«Петербургские тайны» хранятся в Москве
Нет нужды пересказывать завязку этого замечательного исторического сериала. Ведь его мы уже не раз видели и раньше, но все как-то урывками, по частям. И вот теперь ТВЦ предлагает вниманию зрителей полную версию:
«Петербургские тайны» хранятся в Москве
Нет нужды пересказывать завязку этого замечательного исторического сериала. Ведь его мы уже не раз видели и раньше, но все как-то урывками, по частям. И вот теперь ТВЦ предлагает вниманию зрителей полную версию: 48-серийную эпопею «Петербургские тайны» и 12-серийную «Развязку Петербургских тайн». В преддверии показа любимой саги все «мыльные» тайны мы выпытали у интригана Хлебонасущенского - актера Валерия БАРИНОВА.
- Валерий Александрович, вы часто появляетесь в сериалах. Нравится?
- Для меня это мощнейшее средство воздействия на людей. Но, к великому сожалению, экран сейчас переполнен сериалами, романтизирующими бандитскую жизнь. Смотришь такое кино - и уже не понимаешь, кто хороший, кто плохой: все - герои, все умирают красиво. А в мозгах зрителей, особенно молодых, это откладывается и, боюсь, вырабатывает определенный стереотип поведения. Я и сам на экране очень много народу передушил, поубивал (в «Марше Турецкого», например, где сыграл бизнесмена с нехорошим прошлым). Но я старался показать, что дело это невероятно противное и поступать так может только плохой человек.
- А как в «Петербургских тайнах» оказались?
- Я и раньше снимался у Леонида ПЧЕЛКИНА: в многосерийном фильме «Дни и годы Николая Батыгина», в сериале, посвященном драматургу Сухово-Кобылину. А потом случайно встретился с Пчелкиным на телевидении, тот и говорит: «Слушай, есть роль. Ужасно неинтересная, но большая! Занудливый управляющий, у которого все время требуют денег, а он отвечает: «Нет денег!» И так серий сорок...» А тогда «Петербургские тайны» были уже популярны - мой Хлебонасущенский ведь только в одиннадцатой серии появляется. Я согласился. Первой снимали сцену Хлебонасущенского и Морденко - Миши ФИЛИППОВА. И когда мы ее сыграли, я понял: роль - гениальная, чистой воды Достоевский. Не зря Федор Михайлович Крестовского, автора «Петербургских тайн», очень ценил и даже хотел взять в свой журнал. Но снимали сериал по мотивам романа. Многое сценарист Анатолий ГРЕБНЕВ и сорежиссер Вадим ЗОБИН дописывали прямо на ходу. Сам я текст всегда учу, как шутят артисты, после команды «Мотор!». Ношу с собой маркер, отмечаю свои «куски» и, пока гримируюсь, все запоминаю. На «Петербургских тайнах» эта моя способность очень пригодилась. Прихожу на съемки, Пчелкин мне: «Учил текст?» - «Нет!» - «Вот и молодец - мы тут тебе новый написали!» И мне приносили монологи на трех-четырех страницах, примерно такие: «Подьячий Семенов должен по закладным получить 17%, а если 30% вычислить после закладки дома и продажи леса...» И когда я это все после двух-трех прочтений заучивал, на меня смотрели, как на сумасшедшего. Особенно Наташа ГУНДАРЕВА поражалась: «Какой-то китайский язык!» А я просто запоминал мелодику фраз и потом старался логически разобраться, про что речь. ФЕДОСЕЕВУ-ШУКШИНУ тоже мое умение удивляло: сама она с текстом очень мужественно боролась, заучивала его дома и потом рвалась отсняться, пока не забыла. Вообще, в этом сериале артисты были подобраны изумительные и атмосфера на съемках царила замечательная! А сценарий последних двенадцати серий был написан Вадимом Зобиным уже помимо романа: сюжет специально был выстроен на нас с Шукшиной.
- Снимали «Петербургские тайны» в Петербурге?
- Там снимали только «проходы» по улицам. А так искали Петербург в Москве. Для эпизода, когда я убийство дворника готовлю, подошел интерьер Первой градской больницы - там колонны оказались подходящие. Хотя снимать «историческое» кино на «натуре» всегда нервно: обязательно в кадр влезет кто-нибудь в современном костюме! Сцены, которые по сюжету происходят в Калуге, тоже снимались в окрестностях Москвы - в Царицыне и Звенигороде. Но когда я оказался в Калуге на гастролях, обнаружил, что все калужане уверены: съемки шли в их родном городе. Еще запомнился смешной эпизод в монтажной. Пчелкин монтировал нашу с Игорем ЯСУЛОВИЧЕМ сцену в трактире «Ерши», где мимо нас бегали половые. И вдруг закричал: «А этот как сюда попал?» И все увидели, что по экрану с тряпкой бегает... Леня Голубков. Когда сериал только снимался, это был просто известный узкому кругу специалистов артист Пермяков, но после пресловутой рекламы он стал такой знаменитостью! Менять что-то было уже поздно - так и бегает в «Петербургских тайнах» Голубков с тряпкой, изрядно отвлекая внимание от действия.
- Как отдыхаете от кино?
- Я очень загружен в театре: кроме Малого, где у меня много ролей, играю в студии «Человек» и «A parte». И когда меня в одном интервью спросили: «Вы ходите в театр?», честно ответил: «Каждый день два раза! Утром - на репетицию, вечером - на спектакль». Но вообще я - футбольный болельщик. И человек азартный: играю во все, во что можно играть. Люблю преферанс - эта игра замечательна тем, что тут надо думать и подбирать партнеров, которые умеют острить. Играю в домино, бывал на ипподроме. А вот в казино дал себе слово не ходить: хоть я и работающий человек, но не настолько шикарно живу.
- Ваши домашние за вас «болеют»?
- Они смотрят мои работы. Особенно жена и мама, которая живет в Орле: я и сам родом оттуда. А вот сын Егор мои фильмы видит реже: он - человек занятой и сам - артист, работает в Малом театре. Ну а дочка Саша еще маленькая, ей девять лет. Мы с ней раз гуляли в парке около дома, навстречу - какая-то женщина: «Ой, Сашенька, у тебя такой знаменитый дедушка!» Дочка насупилась, но я даже загордился: вроде пора в дедушки, а я - всего лишь папа!
«Седьмой канал»
http://7canal.komprel.ru/
Дата публикации: 23.11.2003