Новости

ВОЙНА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

ВОЙНА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

В Малом театре спектаклем «Железная дорога в Дамаск» израильского театра «Габима» стартовал фестиваль Союза театров Европы, который продлится до 22 апреля.

Союз театров Европы (СТЕ) был создан в 1990 году. Этот альянс ведущих европейских драматических коллективов финансируется Европейским союзом с целью формирования единого культурного пространства. В его составе — 22 театра из 14 государств. Россию в нем представляют петербургский Малый драматический под руководством Льва Додина и московский Малый театр, ведомый Юрием Соломиным. Ежегодно Союз проводит масштабный фестиваль на сцене одного из театров — членов СТЕ. В этом году очередь Москвы. Для отбора участников фестиваля была создана специальная комиссия из известных театральных деятелей России и стран Европы. Они выбрали шесть спектаклей из Израиля, Греции, Румынии и Италии. Помимо «Железной дороги в Дамаск» в Малом театре в течение марта-апреля будут показаны спектакли: «Дибук» Семена Ан-ского Национального театра Северной Греции (Салоники), «Из записок неизвестного» по Ф. Достоевскому и «Иванов» А. Чехова Театра «Буландра» (Бухарест, Румыния), «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта Театра Эмилия Рома- нья совместно с Римским театром (Италия) и «Святая Иоанна скотобоен» Б. Брехта «Пикколо театро ди Милано» (Италия), сопродюсером постановки выступил Малый театр.

Первый спектакль фестиваля — «Железная дорога в Дамаск» по пьесе Гилеля Мит- тельпункта, постановка Плана Ронена в израильском театре «Габима» (Тель-Авив) сразу же напомнил о крепких межнациональных театральных связях и синтезах. Театр «Габима» начинался в 1920-х годах в Москве при участии К.С. Станиславского и Е.Б. Вахтангова. Его нынешняя ведущая актриса Евгения Додина, сыгравшая в спектакле главную роль, родом из Белоруссии, окончила московский ГИТИС, начинала карьеру в Театре имени Маяковского. В спектакле, идущем, конечно, на иврите, в моменты наибольшего эмоционального напряжения у героини Додиной Сары «автоматически» включается русская речь — первый, родной язык, на котором только и можно прокричать самое сокровенное.

В этом спектакле наиболее существенные, ключевые - идеи человеческого единения. И это важнее художественных и эстетических откровений, которыми «Железная дорога в Дамаск» вряд ли может похвастаться. История рассказана просто и без причуд, несмотря на крайнюю напряженность ситуации.

Эту пьесу Г. Миттельпункт писал специально для «Габи- мы». И в ней, и в спектакле И. Ронена есть два включения в реальность: черно-белое прошлое 1942 года и цветное настоящее, 15 лет спустя, 1957-го. Палестина времен Второй мировой войны, противостояние британской и немецкой армий, растущая напряженность между евреями и арабами. Хроникальные кадры, предваряющие каждый эпизод. Панорама Мертвого моря, городские зарисовки Хайфы, слайдовые «декорации». И «атмосферная», интонационно направляющая действие музыка О. Видиславски.

А в центре всего — хрупкая фигурка Сары — Евгении Додиной, для которой Палестина — вторая родина. Привычный мир рушится на глазах, но ей так хочется уберечь от этого разрушения хотя бы личные отношения. И тут совсем неважно, что она, еврейка, работает секретарем у богатого араба Фатхи (Гасан Аббас), что подруга Нини (Хила Фельман) собирается замуж за британского офицера Джона (Исай Голан). Но жизнь реальная с ее войнами, террором и человеческими метаморфозами затягивает и идеалистку Сару в свой омут, ставит перед выбором: спасти жизнь брату, террористу Шло- ми (Томер Бен-Давид), значит, предать друга-араба. А далее потянется цепочка убийств, расстрелов, тяжелейших душевных мук.


Евгения Додина играет все это просто, без ненужной экзальтации. Слезы и истерики ее Сары остаются «за кадром» (спектакль вообще очень кинематографичен). В кадре же — обычная женщина, которую мировые катаклизмы заставляют стать «железной», чтобы суметь спасти хотя бы тех, кто выжил. Но у нее и это «железо» пластично, потому и вся история воспринимается без излишних пессимистических восклицаний и надрывов.

Ирина АЛПАТОВА
«Культура», март 2012 года

Дата публикации: 21.03.2012
ВОЙНА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

В Малом театре спектаклем «Железная дорога в Дамаск» израильского театра «Габима» стартовал фестиваль Союза театров Европы, который продлится до 22 апреля.

Союз театров Европы (СТЕ) был создан в 1990 году. Этот альянс ведущих европейских драматических коллективов финансируется Европейским союзом с целью формирования единого культурного пространства. В его составе — 22 театра из 14 государств. Россию в нем представляют петербургский Малый драматический под руководством Льва Додина и московский Малый театр, ведомый Юрием Соломиным. Ежегодно Союз проводит масштабный фестиваль на сцене одного из театров — членов СТЕ. В этом году очередь Москвы. Для отбора участников фестиваля была создана специальная комиссия из известных театральных деятелей России и стран Европы. Они выбрали шесть спектаклей из Израиля, Греции, Румынии и Италии. Помимо «Железной дороги в Дамаск» в Малом театре в течение марта-апреля будут показаны спектакли: «Дибук» Семена Ан-ского Национального театра Северной Греции (Салоники), «Из записок неизвестного» по Ф. Достоевскому и «Иванов» А. Чехова Театра «Буландра» (Бухарест, Румыния), «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта Театра Эмилия Рома- нья совместно с Римским театром (Италия) и «Святая Иоанна скотобоен» Б. Брехта «Пикколо театро ди Милано» (Италия), сопродюсером постановки выступил Малый театр.

Первый спектакль фестиваля — «Железная дорога в Дамаск» по пьесе Гилеля Мит- тельпункта, постановка Плана Ронена в израильском театре «Габима» (Тель-Авив) сразу же напомнил о крепких межнациональных театральных связях и синтезах. Театр «Габима» начинался в 1920-х годах в Москве при участии К.С. Станиславского и Е.Б. Вахтангова. Его нынешняя ведущая актриса Евгения Додина, сыгравшая в спектакле главную роль, родом из Белоруссии, окончила московский ГИТИС, начинала карьеру в Театре имени Маяковского. В спектакле, идущем, конечно, на иврите, в моменты наибольшего эмоционального напряжения у героини Додиной Сары «автоматически» включается русская речь — первый, родной язык, на котором только и можно прокричать самое сокровенное.

В этом спектакле наиболее существенные, ключевые - идеи человеческого единения. И это важнее художественных и эстетических откровений, которыми «Железная дорога в Дамаск» вряд ли может похвастаться. История рассказана просто и без причуд, несмотря на крайнюю напряженность ситуации.

Эту пьесу Г. Миттельпункт писал специально для «Габи- мы». И в ней, и в спектакле И. Ронена есть два включения в реальность: черно-белое прошлое 1942 года и цветное настоящее, 15 лет спустя, 1957-го. Палестина времен Второй мировой войны, противостояние британской и немецкой армий, растущая напряженность между евреями и арабами. Хроникальные кадры, предваряющие каждый эпизод. Панорама Мертвого моря, городские зарисовки Хайфы, слайдовые «декорации». И «атмосферная», интонационно направляющая действие музыка О. Видиславски.

А в центре всего — хрупкая фигурка Сары — Евгении Додиной, для которой Палестина — вторая родина. Привычный мир рушится на глазах, но ей так хочется уберечь от этого разрушения хотя бы личные отношения. И тут совсем неважно, что она, еврейка, работает секретарем у богатого араба Фатхи (Гасан Аббас), что подруга Нини (Хила Фельман) собирается замуж за британского офицера Джона (Исай Голан). Но жизнь реальная с ее войнами, террором и человеческими метаморфозами затягивает и идеалистку Сару в свой омут, ставит перед выбором: спасти жизнь брату, террористу Шло- ми (Томер Бен-Давид), значит, предать друга-араба. А далее потянется цепочка убийств, расстрелов, тяжелейших душевных мук.


Евгения Додина играет все это просто, без ненужной экзальтации. Слезы и истерики ее Сары остаются «за кадром» (спектакль вообще очень кинематографичен). В кадре же — обычная женщина, которую мировые катаклизмы заставляют стать «железной», чтобы суметь спасти хотя бы тех, кто выжил. Но у нее и это «железо» пластично, потому и вся история воспринимается без излишних пессимистических восклицаний и надрывов.

Ирина АЛПАТОВА
«Культура», март 2012 года

Дата публикации: 21.03.2012