Новости

ВАМ ХОРОШИЕ АРТИСТЫ НЕ НУЖНЫ?

ВАМ ХОРОШИЕ АРТИСТЫ НЕ НУЖНЫ?

Борис КЛЮЕВ назначил мне встречу в Малом театре. В этот день студенты Щепкинского училища его курса показывали результат четырёхлетнего труда - свои работы. Борис Владимирович пришёл на интервью сразу после госэкзамена.


- Борис Владимирович, нынешние студенты — какие они?
- У них иной взгляд на жизнь, амбиции, мечты. У одних только мечты, у других способности. Все они теперь сидят с iPad и текст в тетрадки не переписывают. Там же и расписание. Но не это главное. Знаете, как говорили старики Малого: «В этой профессии так: занавес откроется, и мы посмотрим, кто ты». В минуту ясно — принимает тебя зритель или нет. Я им говорю, что их ждёт не счастливая звёздная жизнь, а суровые трудовые будни и, может быть, непонимание. На 4-м курсе они уже вооружены, но завоёвывать пространство должны будут сами. А ещё я, как преподаватель театрального вуза, говорю им такую вещь: кино — как молодая любовница, а театр — семья.

— Театр для вас отдушина?

— Не представляю себя вне театра. Это мой дом, мой храм, моя жизнь. Я сюда иногда прихожу в выходной день. А театр спит. Вот как сейчас.

— Но ведь был десятилетний период, когда для вас не было ролей. Не обижены?

— Молодой артист питает надежды. Его берут. Потом что-то меняется в руководстве или сам театр переживает глубокий застой... Ситуация привычная. И она бывает практически у всех. Но я никогда не скулил и умел находить себе работу. Не одну, так вторую, третью. Знаете, когда помощи ждать неоткуда, это заставляет очень мобилизоваться. Существует кино, концертная эстрада. Работы много.

— А как происходит поиск работы? Не будете же вы по кастингам ходить...

- В моё время кастингов не было. Помню своё впечатление от «Мосфильма». Я пришёл на пробы, а по коридорам ходили артисты, заглядывали в комнаты и спрашивали. Я был в ужасе. За пять рублей в форме солдата пришлось бегать по Измайлово с факелом. Всякие делали композиции. В частности «Малую землю» — чудовищная халтура, но ты понимаешь: что-то для себя сделал.
Это сейчас меня вызывают на кастинг, и передо мной сидит молодой золотушный выпускник режиссёрских курсов. Я понимаю, что он не знает ни меня, ни моих работ. Даже по кино. А я 45 лет снимаюсь, и у меня 150 ролей. И мне становится ужасно скучно. Я определил для себя, что сейчас время дилетантов. Но нужно зажать свои амбиции, потому что у тебя есть профессия. Моё кредо таково — даже самое плохое ты должен сделать хорошо.

— Не хочется вырваться из «мыльного» потока? Говорят, на роль Николая Воронина вы не сразу согласились.

— А куда можно вырваться? Что делать, если атмосфера на телевидении такая. Я уже много лет работаю в кино. Редко можно встретить думающего человека, с которым бы ты хотел работать. Что касается Воронина из проекта на СТС. Я увидел, что есть материал, и не худший материал. Сначала это был заработок, потом проект стал популярным. Кто мог подумать, что получится народный сериал. Мне даже сказали, что школьники цитируют Николая Петровича. «Египетская сила» стала притчей во языцех.

— Но Воронин совсем на вас не похож.

— Воронин — это собирательный образ. И он мне очень близок. Во-первых, мои дядьки. В московском огромном дворе были люди, которые сидели в тренировочных штанах за семь рублей и майках. Я стал вспоминать какие-то детали. И мне приятно, когда на улице ко мне подходят и говорят: «Ну вы вылитый мой отец». Конечно, импровизаций в сериале много. И когда я что-то предлагаю, группа полагается на мой опыт. Режиссёр-постановщик «Ворониных» Александр Жигалкин мне это иногда позволяет.

А что вам интереснее играть: народный характер или аристократов?

— Я за жизнь сыграл так много аристократов и так мало народных характеров, что сейчас мне интересно воплощать народный тип. Но вообще я всеядный.

А есть ли у вас какая-нибудь особая примета? Что-то такое, что вам помогает?

— Когда выхожу на сцену, делаю первый шаг с правой ноги.

На какие этапы могли бы разделить жизнь?

— Время разбрасывать и собирать камни наступает для каждого. Есть вещи, которые приходят с возрастом: ты начинаешь лысеть, полнеть, что-то начинает болеть. И это тоже этап. Вспоминаю момент: когда у меня только стали выпадать волосы, я познакомился с главным режиссёром Театра им. Моссовета Завадским. Я был восхищён красотой этого человека. Лысая голова, и только седой венчик. И я подумал: так это же не страшно, главное — быть интересным человеком.

В системе приоритетов — дом, семья, работа — что поставите на первое место?

— По большому счёту дом. Потому что, не дай бог, что-то с тобой случится, в театре тебя сразу заменят.


Наталия ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ

«Аргументы недели», 2 февраля 2012 года

Дата публикации: 09.02.2012
ВАМ ХОРОШИЕ АРТИСТЫ НЕ НУЖНЫ?

Борис КЛЮЕВ назначил мне встречу в Малом театре. В этот день студенты Щепкинского училища его курса показывали результат четырёхлетнего труда - свои работы. Борис Владимирович пришёл на интервью сразу после госэкзамена.


- Борис Владимирович, нынешние студенты — какие они?
- У них иной взгляд на жизнь, амбиции, мечты. У одних только мечты, у других способности. Все они теперь сидят с iPad и текст в тетрадки не переписывают. Там же и расписание. Но не это главное. Знаете, как говорили старики Малого: «В этой профессии так: занавес откроется, и мы посмотрим, кто ты». В минуту ясно — принимает тебя зритель или нет. Я им говорю, что их ждёт не счастливая звёздная жизнь, а суровые трудовые будни и, может быть, непонимание. На 4-м курсе они уже вооружены, но завоёвывать пространство должны будут сами. А ещё я, как преподаватель театрального вуза, говорю им такую вещь: кино — как молодая любовница, а театр — семья.

— Театр для вас отдушина?

— Не представляю себя вне театра. Это мой дом, мой храм, моя жизнь. Я сюда иногда прихожу в выходной день. А театр спит. Вот как сейчас.

— Но ведь был десятилетний период, когда для вас не было ролей. Не обижены?

— Молодой артист питает надежды. Его берут. Потом что-то меняется в руководстве или сам театр переживает глубокий застой... Ситуация привычная. И она бывает практически у всех. Но я никогда не скулил и умел находить себе работу. Не одну, так вторую, третью. Знаете, когда помощи ждать неоткуда, это заставляет очень мобилизоваться. Существует кино, концертная эстрада. Работы много.

— А как происходит поиск работы? Не будете же вы по кастингам ходить...

- В моё время кастингов не было. Помню своё впечатление от «Мосфильма». Я пришёл на пробы, а по коридорам ходили артисты, заглядывали в комнаты и спрашивали. Я был в ужасе. За пять рублей в форме солдата пришлось бегать по Измайлово с факелом. Всякие делали композиции. В частности «Малую землю» — чудовищная халтура, но ты понимаешь: что-то для себя сделал.
Это сейчас меня вызывают на кастинг, и передо мной сидит молодой золотушный выпускник режиссёрских курсов. Я понимаю, что он не знает ни меня, ни моих работ. Даже по кино. А я 45 лет снимаюсь, и у меня 150 ролей. И мне становится ужасно скучно. Я определил для себя, что сейчас время дилетантов. Но нужно зажать свои амбиции, потому что у тебя есть профессия. Моё кредо таково — даже самое плохое ты должен сделать хорошо.

— Не хочется вырваться из «мыльного» потока? Говорят, на роль Николая Воронина вы не сразу согласились.

— А куда можно вырваться? Что делать, если атмосфера на телевидении такая. Я уже много лет работаю в кино. Редко можно встретить думающего человека, с которым бы ты хотел работать. Что касается Воронина из проекта на СТС. Я увидел, что есть материал, и не худший материал. Сначала это был заработок, потом проект стал популярным. Кто мог подумать, что получится народный сериал. Мне даже сказали, что школьники цитируют Николая Петровича. «Египетская сила» стала притчей во языцех.

— Но Воронин совсем на вас не похож.

— Воронин — это собирательный образ. И он мне очень близок. Во-первых, мои дядьки. В московском огромном дворе были люди, которые сидели в тренировочных штанах за семь рублей и майках. Я стал вспоминать какие-то детали. И мне приятно, когда на улице ко мне подходят и говорят: «Ну вы вылитый мой отец». Конечно, импровизаций в сериале много. И когда я что-то предлагаю, группа полагается на мой опыт. Режиссёр-постановщик «Ворониных» Александр Жигалкин мне это иногда позволяет.

А что вам интереснее играть: народный характер или аристократов?

— Я за жизнь сыграл так много аристократов и так мало народных характеров, что сейчас мне интересно воплощать народный тип. Но вообще я всеядный.

А есть ли у вас какая-нибудь особая примета? Что-то такое, что вам помогает?

— Когда выхожу на сцену, делаю первый шаг с правой ноги.

На какие этапы могли бы разделить жизнь?

— Время разбрасывать и собирать камни наступает для каждого. Есть вещи, которые приходят с возрастом: ты начинаешь лысеть, полнеть, что-то начинает болеть. И это тоже этап. Вспоминаю момент: когда у меня только стали выпадать волосы, я познакомился с главным режиссёром Театра им. Моссовета Завадским. Я был восхищён красотой этого человека. Лысая голова, и только седой венчик. И я подумал: так это же не страшно, главное — быть интересным человеком.

В системе приоритетов — дом, семья, работа — что поставите на первое место?

— По большому счёту дом. Потому что, не дай бог, что-то с тобой случится, в театре тебя сразу заменят.


Наталия ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ

«Аргументы недели», 2 февраля 2012 года

Дата публикации: 09.02.2012