СОННЫЙ УЖАС НАПОЛНЯЕТ РУССКИЙ ПРОСТОР
СОННЫЙ УЖАС НАПОЛНЯЕТ РУССКИЙ ПРОСТОР
Гастроли Малого театра открыли классические археологические пласты Антона Чехова
В воздухе струятся золотые дуновения русского театра, вся театральная история актерского метода Станиславского в чистейшем виде.
Мы возвращаемся в начало прошлого века, когда театральная традиция переписывалась заново в бунтарских встречах Константина Станиславского и Антона Чехова.
Хлопали двери Московского художественного театра, в театрах муссировались тексты и новые веяния.
В атмосфере искусства рождалась новая драма, отвечающая требованиям времени.
В этом году отмечаем 150-летний юбилей рождения Чехова.
Юбилейный год известен разными прочтениями произведений мастера, целыми фестивалями и многочисленными международными театральными обменами.
В эти творческие обмены вмещаются также и гастроли Городского театра Хельсинки, который везет в Москву современную, яркую, социальную версию «Иванова», поставленную венгерским режиссером Тамашем Ашером.
Обменные гастроли начал старейший московский театр – Малый театр, основанный в 1756 году, – двумя спектаклями «Чайка» на большой сцене Городского театра Хельсинки, билеты на которые были полностью раскуплены за два месяца до приезда Малого.
Спектакль завораживает. Это настольгический, вежливый поклон раннему чеховскому театру. Его толкование – как из учебника: эпохальные костюмы и декорации, музыка и особенно человеческие образы.
Все происходит к месту и ко времени. Поднимаются с озера звуки и легкий ветерок, мерцает луна, и атмосфера сгущается, как перед грозой.
Модернистская пьеса, написанная Костей, этот новый театральный манифест-спектакль, обволакивает туманной дымкой, красные глаза врага человеческого рода блестят на фоне озерного пейзажа.
Трактовка настолько классическая, что покою зрителей ничего не мешает. Спасибо Юкка Воитилайнен и Катья Тегвон: благодаря беглому синхронному переводу зритель может откинуться на спинку кресла, дать тексту входить в себя и мыслить, насколько гениален Чехов как писатель и знаток человеческой души.
Именно так все в жизни и происходит. Человек, который желает, – перестает желать и топит себя в уходящем, отступающем временем, хотя новое уже рвется в двери и в окна внутрь.
Спектакль Малого идеален во всем. Пылкий внутри, но внешне бесстрастный, стильный, легкий, имеющий твердую форму. Исчезающие люди не шумят или суетятся, даже не показывают открытых чувств из-за несостоявшейся любви. Просто их глаза немного слезятся. Это все.
Чирканье спички говорит обо всем, если смотреть внимательно на нюансы спектакля. Зажжется – не зажжется. Любит – не любит.
Полные комплексов отношения театральной дивы Аркадиной со своим сыном Костей играются жестко и неприкрыто. Мать сморкается в бинт, который она сняла с головы сына после неудавшегося покушения.
На сцене царят настоящие дивы – звезды русского театра и кино. Редко увидишь актеров, которые так хорошо знают самих себя.
«Я играю – значит, я есть».
Безусловно, вершина творческого ансамбля – художественный руководитель Малого и всей постановки «Чайка» Юрий Соломин, который исполняет здесь роль писателя Тригорина.
Помните один из прекраснейших фильмов Акиры Куросавы «Дерсу Узала»? Соломин играл в нем ученого исследователя, капитана Владимира Арсеньева и делал это на высочайшем профессиональном уровне.
Сейчас он на несколько десятилетий старше, для Тригорина даже слишком старый, но это дает еще больший толчок для интриги пьесы – он соблазняет Нину, преуспевающий знаменитый писатель – невинную провинциальную девушку.
Вторая великая московская театральная звезда – Ирина Муравьева, известная, например, по фильму «Москва слезам не верит», вступает в роль дивы как в большую комедию.
Не следует удивляться, почему Тригорин заводит роман на стороне.
Актерская галерея спектакля – как первая обложка с фотографиями юбилейного издания по лучшим достижениям театра, исповедующего великого Станиславского. Когда смотришь «Чайку» Малого, в мозгу начинает искрить.
Все современные увиденные версии «Чайки» движутся перед глазами как круг большой сцены Городского театра, только в обратную сторону.
Здесь и Von Krahli театра и венгерская бонк-Чайка – провокация Андрия Жолдакина. «Чайка» Малого драматического театра Льва Додина…
В спектакле происходят диалоги, в которых не только шепчут.
Все новые начинания театральных реформаторов, таких как Костя, вмещаются сюда. Пласты открываются как при археологических раскопах.
Отсюда хорошо начать чествование Чехова в его юбилейный год.
Kirsikka Moring
«Слово Хельсинки»
Дата публикации: 19.02.2010