Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: «МОЙ ПУТЬ В МОСКВУ ПРОЛЕГАЛ ПО ТРАНССИБУ»

ЮРИЙ СОЛОМИН: «МОЙ ПУТЬ В МОСКВУ ПРОЛЕГАЛ ПО ТРАНССИБУ»

Юрий Соломин, которому на днях исполнилось 75 лет, – из тех актеров, которых принято называть народными любимцами. И в таком добром и уважительном отношении к нему разных людей нет ни слащавости, ни лицемерия. Его роли, сыгранные на сцене Малого театра, как и киногерои, всегда были близки зрителям. Главное в творчестве Юрия Соломина – это воплощение идеала сильной личности.

– Уважаемый Юрий Мефодиевич! Мы с вами «дети войны». В год 65-летия Победы вам, наверное, не раз вспоминались и военное лихолетье, и 9 Мая 1945 года?

– Да, конечно. И в моей родной Чите, которая была далеко от линии фронта, что такое война, сохранено в памяти навсегда. Замечательный день 9 Мая 1945 года помню; не забыть, как у нас отмечали этот праздник – со слезами на глазах. Были погибшие и раненые на фронтах и у нас.

– И, конечно, помните родной дом.

– Никогда не забываю. Атмосфера родного дома, семья интеллигентов и любителей художественной самодеятельности влияли на меня и в детстве, и в юности. Мы часто разговаривали о книгах, о театре, в целом о культуре.

В юности рождалась моя любовь к сцене, когда участвовал в школьной самодеятельности. Без малого шесть десятилетий назад мы с отцом Мефодием Викторовичем отправились в Москву. Ехали с одной целью, – чтобы я поступил в училище имени М.С.Щепкина при Малом театре.

На всю жизнь запомнилось, как набирала курс народная артистка СССР Вера Николаевна Пашенная. Это имя для меня очень дорого уже более полувека. Я прошел ее школу и навсегда благодарен Вере Николаевне.

– Щепкинское училище и теперь с вами?

– Точнее, я с ним. Являюсь профессором «Щепки». Руковожу курсом, который носит имя Пашенной.

– «Дом Островского» – Малый театр – единственный в вашей творческой судьбе?

– Да. Вся творческая жизнь, почти 55 лет, связана с этим старейшим драматическим театром России.

– Вы – Актер. И с первых лет работы в Малом театре вы стали исполнителем ролей в классическом репертуаре – Фонвизин, Грибоедов, Островский, Толстой, Горький…

– И я рад был тому, что мне поручались роли в пьесах классиков. Тогда же участвовал в спектаклях по пьесам Розова, Мдивани, Гусева. Это мне позволяло расширять актерскую палитру.

– Знаменитым на всю страну, да и за рубежом вас сделал фильм «Адъютант его превосходительства», не так ли? Как удалось превратить созданный вами образ чекиста Кольцова во всенародного любимца?

– Режиссер Евгений Пашков пригласил меня вначале на роль Осипова, но потом он же переиграл на роль Кольцова. Фильм этот вышел почти 40 лет назад, в 1972 году. Уже не одно поколение с огромным интересом встречает «Адъютанта…».

Благородство, смелость, порядочность всегда были, есть и будут главными качествами человека. И не важно, «белый» ты или «красный». Это я и хотел сказать, играя роль Кольцова.

– По тому, как зрители восприняли вашего героя, вам это удалось.

– Главное, что движет Кольцовым, – это безраздельная любовь к Родине, настоящий, осознанный патриотизм. Особенно потому, что «Адъютанта» мы делали чистыми руками. Выражали то, что думали. Между прочим, сериал не сразу вышел на экран. Но зато с успехом шел за границей. Когда потом встречались с зарубежными зрителями, большинство из которых не питали любви к Советской власти, они тем не менее с теплотой отзывались о картине. В ней подкупала честность.

– Как вы относитесь к развенчанию и отрицанию того, что происходило в стране в течение более 70 лет прошлого века?

– Эта тема заслуживает особого разговора. Скажу, что в то время все было не так плохо, как это пытаются навязать, представить некоторые, чтобы сделать себя «передовыми».
Мы все были пионерами. И я тоже был, и комсомольцем. И что, мы должны смеяться над собой?!

Горжусь, что и макулатуру, и металлолом собирал, когда был мальчишкой. Выражаясь словами поэта, был в «гуще боевой и кипучей» и ничуть не жалею, сохраняю память об этом.
К слову, я и по сей день участвую в общественной жизни. Возглавляемый мною благотворительный фонд «Покровский собор» помог реставрации собора Василия Блаженного, других храмов в Московии.

– Вернемся к творчеству. Малый театр, в котором вы служите многие десятилетия, является национальным русским театром, национальным достоянием. Закреплено за ним определение «Дом Островского». Что есть национальный театр?

– Начну с «Дома Островского». Великий наш драматург Александр Николаевич Островский по мере того, как создавал свои пьесы, право первой постановки отдавал Малому театру, был в большой дружбе с коллективом. Не случайно поэтому и «Дом Островского», и замечательный памятник писателю у нашего театра. Национальный театр – тот, который умеет сохранять, беречь национальные традиции, заложенные мастерами за более чем 250-летнюю историю Малого театра.

Существуют традиционные вещи и в музыке, и в театре, и в целом в культуре, не зависимые от веяний и течений, переходящие от поколений поколениям. Поэтому, когда говорят «традиционно», – для нас это самая большая похвала. Значит, наш театр является хранителем национального театра. Меня возмущает, когда некоторые режиссеры берут пьесу Чехова или Островского и дают им другие названия.

Ставят на сцене нечто, ничего общего не имеющее с тем, что написано у автора, как теперь говорят, ставят «на тему». Талант Чехова, Островского, Толстого, Шекспира доказан веками. Театр – древнейшее из искусств – не нуждается в модернизации. Мы должны донести до зрителей то, что написали великие писатели, драматурги. Я за то, чтобы классические произведения ставились по тем параметрам, по которым их создавали авторы.

– Что такое русский актер?

– У меня в памяти сохранились слова выдающейся актрисы Татьяны Дорониной: «Русский актер – это всегда выбор темы, выбор литературы и реалистическое воплощение»...
Я и наш театр полностью разделяем сказанное Татьяной Васильевной.

– Вы, Юрий Мефодиевич, прежде всего актер театра. Незабываемы созданные вами образы в спектаклях «Царь Федор Иоаннович», «Дядя Ваня», «И аз воздам» и другие. Вы и сегодня играете на сцене родного театра?

– В закончившемся 254-м сезоне я занят в трех спектаклях. Это классические произведения. Сыграл Фамусова в «Горе от ума» Грибоедова, Тригорина в «Чайке» Чехова, Мольера в пьесе Булгакова «Кабала святош».

– Традиции Малого театра, конечно, развивались и после 1917 года?

– Безусловно. Актерская школа Малого театра всегда состояла в мощном эмоциональном токе жизненной правды. Наши артисты не боятся сильных страстей, абсолютно справедливых внутренне. Наши корифеи Яблочкина, Турчанинова, Рыжова, Пашенная, Гоголева, Шатрова, Садовская, Бабочкин, Жаров, Самойлов, Ильинский, Весник и другие, игравшие в театре многие десятилетия, создали образы, которые не меркнут и теперь. И сейчас в нашем коллективе работают Быстрицкая, Марцевич, Коршунов, Носик, Каюров – мастера, гордость театра.

– Что бы вы хотели пожелать московским железнодорожникам?

– Почти шесть десятилетий назад по Транссибу из родной Читы начался мой путь в Москву. И с тех пор по железной дороге проехал многие сотни тысяч километров. «Железка» – любимый вид транспорта. Приветливость с пассажирами, комфорт в пути и точность графика – мои пожелания московским железнодорожникам…

– Буквально в эти дни у вас юбилей. Поздравляем с 75-летием! Будьте здоровы! Новых творческих достижений вам и Малому театру!..

Автор: Виктор Беленький
«Московский железнодорожник», 23 июня 2010 года

Дата публикации: 24.06.2010
ЮРИЙ СОЛОМИН: «МОЙ ПУТЬ В МОСКВУ ПРОЛЕГАЛ ПО ТРАНССИБУ»

Юрий Соломин, которому на днях исполнилось 75 лет, – из тех актеров, которых принято называть народными любимцами. И в таком добром и уважительном отношении к нему разных людей нет ни слащавости, ни лицемерия. Его роли, сыгранные на сцене Малого театра, как и киногерои, всегда были близки зрителям. Главное в творчестве Юрия Соломина – это воплощение идеала сильной личности.

– Уважаемый Юрий Мефодиевич! Мы с вами «дети войны». В год 65-летия Победы вам, наверное, не раз вспоминались и военное лихолетье, и 9 Мая 1945 года?

– Да, конечно. И в моей родной Чите, которая была далеко от линии фронта, что такое война, сохранено в памяти навсегда. Замечательный день 9 Мая 1945 года помню; не забыть, как у нас отмечали этот праздник – со слезами на глазах. Были погибшие и раненые на фронтах и у нас.

– И, конечно, помните родной дом.

– Никогда не забываю. Атмосфера родного дома, семья интеллигентов и любителей художественной самодеятельности влияли на меня и в детстве, и в юности. Мы часто разговаривали о книгах, о театре, в целом о культуре.

В юности рождалась моя любовь к сцене, когда участвовал в школьной самодеятельности. Без малого шесть десятилетий назад мы с отцом Мефодием Викторовичем отправились в Москву. Ехали с одной целью, – чтобы я поступил в училище имени М.С.Щепкина при Малом театре.

На всю жизнь запомнилось, как набирала курс народная артистка СССР Вера Николаевна Пашенная. Это имя для меня очень дорого уже более полувека. Я прошел ее школу и навсегда благодарен Вере Николаевне.

– Щепкинское училище и теперь с вами?

– Точнее, я с ним. Являюсь профессором «Щепки». Руковожу курсом, который носит имя Пашенной.

– «Дом Островского» – Малый театр – единственный в вашей творческой судьбе?

– Да. Вся творческая жизнь, почти 55 лет, связана с этим старейшим драматическим театром России.

– Вы – Актер. И с первых лет работы в Малом театре вы стали исполнителем ролей в классическом репертуаре – Фонвизин, Грибоедов, Островский, Толстой, Горький…

– И я рад был тому, что мне поручались роли в пьесах классиков. Тогда же участвовал в спектаклях по пьесам Розова, Мдивани, Гусева. Это мне позволяло расширять актерскую палитру.

– Знаменитым на всю страну, да и за рубежом вас сделал фильм «Адъютант его превосходительства», не так ли? Как удалось превратить созданный вами образ чекиста Кольцова во всенародного любимца?

– Режиссер Евгений Пашков пригласил меня вначале на роль Осипова, но потом он же переиграл на роль Кольцова. Фильм этот вышел почти 40 лет назад, в 1972 году. Уже не одно поколение с огромным интересом встречает «Адъютанта…».

Благородство, смелость, порядочность всегда были, есть и будут главными качествами человека. И не важно, «белый» ты или «красный». Это я и хотел сказать, играя роль Кольцова.

– По тому, как зрители восприняли вашего героя, вам это удалось.

– Главное, что движет Кольцовым, – это безраздельная любовь к Родине, настоящий, осознанный патриотизм. Особенно потому, что «Адъютанта» мы делали чистыми руками. Выражали то, что думали. Между прочим, сериал не сразу вышел на экран. Но зато с успехом шел за границей. Когда потом встречались с зарубежными зрителями, большинство из которых не питали любви к Советской власти, они тем не менее с теплотой отзывались о картине. В ней подкупала честность.

– Как вы относитесь к развенчанию и отрицанию того, что происходило в стране в течение более 70 лет прошлого века?

– Эта тема заслуживает особого разговора. Скажу, что в то время все было не так плохо, как это пытаются навязать, представить некоторые, чтобы сделать себя «передовыми».
Мы все были пионерами. И я тоже был, и комсомольцем. И что, мы должны смеяться над собой?!

Горжусь, что и макулатуру, и металлолом собирал, когда был мальчишкой. Выражаясь словами поэта, был в «гуще боевой и кипучей» и ничуть не жалею, сохраняю память об этом.
К слову, я и по сей день участвую в общественной жизни. Возглавляемый мною благотворительный фонд «Покровский собор» помог реставрации собора Василия Блаженного, других храмов в Московии.

– Вернемся к творчеству. Малый театр, в котором вы служите многие десятилетия, является национальным русским театром, национальным достоянием. Закреплено за ним определение «Дом Островского». Что есть национальный театр?

– Начну с «Дома Островского». Великий наш драматург Александр Николаевич Островский по мере того, как создавал свои пьесы, право первой постановки отдавал Малому театру, был в большой дружбе с коллективом. Не случайно поэтому и «Дом Островского», и замечательный памятник писателю у нашего театра. Национальный театр – тот, который умеет сохранять, беречь национальные традиции, заложенные мастерами за более чем 250-летнюю историю Малого театра.

Существуют традиционные вещи и в музыке, и в театре, и в целом в культуре, не зависимые от веяний и течений, переходящие от поколений поколениям. Поэтому, когда говорят «традиционно», – для нас это самая большая похвала. Значит, наш театр является хранителем национального театра. Меня возмущает, когда некоторые режиссеры берут пьесу Чехова или Островского и дают им другие названия.

Ставят на сцене нечто, ничего общего не имеющее с тем, что написано у автора, как теперь говорят, ставят «на тему». Талант Чехова, Островского, Толстого, Шекспира доказан веками. Театр – древнейшее из искусств – не нуждается в модернизации. Мы должны донести до зрителей то, что написали великие писатели, драматурги. Я за то, чтобы классические произведения ставились по тем параметрам, по которым их создавали авторы.

– Что такое русский актер?

– У меня в памяти сохранились слова выдающейся актрисы Татьяны Дорониной: «Русский актер – это всегда выбор темы, выбор литературы и реалистическое воплощение»...
Я и наш театр полностью разделяем сказанное Татьяной Васильевной.

– Вы, Юрий Мефодиевич, прежде всего актер театра. Незабываемы созданные вами образы в спектаклях «Царь Федор Иоаннович», «Дядя Ваня», «И аз воздам» и другие. Вы и сегодня играете на сцене родного театра?

– В закончившемся 254-м сезоне я занят в трех спектаклях. Это классические произведения. Сыграл Фамусова в «Горе от ума» Грибоедова, Тригорина в «Чайке» Чехова, Мольера в пьесе Булгакова «Кабала святош».

– Традиции Малого театра, конечно, развивались и после 1917 года?

– Безусловно. Актерская школа Малого театра всегда состояла в мощном эмоциональном токе жизненной правды. Наши артисты не боятся сильных страстей, абсолютно справедливых внутренне. Наши корифеи Яблочкина, Турчанинова, Рыжова, Пашенная, Гоголева, Шатрова, Садовская, Бабочкин, Жаров, Самойлов, Ильинский, Весник и другие, игравшие в театре многие десятилетия, создали образы, которые не меркнут и теперь. И сейчас в нашем коллективе работают Быстрицкая, Марцевич, Коршунов, Носик, Каюров – мастера, гордость театра.

– Что бы вы хотели пожелать московским железнодорожникам?

– Почти шесть десятилетий назад по Транссибу из родной Читы начался мой путь в Москву. И с тех пор по железной дороге проехал многие сотни тысяч километров. «Железка» – любимый вид транспорта. Приветливость с пассажирами, комфорт в пути и точность графика – мои пожелания московским железнодорожникам…

– Буквально в эти дни у вас юбилей. Поздравляем с 75-летием! Будьте здоровы! Новых творческих достижений вам и Малому театру!..

Автор: Виктор Беленький
«Московский железнодорожник», 23 июня 2010 года

Дата публикации: 24.06.2010