В ДОБРЫЙ ЧАС, ЩЕПКИНЦЫ!
«Последний срок» Валентина Распутина даёт путёвку в жизнь талантливым продолжателям великих традиций Малого театра
Настоящим событием стал дипломный спектакль выпускников Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина «Последний срок», поставленный заслуженным деятелем искусств России, профессором Ольгой Соломиной по знаменитой повести Валентина Распутина. Эта работа, получившая высокую оценку всех, кто ее видел, удостоена чести быть показанной на сцене филиала Малого театра. И вечера, когда шел здесь этот пронзительный спектакль, были отмечены особо внимательной и напряженной тишиной в зрительном зале, а под конец — горячими аплодисментами, искренней радостью за приход в искусство нового талантливого актерского пополнения.
В ЛЮБОМ театральном вузе важно не только как учат, но и на чём. Литературной основой Щепкинского училища, как и Малого театра, при котором оно создано, всегда была классика, в первую очередь — русская. Выбор для студенческой работы глубокой психологической повести В. Распутина эту традицию продолжает. Потому что «Последний срок», написанный более четырех десятков лет назад, уже стал классикой, и уже абсолютно ясно, что для этого произведения последний срок никогда не наступит.
Обостренно чуткая совесть автора. Проникновение во внутренний мир людей и умение уловить, услышать самые тонкие движения души. Неповторимо богатое народное слово из сибирской деревни, с берегов Ангары…
Я думал еще до спектакля: как далеки и в пространстве, и во времени эти ребята от действующих лиц повести, в образы которых им предстояло перевоплотиться! Больше всего беспокоило, что ведь в центре повести — умирающая старуха Анна и рядом с ней ее подруга Мирониха, им под восемьдесят, а исполнителям ролей, наверное, едва за двадцать. Что получится?
Получилось. Отлично получилось. Обеих — Алёну Колесникову и Екатерину Васильеву — можно поздравить. Прямо-таки натуральный сибирский говор двух старых крестьянок, завораживающе напевные интонации, точно переданная внешность. И когда в финале (замечательная находка режиссера!) уходящая из жизни Анна руками мнящейся ей любимой дочери Танчоры в исполнении Марии Серёгиной вдруг обретает свой давний девичий облик, возрастной контраст становится для зрителей особенно разительным. А вместе с тем — еще нагляднее дарование и мастерство начинающей актрисы.
Поздравить можно всех участников спектакля. Стоит запомнить их имена: Алексей Коновалов, колоритно сыгравший одного из сыновей Анны — Михаила, Станислав Сошников в роли другого сына — Ильи, Наталья Чураева, Наталия Хрусталёва, Алина Кириллина, Дарья Мингазетдинова. Хочу верить, что эти юные артисты, успешно вышедшие на великую сцену Малого, подтвердят свои заявки будущими работами в предстоящей им театральной жизни.
Очень важен, по-моему, нравственный урок, который не могли не извлечь молодые из повести Валентина Распутина и который, так или иначе, понесут они своим зрителям. Страшное явление — отчуждение даже самых близких, родных людей друг от друга, когда-то лишь начинавшее осознаваться, а ныне ставшее знамением времени, требует противостояния в искусстве. Не сомневаюсь, именно поэтому выбрали «Последний срок» для дипломной студенческой постановки Ольга Соломина и народный артист СССР, профессор Юрий Соломин — художественные руководители щепкинского курса имени Веры Николаевны Пашенной.
…Когда эти заметки были уже написаны, мне стало известно, что спектакль «Последний срок» включен в репертуар Малого театра. Правильное решение!
Виктор Кожемяко,
«ПРАВДА-КПРФ», 23 мая 2011 года