ЮРИЙ СОЛОМИН ИГРАЕТ СЕРДЦЕМ
ЮРИЙ СОЛОМИН ИГРАЕТ СЕРДЦЕМ
Художественному руководителю Малого театра, народному артисту СССР, любимцу многих поколений отечественных зрителей Юрию Соломину 18 июня исполняется 75 лет. Специально для «Известий» с юбиляром встретилась Ольга Завьялова.
известия: Говорят, вы всегда хотели стать актером. Это правда?
Юрий Соломин: Действительно, понятие о будущей профессии сложилось у меня довольно рано, когда я был пятиклассником. Я рос в Чите, где главными «очагами культуры» были Дом пионеров и клуб железнодорожников. Там было очень много кружков, в том числе кукольный и драматический. Я сначала пришел в кукольный театр, и первой в моей жизни ролью стала роль барсука... Потом была организована младшая группа в драматическом кружке, и была уже серьезная работа — в «Бежином луге» Тургенева. После окончания школы я послал документы в Москву — в Театральное училище имени Щепкина. И прошел все круги ада, положенные абитуриентам.
и: Вы попали в класс к Вере Николаевне Пашенной. Какие воспоминания остались от работы с ней?
Соломин: Есть один эпизод, связанный с Верой Николаевной, который я запомнил на всю жизнь. Однажды на репетиции она сказала студентке: «Надя, у тебя должны лучи из глаз идти, искры». В то время я еще не понимал, как это может быть. Но когда сама Вера Николаевна, которой было уже около 70, встала и отыграла тот же эпизод, я увидел эти самые лучи. Этот свет шел изнутри. Я счастлив, что мне повезло встретиться с этой великой актрисой и прекрасным человеком. Она всегда приучала нас к эмоциональным затратам. Говорила: «Вы должны работать на сцене так, чтобы кишки болели, чтобы после спектакля вы ничего не хотели...» И я пронес эти уроки через всю жизнь. Мне иногда говорят, что уже возраст не тот, чтобы так выкладываться, но я не могу иначе, меня с детства натаскали. В этом и заключается настоящая русская школа. Вера Николаевна всегда повторяла: «Ты должен оставить кусочек своего сердца на сцене». Именно ради этого и стоит работать. К сожалению, сейчас многие актеры считают, что достаточно выучить текст, надеть костюмы, загримироваться и грамотно говорить. Но без «кусочка сердца» настоящего русского театра не будет, мы превратимся в определенный тип западного театра, который может каждый день в течение месяца давать спектакли по контракту...
и: В чьих пьесах вы больше всего любите играть?
Соломин: Я выпускался из училища с ролью Треплева из «Чайки» в постановке Пашенной. С тех пор Антон Павлович Чехов стал для меня любимым автором. Я сыграл во всех его пьесах, кроме «Иванова».
и: Есть ли у вас какая-нибудь неосуществленная актерская мечта?
Соломин: Конечно, есть. Остались роли, которые я еще могу сыграть. Знаменитый французский актер Жерар Филип сказал: «Каждая роль требует своего возраста». Я это помню и всегда учитываю. Мне иногда говорят: «Перестань, ты хорошо выглядишь». Но не внешний вид имеет главное значение. Уходят силы, а вместе с ними пропадают и какие-то эмоциональные моменты, потому что на первый план выходят разум и мудрость. Есть роли, от которых пришло уже время отказываться, потому что там должна быть другая физика, эмоциональность. Но, например, в спектакле «Горе от ума» я смогу играть, пока буду стоять на ногах. Роль Фамусова без возраста.
и: Что для вас важнее — кино или театр?
Соломин: Театр. В театре ты работаешь ежедневно. Это можно сравнить с балетом или спортом: балерина каждый день занимается у станка независимо от того, танцует она сегодня или нет. И спортсмены тренируются не только в день соревнований. В кино же работа техническая. Ты можешь посмотреть отснятый кадр и что-то потом переделать. При этом в кино наиболее важна работа оператора и монтажера, все зависит от того, как тебя сняли и поместили в кадр. В кино и собаки играют. А вот в театре это невозможно.
и: Какие-нибудь съемки в ближайшем будущем запланированы?
Соломин: Пока нет. Мне хватает работы в театре, даже если я не каждый год играю новые роли. Последней моей большой работой стала картина «Московская сага». Были еще промежуточные работы. Я понял, что в небольших ролях сниматься надо только у тех режиссеров, которым ты доверяешь. Интереснее всего в этом плане была работа с Олегом Погодиным в фильме «Родина ждет». С ним стоит сотрудничать, если даже в роли будет всего несколько слов. Но таких режиссеров сейчас очень мало.
и: Вы довольны своими режиссерскими работами?
Соломин: Я никогда не рвался в режиссуру. Думаю, что провалов, связанных с режиссерскими опытами, у меня не было. Спектакли, которые я ставил, сейчас идут, я получаю приглашения из-за рубежа. Но в России мне надоело слушать рассуждения о так называемой актерской режиссуре. Я не понимаю одного: что люди вкладывают в это понятие? Кем изначально были Мейерхольд, Вахтангов, Щепкин, Садовский, Ленский, Царев? Прежде всего — актерами. Чтобы стать художественным руководителем театра или режиссером, необходимо познать профессию артиста во всех ее тонкостях.
и: Вы уже 22 года занимаете пост художественного руководителя Малого театра. Как изменилась ваша альма матер за это время?
Соломин: Все меняется вместе с самой жизнью. Я с молодости входил в худсовет, знал изнутри многие проблемы. Когда меня избрали руководителем, мы с коллективом решили, что наш театр должен сохранить академическую позицию. В филиале мы решили проводить всякие эксперименты, а за основной сценой необходимо было закрепить исключительно классические постановки. Мы сохраняем тот стиль театра, который был в XIX веке. Мы категорически против переработок классики на сегодняшний лад. Пока нам это удается, и зритель нам благодарен.
и: Ваш младший брат — Виталий Соломин был замечательным актером. Он пошел по вашим стопам?
Соломин: Мне трудно рассуждать о его выборе сейчас, когда его уже нет с нами, но мне кажется, что я все-таки повлиял на его выбор. Виталий был моложе меня на семь лет. Когда он заканчивал школу, я уже снимался и преподавал в Щепкинском училище. Когда он приехал поступать, председателем комиссии была Вера Николаевна Пашенная. Виталий вышел читать, она спросила: «Ты Соломин?» — «Да». Тогда она поинтересовалась: «Откуда?». Виталик сказал: «Из Читы». Пауза. Потом Вера Николаевна спросила: «Ты что, брат что ли?» — «Да, младший». Этим уже многое было решено. Курс, на котором учился Виталик, был уникальным. Олег Даль, Михаил Кононов, Виктор Павлов, Вячеслав Барышев...
и: Ваша жена, Ольга Соломина, тоже актриса и преподаватель. Между вами часто возникают разногласия в профессиональных вопросах?
Соломин: Если между мной и Ольгой происходит спор, то чаще всего он возникает из-за различия во взглядах, связанных с училищем и подходами к преподаванию. Еще мы можем разругаться, например, из-за вопроса принадлежности старинной мебели к той или иной эпохе. В такие моменты мы оба приходим в бешенство. Со стороны, наверное, на это смешно смотреть.
и: Театр и педагогика отнимают львиную долю вашего времени. Остаются силы на какие-нибудь увлечения?
Соломин: На хобби у меня никогда не было времени. Но я очень люблю животных. Это, конечно, не увлечение, а часть моей жизни. Сейчас у нас в доме живут три собаки и шесть кошек. Ни одно лекарство не может так успокоить, как общение с ними...
Ольга Завьялова
«Известия», 18 июня 2010
Дата публикации: 20.06.2010