Новости

НАКОРМИТЬ, ТАК КОРОЛЕВУ…

НАКОРМИТЬ, ТАК КОРОЛЕВУ…

Как Юрий Соломин «отомстил» Вячеславу Тихонову

В одном из прошлых номеров накануне гастролей Малого театра в Ульяновске мы уже начали разговор с худруком столичной труппы, легендой театра и кино Юрием Соломиным. А когда Юрий Мефодьевич приехал в наш город, «А-Х» по предварительной договоренности с актером и режиссером продолжил беседу…

— Согласны с тем, что вы — легенда?

— Чапаев, Гагарин — вот легенды. А я просто хороший и профессиональный, смею надеяться, артист.

— Что такое хороший актер в вашем представлении?

— Мне в студенческие годы посчастливилось попасть учиться на последний курс к великой (действительно великой) русской актрисе Вере Пашенной. Она в свою очередь училась у Александра Павловича Ленского — настоящей легенды русского театра и первого — еще до Станиславского — театрального педагога России. Так вот Пашенная рассказывала: одного из своих студентов Ленский заставил шесть раз сыграть отрывок из «Отелло». Когда ученик взмолился, что устал и не может больше, Александр Павлович сказал: «Вот так надо было играть с первого раза, чтобы не было сил». Так должен играть настоящий хороший артист. И так стараюсь работать я.

— В своем театре вы авторитарный руководитель?

— Волевым решением я могу и на главную роль себя назначить, и прибавку к зарплате себе сделать. И никто мне не возразит. Но зачем? Я же понимаю, что в моем возрасте три-четыре названия в репертуаре с моим участием — более чем достаточно. Просто хапать не надо. Когда ругаюсь с кем-нибудь, то всегда говорю: «Вы знаете, если я уйду на пенсию, то меня народ прокормит». На рынках ведь с меня денег не берут, клянусь вам. Я отказываюсь, а мне говорят: «У нас нет цветов, возьмите, что есть». И дают мешок картошки, или ящик помидоров, или молоко. Так что на пенсии проживу как-нибудь.

— А в чем, на ваш взгляд, тайна знаменитых «стариков» Малого театра, которые выходят на сцену и когда им уже глубоко за 90?

— В том, что Малый театр всегда давал и дает им работать и не гонит на заслуженный отдых. У нас и сегодня есть уникальные примеры. Вот — Татьяна Александровна Еремеева, вдова корифея российского театра Игоря Ильинского. Ей 96 лет — представьте на минуточку. Она у нас играет в «Горе от ума» графиню-бабушку. Причем даже пританцовывает на сцене. А два года назад она падает и ломает шейку бедра. Не стоит объяснять, что значит такая травма в ее возрасте. Ну, думаю, все, придется вводить нового актера. На следующий сезон она вышла на сцену, причем даже сохранила тот самый свой танец. Или другой наш долгожитель — Николай Анненков. В свой столетний юбилей он играл на сцене. А когда ему исполнилось 96, он прорвался в мой кабинет — я в это время беседовал с посетителем — и осведомился: «Ну, дорогой, ты подумал о моих перспективах?». Мой визитер был в шоке…

— Вы хорошо знаете свою родословную?

— Я не занимаюсь изучением своего генеалогического древа, как это сейчас модно. Знаю лишь, что моего деда забрали по доносу в 1937 году. Бабушка всю свою жизнь избегала разговоров на эту тему. Но хотя мне и было тогда года два, в память мне врезалась картина — как кадр из какого-то старого кино: в дверях стоит дед, машет мне рукой и говорит: «Берегите Юрочку!». Почему-то было ощущение, что это случилось в канун какого-то праздника. И только в 1986 году мне прислали из Читы вырезку из газеты «Забайкальский рабочий» о моем деде. И я узнал, что взяли его 30 декабря, допрашивали в новогоднюю ночь, а 2 января он умер.

— То, что НКВД сделало с вашим дедом, не помешало вам сыграть высокого чина КГБ в советском сериале «ТАСС уполномочен заявить…». Вас «гэбье» вербовать не пыталось?

— Со мной лично на эту тему никаких разговоров не велось. Хотя за два года, пока снимали фильм, можно было предложить сотрудничество. С этим проектом вообще произошла такая история. Когда мне предложили роль в саге о КГБ, я сначала отказался, сказал, что не могу, потому что параллельно получил приглашение в картину «Скандальное происшествие в Брикмилле» по пьесе Пристли. Отснялся в Свердловске, вернулся в Москву, прошел год, мне опять звонят: «Здрасьте, мы из «ТАСС уполномочен заявить». Оказалось, они года два не могли начать снимать. Сериал по приказу тогдашнего шефа госбезопасности Андропова был закрыт, и из старого варианта оставили только двух актеров — Тихонова, Петренко и меня.

— Вы вспомнили о Тихонове. У вас ведь с ним связана какая-то чуть ли не мистическая история?..

— Скорее забавная. Когда Сергей Бондарчук начинал снимать «Войну и мир», я фактически уже был утвержден на роль князя Болконского. Но появился Слава Тихонов, и меня отодвинули. А недавно я ему «отомстил». Сергей Урсуляк снимал сериал «Исаев», он предложил мне небольшую роль отца главного героя. Я сказал, что символичнее будет, если отца молодого Штирлица сыграет Тихонов. Но Вячеслав Васильевич был болен, и папой Штирлица стал я.

— «Исаев» и « Московская сага», наверное, те редкие современные телепроекты с вашим участием, за которые не стыдно?

— Приходится признать, что очень часто наши актеры снимаются в низкосортном «мыле» только потому, что им, в конце концов, тоже кушать хочется. Каюсь, я и сам не так давно снялся в двух таких проектах — «Родина ждет» и «Непобедимый». Когда прочитал сценарий последнего, мне показалось, что роль, которую предлагали мне, интересна. Но как убого в итоге все это было раскрыто на экране. Мне дико стыдно. И я даю слово больше этим не заниматься.

— Расскажите, за что вы были удостоены аудиенции у английской королевы?

— Не я был у нее, а она была у меня. Ее Величество выбрала наш театр, чтобы провести встречу с дипломатами. Это было уже приятно. И мы стали думать, как ее принять и что ей подарить. Удивило предупреждение королевского протокола: жать руку королеве можно, а целовать — ни в коем случае. Так вот о подарке — времена были финансово сложные, особо не раздаришься. Заказали палехскую шкатулку с изображением Малого театра. Эту шкатулку я ей вручил, произнес соответствующую речь. «Thank you», — сказала с улыбкой королева и, вскинув брови, гордо удалилась. А один дедушка из свиты взял меня за локоток и на чистом русском языке спросил: «Откуда вы узнали, что королева коллекционирует шкатулки? Вы попали в точку». Была у нас в театре еще одна королева — из Нидерландов. В Малом королева Беатрикс принимала нашего президента — тогда еще Путина. Она так уминала со стола на фуршете, что стало ясно — Ее Величество любит покушать. Беатрикс потом написала смешную благодарность в наш театральный буфет, как все вкусно и здорово.

Анна ШКОЛЬНАЯ, Ярослав ЩЕДРОВ
Фото Павла ШАЛАГИНА

«Народная газета», 8 октября 2010 года

Дата публикации: 08.10.2010
НАКОРМИТЬ, ТАК КОРОЛЕВУ…

Как Юрий Соломин «отомстил» Вячеславу Тихонову

В одном из прошлых номеров накануне гастролей Малого театра в Ульяновске мы уже начали разговор с худруком столичной труппы, легендой театра и кино Юрием Соломиным. А когда Юрий Мефодьевич приехал в наш город, «А-Х» по предварительной договоренности с актером и режиссером продолжил беседу…

— Согласны с тем, что вы — легенда?

— Чапаев, Гагарин — вот легенды. А я просто хороший и профессиональный, смею надеяться, артист.

— Что такое хороший актер в вашем представлении?

— Мне в студенческие годы посчастливилось попасть учиться на последний курс к великой (действительно великой) русской актрисе Вере Пашенной. Она в свою очередь училась у Александра Павловича Ленского — настоящей легенды русского театра и первого — еще до Станиславского — театрального педагога России. Так вот Пашенная рассказывала: одного из своих студентов Ленский заставил шесть раз сыграть отрывок из «Отелло». Когда ученик взмолился, что устал и не может больше, Александр Павлович сказал: «Вот так надо было играть с первого раза, чтобы не было сил». Так должен играть настоящий хороший артист. И так стараюсь работать я.

— В своем театре вы авторитарный руководитель?

— Волевым решением я могу и на главную роль себя назначить, и прибавку к зарплате себе сделать. И никто мне не возразит. Но зачем? Я же понимаю, что в моем возрасте три-четыре названия в репертуаре с моим участием — более чем достаточно. Просто хапать не надо. Когда ругаюсь с кем-нибудь, то всегда говорю: «Вы знаете, если я уйду на пенсию, то меня народ прокормит». На рынках ведь с меня денег не берут, клянусь вам. Я отказываюсь, а мне говорят: «У нас нет цветов, возьмите, что есть». И дают мешок картошки, или ящик помидоров, или молоко. Так что на пенсии проживу как-нибудь.

— А в чем, на ваш взгляд, тайна знаменитых «стариков» Малого театра, которые выходят на сцену и когда им уже глубоко за 90?

— В том, что Малый театр всегда давал и дает им работать и не гонит на заслуженный отдых. У нас и сегодня есть уникальные примеры. Вот — Татьяна Александровна Еремеева, вдова корифея российского театра Игоря Ильинского. Ей 96 лет — представьте на минуточку. Она у нас играет в «Горе от ума» графиню-бабушку. Причем даже пританцовывает на сцене. А два года назад она падает и ломает шейку бедра. Не стоит объяснять, что значит такая травма в ее возрасте. Ну, думаю, все, придется вводить нового актера. На следующий сезон она вышла на сцену, причем даже сохранила тот самый свой танец. Или другой наш долгожитель — Николай Анненков. В свой столетний юбилей он играл на сцене. А когда ему исполнилось 96, он прорвался в мой кабинет — я в это время беседовал с посетителем — и осведомился: «Ну, дорогой, ты подумал о моих перспективах?». Мой визитер был в шоке…

— Вы хорошо знаете свою родословную?

— Я не занимаюсь изучением своего генеалогического древа, как это сейчас модно. Знаю лишь, что моего деда забрали по доносу в 1937 году. Бабушка всю свою жизнь избегала разговоров на эту тему. Но хотя мне и было тогда года два, в память мне врезалась картина — как кадр из какого-то старого кино: в дверях стоит дед, машет мне рукой и говорит: «Берегите Юрочку!». Почему-то было ощущение, что это случилось в канун какого-то праздника. И только в 1986 году мне прислали из Читы вырезку из газеты «Забайкальский рабочий» о моем деде. И я узнал, что взяли его 30 декабря, допрашивали в новогоднюю ночь, а 2 января он умер.

— То, что НКВД сделало с вашим дедом, не помешало вам сыграть высокого чина КГБ в советском сериале «ТАСС уполномочен заявить…». Вас «гэбье» вербовать не пыталось?

— Со мной лично на эту тему никаких разговоров не велось. Хотя за два года, пока снимали фильм, можно было предложить сотрудничество. С этим проектом вообще произошла такая история. Когда мне предложили роль в саге о КГБ, я сначала отказался, сказал, что не могу, потому что параллельно получил приглашение в картину «Скандальное происшествие в Брикмилле» по пьесе Пристли. Отснялся в Свердловске, вернулся в Москву, прошел год, мне опять звонят: «Здрасьте, мы из «ТАСС уполномочен заявить». Оказалось, они года два не могли начать снимать. Сериал по приказу тогдашнего шефа госбезопасности Андропова был закрыт, и из старого варианта оставили только двух актеров — Тихонова, Петренко и меня.

— Вы вспомнили о Тихонове. У вас ведь с ним связана какая-то чуть ли не мистическая история?..

— Скорее забавная. Когда Сергей Бондарчук начинал снимать «Войну и мир», я фактически уже был утвержден на роль князя Болконского. Но появился Слава Тихонов, и меня отодвинули. А недавно я ему «отомстил». Сергей Урсуляк снимал сериал «Исаев», он предложил мне небольшую роль отца главного героя. Я сказал, что символичнее будет, если отца молодого Штирлица сыграет Тихонов. Но Вячеслав Васильевич был болен, и папой Штирлица стал я.

— «Исаев» и « Московская сага», наверное, те редкие современные телепроекты с вашим участием, за которые не стыдно?

— Приходится признать, что очень часто наши актеры снимаются в низкосортном «мыле» только потому, что им, в конце концов, тоже кушать хочется. Каюсь, я и сам не так давно снялся в двух таких проектах — «Родина ждет» и «Непобедимый». Когда прочитал сценарий последнего, мне показалось, что роль, которую предлагали мне, интересна. Но как убого в итоге все это было раскрыто на экране. Мне дико стыдно. И я даю слово больше этим не заниматься.

— Расскажите, за что вы были удостоены аудиенции у английской королевы?

— Не я был у нее, а она была у меня. Ее Величество выбрала наш театр, чтобы провести встречу с дипломатами. Это было уже приятно. И мы стали думать, как ее принять и что ей подарить. Удивило предупреждение королевского протокола: жать руку королеве можно, а целовать — ни в коем случае. Так вот о подарке — времена были финансово сложные, особо не раздаришься. Заказали палехскую шкатулку с изображением Малого театра. Эту шкатулку я ей вручил, произнес соответствующую речь. «Thank you», — сказала с улыбкой королева и, вскинув брови, гордо удалилась. А один дедушка из свиты взял меня за локоток и на чистом русском языке спросил: «Откуда вы узнали, что королева коллекционирует шкатулки? Вы попали в точку». Была у нас в театре еще одна королева — из Нидерландов. В Малом королева Беатрикс принимала нашего президента — тогда еще Путина. Она так уминала со стола на фуршете, что стало ясно — Ее Величество любит покушать. Беатрикс потом написала смешную благодарность в наш театральный буфет, как все вкусно и здорово.

Анна ШКОЛЬНАЯ, Ярослав ЩЕДРОВ
Фото Павла ШАЛАГИНА

«Народная газета», 8 октября 2010 года

Дата публикации: 08.10.2010