Новости

ИНТЕНДАНТ «ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА»

ИНТЕНДАНТ «ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА»

Юбилей Юрия Соломина

Не так давно Юрий Соломин вышел на сцену Малого театра в роли булгаковского Мольера. Тема «художник и власть», всегда выходившая на первый план в тоталитарную эпоху, вряд ли когда-нибудь утратит актуальность, поскольку «хозяева жизни» в сфере политической или коммерческой неизменно «заказывают музыку». Однако личностный аспект сегодня все же оказывается важнее социального. А сам выбор пьесы отчасти становится поводом для исповедального разговора о том, что понятно и близко, поскольку такие ипостаси творческой деятельности, как актерство, режиссура, педагогика и руководство театром, знакомы исполнителю главной роли не понаслышке.

Юрий Соломин прежде всего играет драму творческой личности. Лишь пройдя через страх одиночества, горечь разочарований и боль утрат, его герой обретает мудрое великодушие, гордое достоинство и умение ценить короткие мгновения театрального братства. Ведь судьба творца зависит не только от тирании сильных мира сего, но и от предательства близких людей, и от проявлений собственного необузданного характера. Вовлеченный в житейскую суету и ослепленный страстями, Мольер Соломина может быть преданным и неблагодарным, нежным и взрывным, волевым и ранимым, восторженным и гневным. Простодушно веря в доброту властелина, он восхваляет его с благоговейным пафосом, а, испытав болезненное прозрение, искренне корит себя за льстивое подобострастие.

Люди искусства с их неоднозначностью и противоречивостью в исполнении Юрия Соломина всегда весьма убедительны. Успешные или не избалованные удачей творцы, восторженные романтики или уставшие от бессмысленной суеты кумиры публики - все они фанатики или заложники своего дара. Среди них бедный актер Сен-Феликс из «Таинственного ящика» П.Каратыгина, простодушно и истово мечтающий о собственном театре, бескомпромиссный бунтарь Треплев из чеховской «Чайки», сыгранный еще в годы учебы, и не скрывающий горькой иронии писатель Тригорин. Круг профессий героев-современников тоже был весьма широк: кинорежиссер Крымов в «Игре» Ю.Бондарева, художник Астахов в «Картине» Д.Гранина, музыкант Илья в фильме «Мелодии белой ночи». Знаменитый же ростановский поэт Сирано де Бержерак, наделенный всеми чертами романтического героя, выглядел и абсолютно реальным человеком, чьи твердость и бескомпромиссность сочетались с нежностью и беззащитностью.

Будничная узнаваемость и возвышенная романтичность соединяются во многих героях Юрия Соломина. Правда, одни сохраняют стойкость и верность себе, а других утрата иллюзии и внутренней гармонии приводит к трагическому саморазрушению. Так, тяжелый душевный слом сближал чистого, ранимого Кисельникова в «Пучине» А.Островского с благородным защитником чужой чести Иваном Петровичем, сыгранным Соломиным в телефильме «Униженные и оскорбленные» Ф.Достоевского. А совестливый интеллигент Протасов из «Живого трупа» Л.Толстого, лишенный открытого бунтарства и безмерно уставший от окружающего равнодушия, казался сродни чеховским героям. При этом между Войницкими из двух разных спектаклей было мало общего. Язвительный, озлобившийся герой «Лешего» изначально жил на пределе отчаяния и, лишь приняв последнее решение, обретал долгожданные спокойствие и твердость. Войницкий в «Дяде Ване», напротив, поначалу выглядел мягким и добрым шутником, но тем сильнее оказывалось его разочарование в сотворенных им кумирах, тем страшнее становился переход от веселья и нежности к тоске и отчаянию, тем неожиданнее был болезненный срыв, словно приводивший его к параличу души.

Многие герои Юрия Соломина - романтики, идеалисты, интеллигенты с драматической судьбой. И потому его появление в роли Фамусова в грибоедовском «Горе от ума», уже почти десять лет идущем на сцене Малого, стало неожиданностью как для публики, так и для самого актера. Хотя его темпераментный, энергичный Павел Афанасьевич, словно излучающий уверенность и жизнестойкость, - фигура отнюдь не чисто сатирическая. Бодрый ловелас, не уступающий в пылкости молодым, и заботливый отец, искренне уверенный в своей правоте, является своеобразным мотором сценического действия. Его речи больше похожи на дружеский совет, чем на старческое ворчание. Хотя, как и должно, слова и поступки Фамусова говорят сами за себя, а его ласковое дружелюбие легко сменяется раздражением и досадой. И все же именно он правит бал в спектакле. А искрометно феерическая роль, по сути, не столь уж неожиданна в биографии артиста, сыгравшего на экране забавно изворотливого Генриха Айзенштайна в оперетте «Летучая мышь» и вдохновенного, но осмотрительного жулика Подхалюзина в телеспектакле «Свои люди - сочтемся» А.Островского. Да и первый серьезный сценический успех пришел к актеру в переломной для него роли гоголевского Хлестакова. Ведь до этого артист с данными лирического героя, принятый в Малый театр в 1958 году, играл в основном юных, порывистых максималистов.

Однако, как ни парадоксально, но после столь явной удачи в «Ревизоре» у Соломина в течение семи лет не было новых ролей. И он, помня завет своего педагога Веры Николаевны Пашенной, вел поиски в смежных видах искусства.

На протяжении многих лет Юрий Мефодиевич Соломин руководит Малым театром. На Западе такая должность называется «интендант». Неожиданно для нашего романтического героя? Но и эта роль, по общему мнению, Соломину вполне удалась.

Экранная работа в телефильме «Адъютант его превосходительства», по словам самого актера, хоть и «не стала главной» в его жизни, но вывела «на новую творческую орбиту». Картина и ныне не сходит с экрана, прежде всего потому, что в центре ее не классовое противостояние, а созданный Соломиным образ незаурядного, благородного человека - не только решительного и смелого, но доброго и интеллигентного. Сегодня иначе воспринимался бы и сыгранный в театре поручик Яровой в пьесе К.Тренева, ведь и тогда артиста упрекали в том, что в образе «врага» он видел человека, пережившего тяжелую душевную драму, предательство подчиненных, отчуждение любимой женщины, но верного кодексу офицерской чести. Идеалам уже другого времени был верен и трепетный лейтенант Княжко в спектакле Малого театра по роману Ю.Бондарева «Берег». Среди экранных героев актера также немало людей в военной форме: запомнившийся своей вдумчивостью и непоказной надежностью Телегин в телефильме «Хождение по мукам» или мужественный, прямодушный Звягинцев из киноэпопеи «Блокада».

Автобиографическая книга Юрия Соломина называется «От адъютанта до его превосходительства». Играя царственных особ, актер, по его словам, всегда видел в герое прежде всего человека «с его силой и слабостью, сомнениями и душевной болью». Потому его Федор из спектакля «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого, на роль которого он ввелся в течение десяти дней, был наивным мечтателем, не щадившим себя в борьбе с жестокостью и властолюбием. А Николай Александрович Романов в постановке «И аз воздам» С.Кузнецова, несмотря на определенный схематизм пьесы, становился живым, мудрым и выдержанным человеком, до конца сохраняющим чувство собственного достоинства. Когда в начале 90-х Юрий Соломин пришел во власть, став министром культуры, его новая роль и сценические образы наверняка влияли друг на друга, и даже надежды и разочарования были в чем-то схожими. Потому пребывание в министерском кресле оказалось недолгим, в отличие от должности художественного руководителя Малого или педагогической деятельности в Щепкинском училище.

Студенты, попавшие на курс Юрия Мефодьевича и Ольги Николаевны Соломиных, уже вытягивают у судьбы счастливый билет, особенно те, особо одаренные и работоспособные, кто становится артистами Малого. Ведь они не остаются без поддержки своих педагогов, внимательно направляющих их сценическую судьбу. Для самого же Юрия Соломина именно педагогика стала шагом к режиссуре. Правда, до этого он уже успел получить благословение от знаменитого Акиры Куросавы, у которого играл в фильме «Дерсу Узала», и снять фильм «Скандальное происшествие в Брикмилле» по пьесе Дж.Пристли, где выступил и в роли взбунтовавшегося правдолюбца мистера Кэттла. Ныне Соломин чаще разграничивает две профессии, утверждая при этом, что «режиссура в корне своем должна быть актерской». В век радикальной концептуальности это утверждение спорно и уязвимо, но абсолютно созвучно традиции Малого театра, исповедующего приоритет актерского искусства над постановочными изысками.

Неслучайно романтическое отношение к актеру четко заявлено Соломиным в особенно любимом им «Лесе» А.Островского, утверждающем торжество благородных лицедеев над расчетливыми комедиантами, и в уже упомянутом спектакле «Таинственный ящик», поставленном в жанре водевиля, часто гостившего когда-то на подмостках Малого. Как и в актерской профессии, в режиссуре Юрий Соломин работает в разных жанрах. Так, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера отсылает зрителя к не очень модному ныне классическому романтизму с его высокими чувствами и бурными страстями. Чеховские «Три сестры» становятся трагической историей заблуждений, заставляющих людей жить лишь воспоминаниями или верить в то, что «хорошо там, где их нет». В знаковом для Малого театра гоголевском «Ревизоре» создается целая сатирическая галерея разнообразных проявлений человеческого страха, который оказывается единственным средством, способным разбудить сонное царство, погрязшее в безделье и лени. А в толстовской «Власти тьмы» открываются параллели с сегодняшним миром наживы, выглядящим порой совсем не темным, а внешне привлекательным и оттого еще более опасным. Соломин никогда не препарирует пьесу, останавливаясь на подробном исследовании взаимоотношений героев и утверждая, что «главное для режиссера - это концепция автора».

Вопреки веяниям моды и на посту художественного руководителя Юрий Соломин стойко хранит традиции старейшего театра, который отнюдь не изолирован от остального театрального мира: в его стенах проходят международные фестивали национальных театров Европы и Всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского». Одновременно здесь берегут и оспариваемые ныне принципы театра-дома. А потому на сборах труппы не только чтят актеров-мастеров и по-отечески принимают молодую поросль, но не забывают о старейшинах всех театральных цехов, способных создать любой спектакль, не выходя за стены старинного дома. Управление театром требует заботы о вещах самых разных - от реконструкции основного здания и практически полного преображения филиала до организации фестивалей и гастролей, доступных сегодня немногим. Между тем и свой нынешний юбилей худрук встречает в одном из волжских городов, где Малый театр дает серию концертов и спектаклей, посвященных 65-летию Победы и 150-летию со дня рождения А.П.Чехова. Отвечать же за сохранность театра, которому уже официально, указом Президента России присвоен статус национального достояния, - задача, много лет остающаяся одной из самых непростых в творческой биографии Юрия Соломина.

Марина ГАЕВСКАЯ
«Культура», №22 2010 г.

Дата публикации: 22.06.2010
ИНТЕНДАНТ «ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА»

Юбилей Юрия Соломина

Не так давно Юрий Соломин вышел на сцену Малого театра в роли булгаковского Мольера. Тема «художник и власть», всегда выходившая на первый план в тоталитарную эпоху, вряд ли когда-нибудь утратит актуальность, поскольку «хозяева жизни» в сфере политической или коммерческой неизменно «заказывают музыку». Однако личностный аспект сегодня все же оказывается важнее социального. А сам выбор пьесы отчасти становится поводом для исповедального разговора о том, что понятно и близко, поскольку такие ипостаси творческой деятельности, как актерство, режиссура, педагогика и руководство театром, знакомы исполнителю главной роли не понаслышке.

Юрий Соломин прежде всего играет драму творческой личности. Лишь пройдя через страх одиночества, горечь разочарований и боль утрат, его герой обретает мудрое великодушие, гордое достоинство и умение ценить короткие мгновения театрального братства. Ведь судьба творца зависит не только от тирании сильных мира сего, но и от предательства близких людей, и от проявлений собственного необузданного характера. Вовлеченный в житейскую суету и ослепленный страстями, Мольер Соломина может быть преданным и неблагодарным, нежным и взрывным, волевым и ранимым, восторженным и гневным. Простодушно веря в доброту властелина, он восхваляет его с благоговейным пафосом, а, испытав болезненное прозрение, искренне корит себя за льстивое подобострастие.

Люди искусства с их неоднозначностью и противоречивостью в исполнении Юрия Соломина всегда весьма убедительны. Успешные или не избалованные удачей творцы, восторженные романтики или уставшие от бессмысленной суеты кумиры публики - все они фанатики или заложники своего дара. Среди них бедный актер Сен-Феликс из «Таинственного ящика» П.Каратыгина, простодушно и истово мечтающий о собственном театре, бескомпромиссный бунтарь Треплев из чеховской «Чайки», сыгранный еще в годы учебы, и не скрывающий горькой иронии писатель Тригорин. Круг профессий героев-современников тоже был весьма широк: кинорежиссер Крымов в «Игре» Ю.Бондарева, художник Астахов в «Картине» Д.Гранина, музыкант Илья в фильме «Мелодии белой ночи». Знаменитый же ростановский поэт Сирано де Бержерак, наделенный всеми чертами романтического героя, выглядел и абсолютно реальным человеком, чьи твердость и бескомпромиссность сочетались с нежностью и беззащитностью.

Будничная узнаваемость и возвышенная романтичность соединяются во многих героях Юрия Соломина. Правда, одни сохраняют стойкость и верность себе, а других утрата иллюзии и внутренней гармонии приводит к трагическому саморазрушению. Так, тяжелый душевный слом сближал чистого, ранимого Кисельникова в «Пучине» А.Островского с благородным защитником чужой чести Иваном Петровичем, сыгранным Соломиным в телефильме «Униженные и оскорбленные» Ф.Достоевского. А совестливый интеллигент Протасов из «Живого трупа» Л.Толстого, лишенный открытого бунтарства и безмерно уставший от окружающего равнодушия, казался сродни чеховским героям. При этом между Войницкими из двух разных спектаклей было мало общего. Язвительный, озлобившийся герой «Лешего» изначально жил на пределе отчаяния и, лишь приняв последнее решение, обретал долгожданные спокойствие и твердость. Войницкий в «Дяде Ване», напротив, поначалу выглядел мягким и добрым шутником, но тем сильнее оказывалось его разочарование в сотворенных им кумирах, тем страшнее становился переход от веселья и нежности к тоске и отчаянию, тем неожиданнее был болезненный срыв, словно приводивший его к параличу души.

Многие герои Юрия Соломина - романтики, идеалисты, интеллигенты с драматической судьбой. И потому его появление в роли Фамусова в грибоедовском «Горе от ума», уже почти десять лет идущем на сцене Малого, стало неожиданностью как для публики, так и для самого актера. Хотя его темпераментный, энергичный Павел Афанасьевич, словно излучающий уверенность и жизнестойкость, - фигура отнюдь не чисто сатирическая. Бодрый ловелас, не уступающий в пылкости молодым, и заботливый отец, искренне уверенный в своей правоте, является своеобразным мотором сценического действия. Его речи больше похожи на дружеский совет, чем на старческое ворчание. Хотя, как и должно, слова и поступки Фамусова говорят сами за себя, а его ласковое дружелюбие легко сменяется раздражением и досадой. И все же именно он правит бал в спектакле. А искрометно феерическая роль, по сути, не столь уж неожиданна в биографии артиста, сыгравшего на экране забавно изворотливого Генриха Айзенштайна в оперетте «Летучая мышь» и вдохновенного, но осмотрительного жулика Подхалюзина в телеспектакле «Свои люди - сочтемся» А.Островского. Да и первый серьезный сценический успех пришел к актеру в переломной для него роли гоголевского Хлестакова. Ведь до этого артист с данными лирического героя, принятый в Малый театр в 1958 году, играл в основном юных, порывистых максималистов.

Однако, как ни парадоксально, но после столь явной удачи в «Ревизоре» у Соломина в течение семи лет не было новых ролей. И он, помня завет своего педагога Веры Николаевны Пашенной, вел поиски в смежных видах искусства.

На протяжении многих лет Юрий Мефодиевич Соломин руководит Малым театром. На Западе такая должность называется «интендант». Неожиданно для нашего романтического героя? Но и эта роль, по общему мнению, Соломину вполне удалась.

Экранная работа в телефильме «Адъютант его превосходительства», по словам самого актера, хоть и «не стала главной» в его жизни, но вывела «на новую творческую орбиту». Картина и ныне не сходит с экрана, прежде всего потому, что в центре ее не классовое противостояние, а созданный Соломиным образ незаурядного, благородного человека - не только решительного и смелого, но доброго и интеллигентного. Сегодня иначе воспринимался бы и сыгранный в театре поручик Яровой в пьесе К.Тренева, ведь и тогда артиста упрекали в том, что в образе «врага» он видел человека, пережившего тяжелую душевную драму, предательство подчиненных, отчуждение любимой женщины, но верного кодексу офицерской чести. Идеалам уже другого времени был верен и трепетный лейтенант Княжко в спектакле Малого театра по роману Ю.Бондарева «Берег». Среди экранных героев актера также немало людей в военной форме: запомнившийся своей вдумчивостью и непоказной надежностью Телегин в телефильме «Хождение по мукам» или мужественный, прямодушный Звягинцев из киноэпопеи «Блокада».

Автобиографическая книга Юрия Соломина называется «От адъютанта до его превосходительства». Играя царственных особ, актер, по его словам, всегда видел в герое прежде всего человека «с его силой и слабостью, сомнениями и душевной болью». Потому его Федор из спектакля «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого, на роль которого он ввелся в течение десяти дней, был наивным мечтателем, не щадившим себя в борьбе с жестокостью и властолюбием. А Николай Александрович Романов в постановке «И аз воздам» С.Кузнецова, несмотря на определенный схематизм пьесы, становился живым, мудрым и выдержанным человеком, до конца сохраняющим чувство собственного достоинства. Когда в начале 90-х Юрий Соломин пришел во власть, став министром культуры, его новая роль и сценические образы наверняка влияли друг на друга, и даже надежды и разочарования были в чем-то схожими. Потому пребывание в министерском кресле оказалось недолгим, в отличие от должности художественного руководителя Малого или педагогической деятельности в Щепкинском училище.

Студенты, попавшие на курс Юрия Мефодьевича и Ольги Николаевны Соломиных, уже вытягивают у судьбы счастливый билет, особенно те, особо одаренные и работоспособные, кто становится артистами Малого. Ведь они не остаются без поддержки своих педагогов, внимательно направляющих их сценическую судьбу. Для самого же Юрия Соломина именно педагогика стала шагом к режиссуре. Правда, до этого он уже успел получить благословение от знаменитого Акиры Куросавы, у которого играл в фильме «Дерсу Узала», и снять фильм «Скандальное происшествие в Брикмилле» по пьесе Дж.Пристли, где выступил и в роли взбунтовавшегося правдолюбца мистера Кэттла. Ныне Соломин чаще разграничивает две профессии, утверждая при этом, что «режиссура в корне своем должна быть актерской». В век радикальной концептуальности это утверждение спорно и уязвимо, но абсолютно созвучно традиции Малого театра, исповедующего приоритет актерского искусства над постановочными изысками.

Неслучайно романтическое отношение к актеру четко заявлено Соломиным в особенно любимом им «Лесе» А.Островского, утверждающем торжество благородных лицедеев над расчетливыми комедиантами, и в уже упомянутом спектакле «Таинственный ящик», поставленном в жанре водевиля, часто гостившего когда-то на подмостках Малого. Как и в актерской профессии, в режиссуре Юрий Соломин работает в разных жанрах. Так, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера отсылает зрителя к не очень модному ныне классическому романтизму с его высокими чувствами и бурными страстями. Чеховские «Три сестры» становятся трагической историей заблуждений, заставляющих людей жить лишь воспоминаниями или верить в то, что «хорошо там, где их нет». В знаковом для Малого театра гоголевском «Ревизоре» создается целая сатирическая галерея разнообразных проявлений человеческого страха, который оказывается единственным средством, способным разбудить сонное царство, погрязшее в безделье и лени. А в толстовской «Власти тьмы» открываются параллели с сегодняшним миром наживы, выглядящим порой совсем не темным, а внешне привлекательным и оттого еще более опасным. Соломин никогда не препарирует пьесу, останавливаясь на подробном исследовании взаимоотношений героев и утверждая, что «главное для режиссера - это концепция автора».

Вопреки веяниям моды и на посту художественного руководителя Юрий Соломин стойко хранит традиции старейшего театра, который отнюдь не изолирован от остального театрального мира: в его стенах проходят международные фестивали национальных театров Европы и Всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского». Одновременно здесь берегут и оспариваемые ныне принципы театра-дома. А потому на сборах труппы не только чтят актеров-мастеров и по-отечески принимают молодую поросль, но не забывают о старейшинах всех театральных цехов, способных создать любой спектакль, не выходя за стены старинного дома. Управление театром требует заботы о вещах самых разных - от реконструкции основного здания и практически полного преображения филиала до организации фестивалей и гастролей, доступных сегодня немногим. Между тем и свой нынешний юбилей худрук встречает в одном из волжских городов, где Малый театр дает серию концертов и спектаклей, посвященных 65-летию Победы и 150-летию со дня рождения А.П.Чехова. Отвечать же за сохранность театра, которому уже официально, указом Президента России присвоен статус национального достояния, - задача, много лет остающаяся одной из самых непростых в творческой биографии Юрия Соломина.

Марина ГАЕВСКАЯ
«Культура», №22 2010 г.

Дата публикации: 22.06.2010