Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН ИГРАЕТ СЕРДЦЕМ

ЮРИЙ СОЛОМИН ИГРАЕТ СЕРДЦЕМ

Художественному руководителю Малого театра, народному артисту СССР, любимцу многих поколений отечественных зрителей Юрию Соломину 18 июня исполняется 75 лет. Специально для «Известий» с юбиляром встретилась Ольга Завьялова.

известия: Говорят, вы всегда хотели стать актером. Это правда?

Юрий Соломин: Действительно, понятие о будущей профессии сложилось у меня довольно рано, когда я был пятиклассником. Я рос в Чите, где главными «очагами культуры» были Дом пионеров и клуб железнодорожников. Там было очень много кружков, в том числе кукольный и драматический. Я сначала пришел в кукольный театр, и первой в моей жизни ролью стала роль барсука... Потом была организована младшая группа в драматическом кружке, и была уже серьезная работа — в «Бежином луге» Тургенева. После окончания школы я послал документы в Москву — в Театральное училище имени Щепкина. И прошел все круги ада, положенные абитуриентам.

и: Вы попали в класс к Вере Николаевне Пашенной. Какие воспоминания остались от работы с ней?

Соломин: Есть один эпизод, связанный с Верой Николаевной, который я запомнил на всю жизнь. Однажды на репетиции она сказала студентке: «Надя, у тебя должны лучи из глаз идти, искры». В то время я еще не понимал, как это может быть. Но когда сама Вера Николаевна, которой было уже около 70, встала и отыграла тот же эпизод, я увидел эти самые лучи. Этот свет шел изнутри. Я счастлив, что мне повезло встретиться с этой великой актрисой и прекрасным человеком. Она всегда приучала нас к эмоциональным затратам. Говорила: «Вы должны работать на сцене так, чтобы кишки болели, чтобы после спектакля вы ничего не хотели...» И я пронес эти уроки через всю жизнь. Мне иногда говорят, что уже возраст не тот, чтобы так выкладываться, но я не могу иначе, меня с детства натаскали. В этом и заключается настоящая русская школа. Вера Николаевна всегда повторяла: «Ты должен оставить кусочек своего сердца на сцене». Именно ради этого и стоит работать. К сожалению, сейчас многие актеры считают, что достаточно выучить текст, надеть костюмы, загримироваться и грамотно говорить. Но без «кусочка сердца» настоящего русского театра не будет, мы превратимся в определенный тип западного театра, который может каждый день в течение месяца давать спектакли по контракту...

и: В чьих пьесах вы больше всего любите играть?

Соломин: Я выпускался из училища с ролью Треплева из «Чайки» в постановке Пашенной. С тех пор Антон Павлович Чехов стал для меня любимым автором. Я сыграл во всех его пьесах, кроме «Иванова».

и: Есть ли у вас какая-нибудь неосуществленная актерская мечта?

Соломин: Конечно, есть. Остались роли, которые я еще могу сыграть. Знаменитый французский актер Жерар Филип сказал: «Каждая роль требует своего возраста». Я это помню и всегда учитываю. Мне иногда говорят: «Перестань, ты хорошо выглядишь». Но не внешний вид имеет главное значение. Уходят силы, а вместе с ними пропадают и какие-то эмоциональные моменты, потому что на первый план выходят разум и мудрость. Есть роли, от которых пришло уже время отказываться, потому что там должна быть другая физика, эмоциональность. Но, например, в спектакле «Горе от ума» я смогу играть, пока буду стоять на ногах. Роль Фамусова без возраста.

и: Что для вас важнее — кино или театр?

Соломин: Театр. В театре ты работаешь ежедневно. Это можно сравнить с балетом или спортом: балерина каждый день занимается у станка независимо от того, танцует она сегодня или нет. И спортсмены тренируются не только в день соревнований. В кино же работа техническая. Ты можешь посмотреть отснятый кадр и что-то потом переделать. При этом в кино наиболее важна работа оператора и монтажера, все зависит от того, как тебя сняли и поместили в кадр. В кино и собаки играют. А вот в театре это невозможно.

и: Какие-нибудь съемки в ближайшем будущем запланированы?

Соломин: Пока нет. Мне хватает работы в театре, даже если я не каждый год играю новые роли. Последней моей большой работой стала картина «Московская сага». Были еще промежуточные работы. Я понял, что в небольших ролях сниматься надо только у тех режиссеров, которым ты доверяешь. Интереснее всего в этом плане была работа с Олегом Погодиным в фильме «Родина ждет». С ним стоит сотрудничать, если даже в роли будет всего несколько слов. Но таких режиссеров сейчас очень мало.

и: Вы довольны своими режиссерскими работами?

Соломин: Я никогда не рвался в режиссуру. Думаю, что провалов, связанных с режиссерскими опытами, у меня не было. Спектакли, которые я ставил, сейчас идут, я получаю приглашения из-за рубежа. Но в России мне надоело слушать рассуждения о так называемой актерской режиссуре. Я не понимаю одного: что люди вкладывают в это понятие? Кем изначально были Мейерхольд, Вахтангов, Щепкин, Садовский, Ленский, Царев? Прежде всего — актерами. Чтобы стать художественным руководителем театра или режиссером, необходимо познать профессию артиста во всех ее тонкостях.

и: Вы уже 22 года занимаете пост художественного руководителя Малого театра. Как изменилась ваша альма матер за это время?

Соломин: Все меняется вместе с самой жизнью. Я с молодости входил в худсовет, знал изнутри многие проблемы. Когда меня избрали руководителем, мы с коллективом решили, что наш театр должен сохранить академическую позицию. В филиале мы решили проводить всякие эксперименты, а за основной сценой необходимо было закрепить исключительно классические постановки. Мы сохраняем тот стиль театра, который был в XIX веке. Мы категорически против переработок классики на сегодняшний лад. Пока нам это удается, и зритель нам благодарен.

и: Ваш младший брат — Виталий Соломин был замечательным актером. Он пошел по вашим стопам?

Соломин: Мне трудно рассуждать о его выборе сейчас, когда его уже нет с нами, но мне кажется, что я все-таки повлиял на его выбор. Виталий был моложе меня на семь лет. Когда он заканчивал школу, я уже снимался и преподавал в Щепкинском училище. Когда он приехал поступать, председателем комиссии была Вера Николаевна Пашенная. Виталий вышел читать, она спросила: «Ты Соломин?» — «Да». Тогда она поинтересовалась: «Откуда?». Виталик сказал: «Из Читы». Пауза. Потом Вера Николаевна спросила: «Ты что, брат что ли?» — «Да, младший». Этим уже многое было решено. Курс, на котором учился Виталик, был уникальным. Олег Даль, Михаил Кононов, Виктор Павлов, Вячеслав Барышев...

и: Ваша жена, Ольга Соломина, тоже актриса и преподаватель. Между вами часто возникают разногласия в профессиональных вопросах?

Соломин: Если между мной и Ольгой происходит спор, то чаще всего он возникает из-за различия во взглядах, связанных с училищем и подходами к преподаванию. Еще мы можем разругаться, например, из-за вопроса принадлежности старинной мебели к той или иной эпохе. В такие моменты мы оба приходим в бешенство. Со стороны, наверное, на это смешно смотреть.

и: Театр и педагогика отнимают львиную долю вашего времени. Остаются силы на какие-нибудь увлечения?

Соломин: На хобби у меня никогда не было времени. Но я очень люблю животных. Это, конечно, не увлечение, а часть моей жизни. Сейчас у нас в доме живут три собаки и шесть кошек. Ни одно лекарство не может так успокоить, как общение с ними...

Ольга Завьялова
«Известия», 18 июня 2010

Дата публикации: 20.06.2010
ЮРИЙ СОЛОМИН ИГРАЕТ СЕРДЦЕМ

Художественному руководителю Малого театра, народному артисту СССР, любимцу многих поколений отечественных зрителей Юрию Соломину 18 июня исполняется 75 лет. Специально для «Известий» с юбиляром встретилась Ольга Завьялова.

известия: Говорят, вы всегда хотели стать актером. Это правда?

Юрий Соломин: Действительно, понятие о будущей профессии сложилось у меня довольно рано, когда я был пятиклассником. Я рос в Чите, где главными «очагами культуры» были Дом пионеров и клуб железнодорожников. Там было очень много кружков, в том числе кукольный и драматический. Я сначала пришел в кукольный театр, и первой в моей жизни ролью стала роль барсука... Потом была организована младшая группа в драматическом кружке, и была уже серьезная работа — в «Бежином луге» Тургенева. После окончания школы я послал документы в Москву — в Театральное училище имени Щепкина. И прошел все круги ада, положенные абитуриентам.

и: Вы попали в класс к Вере Николаевне Пашенной. Какие воспоминания остались от работы с ней?

Соломин: Есть один эпизод, связанный с Верой Николаевной, который я запомнил на всю жизнь. Однажды на репетиции она сказала студентке: «Надя, у тебя должны лучи из глаз идти, искры». В то время я еще не понимал, как это может быть. Но когда сама Вера Николаевна, которой было уже около 70, встала и отыграла тот же эпизод, я увидел эти самые лучи. Этот свет шел изнутри. Я счастлив, что мне повезло встретиться с этой великой актрисой и прекрасным человеком. Она всегда приучала нас к эмоциональным затратам. Говорила: «Вы должны работать на сцене так, чтобы кишки болели, чтобы после спектакля вы ничего не хотели...» И я пронес эти уроки через всю жизнь. Мне иногда говорят, что уже возраст не тот, чтобы так выкладываться, но я не могу иначе, меня с детства натаскали. В этом и заключается настоящая русская школа. Вера Николаевна всегда повторяла: «Ты должен оставить кусочек своего сердца на сцене». Именно ради этого и стоит работать. К сожалению, сейчас многие актеры считают, что достаточно выучить текст, надеть костюмы, загримироваться и грамотно говорить. Но без «кусочка сердца» настоящего русского театра не будет, мы превратимся в определенный тип западного театра, который может каждый день в течение месяца давать спектакли по контракту...

и: В чьих пьесах вы больше всего любите играть?

Соломин: Я выпускался из училища с ролью Треплева из «Чайки» в постановке Пашенной. С тех пор Антон Павлович Чехов стал для меня любимым автором. Я сыграл во всех его пьесах, кроме «Иванова».

и: Есть ли у вас какая-нибудь неосуществленная актерская мечта?

Соломин: Конечно, есть. Остались роли, которые я еще могу сыграть. Знаменитый французский актер Жерар Филип сказал: «Каждая роль требует своего возраста». Я это помню и всегда учитываю. Мне иногда говорят: «Перестань, ты хорошо выглядишь». Но не внешний вид имеет главное значение. Уходят силы, а вместе с ними пропадают и какие-то эмоциональные моменты, потому что на первый план выходят разум и мудрость. Есть роли, от которых пришло уже время отказываться, потому что там должна быть другая физика, эмоциональность. Но, например, в спектакле «Горе от ума» я смогу играть, пока буду стоять на ногах. Роль Фамусова без возраста.

и: Что для вас важнее — кино или театр?

Соломин: Театр. В театре ты работаешь ежедневно. Это можно сравнить с балетом или спортом: балерина каждый день занимается у станка независимо от того, танцует она сегодня или нет. И спортсмены тренируются не только в день соревнований. В кино же работа техническая. Ты можешь посмотреть отснятый кадр и что-то потом переделать. При этом в кино наиболее важна работа оператора и монтажера, все зависит от того, как тебя сняли и поместили в кадр. В кино и собаки играют. А вот в театре это невозможно.

и: Какие-нибудь съемки в ближайшем будущем запланированы?

Соломин: Пока нет. Мне хватает работы в театре, даже если я не каждый год играю новые роли. Последней моей большой работой стала картина «Московская сага». Были еще промежуточные работы. Я понял, что в небольших ролях сниматься надо только у тех режиссеров, которым ты доверяешь. Интереснее всего в этом плане была работа с Олегом Погодиным в фильме «Родина ждет». С ним стоит сотрудничать, если даже в роли будет всего несколько слов. Но таких режиссеров сейчас очень мало.

и: Вы довольны своими режиссерскими работами?

Соломин: Я никогда не рвался в режиссуру. Думаю, что провалов, связанных с режиссерскими опытами, у меня не было. Спектакли, которые я ставил, сейчас идут, я получаю приглашения из-за рубежа. Но в России мне надоело слушать рассуждения о так называемой актерской режиссуре. Я не понимаю одного: что люди вкладывают в это понятие? Кем изначально были Мейерхольд, Вахтангов, Щепкин, Садовский, Ленский, Царев? Прежде всего — актерами. Чтобы стать художественным руководителем театра или режиссером, необходимо познать профессию артиста во всех ее тонкостях.

и: Вы уже 22 года занимаете пост художественного руководителя Малого театра. Как изменилась ваша альма матер за это время?

Соломин: Все меняется вместе с самой жизнью. Я с молодости входил в худсовет, знал изнутри многие проблемы. Когда меня избрали руководителем, мы с коллективом решили, что наш театр должен сохранить академическую позицию. В филиале мы решили проводить всякие эксперименты, а за основной сценой необходимо было закрепить исключительно классические постановки. Мы сохраняем тот стиль театра, который был в XIX веке. Мы категорически против переработок классики на сегодняшний лад. Пока нам это удается, и зритель нам благодарен.

и: Ваш младший брат — Виталий Соломин был замечательным актером. Он пошел по вашим стопам?

Соломин: Мне трудно рассуждать о его выборе сейчас, когда его уже нет с нами, но мне кажется, что я все-таки повлиял на его выбор. Виталий был моложе меня на семь лет. Когда он заканчивал школу, я уже снимался и преподавал в Щепкинском училище. Когда он приехал поступать, председателем комиссии была Вера Николаевна Пашенная. Виталий вышел читать, она спросила: «Ты Соломин?» — «Да». Тогда она поинтересовалась: «Откуда?». Виталик сказал: «Из Читы». Пауза. Потом Вера Николаевна спросила: «Ты что, брат что ли?» — «Да, младший». Этим уже многое было решено. Курс, на котором учился Виталик, был уникальным. Олег Даль, Михаил Кононов, Виктор Павлов, Вячеслав Барышев...

и: Ваша жена, Ольга Соломина, тоже актриса и преподаватель. Между вами часто возникают разногласия в профессиональных вопросах?

Соломин: Если между мной и Ольгой происходит спор, то чаще всего он возникает из-за различия во взглядах, связанных с училищем и подходами к преподаванию. Еще мы можем разругаться, например, из-за вопроса принадлежности старинной мебели к той или иной эпохе. В такие моменты мы оба приходим в бешенство. Со стороны, наверное, на это смешно смотреть.

и: Театр и педагогика отнимают львиную долю вашего времени. Остаются силы на какие-нибудь увлечения?

Соломин: На хобби у меня никогда не было времени. Но я очень люблю животных. Это, конечно, не увлечение, а часть моей жизни. Сейчас у нас в доме живут три собаки и шесть кошек. Ни одно лекарство не может так успокоить, как общение с ними...

Ольга Завьялова
«Известия», 18 июня 2010

Дата публикации: 20.06.2010