ЮРИЙ СОЛОМИН: «ПРОПАДИ ОНИ ПРОПАДОМ, НОУ-ХАУ НА СКОРУЮ РУКУ!»
ЮРИЙ СОЛОМИН: «ПРОПАДИ ОНИ ПРОПАДОМ, НОУ-ХАУ НА СКОРУЮ РУКУ!»
Послушать Юрия Мефодьевича всегда интересно — он много чего знает
А тут напроситься в гости и повод подвернулся. У него в Малом театре фестиваль. О нем, консерватизме, пельменях и брате Виталии мы и поговорили.
Вхожу в его кабинет — Юрий Мефодьевич держит паузу и хитро улыбается. Он прекрасно знает, что любой, сюда входящий, близок к обмороку — столько тут всего интересного. Портреты, костюмы, куклы, маски, статуэтки — на осмотр нужна неделя.
- Вы думаете, что у меня и дома так? Сейчас ведь модно показывать, как ты живешь. Нет, дома не так, это же рабочий кабинет. Это антикварные вещи, да. Трогать можно, но осторожно. Вот это старинное пресс-папье с медведем очень тяжелое, если по голове ударить, человек не встанет. Для этого у меня и лежит (улыбается)... А конфеты на столе не старинные, свежие, их можно есть, пока я про фестиваль рассказываю.
Союз театров Европы создан в 90-х годах. Сейчас туда входят 15 стран, 17 театров. В том числе и наш. Такой фестиваль очень нужен для выживания театров — чтобы протянуть друг другу руки и — «в дальний путь, на долгие года». В этом году он проходит у нас, в Малом. Для нас это большие траты. Хотели пригласить 10 коллективов, но денег хватило на пять — из Израиля, Греции, Румынии и два из Италии.
Пирожки с пельменями
- Цель — только «протянуть друг другу руки», а как же шуму наделать?
- У нас есть кому делать шум. Да толку мало. Мы никого не хотим удивлять новшествами. Нам ценен опыт друг друга и связи. Вот итальянцы пригласили в октябре нас на гастроли. Мы выпили бутылку хорошего вина и ударили по рукам — давай поработаем. Они у нас тоже учатся, мы еще не все разбазарили. Станиславский пока еще почитаем во всем мире.
- «Не хотим удивлять»... Так, может, поэтому Малый театр считается оплотом академизма и даже консерватизма?
- Я вам сейчас расскажу о консерватизме и о консервах! — сверкнул глазами Соломин. — Почему мы должны хватать все средненькое, западное и выдавать за что-то эдакое-разэдакое?!
Вот пельмени рекламируют. Я все перепробовал. Большинство есть нельзя. А я вырос на пельменях — я из Забайкалья. Знаю, что такое пельмень настоящий. Я сам его лепил в детстве. Наша семья садилась в кружок, тут же противень, вода кипит. И глава пельменного застолья говорит: «Ребята, нет, надо добавить еще что-то». Обязательно три сорта мяса: говядина, баранина для вкуса и для жира свинина.
Охотники в Забайкалье уходили на месяц зимой, в сорокаградусный мороз, брали побольше патронов, мешок для отстрела и мешочек пельменей — все. Вся еда была. Пельмени и к чаю идут, и на завтрак, обед и ужин. Это вкусно. А запах! И почему из этого надо делать дерьмо?
А теперь как пельмени делаются, так и спектакли. Как их ни назови, хоть «Тетей Мотей», они не станут лучше, если туда положить не мясо хорошее, а сою-шмою и что-то протухшее для пикантности. Такие пельмени у меня даже собаки не едят, я и сам отравился однажды. Так вот публику я травить не хочу.
А качество — это традиции. У нас в буфете делают пирожки — с капустой, с мясом и с картошкой и луком. Когда к нам приезжают иностранцы, они их вмиг расхватывают, уже знают — это вкусно и полезно. И живот не заболит. Да пропади они пропадом, эти ноу-хау за пять минут! Если от них плохо становится. Вот так же и с культурой.
- А разве нельзя, чтобы и новое современное было хорошим и качественным?
- Можно. В Японии есть и современные театры, и театр кабуки -древнее искусство. И никто не говорит: отмените это. А у нас почему-то мордуют. Я бы не сказал, что все новое плохо. Я говорю, что те пельмени, которые делаются дома, по традиции, — лучше.
- А молодежи не скучно у вас? Она не требует: давайте мы хоть разденемся на сцене, матом ругнемся?
- Нет, матом — на улице. Материться я и сам умею. Знаете, в Забайкалье много лагерей было, когда я рос. Не пионерских. Но такого разгула нецензурщины не было. Я редко ругаюсь — только там, где что-то строят или убирают и понимают только одно слово, куда идти... Молодым не мат надо изучать, а Чехова с Тургеневым. А то они «Каштанку» с «Муму» путают.
- Но «Гарри Поттера» знают!
- Одно другому не мешает. Все начинается с дома и школы. Мне «Каштанку» бабушка прочитала впервые. Я плакал. Это было во время войны, световая маскировка была — так бабушка печку откроет и у огня мне читает. Я думаю, это можно бы снять в фильме.
Разведка и небылицы
- В последнее время в ряде театров, оркестров сменили руководителей. Юрий Любимов уже не имеет своего театра и ставит в Театре Вахтангова. Трудно быть богом (худруком)?
- Трудно. К коллективу нужно прислушиваться, конечно. Может, и в Малом театре кто-то скажет: сколько можно? 24 года он здесь командует... Когда меня выбрали в 88-м году, я упразднил худсовет: 12 человек рвали и тянули одеяло на себя. Если будет плохо, говорю, переизберете меня. Пока все хорошо. Разведка-то ведь работает у нас хорошо. (Смеется.) Я не даю в обиду людей...
- Где вы силы берете, Юрий Мефодьевич?
- Не знаю. В работе. Дома ругаются: отдыхай, подожди. А я не могу. Профессия дурацкая, невозможно отдыхать. 10 лет назад мой брат Виталий поставил «Свадьбу Кречинского», где сам играл. Это был первый русский мюзикл. Был дикий успех и битковые сборы. И вдруг звонок: с Виталием плохо. Я мчусь, его уже унесли в уборную. Но он доиграл акт до конца. И за кулисами упал. Это была последняя его работа. Надо вовремя давать занавес. Кому-то повезет, и он выколупается. А Виталию не повезло.
- Про ваши «соревновательные» отношения с братом много говорят...
- ...Всякие небылицы. Я не знаю даже, что сказать, — ничего не было. Просто был хороший спектакль, который сразу мной был принят. Разве отец может ревновать к успеху своего ребенка? Виталий был младше меня на 7 лет. Когда он поступил в театральный, он и жил у нас. Но интриганов всегда было полно. Я очень вспыльчивый, но не мстительный. Тех, кто в свое время мимоходом давал эти интервью, Бог накажет. Уже наказывает. Я в это верю, вот и все.
Анна БАЛУЕВА
«Комсомольская правда», 3 апреля 2012 года
Дата публикации: 03.04.2012