Новости

ВИКТОР БОРЦОВ. НАТЮРЛИХ САВВА ИГНАТЬЕВИЧ

ВИКТОР БОРЦОВ. НАТЮРЛИХ САВВА ИГНАТЬЕВИЧ

20 мая исполняется два года со дня смерти замечательного актера театра и кино, народного артиста России незабвенного Виктора Андреевича Борцова. Предлагаем вашему вниманию текст, посвященный актеру и опубликованный на сайте »Актеры, кино и телевидение»

Родился в 1934 году в Оренбурге. Окончил Щукинское театральное училище. Народный артист РСФСР. Фильмография: «Песнь о Кольцове», «Освобождение», «Хождение по мукам», «И снова Анискин», «Мой избранник», «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!», «Леди на день», «Не хлебом единым» и др. В «Покровских воротах» изначально режиссер Михаил Козаков видел в этой роли Саввы Игнатьевича - Никиту Михалкова. Но тот, прочитав сценарий, категорически отказался - ни роль не понравилась, ни сама задумка фильма не вдохновила. А вот Виктору Борцову понравилось все. А как он нам понравился в роли Саввы Игнатьевича. После отказа Михалкова Козаков, хорошо подумав, сделал разумный вывод: если уж речь идет о коммуналке» значит, жильцы-актеры должны быть малоизвестные широкой публике. Разве что звезду Велюрова сыграет узнаваемая знаменитость — Леонид Броневой, это вполне логично. Вот и пригласил на три роли — Маргариты Павловны, Льва Евгеньевича и Саввы Игнатьевича — актеров театральных» в кино практически не снимающихся. Кандидатуру Борцова Козакову рекомендовал второй режиссер Юрий Топалер. Когда-то давно он заскочил к своему другу в театральное общежитие погреться. Сидели, выпивали. Соседом друга оказался Борцов. Но за столом с ребятами он не трапезничал — спал. Все, что успел разглядеть Топалер, — торчащий из-под одеяла нос. Непонятно, каким образом, но гость его хорошо запомнил и с оказией похлопотал перед Козаковым. Режиссер воспрянул Духом и потребовал Борцова к себе. Все было решено за несколько минут. Хотя впоследствии именно Савва стал причиной нешуточного конфликта по поводу закрытия «Покровских ворот”. Руководитель Гостелерадио Сергей Лапин зарядил Козакову в лоб: «Ну и мерзостную картину вы сняли. У меня аж сердце вот так... Вы же опорочили облик советского солдата, вы что, с Зориным не можете открыто сказать: «Долой красный Кремль!»? Такое могут снять только те, кто собирается эмигрировать в Америку или Тель-Авив». (Как в воду глядел) Свою роль Борцов перекраивал буквально на ходу. По сценарию Савва был человеком, мягко сказать, малоприятным — наглым грубияном, зарвавшимся фронтовиком-хохотуном, откровенно издевающимся да размазывающим по стенке недотепу-неумеху Левушку Хоботова. А вот Борцов видел своего героя добрым, открытой души человеком, бесхитростным увальнем-победителем. Виктор Андреевич сам вырос в коммуналке и хорошо знал таких вот «артистов-вора» — когда такой только выходит из подъезда, все уже с нетерпением ждут унни-спектакль: что скажет, какой фортель выкинет. И ведь воплотил это дворовое искусство настолько здорово, что вместо второстепенного коммунальщика Савва стал одним из ярчайших и любимых зрителем персонажей. Его фразы народ сразу на «сувениры» растащил: «Натюрлих, Маргарита Паллна», «Он ломает — я чиню! Он ломает — я чиню!» На душераздирающий вопрос Хоботова: «Савва! Объясни! Зачем тебе нужно, чтобы я у вас жил? Тебе-то что за радость?» — отвечал: «На всех языках говоришь, а по-русски не понимаешь — живут не для радости, а для совести». Актер забавно рассказывал о съемках сцены, где он пел-кричал «Розамунду». Пел, кстати, сам, играл на аккордеоне тоже сам, но уж больно фальшиво. Ну а поскольку немецкий знал из рук вон плохо, ему специально писали слова на стенке огромными буквами. Дотошный Козаков заставил Савву петь с раннего утра до позднего вечера — именно столько времени снимали сцену за столом, с гостями Орловичами. В коронные фразы Саввы артист вложил весь свой скудный запас немецкого: «Майн фронден, тринкен!» и «Ауффидер кукен». Больше не знал ничего, поэтому даже знаменитое «Натюрлих, Маргарита Паллна» предложил Козаков. Однажды журналистка спросила Борцова: «А как бы жили Маргарита с Саввой лет через двадцать?» Он удивился: «Неужели мы так убедительно сыграли?» А после, подумав, резюмировал: «Да никак бы не жили. К тому времени она бы еще пятерых таких прибила». Будущий народный артист России, ведущий актер Малого театра Виктор Андреевич Борцов родился 14 июня 1934 года в Оренбурге. Его мать умерла очень рано, они с отцом остались вдвоем. Свою последующую судьбу маленький Витя определил для себя сам в семь лет, когда сходил «по блату» в оперетту на утренник «Девушка из Барселоны». Вечером крошка сын к отцу пришел, и сказала кроха: «Я буду актером». Как сказал, так и сделал. В театральное училище имени Щепкина на курс Веры Пашенной поступил с первого раза. После окончания был сразу принят в труппу Малого театра, в котором бессменно проработал более сорока лет до окончания дней своих. И ни единого раза Малому не изменил. Здесь он был настоящим премьером, сыграл более ста ролей в шикарном классическом репертуаре. Блистал в главных ролях в лучших творениях Шиллера, Достоевского, Мольера, Гоголя, Алексея Толстого, Шекспира, Шукшина... И, конечно, не обошелся без участия Борцова весь великий Островский — визитная карточка Малого театра. Виктор Борцов был человеком конкретным и стабильным, а значит, постоянным. Как в театре, так и в жизни слыл однолюбом. Много лет прожил с одной-единственной, горячо любимой женой с необычным именем Циала. Циала была на несколько лет моложе обожаемого супруга. Правда, в личную жизнь Борцов особо никого не пускал: «Зачем это — в постель ко мне лезть?» В отличие от Саввы Игнатьевича, с техникой Виктор Андреевич был на «вы». Не умел ничего, но не из-за лености, а потому что не знал, как розетку починить, как стиральную машину включить, как лампочку вкрутить. По этой самой причине не водил автомобиль, а на работу и с работы (Борцовы жили в районе Киевского вокзала) ежедневно ездил на метро. Зато был примерным семьянином, налево не хаживал, спиртное не употреблял (врачи запретили) и был заядлым театралом — не пропускал ни единой премьеры ни в одном театре. Несмотря на то, что по-настоящему его прославила роль Саввы Игнатьевича, в кино снимался много и удачно (более 40 ролей в популярных картинах). Вот лишь несколько наиболее известных фильмов с его участием: «Песнь о Кольцове», «Освобождение», «И снова Анискин», «Гардемарины, вперед!», «Мой избранник», «Хождение по мукам»... На съемках «Гардемаринов», где он играл кучера Гаврилу, от гибели Виктора Андреевича спасло лишь чудо. Он упал с повозки и едва-едва успел увернуться от несущейся лошади. Тогда судьба актера уберегла. А вот страшная болезнь не пощадила... Он ушел от нас навсегда 20 мая 2008 года, на 74-м году жизни.

http://www.actorskino.ru/

Дата публикации: 20.05.2010
ВИКТОР БОРЦОВ. НАТЮРЛИХ САВВА ИГНАТЬЕВИЧ

20 мая исполняется два года со дня смерти замечательного актера театра и кино, народного артиста России незабвенного Виктора Андреевича Борцова. Предлагаем вашему вниманию текст, посвященный актеру и опубликованный на сайте »Актеры, кино и телевидение»

Родился в 1934 году в Оренбурге. Окончил Щукинское театральное училище. Народный артист РСФСР. Фильмография: «Песнь о Кольцове», «Освобождение», «Хождение по мукам», «И снова Анискин», «Мой избранник», «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!», «Леди на день», «Не хлебом единым» и др. В «Покровских воротах» изначально режиссер Михаил Козаков видел в этой роли Саввы Игнатьевича - Никиту Михалкова. Но тот, прочитав сценарий, категорически отказался - ни роль не понравилась, ни сама задумка фильма не вдохновила. А вот Виктору Борцову понравилось все. А как он нам понравился в роли Саввы Игнатьевича. После отказа Михалкова Козаков, хорошо подумав, сделал разумный вывод: если уж речь идет о коммуналке» значит, жильцы-актеры должны быть малоизвестные широкой публике. Разве что звезду Велюрова сыграет узнаваемая знаменитость — Леонид Броневой, это вполне логично. Вот и пригласил на три роли — Маргариты Павловны, Льва Евгеньевича и Саввы Игнатьевича — актеров театральных» в кино практически не снимающихся. Кандидатуру Борцова Козакову рекомендовал второй режиссер Юрий Топалер. Когда-то давно он заскочил к своему другу в театральное общежитие погреться. Сидели, выпивали. Соседом друга оказался Борцов. Но за столом с ребятами он не трапезничал — спал. Все, что успел разглядеть Топалер, — торчащий из-под одеяла нос. Непонятно, каким образом, но гость его хорошо запомнил и с оказией похлопотал перед Козаковым. Режиссер воспрянул Духом и потребовал Борцова к себе. Все было решено за несколько минут. Хотя впоследствии именно Савва стал причиной нешуточного конфликта по поводу закрытия «Покровских ворот”. Руководитель Гостелерадио Сергей Лапин зарядил Козакову в лоб: «Ну и мерзостную картину вы сняли. У меня аж сердце вот так... Вы же опорочили облик советского солдата, вы что, с Зориным не можете открыто сказать: «Долой красный Кремль!»? Такое могут снять только те, кто собирается эмигрировать в Америку или Тель-Авив». (Как в воду глядел) Свою роль Борцов перекраивал буквально на ходу. По сценарию Савва был человеком, мягко сказать, малоприятным — наглым грубияном, зарвавшимся фронтовиком-хохотуном, откровенно издевающимся да размазывающим по стенке недотепу-неумеху Левушку Хоботова. А вот Борцов видел своего героя добрым, открытой души человеком, бесхитростным увальнем-победителем. Виктор Андреевич сам вырос в коммуналке и хорошо знал таких вот «артистов-вора» — когда такой только выходит из подъезда, все уже с нетерпением ждут унни-спектакль: что скажет, какой фортель выкинет. И ведь воплотил это дворовое искусство настолько здорово, что вместо второстепенного коммунальщика Савва стал одним из ярчайших и любимых зрителем персонажей. Его фразы народ сразу на «сувениры» растащил: «Натюрлих, Маргарита Паллна», «Он ломает — я чиню! Он ломает — я чиню!» На душераздирающий вопрос Хоботова: «Савва! Объясни! Зачем тебе нужно, чтобы я у вас жил? Тебе-то что за радость?» — отвечал: «На всех языках говоришь, а по-русски не понимаешь — живут не для радости, а для совести». Актер забавно рассказывал о съемках сцены, где он пел-кричал «Розамунду». Пел, кстати, сам, играл на аккордеоне тоже сам, но уж больно фальшиво. Ну а поскольку немецкий знал из рук вон плохо, ему специально писали слова на стенке огромными буквами. Дотошный Козаков заставил Савву петь с раннего утра до позднего вечера — именно столько времени снимали сцену за столом, с гостями Орловичами. В коронные фразы Саввы артист вложил весь свой скудный запас немецкого: «Майн фронден, тринкен!» и «Ауффидер кукен». Больше не знал ничего, поэтому даже знаменитое «Натюрлих, Маргарита Паллна» предложил Козаков. Однажды журналистка спросила Борцова: «А как бы жили Маргарита с Саввой лет через двадцать?» Он удивился: «Неужели мы так убедительно сыграли?» А после, подумав, резюмировал: «Да никак бы не жили. К тому времени она бы еще пятерых таких прибила». Будущий народный артист России, ведущий актер Малого театра Виктор Андреевич Борцов родился 14 июня 1934 года в Оренбурге. Его мать умерла очень рано, они с отцом остались вдвоем. Свою последующую судьбу маленький Витя определил для себя сам в семь лет, когда сходил «по блату» в оперетту на утренник «Девушка из Барселоны». Вечером крошка сын к отцу пришел, и сказала кроха: «Я буду актером». Как сказал, так и сделал. В театральное училище имени Щепкина на курс Веры Пашенной поступил с первого раза. После окончания был сразу принят в труппу Малого театра, в котором бессменно проработал более сорока лет до окончания дней своих. И ни единого раза Малому не изменил. Здесь он был настоящим премьером, сыграл более ста ролей в шикарном классическом репертуаре. Блистал в главных ролях в лучших творениях Шиллера, Достоевского, Мольера, Гоголя, Алексея Толстого, Шекспира, Шукшина... И, конечно, не обошелся без участия Борцова весь великий Островский — визитная карточка Малого театра. Виктор Борцов был человеком конкретным и стабильным, а значит, постоянным. Как в театре, так и в жизни слыл однолюбом. Много лет прожил с одной-единственной, горячо любимой женой с необычным именем Циала. Циала была на несколько лет моложе обожаемого супруга. Правда, в личную жизнь Борцов особо никого не пускал: «Зачем это — в постель ко мне лезть?» В отличие от Саввы Игнатьевича, с техникой Виктор Андреевич был на «вы». Не умел ничего, но не из-за лености, а потому что не знал, как розетку починить, как стиральную машину включить, как лампочку вкрутить. По этой самой причине не водил автомобиль, а на работу и с работы (Борцовы жили в районе Киевского вокзала) ежедневно ездил на метро. Зато был примерным семьянином, налево не хаживал, спиртное не употреблял (врачи запретили) и был заядлым театралом — не пропускал ни единой премьеры ни в одном театре. Несмотря на то, что по-настоящему его прославила роль Саввы Игнатьевича, в кино снимался много и удачно (более 40 ролей в популярных картинах). Вот лишь несколько наиболее известных фильмов с его участием: «Песнь о Кольцове», «Освобождение», «И снова Анискин», «Гардемарины, вперед!», «Мой избранник», «Хождение по мукам»... На съемках «Гардемаринов», где он играл кучера Гаврилу, от гибели Виктора Андреевича спасло лишь чудо. Он упал с повозки и едва-едва успел увернуться от несущейся лошади. Тогда судьба актера уберегла. А вот страшная болезнь не пощадила... Он ушел от нас навсегда 20 мая 2008 года, на 74-м году жизни.

http://www.actorskino.ru/

Дата публикации: 20.05.2010