Новости

ФОМА ОПИСКИН ЗНАЕТ РУМЫНСКИЙ

ФОМА ОПИСКИН ЗНАЕТ РУМЫНСКИЙ

Зрители Москвы давно мечтали увидеть прославленные коллективы Союза театров Европы, поскольку об их уникальном мастерстве ходят легенды, но на родине Чехова они еще ни разу не выступали. Оказалось, для этого требовалось совсем немного: чтобы какой-то столичный театр входил в этот Союз, созданный в 1990 году и финансируемый Европейским союзом для образования единого культурного пространства.

Надо сказать, такой шанс мы однажды упустили. Ведь после того, как «Школа современного искусства» Анатолия Васильева была принята в Союз, а потом руководителя театра из-за ссоры с экс- мэром Лужковым изгнали из Москвы, коллектив перестал пользоваться привилегиями избранных. И вот полтора года назад, опять же благодаря многолетней дружбе Малого театра и «Пикколо театро ди Милано», Дом Островского был принят в европейскую семью. Хотя он это заслужил давно, но поскольку Россия считается Евразией, то западные снобы не слишком-то раскрывают объятия для северных славян, да и к чему им сильные конкуренты... Опять же Москва есть Москва, и членам Союза престижно выступить на ее подмостках.

Итак, знаменательное событие для русской культуры состоялось: в Москву съехались западные театры, ничуть не сомневающиеся в своей победе. Но, как говорят у нас: «Цыплят по осени считают». На первом спектакле национального театра Израиля «Габима» «Железная дорога в Дамаск», родившемся в России при участии Константина Станиславского и Евгения Вахтангова, зал был переполнен. Все-таки легенда! К тому же главную роль дочери репатрианта из России Сары играла бывшая актриса Театра имени Маяковского Евгения Додина. Но, как ни странно, спектакль вызвал массу вопросов, несмотря на то, что заданная режиссером тема об освободительном движении израильского народа в 1942 году, казалось бы, должна волновать зрителей. Было крайне удивительно, что такой опытный постановщик, как Илан Ронен, пошел по пути наименьшего сопротивления. Выбрав частную историю героической женщины, готовой жертвовать собой и своим добрым именем ради спасения близких, режиссер сосредоточил все внимание на бытовых деталях, оставив трагические «будни» войны за окном, которые почти не влияют на атмосферу дома. Дорога в Дамаск оказалась неосуществимой для Сары не только потому, что она хочет разделить судьбу своего народа и ради свободы умереть, но ее жертва никому не нужна. Тогда непонятно, зачем режиссер выбрал эту пьесу? Еще непонятнее, как столь невразумительный спектакль попал на фестиваль?

Слава Богу, дальше такого рода «проколы» уже не повторялись. Например, румынский театр «Буландра» не только покорил зрителей самобытным прочтением русской классики, но и продемонстрировал уникальную актерскую игру, где нет маленьких ролей, а есть большие артисты. Обычно «Село Степанчиково» Федора Достоевского берут в репертуар, чтобы позабавить публику самодурством Фомы Опискина (уже одна фамилия наводит на смешные ассоциации), эдакого «пророка», присвоившего себе роль просветителя-селекционера, превращающего «гомо эректус» в «гомо сапиенс» и уничтожающего все цветы зла. Здесь же режиссер Александру Дарие создает коллективный портрет трусливых обитателей генеральского дома, живущих по принципу - утопи ближнего, нагадь по полной программе, и ты почувствуешь себя человеком, неважно каким: мелочным, пошлым, но человеком. Такого рода искаженное сознание, конечно же, служит благодатной почвой для экспромтов разных «спасителей», насаждающих собственный «культ личности». Их хлебом не корми, а дай насладиться позором слабых и униженных, ну а тех, кто не подчиняется, - обвинить «врагом народа» и всего просвещенного человечества. Грустные потемки человеческой души видны в каждом персонаже и тут, хоть смейся - хоть плачь, на ум не идет фраза о гордом человеке Горького. Не менее впечатляет и второй спектакль румынского театра известного в Европе режиссера Андрея Щербана «Иванов». Прежняя его постановка «Дяди Вани» в питерской Александринке произвела впечатление разорвавшейся бомбы, настолько чеховские персонажи были неадекватны нашему представлению о них. В данном варианте режиссер также знакомит зрителей с совершенно незнакомым Чеховым. Меланхолия в обнимку с отчаяньем пронизывает всю ткань спектакля, а пошлость, безвкусица, словно саваном окутывает, не знающих, как жить дальше героев.

На этом фестивале москвичи не увидели модных постмодернистских течений, зато познакомились с реанимированным после долгого молчания Бертольдом Брехтом. Да еще каким Брехтом! - Итальянского театра Эмилия Романья и «Пикколо театро ди Милано» - «Карьера Арту- ро Уи» и «Святая Иоанна Скотобоен» в постановке легендарного Лука Ронкони. Итальянцы любят «тянуть одеяло на себя», поэтому им нравится, когда автор переносит действие из нацистского Берлина в Чикаго 30-х годов, где под зловещим прикрытием гангстера Артуро Уи, в котором угадывается Адольф Гитлер, шайка бандитов третирует население, шантажирует власть имущих и под дулом пистолета совершает коммерческие сделки. Все это вместе напоминает трагикомический фарс с политическими лицедеями, где «каждый за себя, а Бог против всех». И все же это итальянский игровой театр с музыкальными шлягерами и масками, ариями и фантастическими перевертышами. В основе этого музыкально-драматического шоу лежит гипербола, преувеличение, насмешка над человеческими пороками и кризисом власти. Представить такой спектакль в Москве почти невозможно. Уж слишком наши театры оказались далеки как от действительности, так и от народа. Выходит, фестиваль Союза театров Европы хоть чему-то, да нас научил.

Любовь ЛЕБЕДИНА

ТРИБУНА, 4 мая 2012 года

Дата публикации: 05.05.2012
ФОМА ОПИСКИН ЗНАЕТ РУМЫНСКИЙ

Зрители Москвы давно мечтали увидеть прославленные коллективы Союза театров Европы, поскольку об их уникальном мастерстве ходят легенды, но на родине Чехова они еще ни разу не выступали. Оказалось, для этого требовалось совсем немного: чтобы какой-то столичный театр входил в этот Союз, созданный в 1990 году и финансируемый Европейским союзом для образования единого культурного пространства.

Надо сказать, такой шанс мы однажды упустили. Ведь после того, как «Школа современного искусства» Анатолия Васильева была принята в Союз, а потом руководителя театра из-за ссоры с экс- мэром Лужковым изгнали из Москвы, коллектив перестал пользоваться привилегиями избранных. И вот полтора года назад, опять же благодаря многолетней дружбе Малого театра и «Пикколо театро ди Милано», Дом Островского был принят в европейскую семью. Хотя он это заслужил давно, но поскольку Россия считается Евразией, то западные снобы не слишком-то раскрывают объятия для северных славян, да и к чему им сильные конкуренты... Опять же Москва есть Москва, и членам Союза престижно выступить на ее подмостках.

Итак, знаменательное событие для русской культуры состоялось: в Москву съехались западные театры, ничуть не сомневающиеся в своей победе. Но, как говорят у нас: «Цыплят по осени считают». На первом спектакле национального театра Израиля «Габима» «Железная дорога в Дамаск», родившемся в России при участии Константина Станиславского и Евгения Вахтангова, зал был переполнен. Все-таки легенда! К тому же главную роль дочери репатрианта из России Сары играла бывшая актриса Театра имени Маяковского Евгения Додина. Но, как ни странно, спектакль вызвал массу вопросов, несмотря на то, что заданная режиссером тема об освободительном движении израильского народа в 1942 году, казалось бы, должна волновать зрителей. Было крайне удивительно, что такой опытный постановщик, как Илан Ронен, пошел по пути наименьшего сопротивления. Выбрав частную историю героической женщины, готовой жертвовать собой и своим добрым именем ради спасения близких, режиссер сосредоточил все внимание на бытовых деталях, оставив трагические «будни» войны за окном, которые почти не влияют на атмосферу дома. Дорога в Дамаск оказалась неосуществимой для Сары не только потому, что она хочет разделить судьбу своего народа и ради свободы умереть, но ее жертва никому не нужна. Тогда непонятно, зачем режиссер выбрал эту пьесу? Еще непонятнее, как столь невразумительный спектакль попал на фестиваль?

Слава Богу, дальше такого рода «проколы» уже не повторялись. Например, румынский театр «Буландра» не только покорил зрителей самобытным прочтением русской классики, но и продемонстрировал уникальную актерскую игру, где нет маленьких ролей, а есть большие артисты. Обычно «Село Степанчиково» Федора Достоевского берут в репертуар, чтобы позабавить публику самодурством Фомы Опискина (уже одна фамилия наводит на смешные ассоциации), эдакого «пророка», присвоившего себе роль просветителя-селекционера, превращающего «гомо эректус» в «гомо сапиенс» и уничтожающего все цветы зла. Здесь же режиссер Александру Дарие создает коллективный портрет трусливых обитателей генеральского дома, живущих по принципу - утопи ближнего, нагадь по полной программе, и ты почувствуешь себя человеком, неважно каким: мелочным, пошлым, но человеком. Такого рода искаженное сознание, конечно же, служит благодатной почвой для экспромтов разных «спасителей», насаждающих собственный «культ личности». Их хлебом не корми, а дай насладиться позором слабых и униженных, ну а тех, кто не подчиняется, - обвинить «врагом народа» и всего просвещенного человечества. Грустные потемки человеческой души видны в каждом персонаже и тут, хоть смейся - хоть плачь, на ум не идет фраза о гордом человеке Горького. Не менее впечатляет и второй спектакль румынского театра известного в Европе режиссера Андрея Щербана «Иванов». Прежняя его постановка «Дяди Вани» в питерской Александринке произвела впечатление разорвавшейся бомбы, настолько чеховские персонажи были неадекватны нашему представлению о них. В данном варианте режиссер также знакомит зрителей с совершенно незнакомым Чеховым. Меланхолия в обнимку с отчаяньем пронизывает всю ткань спектакля, а пошлость, безвкусица, словно саваном окутывает, не знающих, как жить дальше героев.

На этом фестивале москвичи не увидели модных постмодернистских течений, зато познакомились с реанимированным после долгого молчания Бертольдом Брехтом. Да еще каким Брехтом! - Итальянского театра Эмилия Романья и «Пикколо театро ди Милано» - «Карьера Арту- ро Уи» и «Святая Иоанна Скотобоен» в постановке легендарного Лука Ронкони. Итальянцы любят «тянуть одеяло на себя», поэтому им нравится, когда автор переносит действие из нацистского Берлина в Чикаго 30-х годов, где под зловещим прикрытием гангстера Артуро Уи, в котором угадывается Адольф Гитлер, шайка бандитов третирует население, шантажирует власть имущих и под дулом пистолета совершает коммерческие сделки. Все это вместе напоминает трагикомический фарс с политическими лицедеями, где «каждый за себя, а Бог против всех». И все же это итальянский игровой театр с музыкальными шлягерами и масками, ариями и фантастическими перевертышами. В основе этого музыкально-драматического шоу лежит гипербола, преувеличение, насмешка над человеческими пороками и кризисом власти. Представить такой спектакль в Москве почти невозможно. Уж слишком наши театры оказались далеки как от действительности, так и от народа. Выходит, фестиваль Союза театров Европы хоть чему-то, да нас научил.

Любовь ЛЕБЕДИНА

ТРИБУНА, 4 мая 2012 года

Дата публикации: 05.05.2012