«НАСЛЕДНИКИ РАБУРДЕНА» В МАЛОМ ТЕАТРЕ
«НАСЛЕДНИКИ РАБУРДЕНА» В МАЛОМ ТЕАТРЕ
Малый театр в новом сезоне «ставит» на русскую и мировую классику. Свежесть восприятия обеспечат приглашённые режиссёры – обещают и «Скучную историю» в постановке Сергея Женовача, и «Пиковую даму» в версии Андрея Житинкина, и «Сирано де Бержерака» от француза Жоржа Лободана. Начнут также с «урока французского», но со своим «педагогом». Первая премьера сезона – сегодня: пьесу Золя «Наследники Рабурдена» поставил Владимир Бейлис. Рассказывают «Новости культуры».
«Это дом Рабурдена, где он живет и куда приходят его родственники. Они требуют наследство, которое они думают, будет все их», – рассказывает Владимир Бейлис.
Режиссер Владимир Бейлис с удовольствием знакомит нас с пространством своей постановки – богатого мещанского дома во Франции XIX века. В работе над комедией Золя для него крайне важно сделать пространство очень детальным и вкусным. Настолько, чтобы каждый зритель зримо почувствовал, за что, собственно, борются наследники.
«Главное, что все декорации согреты теплом рук наших мастерских, – говорит художник Александр Глазунов. – Потому что все это – рукотворное. Театр сам себя обеспечивает. От обуви до шляпки можно сделать в театре. Это, конечно, сейчас мало кто может себя позволить – в Москве, во всяком случае».
Те, кто хорошо знаком с глубокими, обстоятельными романами Золя, будут удивлены. Его пьеса – истинно французская: изящный юмор, лихо закрученный сюжет. Законами комедии знаменитый романист владел безупречно. А вот тема – о том, как деньги портят отношения между самыми близкими людьми, сегодня актуальна как и всегда.
«Персонаж мой – он как говорится, друг этого Рабурдена, – рассказывает артист Эдуард Марцевич. – Когда-то они имели одну фирму, когда-то все разрушилось. Очень похоже на сегодня – знаете, как начинают вдвоем, а потом один куда-то пропадает, а один остается. Вот я все время жду, когда умрет этот товарищ».
Дядюшка Рабурден, смерти которого ждет не дождется не только друг, но и алчные родственники – пожилой господин, промотавший свое состояние и боящийся в этом сознаться. Актер Вячеслав Езепов – старый гвардеец Малого театра. В день премьеры ему исполняется 70. Но даже с таким опытом актеру трудно припомнить столь комедийную роль в своей биографии.
«Чтобы премьеру играть в таком, солидном в общем, возрасте – не знаю таких аналогов, – говорит Езепов. – Поэтому это для меня самый большой подарок театра и судьбы».
Комедию «Наследники Рабурдена» сам Золя считал всего лишь этюдом – опытом в поисках новой реалистической драмы. Писатель отрицал особый театральный язык, полагая, что в театре говорить надо, как дома. В пьесах, как и в романах, рисовал подлинные характеры, ощущения и страсти героев. Такое отношение к театру актерам Малого как раз впору.
«Культура», 7 октября 2011 года
Дата публикации: 07.10.2011