ИРИНА МУРАВЬЕВА: «ПО СВОЕМУ НЕДОПОНИМАНИЮ ДЕЛАЕМ ИЗ ЖИЗНИ СКОРОСПЕЛКУ»
ИРИНА МУРАВЬЕВА: «ПО СВОЕМУ НЕДОПОНИМАНИЮ ДЕЛАЕМ ИЗ ЖИЗНИ СКОРОСПЕЛКУ»
9 июня в Саратове с благотворительным проектом побывал Государственный академический Малый театр. Его тур по городам Поволжья был посвящен 65-летию Великой Победы. Выступления театра состоялись одновременно на двух сценических площадках. В Саратове в театре драмы москвичи показали спектакль «Свадьба, свадьба, свадьба!» по А.П.Чехову, а в Энгельсе в театре оперетты был дан большой концерт из произведений военных и предвоенных лет. На эти спектакли билеты не продавались. На них были приглашены ветераны войны и труда.
Впечатления этого дня были настолько сильными, что нас уже почти не удивило, что «самая очаровательная и привлекательная» Ирина Муравьева, любимая во всех уголках нашей страны, в гримерке, в атмосфере концертной суеты, неожиданно затронула глубокие и серьезные вопросы.
— Знаю, что с Саратовом вас связывают личные теплые отношения. Что их определяет?
— У меня в Саратове работал муж. (Леонид Данилович Эйдлин в 1960-х годах поставил в Саратовском ТЮЗе легендарный спектакль «Недоросль», а в конце 1990-х — «Привет вам, господа!» — Прим. автора). Он работал в Саратове очень давно. И с тех пор в этом городе у него здесь осталось много друзей, которые со временем стали и моими друзьями. Мы поддерживаем отношения до сих пор. Приезжая в Саратов по делам, обязательно их навещаем, а они, бывая в столице, приходят к нам.
— Я слышала, что вы порою даже проводили отпуск в наших краях.
— Наша семья дружила с Георгием Архиповичем Умновым (долгие годы Г.А. Умнов был генеральным директором крупного научно-производственного объединения «Тантал». — Прим. автора). И часто мы отдыхали у него в Чардыме, на острове, в охотничьих домиках. Благодаря Умнову мы вели совершенно бесподобную жизнь. Одна рыбалка чего стоила! Вот что такое для меня Саратов.
— Какими еще интересными встречами одарил вас наш город?
— Нашей семье посчастливилось. Мы были знакомы с владыкой Пименом, ныне, увы, покойным.
— Как завязалось это знакомство?
— Первым с ним познакомился муж. Он ставил в ТЮЗе спектакль «Рядовые», и ему при постановке потребовалась профессиональная консультация. И консультировать его стал сам владыка Пимен, который представился так: «Дмитрий Евгеньевич». Именно так он подписывался на открытках, которые потом неизменно нам присылал. Даже в этом он проявлял тактичность. Он очень бережно относился к людям вокруг себя, и в том числе к нам. Он отлично понимал, что никто из нашей семьи не воцерковлен. И никого из нас не смущал. Не было никаких попыток насильственно приблизить нас к вере. Но вся наша семья сейчас в церкви.
— Владыка Пимен остался в воспоминаниях саратовцев как очень светлая личность. Ростропович в свой последний приезд в Саратов вспоминал, как именно владыка Пимен в давние трудные годы обвенчал их с Галиной Вишневской в Саратове. А художественный руководитель филармонии Анатолий Иосифович Катц рассказывал мне, что Пимен часто приходил в филармонию и всегда садился на самый последний ряд, чтобы его головной убор, который по сану он не мог снять, не мешал другим зрителям. А какие воспоминания храните вы?
— Приезжая в Москву, владыка всегда приходил к нам в гости. А мы, бывая в Саратове, обязательно заходили к нему. Я так ярко запомнила его домик на Вольской. Обед. Пластинки. Классическая музыка. И разговоры, разговоры…
Кстати, тем, кто находится в духовном поиске, кто хочет обрести веру, я настоятельно советую приобрести аудиодиски с лекциями профессора Духовной академии Алексея Ильича Осипова. Уверяю вас, в его лекциях вы найдете ответы на многие вопросы. Я покупаю и дарю эти диски своим друзьям, и мне самой делать такие подарки радостно.
— Давайте поговорим о радости бытовой. Рассказывая об отдыхе в Чардыме, вы вспомнили о рыбалке…
— Я вообще люблю отдыхать на реке. Вот сейчас труппа Малого театра плывет на теплоходе. Это какое-то чудо! До этого я, конечно, бывала в самых разных волжских городах, но представление о Волге у меня было каким-то фрагментарным. А сейчас все впечатления сложились, как пазлы, в одну общую картину. Все это время, что мы плывем по реке, не перестаю удивляться, насколько Волга — огромная и великая река. До сегодняшнего дня никогда по Волге на теплоходе не плавала. Какой это, оказывается, приятный вид транспорта и отдыха! Просто-напросто отдыхаешь душой, разумом, сердцем. Жизнь прекрасна. И вовсе не так быстра, как мы думаем. Это мы по своему недопониманию делаем из жизни скороспелку, сами себя погружаем в воронку суеты.
Татьяна Лисина
«МК в Саратове», 16 июня 2010 года
Дата публикации: 16.06.2010