Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: ВЕСЬ МИР ЗАВИДУЕТ НАШЕМУ РЕПЕРТУАРНОМУ ТЕАТРУ

ЮРИЙ СОЛОМИН: ВЕСЬ МИР ЗАВИДУЕТ НАШЕМУ РЕПЕРТУАРНОМУ ТЕАТРУ

Театральная реформа, о которой говорили последние десять лет, обретает реальные очертания.

2012 год посвящен ее подготовке, а с 2013-го российские театры должны перейти на контрактную систему. Удастся ли при этом сохранить и сберечь театральные традиции, которые складывались веками? Об этом мы беседуем с главным режиссером Малого театра, народным артистом СССР Юрием Соломиным.

Юрий Мефодьевич, так какой, по вашему, должна быть реформа, чтобы принести пользу российскому театру?

Я вообще не считаю, что репертуарному театру нужна реформа. Но своим оппонентам скажу: если уж она вам так нужна, то браться за нее следует со знанием дела, понимая, что она коснется не только людей, работающих в театре, но и зрителей. И готовиться она должна профессионалами. А сейчас, насколько мне известно, ни Союз театральных деятелей, ни Министерство культуры не принимают в этом участия. Реформа готовится Думой и еще какими-то инстанциями. Нас, театральных деятелей, уже перед фактом поставят. Это вместо того, чтобы с нами заранее советоваться.
А как вы относитесь к разговорам о том, что репертуарные театры себя изжили?

Русский репертуарный театр существует 250 лет, он известен во всем мире, нам завидуют многие страны. Чему завидуют? Тому, что у нас театр — дом, что труппа стабильная. Хотят подогнать нас под Европу и Запад? Но тогда надо актерам другие деньги платить.

По-вашему, репертуарный театр – это наиболее совершенная форма театра?

Для большого города репертуарный театр необходим. Почему – попытаюсь объяснить. Театр воспитывает людей, он изначально был создан для воспитания нации. Александр Николаевич Островский сказал: «Без театра нет нации», что справедливо. Ведь в нем все образцово: и язык, и литература, и музыка... Плюс театральная школа, существующая с момента основания государственного театра в 1756 году. Школа русского драматического искусства была создана императрицей Елизаветой Петровной. Для театра писали Фонвизин, Островский, Чехов, Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Грибоедов… Они навечно создали нашу культуру, в том числе и театральную. Спросите сегодня: «Кто не знает Гоголя?» – «Ааа!» — вся Европа поднимет руки: «Мы знаем!» А кто не знает Толстого? Или Чехова, Достоевского? Даже 4-5 таких имен достаточно для того, чтобы страну, где они родились и жили, считать великой литературной и театральной державой.

Давайте поговорим о театральных режиссерах. Вам не кажется, что у нас дефицит молодых представителей этой профессии? На слуху Серебренников, Чусова, Богомолов, может, еще несколько человек, и все...

На мой взгляд, режиссер вырастает из артиста, как раньше и было. Начнем со Станиславского, который был артистом-любителем. Далее возьмите Мейерхольда. Изначально он был актером. Кто был Рубен Симонов в Вахтанговском? Артист. Кто Юрий Любимов? Сначала – артист. Олег Ефремов – артист, Олег Табаков — тоже, Галина Волчек — артистка! И самое главное, они держали и держат театр, это были и есть авторитеты. Во главе театра должен стоять не чиновник-авторитет, их нет, а артист-авторитет, понимаете? И еще я вам скажу: научить профессии режиссера нельзя, ей можно только научиться.

Зато Малый театр успешно справляется с другой задачей: он «выращивает» своих актеров.

Да, четыре года учим их в училище, после чего они еще и строгий отбор проходят, и лишь потом в театр попадают. А вообще Малый всегда брал из провинции актеров, так же и сегодня поступаем, если таланты видим. За последнее время ушла плеяда талантливых артистов — Виталий Соломин, Виктор Павлов, Миша Кононов, Юра Васильев, Афанасий Кочетков, Леша Эйбоженко… С Виктором Борцовым, Романом Филипповым мы вместе учились. Один я остался…

Татьяна Львова
«Вечерняя Москва», 24 апреля 2012 года

Дата публикации: 25.04.2012
ЮРИЙ СОЛОМИН: ВЕСЬ МИР ЗАВИДУЕТ НАШЕМУ РЕПЕРТУАРНОМУ ТЕАТРУ

Театральная реформа, о которой говорили последние десять лет, обретает реальные очертания.

2012 год посвящен ее подготовке, а с 2013-го российские театры должны перейти на контрактную систему. Удастся ли при этом сохранить и сберечь театральные традиции, которые складывались веками? Об этом мы беседуем с главным режиссером Малого театра, народным артистом СССР Юрием Соломиным.

Юрий Мефодьевич, так какой, по вашему, должна быть реформа, чтобы принести пользу российскому театру?

Я вообще не считаю, что репертуарному театру нужна реформа. Но своим оппонентам скажу: если уж она вам так нужна, то браться за нее следует со знанием дела, понимая, что она коснется не только людей, работающих в театре, но и зрителей. И готовиться она должна профессионалами. А сейчас, насколько мне известно, ни Союз театральных деятелей, ни Министерство культуры не принимают в этом участия. Реформа готовится Думой и еще какими-то инстанциями. Нас, театральных деятелей, уже перед фактом поставят. Это вместо того, чтобы с нами заранее советоваться.
А как вы относитесь к разговорам о том, что репертуарные театры себя изжили?

Русский репертуарный театр существует 250 лет, он известен во всем мире, нам завидуют многие страны. Чему завидуют? Тому, что у нас театр — дом, что труппа стабильная. Хотят подогнать нас под Европу и Запад? Но тогда надо актерам другие деньги платить.

По-вашему, репертуарный театр – это наиболее совершенная форма театра?

Для большого города репертуарный театр необходим. Почему – попытаюсь объяснить. Театр воспитывает людей, он изначально был создан для воспитания нации. Александр Николаевич Островский сказал: «Без театра нет нации», что справедливо. Ведь в нем все образцово: и язык, и литература, и музыка... Плюс театральная школа, существующая с момента основания государственного театра в 1756 году. Школа русского драматического искусства была создана императрицей Елизаветой Петровной. Для театра писали Фонвизин, Островский, Чехов, Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Грибоедов… Они навечно создали нашу культуру, в том числе и театральную. Спросите сегодня: «Кто не знает Гоголя?» – «Ааа!» — вся Европа поднимет руки: «Мы знаем!» А кто не знает Толстого? Или Чехова, Достоевского? Даже 4-5 таких имен достаточно для того, чтобы страну, где они родились и жили, считать великой литературной и театральной державой.

Давайте поговорим о театральных режиссерах. Вам не кажется, что у нас дефицит молодых представителей этой профессии? На слуху Серебренников, Чусова, Богомолов, может, еще несколько человек, и все...

На мой взгляд, режиссер вырастает из артиста, как раньше и было. Начнем со Станиславского, который был артистом-любителем. Далее возьмите Мейерхольда. Изначально он был актером. Кто был Рубен Симонов в Вахтанговском? Артист. Кто Юрий Любимов? Сначала – артист. Олег Ефремов – артист, Олег Табаков — тоже, Галина Волчек — артистка! И самое главное, они держали и держат театр, это были и есть авторитеты. Во главе театра должен стоять не чиновник-авторитет, их нет, а артист-авторитет, понимаете? И еще я вам скажу: научить профессии режиссера нельзя, ей можно только научиться.

Зато Малый театр успешно справляется с другой задачей: он «выращивает» своих актеров.

Да, четыре года учим их в училище, после чего они еще и строгий отбор проходят, и лишь потом в театр попадают. А вообще Малый всегда брал из провинции актеров, так же и сегодня поступаем, если таланты видим. За последнее время ушла плеяда талантливых артистов — Виталий Соломин, Виктор Павлов, Миша Кононов, Юра Васильев, Афанасий Кочетков, Леша Эйбоженко… С Виктором Борцовым, Романом Филипповым мы вместе учились. Один я остался…

Татьяна Львова
«Вечерняя Москва», 24 апреля 2012 года

Дата публикации: 25.04.2012