Л. М. ПРОЗОРОВСКИЙ (1880—1954)
Б.НИКОЛЬСКИЙ «Ежегодник Малого театра 1953-1954», M., 1956.
Л. М. ПРОЗОРОВСКИЙ (1880—1954)
Б.НИКОЛЬСКИЙ «Ежегодник Малого театра 1953-1954», M., 1956.
В истории Малого театра, особенно на сложных этапах его творческого развития, всегда были люди, воспоминания о которых согреты особой теплотой. К ним относится и режиссер Лев Михайлович Прозоровский. Лучшая и наиболее активная пора его творческой деятельности на протяжении более чем тридцати лет (с 1923 по 1954 год) была связана с Малым театром.
Л. М. Прозоровский родился в 1880 году в г. Луганске (ныне Ворошиловград) в бедной мещанской семье. Еще в юности, работая в слесарной мастерской, он увлекался театром и принимал участие в спектаклях труппы антрепренера Строителева.
До поступления в Малый театр Прозоровский прошел суровую школу провинциального театра. Лев Михайлович, обладавший живым, пытливым умом, постоянно работал над собой, общался с лучшими представителями русского театра, учился у них глубокому пониманию реалистического искусства, тех задач, которые встают перед актером в деле воспитания народа.
Начало войны 1914—1918 годов застало Прозоровского уже не только актером, но и режиссером провинциальных театров. В 1916 году Льва Михайловича призвали в армию, где он находился до 1917 года. 11осле Февральской революции всю свою творческую и организаторскую энергию он отдает созданию фронтовых спектаклей, а в период бурных дней Великого Октября вступает в труппу первого, созданного советской властью в Москве театра — театра Московского военного округа.
Едва затихла канонада октябрьских боев, как начались «спектакли этого театра. Зрительный зал «Аквариума» был до отказа заполнен вооруженными рабочими-красногвардейцами, солдатами и матросами, впервые в жизни ощутившими радость свободного общения с искусством театра. На этих спектаклях царила взволнованная атмосфера как в зрительном зале, так и на сцене; после представлений обычно возникали бурные митинги, на которых обсуждались политические вопросы, возникшие в связи с пьесой, и разгорались споры о путях развития театра в эпоху социалистической революции.
Общественная жизнь этого периода имела огромное влияние на становление творческих взглядов Прозоровского; он отдает всю свою энергию борьбе за создание советской драматургии, постановке спектаклей, отражающих новую жизнь, сложный процесс построения социалистического общества.
После недолгой работы в театрах, находившихся под руководством режиссеров-формалистов, Прозоровский в 1923 году принимает художественное руководство одним из районных театров Москвы и вскоре после этого вступает в труппу Малого театра.
Художник-реалист, он быстро нашел общий язык с ведущими мастерами Малого театра, а его энтузиазм, глубокое понимание современности,! связь с советскими драматургами и неиссякаемая энергия в работе принесли ему признание коллектива. Новая проблематика, новые герои — люди, рожденные революционной эпохой, в пьесах Билль-Белоцерковского, Тренева, Ромашова и других заставляли театры искать и новых решений и приемов сценического воплощения. Советский спектакль того времени требовал быстрой смены большого количества картин, требовал особого мастерства в постановке массовых сцен, музыкального сопровождения и шумовых эффектов, никогда прежде не имевших такого значения. Прозоровский любил и умел решать эти задачи.
За период с 1923 по 1937 год Прозоровский поставил в Малом театре такие пьесы, как «Лево — руля!» В. Билль-Белоцерковского, «1917 год» И. Платона, «Огненный мост» и «Бойцы» Б. Ромашова, «Сигнал» Н. Поливанова и Л. Прозоровского, «Ясный лог» К. Тренева, «Лес» А. Островского и другие. Совместно с режиссером И. С. Платоном им были поставлены «Иван Козырь и Татьяна Русских» Д. Смолина, а также замечательный спектакль «Любовь Яровая» К. Тренева.
Характерной особенностью режиссуры Прозоровского была углубленная творческая работа с автором, начинавшаяся задолго до ознакомления исполнителей с пьесой. Первую встречу с актерами он проводил без участия автора, используя ее для детального обсуждения пьесы. Все ценное, что было в предложениях актеров, после согласования с автором вносилось в экземпляр пьесы. К началу репетиционной работы экземпляр пьесы имел не только почти законченный текст, разметку и текст участников массовых сцен, но и точное распределение по пьесе музыкальных номеров и шумовых эффектов. Усилиями Прозоровского в Малом театре впервые была создана специальная аппаратура и положено начало созданию шумового цеха.
Прозоровский любил и умел делать эпизодические роли и массовые сцены, которые помогали выявлению основной идеи пьесы и создавали великолепный фон для исполнителей ведущих ролей.
Можно для примера привести такие сцены, как приход в город белых, кафе и начало паники белых при вступлении Красной Армии в «Любови Яровой»; сцена вооружения питерских рабочих, сцена заседания в Смольном и заключительная сцена в спектакле «1917 год»; сцена фронтовиков на железнодорожной станции в «Огненном мосте»; матросская сцена на палубе, сцена в кабачке и сцена безработных в спектакле «Лево — руля!».
Сцена прихода белых в спектакле «Любовь Яровая» проходила так. Опустевшая площадь, вдали слышна артиллерийская канонада, затем возникает более близкая пулеметная и ружейная стрельба, на этом фоне с разных сторон слышны казачьи и солдатские песни со свистом и гиканьем. На сцену вваливается несколько пьяных казаков. У некоторых из них на поясе висят зарезанные куры. Появляется группа солдат во главе с фельдфебелем, навстречу им выходит Дунька. Слышны вдали звуки военного оркестра. Пробегают чиновники, обыватели, купцы — они торопятся встретить белых. Возникает колокольный звон, слышно пение «Спаси, господи», из глубины несут хоругви, идет духовенство, офицеры, дворянство, буржуазия. Вся эта сложная массовая сцена создавала подлинную атмосферу событий тех лет и оставляла большое впечатление. В пьесе «Огненный мост» солдатская сцена в начале второго акта компоновалась так. Пустой, холодный, с промерзшим большим окном грязный зал узловой станции. Под прилавком багажного отделения в темноте свалена груда мешков громадных размеров, в другом углу две прижавшиеся друг к другу солдатские фигуры. Они тихо тянут бесконечную окопную песню. Вдруг один из «мешков» шевелится и оказывается солдатом-фронтовиком, прикрытым шинелью. Солдат глухо кашляет. Просыпаются другой, третий, седьмой солдаты, начинается разговор о тяжкой солдатской жизни. Входит безрукий солдат-агитатор, рассказывает о положении в стране, призывает к борьбе, и когда на сцене появляются офицеры и юнкера, конфликт уже доведен до предельного накала и заканчивается вооруженным столкновением солдат и офицеров.
Трудная и сложная работа постановки этих сцен проводилась режиссером темпераментно, упорно и увлекательно, с предварительной подготовкой всех деталей. Коллектив участников, особенно молодежь, любил эту горячую работу и нередко соглашался репетировать даже в ночное время.
Большим достижением в работе над пьесами советских драматургов было использование Прозоровским вращающегося планшета сцены во время хода действия, что давало возможность усилить динамику развития пьесы и показать большое количество картин-эпизодов.
Неуемная энергия и желание как можно глубже понять все особенности жизни советских людей часто побуждали Прозоровского посещать места, где происходило действие пьесы. Так, вместе с К. А. Треневым во время постановки «Ясного лога» они долго жили в колхозах центральных областей. Подготавливая пьесу «Лево — руля!», Лев Михайлович побывал на кораблях Черноморского торгового флота. Перед началом работы над пьесой «Бойцы» он все лето провел на Дальнем Востоке в частях Красной Армии. Благодаря своим творческим способностям энергии, любви и подлинно партийному отношению к театру Прозоровскому удалось внести значительный вклад в советское театральное искусство на одном из важнейших и трудных этапов его развития.
От примитивных театральных образов и наивных сценических конфликтов пьесы «Иван Козырь и Татьяна Русских» Д. Смолина, через правдивую драму Билль-Белоцерковского «Лево — руля!» Прозоровский пришел к «Любови Яровой» — классическому произведению социалистического реализма. В этом спектакле мастерами Малого театра был создан ряд образов, которые вошли в историю советского театра.
Большим событием в театральной жизни столицы явился спектакль «Огненный мост» Б. Ромашова (1929). Ряд типических образов старой буржуазной и новой, советской интеллигенции был создан А. Яблочкиной, М. Климовым, В. Пашенной, В. Ольховским, Н. Рыбниковым, С. Кузнецовым, А. Васениным и другими талантливыми представителями Малого театра. Этот спектакль, показавший зрителям яркие образы людей того времени, сталкивающихся в острых конфликтах, спектакль, полный пафоса революционной борьбы, был создан режиссером Л. М. Прозоровским в содружестве с драматургом Б. С. Ромашовым.
Коммунистическая партия ставит перед театром новую задачу — отразить в произведениях сценического искусства жизнь советской деревни. К. А. Тренев пишет пьесу «Ясный лог», и снова Прозоровский принимает самое близкое творческое участие в создании окончательной редакции пьесы. «Ясный лог» был первым спектаклем на колхозную тему, он как бы указал коллективу театра путь дальнейшей, более глубокой разработки колхозной тематики. И в этом его историческое значение.
В первый год Великой Отечественной войны общественность Магнитогорска через газеты «Магнитогорский рабочий» и «Челябинский рабочий» обратилась к коллективу Малого театра, находившемуся в то время в Челябинске, с просьбой возобновить культурное шефство и помочь магнитогорскому театру имени А. С. Пушкина. Руководство Малого театра, обсудив это письмо, командировало в Магнитогорск Прозоровского сроком на один год в качестве главного режиссера.
Приехав в Магнитогорск и ознакомившись с творческой жизнью коллектива театра имени Пушкина, Прозоровский с присущей ему энергией взялся за работу. Он привлек из коллектива Малого театра ряд молодых способных актеров. С первых дней своей работы Прозоровский взялся за выправление репертуарной линии театра. За время работы в Магнитогорске (1942—1944) Прозоровский поставил пьесы: «Батальон идет на Запад» Г. Мдивани, «Русские люди» К. Симонова, «Иван да Марья» Е. Пермяка, «Весна в Москве» В. Гусева, «Со всяким может случиться» Б. Ромашова, «Нашествие» Л. Леонова, «Машенька» А. Афиногенова и другие.
Кроме того, был создан спектакль по пьесе местных драматургов Татьяничевой и Смелянского «Этих дней не смолкнет слава», посвященной комсомольцам-строителям новой доменной печи. Был осуществлен и ряд постановок пьес Гоголя, Островского, Шиллера, Бомарше. Все эти спектакли вывели театр имени Пушкина на широкую творческую дорогу. Работа Прозоровского была высоко оценена советской общественностью, а театр называли «культурным цехом магнитогорского завода».
Активная и напряженная творческая деятельность, продолжавшаяся вместо одного театрального сезона три, надорвала силы Прозоровского. Сказались годы, пошатнулось здоровье.
В 1944 году он снова возвращается в Малый театр. Последней его работой в Малом театре была «Снегурочка» А. Н. Островского. Этот спектакль в течение нескольких сезонов пользовался успехом у московского зрителя.
Награжденный двумя орденами Трудового Красного Знамени, Л. М. Прозоровский в 1949 году получает звание народного артиста РСФСР. В эти годы он заканчивает свою постоянную работу в Малом театре.
Активный творческий характер Льва Михайловича до самых последних дней жизни не давал ему возможности пребывать в состоянии покоя. Он выезжает режиссером-консультантом на периферию. Украина, Белоруссия, Казань, Уфа — вот места, где продолжается деятельность Прозоровского.
В 1952 году он принимает должность главного режиссера Литературно-драматического театра ВТО, где ведет большую организационную работу, а также ставит трагедию Шиллера «Разбойники». Эта напряженная работа окончательно подорвала силы Льва Михайловича, и после непродолжительной болезни в июле 1954 года замечательный режиссер-коммунист Прозоровский скончался.
До конца своих дней Лев Михайлович нес в сердце молодую неистребимую веру в искусство. Любовью к советскому театру была освящена вся его жизнь, он прожил ее как неутомимый борец за новое, подлинно народное искусство.
Дата публикации: 02.07.1954