан-Батиста Мольера актером жилось нелегко, к тому же эту профессию не одобряла церковь. Но времена изменились. Трудно ли сегодня быть актером?

– Актером быть во все времена тяжело. А церковь относилась (и относится) отрицательно не к Театру с большой буквы (как воспитателю человеческой души, эмоций), а к балагану. Думаю, разницу объяснять не нужно. Церковь обращается к Духу, а Театр – к душе. Сам я человек верующий, часто бываю в церкви. Пользуясь случаем, хочу поздравить читателей «Московской правды» с наступающими праздниками: католическим Рождеством, Новым годом и православным Рождеством. В канун Нового года желаю всем прежде всего здоровья, сегодня оно как никогда необходимо! Добра! Доброта и любовь к людям спасут мир. Любви! Любовь человека делает его красивым во всех проявлениях. Мира на земле и мира в семье. С Новым годом! Приходите в Малый!

Из досье
Александр Юрьевич Ермаков был приглашен в труппу Государственного академического Малого театра в 1995 году. За это время им были созданы яркие образы: князя Мстиславского («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого), Михайло Нагого и Бельского («Царь Иоанн Грозный» А. К. Толстого), Бориса Годунова («Князь Серебряный» А. К. Толстого), Федора («Свадьба Кречинского» А. Колкера по А. В. Сухово-Кобылину), Несчастливцева («Лес» А. Н. Островского), Дэна Джерарда («Как скрыть убийство» С. Сондхайма и Д. Фурта), митрополита Димитрия («Хроника дворцового переворота» Г. Турчиной), Голутвина («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Вершинина («Три сестры» А. П. Чехова), барона де Ратиньера («Таинственный ящик» Каратыгина).

Серова Елена
«Московская правда», 14.12.2009


Дата публикации: 15.02.2010
«НЕ БЫВАЕТ НЕЛЮБИМЫХ РОЛЕЙ»

В Малом театре прошла премьера спектакля по пьесе Булгакова «Мольер. Кабала святош». Нынешняя постановка Владимира Драгунова – первое обращение театра к творчеству Михаила Афанасьевича. В роли Мольера – народный артист СССР, лауреат Государственных премий России Юрий Соломин. В роли Шарль-Варле де Лагранжа, актера, секретаря и преданного друга Мольера – народный артист России Александр Ермаков. У Александра Юрьевича скоро юбилей: 15 лет на сцене Малого театра!

Сразу после премьеры он, приняв меня в своей гримерке, ответил на несколько вопросов для наших читателей.

– Александр Юрьевич, актуальна ли сегодня, на ваш взгляд, «Кабала святош»? Напомню для наших читателей: в отличие от «Мастера и Маргариты» здесь нет мистики, речь идет о взаимоотношениях Художника (с большой буквы) и власти, творчества и церкви (именно церкви, а не религии). Казалось бы, это произведение Булгакова – лишь о том, как католическая церковь ополчилась на Мольера за его пьесу «Тартюф», в которой тот высмеял показное благочестие. Интересно ли это современному зрителю?

– Талантливое произведение всегда имеет несколько пластов, подтекстов. У «Кабалы святош», написанной в 1929 году, трудная судьба. Ее не запрещали, но и не разрешали, на сцене она в советское время почти не шла. А ведь, казалось бы, критика в адрес священнослужителей тогда даже поощрялась. Возможно, цензоры почувствовали «второй план» булгаковской пьесы: в сущности, речь в ней идет о непостоянстве Власти. Заигрывать с властью – чревато. Сегодня ты любимчик, а завтра тебя забыли и, в угоду политической конъюнктуре, «сдали» твоим врагам.

Сложность в том, что во все времена талантливым художникам приходится отчасти заискивать перед властью, чтобы их произведения были опубликованы или поставлены на сцене. Причем власть – это не только «государственная вертикаль», но и деньги. Разве такая проблематика не актуальна сегодня?

– Вы правы. Но сам Мольер (устами Юрия Соломина) сказал со сцены, что не винит никого, кроме себя и Судьбы. Король защитил от «святош» своего любимого драматурга после постановки «Тартюфа», но был вынужден отречься от него после обвинений в инцесте. Это серьезное обвинение по тем временам. Жан-Батист, будучи уже пожилым человеком, поддался бурной страсти к молоденькой смазливой девочке (которая его не слишком-то и любила, была ветрена, изменяла ему), предав тем самым верного друга и соратника – женщину, с которой прожил в гражданском браке 20 лет... Разве не за это предательство наказала его судьба? Мне кажется, каждому пожилому мужчине, прежде чем бросаться в омут страсти к юной девушке, нужно подумать: а не может ли она оказаться его дочерью?

– Что ж, возможно и такое «прочтение»... Но страсть всегда безудержна и безрассудна, а Жан-Батист Мольер был темпераментным человеком...

– Александр Юрьевич, пьеса Булгакова хороша именно тем, что многозначна... Но давайте немного поговорим именно о вас. Почему вы выбрали профессию актера? Мечтали об этом с детства?

– Еще школьником 3-го класса в Харькове, на Украине, я принимал активное участие в театрализованных постановках произведений школьной программы. За это – отдельное спасибо моей учительнице. В 5-м классе, еще не зная, что стану актером, я пришел во Дворец пионеров, и меня взяли в кружок драматического искусства под названием «Театр Юных». После окончания 8-го класса уехал учиться в Горьковское (Нижегородское) театральное училище.

Работал в Нижнем Новгороде, Харькове, а потом меня пригласили в московский Театр имени А. С. Пушкина. Спустя 15 лет был приглашен в Малый театр, где и работаю сейчас.

– Есть ли у вас любимые (и нелюбимые) роли и почему?

– Нелюбимых ролей не бывает. Роль в репертуаре Малого театра – это всегда праздник и радость. Формально бывают роли главные и неглавные, но иногда эпизод в спектакле можно сыграть намного ярче, чем главную роль. Это в первую очередь зависит от мастерства актера и режиссера. В спектакле «Лес» А. Островского я играю одну из главных ролей – актера Несчастливцева. Эта роль значительная, очень эмоциональная. Другая работа в театре – роль журналиста Голутвина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», небольшая по объему, но не менее значимая, чем роль в «Лесе». Роль журналиста мне очень интересна, и я люблю этот спектакль, где заняты звезды Малого театра, народные артисты России: Элина Быстрицкая, Ирина Муравьева, Лилия Юдина, Борис Клюев, Александр Клюквин и другие.

– Не надоедает ли играть одну и ту же роль в течение нескольких сезонов?

– Я занят во многих спектаклях Малого театра, которые существуют уже длительный период в репертуаре и очень любимы московской публикой. Но каждый раз, выходя на сцену, артист приносит что-то новое в свою роль. Это связано с его состоянием в данный момент, настроением. Любая жизненная ситуация, которая произошла с артистом, может привнести что-то новое в роль. Слова остаются теми же, но игра новая – с новым зрителем. В этом и проявляется специфика актерской профессии.

Сегодня я пришел в театр в таком же настроении, как и партнер. Это хорошо. Но каждый спектакль – это волнение, это нервы, это встреча со зрителем сегодня и сейчас. Поэтому и появилось такое выражение: сегодня он играл по-другому. Всегда в работе над ролью нужно идти вперед.

– Что легче: вжиться в роль персонажа, который на вас чем-то похож или наоборот? Или для актера нет разницы?

– Актер получает роль в репетиционном процессе, разбирает героя: почему он поступил так, а не иначе. Почему сказал это, а не то. Это называется разбор пьесы. Мы занимаемся психологией человеческих душ. И чем больше ты узнаешь о своем герое, тем легче тебе прожить в спектакле со своим героем. Актером невозможно стать – им нужно родиться.

– Оказывают ли на ваш характер влияние те роли, которые вы сыграли?

– В репетиционном процессе сживаешься со своим героем. Хочешь не хочешь – он всегда присутствует рядом. Ты все время думаешь об этом: о ценности роли, о поступках своего героя, о его отношении к другим персонажам пьесы. Не все роли оказывают на меня влияние, но есть этапные роли, где влияние действительно присутствует.

Сцена Малого театра для меня – святая, а люди, работающие в театре для меня, – семья. Со времен Щепкина в Малом живут традиции и обычаи, у нас особенный мир: мир истории и театра, особая атмосфера. Это невозможно описать, это нужно почувствовать. Я искренне благодарен Юрию Мефодиевичу Соломину за то, что он пригласил меня в этот театр.

– Тем не менее нынешние кумиры молодежи – это звезды шоу-бизнеса и телевидения, а не театра...

К сожалению, возможности театра и телевидения различны. Театр проигрывает телевидению по количеству зрителей и времени воздействия на него. Это понятно. Технический прогресс внес свои коррективы. Но театр сегодня, несмотря на это, очень посещаем. У нас – свой зритель, который ищет ответы на сложные вопросы. Он приходит в театр не только развлечься, отдохнуть, но и поучаствовать в решении ряда проблем, затрагиваемых в спектаклях. Это тот зритель, который ценит настоящее искусство, и хорошо, что он всегда с нами, о чем свидетельствуют наши аншлаги.

Однажды, когда меня пригласили в сериал «Трое против всех», я спросил режиссера, зачем мне сниматься в «мыльной опере». Я много занят в театре, театр полон зрителей. На это он мне ответил: «Надо сниматься, так как телевидение дает популярность, а кино и театр дают славу». В этом есть правда. Встреча с «ящиком» – неживое искусство, театр – живое, сейчас, сегодня ты сопереживаешь героям того или иного спектакля, поэтому театр вечен.

– Во времена Жан-Батиста Мольера актером жилось нелегко, к тому же эту профессию не одобряла церковь. Но времена изменились. Трудно ли сегодня быть актером?

– Актером быть во все времена тяжело. А церковь относилась (и относится) отрицательно не к Театру с большой буквы (как воспитателю человеческой души, эмоций), а к балагану. Думаю, разницу объяснять не нужно. Церковь обращается к Духу, а Театр – к душе. Сам я человек верующий, часто бываю в церкви. Пользуясь случаем, хочу поздравить читателей «Московской правды» с наступающими праздниками: католическим Рождеством, Новым годом и православным Рождеством. В канун Нового года желаю всем прежде всего здоровья, сегодня оно как никогда необходимо! Добра! Доброта и любовь к людям спасут мир. Любви! Любовь человека делает его красивым во всех проявлениях. Мира на земле и мира в семье. С Новым годом! Приходите в Малый!

Из досье
Александр Юрьевич Ермаков был приглашен в труппу Государственного академического Малого театра в 1995 году. За это время им были созданы яркие образы: князя Мстиславского («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого), Михайло Нагого и Бельского («Царь Иоанн Грозный» А. К. Толстого), Бориса Годунова («Князь Серебряный» А. К. Толстого), Федора («Свадьба Кречинского» А. Колкера по А. В. Сухово-Кобылину), Несчастливцева («Лес» А. Н. Островского), Дэна Джерарда («Как скрыть убийство» С. Сондхайма и Д. Фурта), митрополита Димитрия («Хроника дворцового переворота» Г. Турчиной), Голутвина («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Вершинина («Три сестры» А. П. Чехова), барона де Ратиньера («Таинственный ящик» Каратыгина).

Серова Елена
«Московская правда», 14.12.2009


Дата публикации: 15.02.2010