ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА НАШЛА РОССИЯНИНА В МОНГОЛИИ
ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА НАШЛА РОССИЯНИНА В МОНГОЛИИ
Мы встретились с народным артистом России, лауреатом премии Правительства России, профессором Театрального училища им.М.С.Щепкина, режиссером-постановщиком Государственного академического Малого Театра Владимиром Бейлисом, в фойе Государственного Академического драматического театра в канун 80-летия образования профессионального театрального искусства в Монголии. Он проработал в Монголии 5 лет — с 1971 по 1975 гг. Во время состоявшегося 12 ноября торжественного собрания по случаю этого славного юбилея он был награжден Указом Президента Монголии орденом «Полярная звезда». Корреспондент МОНЦАМЭ встретилась и взяла у него короткое интервью.
- Расскажите, пожалуйста, о постановке Вами спектакля на творение Софокла «Царь Эдип» на сцене ГАДТ в Монголии?
-Вы знаете, я представитель классического русского театра — Малого академического. Классика, для нас очень важна. И когда, лауреат Госпремии, народная артистка Монголии Э.Оюун предложила мне осуществить постановку этой пьесы, я, скорее всего, не согласился бы, если бы не было такого артиста как Г.Гомбосурэн. Главную роль должен сыграть артист классического восприятия, темпераментный, сильный. Поэтому я согласился.
И он с этой ролью справился просто замечательно. И, конечно, актерский ансамбль, который был вокруг Г.Гомбосурэна тоже был замечательный. Также следует отметить и заслугу главного художника театра Доржпалама. Коллектив был очень хороший. Были и смешные истории, связанные с этим спектаклем. Когда спектакль был почти готов, меня пригласил министр культуры Монголии. Я не помню фамилию его, но он меня попросил, чтобы я убрал сцены на тему детей, жены из этого спектакля, так как монголы не поймут и не воспримут это. А это было в 1973 году. И благодаря усилиям Оюун-багша спектакль был поставлен в изначальном полном варианте. Зрители хорошо нас приняли. Я очень благодарен Г.Гомбосурэну и всему коллективу театра.
-Когда Вы приезжали в Монголию в последний раз?
-Здесь состоялись гастроли нашего Малого театра. Это было в 1988-м или 1989-м году. Мне здесь было все знакомо. И когда был прием у Цэдэнбала, он при всех сказал «Он наш монгол!». Я был знаком с супругой Цэдэнбала — Филатовой, помогал преподавать в училище балета. Там работала группа из российских специалистов. Она приглашала меня иногда в гости, и таким образом мне довелось познакомиться с Цэдэнбалом. Когда он меня увидел, то воскликнул «О наш монгол». Вот такой был случай. А у супруги Ю.Цэдэнбала — Анастасии Ивановны был характер сложный, да и время тогда было другое.
-Коротко о Вашем Малом театре?
-В театре я работаю 40 с лишним лет. Я поступил туда сразу после института. Главное направление — это классика. Островский, Чехов, Горький,Толстой. У нас репертуарный театр. Например, я ставил спектакль «Тайны Мадридского двора». Он идет уже 14 лет и более 500 раз. Сейчас у нас в театре много молодежи, но ушли старики. Мы также берем в труппу нашего театра выпускников Щепкинского театрального училища. Ушли такие известные артисты, как Царев, Жаров, Бабочкин. Сегодня в основном задействована молодежь, но остались такие известные артисты как Быстрицкая. Ей уже 83 года. Она играет в спектакле Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Юрий Соломин тоже играет. Но Виталий Соломин умер. Мы сейчас работаем очень много. Вот я приехал сюда. И вот три дня назад у меня была премьера. Мы поставили «Наследники Рабурдена» Э.Золя.
Мы очень дружим с Обществом «Друзей Монголии». Я член Президиума этогообщества. В.В.Горбатко возглавляет его. Монгольское Правительство наградило меня в свое время медалью «Дружба». Дружба — она есть дружба. Время проходит, а она остается. Некоторые мои ученики ушли из жизни, а некоторые работают, причем хорошо работают. А гастроли, которые мы организовали в конце 80-х годов, сегодня организовать трудно.
-Насчет обмена гастролями...?
-Принцип Малого театра — если мы приезжаем куда-то, то мы везем декорации, костюмы, это несколько трейлеров, чтобы спектакль здесь или в другом месте был такой же как на сцене Малого театра. Сейчас это стоит очень дорого. У нас билеты недорогие, общедоступные. Студент приходит и покупает билет. Он может пригласить своего товарища на спектакль бесплатно. Мы стараемся привлечь зрителей. Была акция в прошлом году. Мы на пароходе со своим симфоническим оркестром проехали от Москвы до Волгограда по реке Волга. Останавливаясь в городах мы играли спектакли и ставили концерт.
- В Монголии в свое время наблюдалась тенденция, когда зрители редко посещали театр. А сегодня многие монголы проявляют большой интерес к этому искусству. А как насчет россиян?
- Да, у нас в России многие в театры не ходят. У нас средняя заполняемость зала составляет 89-90%. Вы правильно заметили, сейчас вновь проявился интерес к театру. Телевидение, различные шоу отнимают у театра зрителей. Мы не приглашаем звезд, как это делают некоторые театры. И все равно у нас зритель есть.
Единственная проблема театров — большой возраст художественных руководителей. Возраст большинства художественных руководителей достигает 80-ти лет, а молодых мало. Если есть таковые, то это авангардисты, они классику поворачивают так, что просто не поймешь. Мы же приглашаем таких режиссеров, которые соответствуют нашей школе.
Недавно на сцене Большого театра один молодой, подающий большие надежды, режиссер поставил оперу «Руслан и Людмила» Глинки. Но он поставил ее по-своему видению, так что зрители почти не поняли что это. Он несколько видоизменил классическую трактовку знаменитой оперы, добавив в нее сцены из мужского стриптиза. Из зрительного зала кричали: «Позор!» Я работал в США, Японии, на
Кипре, где хорошо воспринимают классику. Зрители в каждом конкретном произведении сопереживают, находят свои радости и печали, мечты и стремления, а иногда самих себя. Такую возможность предоставляет им традиционный классический театр. Я люблю Монголию. Работая 5 лет в Вашей прекрасной стране, я заложил здесь основу своей творческой работы. Моему сыну сейчас 40 лет и он впервые в Монголии переступил порог средней школы. В вашей стране у меня много добрых друзей. Когда я приехал впервые в Монголию я жил со своей семьей в пятиэтажном белом здании за Госунивермагом. Это была большая интернациональная семья.
- Вам довелось работать с монголами. Какие черты характера монголов Вам запомнились, какое впечатление они оставили?
- Я работал с монгольскими студентами. Студенты есть студенты. Иное дело с артистами. Были некоторые трудности в плане языкового барьера. Ныне заслуженная артистка Монголии, выпускница ГИТИС Л.Тунгалаг была моей переводчицей. Артисты того времени были дисциплинированными, высоконравственными, верны своей профессии. Некоторые артисты, хотя и не окончили профессиональной школы, были талантливы от природы. Например, народный артист Монголии Г.Гомбосурэн в молодости был шофером. Но он стал талантливым артистом. Монголы очень уважали и любили этого замечательного человека.
Приведу один пример. Я с Г.Гомбосурэном ездил с командировкой в сельскую местность для отбора студентов в отделение кинодрамы Педагогического университета. И на обратном пути к аэродрому наш путь преградила большая отара овец. Когда наша машина подъехала к аэродрому самолет уже рулил к вылету. И наш Гомбосурэн побежал в диспетчерскую и что-то им сказал. И вот самолет повернулся обратно и взял нас к себе на борт. И я подумал, что случись такое с нами в России, то самолет бы вылетел без нас. Это является свидетельством того, как монголы уважают и любят Г.Гомбосурэна.
-Что Вы хотели бы сказать нашим читателям?
-Хочу поздравить всех, особенно коллектив Государственного Академического драматического театра со славным юбилеем. А читателям газеты «Новости Монголии» — любите театр! Приходите почаще в театр!
- Большое спасибо Вам за беседу! Желаю Вам больших успехов в дальнейшей работе, счастья в личной жизни!
Д.Догсмаа
Новости Монголии, №46 2011 год
Дата публикации: 26.12.2011