Новости

ФИНСКИЙ «ИВАНОВ» ПОПАЛ В КАПКАН

ФИНСКИЙ «ИВАНОВ» ПОПАЛ В КАПКАН

Между Малым театром и Хельсинкским городским театром давно установились тесные связи, так как в своих художественных пристрастиях они «родственники».

В первую очередь оба эти коллектива неравнодушны к классике, во-вторых, высокий уровень актерского мастерства и там и там считается одним из главных достояний культурного наследия. Вот почему на недавних гастролях Малого театра в Хельсинки с чеховской «Чайкой» произошел настоящий зрительский бум, а когда финский Городской театр приехал в Москву с чеховским «Ивановым», то весь столичный бомонд собрался посмотреть, как финны интерпретируют одну из самых загадочных пьес Антона Павловича в год его 150-летия.

Тамаш Ашер уже ставил «Иванова» у себя в Будапеште и в 2008 году был награжден «Золотой маской» за лучший зарубежный спектакль. Так что финский спектакль повторяет прежний режиссерский рисунок, но звучание у него новое, с налетом балтийской ментальности. Ашер переносит действие в 80-е годы прошлого столетия, где на всем лежит печать замшелости, неизбывной скуки, которую не вытравить никаким весельем. Недаром главным местом действия режиссер избирает усадьбу Лебедевых, куда вся округа пытается попасть на прием, в том числе отвергнутый обществом Иванов, но здесь царит такая пошлость, такая зависть и пустота, что каждое сказанное им слово растворяется в вакууме бессмысленности. Поразительно психологически точно режиссер выстраивает отношения Иванова с людьми, которых он презирает и одновременно не может без них обойтись, потому что имение расстроено, денег нет, а долги надо отдавать. Рауно Ахонен играет человека, попавшего в капкан, что в принципе от времени не зависит, сегодня почти каждый из нас находится в таком психологическом капкане, выхолащивающем душу.

Но Иванов горд, его мучит совесть. В первую очередь по отношению к больной жене, которую он разлюбил, и разбитую вазу уже не склеить, и как тут быть… Ох уж эта чеховская тема: куда уходит любовь и как ее место заполняет пустота, но долг велит нести этот крест. Редко кому из русских актеров удается это сыграть, тем не менее финскому Иванову веришь, что смысл жизни не в удовлетворении амбиций и комфортном существовании, а в чем-то другом: верности себе и своим идеалам. Может быть, это слишком громко сказано, но у чеховского героя, обычно стоящего на перепутье, тема совести и жития по ее законам всегда была главной.

Что же теперь, прикажете всем стреляться, как Иванов, скажет расстроенный зритель, недождавшийся счастливого финала после женитьбы вдовца на молоденькой Сашеньке? С точки зрения прагматика, – нонсенс. Да и по христианским законам человек не имеет права лишать себя жизни, но Чехов, в силу своей профессии врача, точно знал, что когда у пациента исчезала воля к жизни и он уже ни во что не верил, то никакие лекарства ему не помогали. Таким образом, венгерский режиссер вместе с финскими артистами считывает пьесу Антона Павловича, как современную драму лишнего человека, живущего по законам чести в бесчестном обществе.

Любовь ЛЕБЕДИНА

«Трибуна», 25 марта 2010 года

Дата публикации: 26.03.2010
ФИНСКИЙ «ИВАНОВ» ПОПАЛ В КАПКАН

Между Малым театром и Хельсинкским городским театром давно установились тесные связи, так как в своих художественных пристрастиях они «родственники».

В первую очередь оба эти коллектива неравнодушны к классике, во-вторых, высокий уровень актерского мастерства и там и там считается одним из главных достояний культурного наследия. Вот почему на недавних гастролях Малого театра в Хельсинки с чеховской «Чайкой» произошел настоящий зрительский бум, а когда финский Городской театр приехал в Москву с чеховским «Ивановым», то весь столичный бомонд собрался посмотреть, как финны интерпретируют одну из самых загадочных пьес Антона Павловича в год его 150-летия.

Тамаш Ашер уже ставил «Иванова» у себя в Будапеште и в 2008 году был награжден «Золотой маской» за лучший зарубежный спектакль. Так что финский спектакль повторяет прежний режиссерский рисунок, но звучание у него новое, с налетом балтийской ментальности. Ашер переносит действие в 80-е годы прошлого столетия, где на всем лежит печать замшелости, неизбывной скуки, которую не вытравить никаким весельем. Недаром главным местом действия режиссер избирает усадьбу Лебедевых, куда вся округа пытается попасть на прием, в том числе отвергнутый обществом Иванов, но здесь царит такая пошлость, такая зависть и пустота, что каждое сказанное им слово растворяется в вакууме бессмысленности. Поразительно психологически точно режиссер выстраивает отношения Иванова с людьми, которых он презирает и одновременно не может без них обойтись, потому что имение расстроено, денег нет, а долги надо отдавать. Рауно Ахонен играет человека, попавшего в капкан, что в принципе от времени не зависит, сегодня почти каждый из нас находится в таком психологическом капкане, выхолащивающем душу.

Но Иванов горд, его мучит совесть. В первую очередь по отношению к больной жене, которую он разлюбил, и разбитую вазу уже не склеить, и как тут быть… Ох уж эта чеховская тема: куда уходит любовь и как ее место заполняет пустота, но долг велит нести этот крест. Редко кому из русских актеров удается это сыграть, тем не менее финскому Иванову веришь, что смысл жизни не в удовлетворении амбиций и комфортном существовании, а в чем-то другом: верности себе и своим идеалам. Может быть, это слишком громко сказано, но у чеховского героя, обычно стоящего на перепутье, тема совести и жития по ее законам всегда была главной.

Что же теперь, прикажете всем стреляться, как Иванов, скажет расстроенный зритель, недождавшийся счастливого финала после женитьбы вдовца на молоденькой Сашеньке? С точки зрения прагматика, – нонсенс. Да и по христианским законам человек не имеет права лишать себя жизни, но Чехов, в силу своей профессии врача, точно знал, что когда у пациента исчезала воля к жизни и он уже ни во что не верил, то никакие лекарства ему не помогали. Таким образом, венгерский режиссер вместе с финскими артистами считывает пьесу Антона Павловича, как современную драму лишнего человека, живущего по законам чести в бесчестном обществе.

Любовь ЛЕБЕДИНА

«Трибуна», 25 марта 2010 года

Дата публикации: 26.03.2010