Новости

МЕНЬШЕ ТЕАТРОВ? НИ В КОЕМ CЛУЧАЕ!

МЕНЬШЕ ТЕАТРОВ? НИ В КОЕМ CЛУЧАЕ!

Народный артист СССР Юрий СОЛОМИН в беседе с обозревателем «Правды» Виктором КОЖЕМЯКО

Недавно, во время встречи В. Путина с руководителями театров, один из этих руководителей — Олег Табаков сделал неожиданное заявление. Дескать, театров у нас нынче слишком много, около 600. Не пора ли их «проинвентаризировать»? Стало быть, сократить…

Это прозвучало по телевидению и, как я на следующий день понял, не одного меня остро задело. Возмущались заявлением мэтра многие, даже из моей родной Рязани двое давних знакомых позвонили мне. Однако всё это, так сказать, реакция театральных зрителей. А театральные деятели? Как они относятся к идее своего коллеги О. Табакова?

Захотелось прежде всего узнать мнение художественного руководителя старейшей и заслуженно прославленной нашей драматической сцены — Государственного академического Малого театра, которому, надеюсь, угроза ликвидации по табаковскому рецепту пока всё-таки не грозит. И Юрий Соломин, как всегда, откликнулся на предложение поделиться своими мыслями с читателями «Правды».

Вопрос встаёт:

а зачем?

— Юрий Мефодьевич, вы ведь были на той встрече с Путиным, где Табаков огласил своё недовольство, что в нашей стране, оказывается, чересчур много театров?

— Да, был.

— И как вы к такому недовольству отнеслись?

— Резко отрицательно. Выступая там же, прямо об этом сказал. Не знаю, насколько точно названное число, но абсолютно уверен: никакого излишка театров у нас сегодня нет.

— То есть вы не считаете, что 600 театральных коллективов — это слишком много и что число их надо «подрезать»?

— Ни в коем случае! Для нашей огромной страны, с разнообразием регионов и большой удалённостью обширных территорий от центра, это не только не много, а скорее даже недостаточно. Думаю, объективное и разумное изучение ситуации именно к такому выводу должно привести.

И потом я задаюсь естественным вопросом: а зачем? Почему надо сокращать? Чем это продиктовано?

— Здесь явно тот самый «рыночный» подход к культуре, о котором мы с вами уже не раз говорили.

— Ну да, бухгалтерский подход, кассовый… Однако подъёму культуры, как я замечаю, он не способствует. И подъёму образования, улучшению дел в медицине. Всюду, где речь идёт о насущных интересах людей, нельзя ставить во главу угла только деньги, выгоду, прибыль, а эти интересы и потребности человеческие отодвигать на задний план. Ни к чему хорошему это не ведёт.

Вот фактически перешли на платную медицину, а качество лечения ведь лучше не стало — наоборот. Сокращают в сельской местности школы, так называемые малокомплектные, а для ребят это оборачивается неимоверными трудностями. Профтехучилища и вовсе уничтожили, но нет теперь квалифицированных рабочих кадров. А сколько ликвидировано детских садов, домов культуры, клубов, библиотек!.. Спрашивается: зачем?

Сократить, уничтожить (даже то, что оправдывало себя десятилетиями) — легко. Создать что-то по-настоящему хорошее и нужное людям — гораздо труднее. Об этом часто приходится думать за последние двадцать лет.

Как необходим театр в провинции, как нужен он детям!

— Когда говорится о сокращении числа театральных коллективов, то в первую очередь, конечно, имеют в виду провинциальные театры, которые находятся в региональных центрах или даже в небольших городах областного подчинения, где они ещё сохранились. Но можно ли жителям этих городов нанести такой удар?

— По-моему, недопустимо. С точки зрения Министерства финансов и Минэкономразвития, вероятно, в этом усматривается определённый смысл. Однако нельзя экономить, нанося явный ущерб людям! Вряд ли правильно, о чём я уже много раз говорил, что важнейшие вопросы культуры решаются именно этими ведомствами — подчас даже в противостоянии с Министерством культуры. Всё-таки, кроме финансовой и экономической стороны дела, есть главное назначение театра — эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание людей. Вот о чём сегодня нередко забывают!

— Увы, соображения «кассовые» заметно берут верх над всеми другими, а ущерб в итоге действительно очень серьёзный.

— Я сам родился и рос в небольшом городе, каким была тогда Чита. Но там был драматический театр, и он представлял собой поистине центр культуры. До сих пор помню спектакли, которые смотрел в детстве и юности, помню ведущих актёров и образы, которые они создавали. Горький писал, что всем хорошим в себе он обязан книгам. А я бы про себя добавил: и театру моего детства.

— Наверное, так многие могут сказать. Наш Рязанский областной драматический театр и областной ТЮЗ, то есть Театр юного зрителя, каждое лето гастролировали по районам, достигая самой что ни на есть глубинки. Для нас это был настоящий праздник!

— А к нам в Читу летом приезжали на гастроли Иркутский театр музыкальной комедии и Бурятский театр оперы и балета из Улан-Удэ. Я восхищался блестящими комиками в оперетте, которых никогда не забуду: Муринский, Загурский и Каширский. В бурятской опере был выдающийся бас — Лхасаран Линховоин…

— Действительно, много значит для человека, где бы он ни жил, возможность с ранних лет приобщаться к искусству.

— Самый первый спектакль, увиденный мною, «Снежная королева». Уже шла война, но театр в Чите поставил для детей младшего возраста эту чудесную сказку. Теперь-то я понимаю, в каких труднейших условиях приходилось её ставить: всего не хватало. Однако сколько души и выдумки было вложено в спектакль! Мы, малыши, испытывали истинное потрясение от волшебства, которое происходило на сцене. Или вот, например, врывается в зал маленькая разбойница со своей шайкой и… с собаками. Они все бегут к сцене по проходу мимо нас, собаки лают, ребята восторженно кричат и аплодируют. И самое основное: как мы переживали за Герду, которая спасала Кая, как хотели ей помочь!

Спектакль воспитывал и доброту, и самоотверженность, стойкость, смелость. Я убеждён, воспитание лучшего в человеке должно начинаться с раннего возраста, с детского сада, с первых классов школы. А особая роль театра — в том, что он делает это не назидательно, а увлекательно. Когда наш режиссёр Виталий Иванов взялся за постановку «Снежной королевы» в Малом, я его просил: «Сделай так, чтобы спектакль запомнился детям на всю жизнь, как это со мной произошло». И он сумел: уже лет пятнадцать его талантливая работа идёт с постоянным аншлагом и неизменным успехом.

— Вы, конечно, не случайно заговорили сейчас о детских спектаклях. Первые встречи с искусством, если оно настоящее, для человека особенно важны. Но почему «реформы» в культуре, прокатившиеся за последнее двадцатилетие, больше всего обкрадывают детей? Ликвидированы в стране почти все театры юного зрителя, киностудии «Союзмультфильм» и имени М. Горького, детские книжные издательства… На радио и телевидении исчезли замечательные детские передачи… Почему?

— Потерь очень много. А ответ на «почему», видимо, тот же самый: вложения в воспитание детей при одностороннем бухгалтерском подходе считаются «нерентабельными». Но расплата за это потом весьма дорогая.

— И если теперь вздумают всё-таки лишить многие провинциальные города театров, которые ещё ставят детские спектакли?

— Нельзя этого допустить! Вообще, высокомерно-снобистское отношение к провинции, к театрам, работающим там, я ощущаю с большой горечью. Считаю, крайне актуальна сегодня заповедь Александра Николаевича Островского, которую надо помнить: без театра нет нации.

Не сокращать, а помогать

— О трудностях и проблемах провинциальных театров вы, Юрий Мефодьевич, знаете лучше многих. Подозреваю, что идея пойти по пути сокращения таких коллективов навевается кое-кому именно этими проблемами. Вместо того, чтобы их решать, куда проще «проинвентаризировать» и «секвестировать», то есть попросту позакрывать. Не так ли?

— Получается так. Но я вижу совсем другой путь: не сокращать театры, а всячески им помогать! Не уменьшать, а, наоборот, увеличивать государственную поддержку! Конечно, это может осуществляться лишь при одном условии — при государственном понимании необходимости театра, необходимости культуры.

Для меня своего рода образцом остаётся отношение к культуре в труднейшие годы войны. Казалось бы, уж тогда-то можно было сказать: ну сегодня нам не до этого. Однако государство рассудило иначе. Сберегли всё, что только можно было сберечь. И музы отнюдь не молчали, когда говорили пушки.

Да, действовали тысячи фронтовых концертных бригад, даже в осаждённом Ленинграде продолжали работать Театр музыкальной комедии и филармония, поднимая дух людей. Не закрывался наш театр в Чите, как и множество других провинциальных. А сколько театров были заботливо эвакуированы на восток!

Например, Малый — в Челябинск, и мы до сего времени не забываем об этом, каждый раз приезжаем туда с чувством благодарности. Помню, когда ещё живы были Яблочкина, Турчанинова, Рыжова, Пашенная и другие наши корифеи, приходили люди, у которых дома они жили во время войны. Ведь гостиниц не хватало, а гостеприимство и доброжелательность были изумительные…

— Значит, мысль простая: чтобы сегодня сберечь театры где-то на периферии, надо заботиться о них.

— Конечно! Им нужно постоянное внимание, нужны забота, помощь.

— А от чего и от кого это зависит?

— Прежде всего — от шкалы ценностей, в которой провинциальный театр не может считаться чем-то заведомо второсортным, второстепенным и даже необязательным. Когда-то я ставил первый свой зарубежный спектакль в Болгарии, в городе Толбухин. Это был «Лес» Островского. И вот подобранная мною актриса на роль Гурмыжской серьёзно заболела, а замены в театре нет. Что делать? Главный режиссёр Стефан Димитров говорит: «Летим в Софию, ты смотришь спектакли в разных театрах и подбираешь актрису». Так мы и сделали. Оказывается, у них уже тогда была выработана министерством система, при которой актёры ведущих столичных театров на определённых условиях могли играть спектакли на периферии. Мне очень хотелось, чтобы у нас тоже появилась такая система. Думаю, сегодня это помогло бы поднять уровень работы некоторых провинциальных коллективов.

Особо подчеркну значение власти на местах. Я знаю театры в разных регионах, так отношение к ним весьма различное. Всем местным руководителям скажу: на то ты и мэр, на то и губернатор, чтобы при тебе не уничтожен был театр, а процветал и развивался.

Мне нравится, скажем, отношение к театру губернатора Владимирской области. Во Владимире теперь проходит фестиваль старейших российских театров, и мы там периодически бываем. Замечательно то, что у них появилась даже своя театральная школа, причём её студенты получают одновременно высшее образование в университете, и ректор входит в состав художественного совета.

— Это в самом деле замечательный факт.

— Есть регионы, где для театральных работников вводят свои местные почётные звания, подкрепляемые денежной надбавкой к зарплате, где артистам оплачивают путёвки на лечение и отдых… Да многое возможно — было бы желание! Или страх: тебя накажут, если ты не делаешь того, что должен делать.

— Должен — это когда культура относится к приоритетным заботам власти в масштабах всей страны. А у нас пока этого не скажешь…

— Не устаю повторять: без культуры, образования, медицины человек не может нормально жить и развиваться. Потому не понимаю, как это ныне школы, больницы и театры под разными якобы благовидными предлогами норовят сокращать. Но ведь «слишком много» их, по определению, не бывает!


ПРАВДА-КПРФ, 28 декабря 2011 года

Дата публикации: 28.12.2011
МЕНЬШЕ ТЕАТРОВ? НИ В КОЕМ CЛУЧАЕ!

Народный артист СССР Юрий СОЛОМИН в беседе с обозревателем «Правды» Виктором КОЖЕМЯКО

Недавно, во время встречи В. Путина с руководителями театров, один из этих руководителей — Олег Табаков сделал неожиданное заявление. Дескать, театров у нас нынче слишком много, около 600. Не пора ли их «проинвентаризировать»? Стало быть, сократить…

Это прозвучало по телевидению и, как я на следующий день понял, не одного меня остро задело. Возмущались заявлением мэтра многие, даже из моей родной Рязани двое давних знакомых позвонили мне. Однако всё это, так сказать, реакция театральных зрителей. А театральные деятели? Как они относятся к идее своего коллеги О. Табакова?

Захотелось прежде всего узнать мнение художественного руководителя старейшей и заслуженно прославленной нашей драматической сцены — Государственного академического Малого театра, которому, надеюсь, угроза ликвидации по табаковскому рецепту пока всё-таки не грозит. И Юрий Соломин, как всегда, откликнулся на предложение поделиться своими мыслями с читателями «Правды».

Вопрос встаёт:

а зачем?

— Юрий Мефодьевич, вы ведь были на той встрече с Путиным, где Табаков огласил своё недовольство, что в нашей стране, оказывается, чересчур много театров?

— Да, был.

— И как вы к такому недовольству отнеслись?

— Резко отрицательно. Выступая там же, прямо об этом сказал. Не знаю, насколько точно названное число, но абсолютно уверен: никакого излишка театров у нас сегодня нет.

— То есть вы не считаете, что 600 театральных коллективов — это слишком много и что число их надо «подрезать»?

— Ни в коем случае! Для нашей огромной страны, с разнообразием регионов и большой удалённостью обширных территорий от центра, это не только не много, а скорее даже недостаточно. Думаю, объективное и разумное изучение ситуации именно к такому выводу должно привести.

И потом я задаюсь естественным вопросом: а зачем? Почему надо сокращать? Чем это продиктовано?

— Здесь явно тот самый «рыночный» подход к культуре, о котором мы с вами уже не раз говорили.

— Ну да, бухгалтерский подход, кассовый… Однако подъёму культуры, как я замечаю, он не способствует. И подъёму образования, улучшению дел в медицине. Всюду, где речь идёт о насущных интересах людей, нельзя ставить во главу угла только деньги, выгоду, прибыль, а эти интересы и потребности человеческие отодвигать на задний план. Ни к чему хорошему это не ведёт.

Вот фактически перешли на платную медицину, а качество лечения ведь лучше не стало — наоборот. Сокращают в сельской местности школы, так называемые малокомплектные, а для ребят это оборачивается неимоверными трудностями. Профтехучилища и вовсе уничтожили, но нет теперь квалифицированных рабочих кадров. А сколько ликвидировано детских садов, домов культуры, клубов, библиотек!.. Спрашивается: зачем?

Сократить, уничтожить (даже то, что оправдывало себя десятилетиями) — легко. Создать что-то по-настоящему хорошее и нужное людям — гораздо труднее. Об этом часто приходится думать за последние двадцать лет.

Как необходим театр в провинции, как нужен он детям!

— Когда говорится о сокращении числа театральных коллективов, то в первую очередь, конечно, имеют в виду провинциальные театры, которые находятся в региональных центрах или даже в небольших городах областного подчинения, где они ещё сохранились. Но можно ли жителям этих городов нанести такой удар?

— По-моему, недопустимо. С точки зрения Министерства финансов и Минэкономразвития, вероятно, в этом усматривается определённый смысл. Однако нельзя экономить, нанося явный ущерб людям! Вряд ли правильно, о чём я уже много раз говорил, что важнейшие вопросы культуры решаются именно этими ведомствами — подчас даже в противостоянии с Министерством культуры. Всё-таки, кроме финансовой и экономической стороны дела, есть главное назначение театра — эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание людей. Вот о чём сегодня нередко забывают!

— Увы, соображения «кассовые» заметно берут верх над всеми другими, а ущерб в итоге действительно очень серьёзный.

— Я сам родился и рос в небольшом городе, каким была тогда Чита. Но там был драматический театр, и он представлял собой поистине центр культуры. До сих пор помню спектакли, которые смотрел в детстве и юности, помню ведущих актёров и образы, которые они создавали. Горький писал, что всем хорошим в себе он обязан книгам. А я бы про себя добавил: и театру моего детства.

— Наверное, так многие могут сказать. Наш Рязанский областной драматический театр и областной ТЮЗ, то есть Театр юного зрителя, каждое лето гастролировали по районам, достигая самой что ни на есть глубинки. Для нас это был настоящий праздник!

— А к нам в Читу летом приезжали на гастроли Иркутский театр музыкальной комедии и Бурятский театр оперы и балета из Улан-Удэ. Я восхищался блестящими комиками в оперетте, которых никогда не забуду: Муринский, Загурский и Каширский. В бурятской опере был выдающийся бас — Лхасаран Линховоин…

— Действительно, много значит для человека, где бы он ни жил, возможность с ранних лет приобщаться к искусству.

— Самый первый спектакль, увиденный мною, «Снежная королева». Уже шла война, но театр в Чите поставил для детей младшего возраста эту чудесную сказку. Теперь-то я понимаю, в каких труднейших условиях приходилось её ставить: всего не хватало. Однако сколько души и выдумки было вложено в спектакль! Мы, малыши, испытывали истинное потрясение от волшебства, которое происходило на сцене. Или вот, например, врывается в зал маленькая разбойница со своей шайкой и… с собаками. Они все бегут к сцене по проходу мимо нас, собаки лают, ребята восторженно кричат и аплодируют. И самое основное: как мы переживали за Герду, которая спасала Кая, как хотели ей помочь!

Спектакль воспитывал и доброту, и самоотверженность, стойкость, смелость. Я убеждён, воспитание лучшего в человеке должно начинаться с раннего возраста, с детского сада, с первых классов школы. А особая роль театра — в том, что он делает это не назидательно, а увлекательно. Когда наш режиссёр Виталий Иванов взялся за постановку «Снежной королевы» в Малом, я его просил: «Сделай так, чтобы спектакль запомнился детям на всю жизнь, как это со мной произошло». И он сумел: уже лет пятнадцать его талантливая работа идёт с постоянным аншлагом и неизменным успехом.

— Вы, конечно, не случайно заговорили сейчас о детских спектаклях. Первые встречи с искусством, если оно настоящее, для человека особенно важны. Но почему «реформы» в культуре, прокатившиеся за последнее двадцатилетие, больше всего обкрадывают детей? Ликвидированы в стране почти все театры юного зрителя, киностудии «Союзмультфильм» и имени М. Горького, детские книжные издательства… На радио и телевидении исчезли замечательные детские передачи… Почему?

— Потерь очень много. А ответ на «почему», видимо, тот же самый: вложения в воспитание детей при одностороннем бухгалтерском подходе считаются «нерентабельными». Но расплата за это потом весьма дорогая.

— И если теперь вздумают всё-таки лишить многие провинциальные города театров, которые ещё ставят детские спектакли?

— Нельзя этого допустить! Вообще, высокомерно-снобистское отношение к провинции, к театрам, работающим там, я ощущаю с большой горечью. Считаю, крайне актуальна сегодня заповедь Александра Николаевича Островского, которую надо помнить: без театра нет нации.

Не сокращать, а помогать

— О трудностях и проблемах провинциальных театров вы, Юрий Мефодьевич, знаете лучше многих. Подозреваю, что идея пойти по пути сокращения таких коллективов навевается кое-кому именно этими проблемами. Вместо того, чтобы их решать, куда проще «проинвентаризировать» и «секвестировать», то есть попросту позакрывать. Не так ли?

— Получается так. Но я вижу совсем другой путь: не сокращать театры, а всячески им помогать! Не уменьшать, а, наоборот, увеличивать государственную поддержку! Конечно, это может осуществляться лишь при одном условии — при государственном понимании необходимости театра, необходимости культуры.

Для меня своего рода образцом остаётся отношение к культуре в труднейшие годы войны. Казалось бы, уж тогда-то можно было сказать: ну сегодня нам не до этого. Однако государство рассудило иначе. Сберегли всё, что только можно было сберечь. И музы отнюдь не молчали, когда говорили пушки.

Да, действовали тысячи фронтовых концертных бригад, даже в осаждённом Ленинграде продолжали работать Театр музыкальной комедии и филармония, поднимая дух людей. Не закрывался наш театр в Чите, как и множество других провинциальных. А сколько театров были заботливо эвакуированы на восток!

Например, Малый — в Челябинск, и мы до сего времени не забываем об этом, каждый раз приезжаем туда с чувством благодарности. Помню, когда ещё живы были Яблочкина, Турчанинова, Рыжова, Пашенная и другие наши корифеи, приходили люди, у которых дома они жили во время войны. Ведь гостиниц не хватало, а гостеприимство и доброжелательность были изумительные…

— Значит, мысль простая: чтобы сегодня сберечь театры где-то на периферии, надо заботиться о них.

— Конечно! Им нужно постоянное внимание, нужны забота, помощь.

— А от чего и от кого это зависит?

— Прежде всего — от шкалы ценностей, в которой провинциальный театр не может считаться чем-то заведомо второсортным, второстепенным и даже необязательным. Когда-то я ставил первый свой зарубежный спектакль в Болгарии, в городе Толбухин. Это был «Лес» Островского. И вот подобранная мною актриса на роль Гурмыжской серьёзно заболела, а замены в театре нет. Что делать? Главный режиссёр Стефан Димитров говорит: «Летим в Софию, ты смотришь спектакли в разных театрах и подбираешь актрису». Так мы и сделали. Оказывается, у них уже тогда была выработана министерством система, при которой актёры ведущих столичных театров на определённых условиях могли играть спектакли на периферии. Мне очень хотелось, чтобы у нас тоже появилась такая система. Думаю, сегодня это помогло бы поднять уровень работы некоторых провинциальных коллективов.

Особо подчеркну значение власти на местах. Я знаю театры в разных регионах, так отношение к ним весьма различное. Всем местным руководителям скажу: на то ты и мэр, на то и губернатор, чтобы при тебе не уничтожен был театр, а процветал и развивался.

Мне нравится, скажем, отношение к театру губернатора Владимирской области. Во Владимире теперь проходит фестиваль старейших российских театров, и мы там периодически бываем. Замечательно то, что у них появилась даже своя театральная школа, причём её студенты получают одновременно высшее образование в университете, и ректор входит в состав художественного совета.

— Это в самом деле замечательный факт.

— Есть регионы, где для театральных работников вводят свои местные почётные звания, подкрепляемые денежной надбавкой к зарплате, где артистам оплачивают путёвки на лечение и отдых… Да многое возможно — было бы желание! Или страх: тебя накажут, если ты не делаешь того, что должен делать.

— Должен — это когда культура относится к приоритетным заботам власти в масштабах всей страны. А у нас пока этого не скажешь…

— Не устаю повторять: без культуры, образования, медицины человек не может нормально жить и развиваться. Потому не понимаю, как это ныне школы, больницы и театры под разными якобы благовидными предлогами норовят сокращать. Но ведь «слишком много» их, по определению, не бывает!


ПРАВДА-КПРФ, 28 декабря 2011 года

Дата публикации: 28.12.2011