Новости

НЕЛЛИ КОРНИЕНКО

НЕЛЛИ КОРНИЕНКО

Очерк Александры Овиковой из книги «Звёзды Малого театра». М., 2002.


Она относится к тем актрисам, которые с раннего детства были уверены в выборе профессии. И в десятом классе, еще не получив аттестат, Нелли отправилась в Театральное училище имени Щепкина. Легко прошла все отборочные туры. Дирекция училища взяла с абитуриентки обещание: как получит аттестат зрелости, так сразу придет сдавать общеобразовательные предметы. Нелли обещание выполнила. В другие театральные вузы не ходила. Стала студенткой «Щепки». Это был последний курс, который набирал замечательный педагог Константин Александрович Зубов, главный режиссер Малого театра. Училась Корниенко с огромным желанием, чувствовала себя удивительно счастливым человеком. Результат — диплом с отличием, ее пригласили в Малый. О чем еще мечтать? Но случилось так, что Нелли помогала своему сокурснику на показе в «Современнике», и ее пригласили в театр. Молодая актриса оказалась перед выбором: что делать? «Современник» в те годы был модным, популярным, действительно современным. С другой стороны — Училище имени Щепкина при Малом театре, право распределения выпускников у него. Вызвал к себе молодую актрису Михаил Иванович Царев, в ту пору директор Малого: «Почему вы не хотите идти к нам?» Корниенко ответила, что хочет работать, а в Малом молодежь долго ждет ролей. Царев заверил, что работа будет. Рассказал о планах театра. Еще раз в ректорат вызвали: «Не хотите в Малый? Пошлем в Ашхабад, в Русский театр. Есть заявки из других городов». После мучительного выбора актриса пришла в Малый театр, служит там по сей день. И нисколько не жалеет.

Вообще лет за десять до описываемых событий трудно было представить, чтобы молодая актриса сама решала, куда идти. И в 1959 году этот поступок имел резонанс: журнал

«Театр» поместил заметку: «Почему молодежь не хочет идти в Малый?» Однокурсник Корниенко Эдуард Марцевич тогда отказался работать в Малом. А про Корниенко написали: «Она рискнула». В театре шептали: «Вот эта молодая актриса, что рискнула, ну-ка, посмотрим, посмотрим».

Михаил Иванович Царев говорил правду: работа была. И сразу ввод вместо Руфины Нифонтовой в пьесу «Карточный домик». Потом та же Нифонтова сказала: «Что вы все недовольны вводами? Вот Нелли Корниенко состоялась на вводах». Роль Саши в «Иванове» — ввод. Нина в «Маскараде» — ввод. Кстати, спектакль был очень стильным, красивым. И Корниенко показала не только свои драматические способности, но и музыкальные — пела романс Прокофьева. Был ввод и на главную роль в спектакле «Веер леди Уиндермир». Все — в начале творческого пути.

Молодая актриса была предельно занята в театре. И помимо огромной работоспособности имела твердый характер, свои, только свои убеждения. Тому пример — отрывок из книги Б. Бабочкина «В театре и кино»: «Несколько лет назад в Малый театр приняли окончившую Школу имени Щепкина Нелли Корниенко. Саша в «Иванове» была ее первая роль (это не совсем точно. — А.О.). Она входила в готовый и, могу сказать, задуманный в определенном плане спектакль. Я рассказал ей об этом плане, постарался, как мог, доказать, что Саша — образ, для которого Чехов не по-жалел самых милых черт и самых обаятельных красок, — все же объективно является врагом главного персонажа, Иванова. Корниенко решительно не согласилась с режиссерской трактовкой образа. Начинающая актриса не побоялась быть неправой. Она видела роль по-другому, а охватить весь ход событий и все содержание пьесы, очевидно, по неопытности еще не могла. Я стоял перед проблемой — или идти на некоторое искажение спектакля, в котором все элементы взаимосвязаны, или подавить смелую инициативу молодой актрисы, так сказать, сломать ее характер. Более важной мне показалась творческая свобода человека, начинающего актерский путь. И я рад, что для Корниенко он начинался радостно, а не мучительно».

С Борисом Андреевичем Бабочкиным молодая актриса не один раз встречалась на сцене. И не в одном спектакле. Как признавала сама Корниенко: «Очень интересно с ним работать, это большая школа для меня». «Дачники» — знаменитый спектакль. Помимо Бабочкина, в нем были заняты ведущие актеры театра, звезды тех лет. Корниенко играла Соню. Как-то, по прошествии времени, Борис Андреевич попросил актрису перейти на роль Марии Львовны. Нелли удивилась. Она считала, что ей рано еще играть роль мамы, а вот дочка — в самый раз. «Нелли, вы ду-у-у-ра!» — любя ответил Бабочкин. Корниенко послушала Мастера. И в новой роли сумела завоевать и сохранить любовь зрителей.

На протяжении многих лет актриса играла Софью в спектакле «Горе от ума». Сама героиня Корниенко была не очень понятна. Говорят, что даже Пушкин в этой гениальной пьесе не понял одно: кто такая Софья, «то ли она — московская кузина, то ли...». Первое время актриса играла как в тумане. О ней в то время даже писали: «Единственным достоинством ее Софьи является молодость, такая, что ей не 17, а еще меньше». Тем не менее Софьей Корниенко была много сезонов, в двух постановках. У Нелли есть дар влезать в шкуру своей героини. От спектакля к спектаклю она начинала думать ее мыслями, интуиция подсказывала сотни мелких штрихов, которые потом поражали зрителей своей правдивостью. И не только зрителей. Михаил Иванович Царев, руководивший второй постановкой и игравший Фамусова, скупой на похвалы, сказал Корниенко: «Хорошо стали играть!»

Большой период жизни в театре был связан у Нелли Корниенко с режиссером Леонидом Варпаховским. С ним были созданы роли, особо памятные для актрисы. Оля в спектакле «Так и будет» по пьесе К. Симонова — одна из дорогих работ. В этом спектакле много личного. Отец Нелли погиб на фронте. Она часто видела во сне, что он живой, вернулся, хотя ей было три года, когда погиб отец. Но она точно помнила все переживания мамы. И 9 Мая в их доме — священный праздник. Вот так личные впечатления, несбыточные сны, отрывки воспоминаний вылились в роль. Те, кто видели Олю — Корниенко, до сих пор вспоминают эту работу. Какая правда была в каждом ее слове.

Созвучная тема — Великая Отечественная война — была в спектакле «Берег». Он шел десять лет. Не все принимали произведение Ю. Бондарева. Но спектакль был популярным. Корниенко играла немецкую девушку Эмму, полюбившую русского офицера и пронесшую эту любовь через всю жизнь. Нелли Корниенко выразила в роли не только «свои» отношения с войной, но и очень личную тему любви и верности. Вот что писал критик В. Пименов в журнале «Театральная жизнь»: «Особенно хочется отметить исполнительницу роли Эммы Н. Корниенко. Актриса в своем исполнении поднимается от реализма бытового до реализма романтического. Она создает образ такой силы и достоверности, что невозможно отделить ее, реально существующую актрису, от этой, рожденной фантазией писателя женщины. Превосходно сыграла Корниенко и последний эпизод, когда ее героиня встречается уже с сегодняшним Никитиным (В. Коршунов), в котором она узнает своего далекого возлюбленного, которому ни разу не изменила сердцем».

Не менее яркими, сильными были и другие работы Н. Корниенко в спектаклях Л. Варпаховского: Лидия («Бешеные деньги), Валентина («Путешественник без багажа»), Нинучча («Рождество в доме сеньора Купьелло»). Когда Корниенко присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, Леонид Варпаховский, бывший в отъезде, прислал телеграмму: «Поздравляю. Спасибо Вам за Нину, Олю, Лидию, Валентину, Нинуччу». Варпаховский делал творческий вечер Нелли Ивановны в Доме актера. Они были очень дружны.

Судьба подарила актрисе встречу с Борисом Ивановичем Равенских. В спектакле «Средство Макропулоса» по пьесе К.Чапека Нелли Ивановна сыграла главную героиню Эмилию Марти. Сюжет пьесы достаточно экзотичный, сложный, философский — фантасмагорическая история оперной звезды, прожившей триста с лишним лет. Но дело не в том, сколько прожил, а в том — как, в насыщенности лет. Эмилия говорит: «Я устала жить. Мне холодно. Душа умирает... Вы счастливейшие люди, вы просто не понимаете, какие вы счастливые». Эта роль давала актрисе возможность в разных актах пьесы «проживать» множество жизней Эмилии. В разные годы в разных странах Эмилия предстает в разных ипостасях, под разными именами. И актриса в течение спектакля постоянно менялась, причем не только визуально, меняя гардероб, но и внутренне. Вообще, закрученная интрига держала зал все два с половиной часа. Спектакль смотрелся на одном дыхании. Была сделана и удачная телевизионная версия. Ее довольно часто показывают по каналу «Культура». Вообще такая роль — мечта любой актрисы. Подарок судьбы.

Еще одним подарком можно считать роль Роксаны в спектакле «Сирано де Бержерак». Хотя сама Нелли Ивановна сильно сомневалась: получится ли? Ведь Роксана была очень молода, а Корниенко получила роль, будучи уже зрелой актрисой. Для Нелли Ивановны роль стала своеобразным экзаменом. Ведь надо было играть героиню, которой в начале спектакля восемнадцать лет! Каждый спектакль — эдакий бой, борьба за жизнь, творчество, за свое женское начало. Помимо внутренней настройки шла другая, связанная с заботой о внешности, — гимнастика, плавание, диета. Актриса следила за весом буквально по граммам. Вот уж где стимул быть в форме! Помимо актерского таланта для этой роли хорошая физическая форма была просто необходима. Стильные декорации Стенберга: лестницы, двигающиеся на колесиках, балконы, море металла. Достаточно высокий каблук, юбка на кринолине на ровной поверхности не дают уверенно двигаться. А лестницы вращаются, все передвигается. Корниенко с легкостью акробата справилась с этой «спортивной» частью спектакля. И как обычно, с легкостью талантливой актрисы справилась с основной задачей — ролью Роксаны.

Профессор В. Разумный в журнале «Театральная жизнь» писал: «Как река о плотину, бьется с другой стороны иной поток страсти — сердце прекрасной Роксаны. Думается, что трудно было бы сделать более удачный и в то же время смелый выбор, чем тот, который сделал Рачя Капланян, поручив роль Роксаны Н. Корниенко. Ни на минуту Н. Корниенко не опускается до интонации светской куртизанки... Она — в талантливости эмоциональной природы трепетной женщины... Н. Корниенко дает нам историю этой страсти, ее движение от подсознательных порывов и смутных ощущений до мудрого провидения, рожденного отнюдь не случайным чтением знакомого до боли посмертного письма Кристиана...»

Вообще в этом спектакле все предвещало успех, казалось, успех витал в воздухе, все дышало им: великолепная игра актеров, прекрасная музыка А. Журбина, необычные декорации. Так и случилось. Спектакль замечательно приняли и зрители и критики. Режиссером постановки был Рачя Капланян. Об этом человеке Нелли Ивановна и сегодня вспоминает с нежностью и теплотой: «Рачик интересный режиссер. Очень жизнелюбивый человек, оптимистичный, влюбленный в жизнь, людей, театр, процесс работы, во всех и вся. Он сам излучал любовь. Такой маленький, худенький человек, не вынимающий сигареты изо рта. В Малом театре не принято было курить в зале, во время репетиций исключено. Так это был первый режиссер, которому разрешили. Он курил, у него стояли бесконечные блюдца, пепельницы. Он с сигаретой вылетал на сцену. Удивительно светлый человек! И тем светом и нас заразил. Спектакль был радостным, несмотря на трагизм сюжета».

Одна из несомненных удач Н. Корниенко — Раневская в «Вишневом саде». Причем роль эта — тоже один из подарков судьбы. В прямом смысле. О распределении на роль актриса узнала в день своего рождения. Процесс работы над ролью был неимоверно тяжелым. Ввод, ввод в Чехова. Без Ильинского, который был постановщиком. После смерти Ильинского с актерами работал его ассистент. Помощь была технической: вошла здесь, вышла там. Но труд был вознагражден: спектакль прекрасно приняли не только в России, но и за рубежом. Артисты гастролировали в разных странах, дважды побывали в Японии.

Кстати, японцы очень любят Чехова. А как-то в Японии, уже сыграв последнюю сцену в спектакле «... И Аз воздам», Нелли Корниенко услышала на чистом русском языке: «Нел-ля!» Ничего не понимая, актриса видит: к ней с букетом идет... Олег Табаков! Оказывается, «Табакерка» тоже была на гастролях. Десять лет Корниенко играла Раневскую. В ней были и сила, и великодушие, и слабость, и внутренний конфликт.

Я уже упоминала о подарках судьбы, коими она (судьба) одаривала Нелли Корниенко. Таким подарком можно считать роль Москалевой в «Дядюшкином сне». Когда роль предложили Нелли Корниенко, актриса тут же перечитала произведение и была в шоке: вот роль, играть которую настоящее счастье! Необычная роль, с одной стороны, в ней много юмора, характерного для раннего Достоевского, с другой — безуминка тоже в духе Достоевского. Москалева — мать, пытающаяся устроить судьбу дочери. И как обычно у Достоевского, все доведено до безумного накала. В конце пьесы зрительный зал просто стонал от избытка эмоций! Роль позволила актрисе раскрыться в новом свете, показать незнакомые грани таланта. Критик Вера Максимова сказала актрисе: «Не ожидала, не ожидала!» Действительно, Корниенко буквально преображалась на сцене: мощь, колоссальная энергия, многоплановость, эксцентричность на грани безумия. Согласитесь, для актрис зрелого возраста мало хороших ролей. Корниенко получила роль вовремя и справилась безукоризненно.

Вспомнить каждую работу Нелли Корниенко в Малом театре можно, но стоит ли? За сорок с лишним лет актриса множество раз меняла образ, возраст, родину, возлюбленных — в каждой новой роли. Нелли Ивановна могла быть и блестящей киноактрисой. Но еще на заре театральной карьеры сделала выбор: театр. Но в нескольких лентах она снялась: «Наш дом» (Таня), «Свидание с молодостью», «Скандальное происшествие в Брикмилле». Особое отношение у актрисы к работе в телефильме «Непредвиденные визиты». Корниенко играла женщину, возвращающуюся из концлагеря. Драматичная, трудная роль. Сталинизм, честь, совесть, сострадание — множество тем затрагивала работа. Для того чтобы полностью погрузиться в то время, Нелли Ивановна перечитала книги Солженицына и «Крутой маршрут» Е. Гинзбург.

Были и другие работы в кино, актриса не очень любит о них вспоминать: «Звездного фильма у меня не было. Да и совмещать театр и кино не могла. Я бы хотела и то и другое успевать, но... Точно скажу, что по-доброму завидую тем, кто совмещает. Таких блестящих актрис достаточно! Максакова, Гундарева, Неелова, Яковлева, да много других. Они «везут» репертуар и являются ведущими актрисами кино. Мне, к сожалению, не дано».

Зато Нелли Корниенко многое дано в театре. Хотя об одной кинороли стоит вспомнить. Молодую актрису пригласил греческий режиссер Манос Захариус на главную роль в фильме «Ловцы губок». Захариус одно время жил в Советском Союзе, затем вернулся в Грецию, был министром культуры. А фильм настолько полюбили в Греции, что даже отмечали его сорокалетие, была ретроспектива Захариуса, Нелли Корниенко и Юрия Васильева пригласили в Афины. Очень тепло встречали. Фильм там до сих пор любим и популярен. И еще один факт: на острове Крит проходил кинофестиваль стран Средиземноморья. Участники выставляли по одной картине, считающейся лучшей за многие годы. Греки назвали «Ловцов губок».

Сейчас у актрисы небольшая творческая пауза. Это не связано с театром или возрастом. На то — личные причины. Просто каждой женщине иногда стоит остановиться на бегу, немного подумать и продолжать путь. Так и Корниенко сейчас выдерживает паузу. Это не значит, что совсем нет работы. Она есть. Мы избавляемся от ненужных, вышедших из моды или неподходящих по размеру вещей. Так и актеры оставляют какие-то роли. Но, оставив одну, тут же «примеряют» другую.

Нелли Корниенко сегодня, как и много лет назад, — актриса Малого театра. Она обладает особой магией таланта. И уже не имеет значения прошлое или будущее. Зритель вдруг понимает, что самый важный момент в жизни — здесь, сейчас, на этой сцене.





Дата публикации: 23.05.2012
НЕЛЛИ КОРНИЕНКО

Очерк Александры Овиковой из книги «Звёзды Малого театра». М., 2002.


Она относится к тем актрисам, которые с раннего детства были уверены в выборе профессии. И в десятом классе, еще не получив аттестат, Нелли отправилась в Театральное училище имени Щепкина. Легко прошла все отборочные туры. Дирекция училища взяла с абитуриентки обещание: как получит аттестат зрелости, так сразу придет сдавать общеобразовательные предметы. Нелли обещание выполнила. В другие театральные вузы не ходила. Стала студенткой «Щепки». Это был последний курс, который набирал замечательный педагог Константин Александрович Зубов, главный режиссер Малого театра. Училась Корниенко с огромным желанием, чувствовала себя удивительно счастливым человеком. Результат — диплом с отличием, ее пригласили в Малый. О чем еще мечтать? Но случилось так, что Нелли помогала своему сокурснику на показе в «Современнике», и ее пригласили в театр. Молодая актриса оказалась перед выбором: что делать? «Современник» в те годы был модным, популярным, действительно современным. С другой стороны — Училище имени Щепкина при Малом театре, право распределения выпускников у него. Вызвал к себе молодую актрису Михаил Иванович Царев, в ту пору директор Малого: «Почему вы не хотите идти к нам?» Корниенко ответила, что хочет работать, а в Малом молодежь долго ждет ролей. Царев заверил, что работа будет. Рассказал о планах театра. Еще раз в ректорат вызвали: «Не хотите в Малый? Пошлем в Ашхабад, в Русский театр. Есть заявки из других городов». После мучительного выбора актриса пришла в Малый театр, служит там по сей день. И нисколько не жалеет.

Вообще лет за десять до описываемых событий трудно было представить, чтобы молодая актриса сама решала, куда идти. И в 1959 году этот поступок имел резонанс: журнал

«Театр» поместил заметку: «Почему молодежь не хочет идти в Малый?» Однокурсник Корниенко Эдуард Марцевич тогда отказался работать в Малом. А про Корниенко написали: «Она рискнула». В театре шептали: «Вот эта молодая актриса, что рискнула, ну-ка, посмотрим, посмотрим».

Михаил Иванович Царев говорил правду: работа была. И сразу ввод вместо Руфины Нифонтовой в пьесу «Карточный домик». Потом та же Нифонтова сказала: «Что вы все недовольны вводами? Вот Нелли Корниенко состоялась на вводах». Роль Саши в «Иванове» — ввод. Нина в «Маскараде» — ввод. Кстати, спектакль был очень стильным, красивым. И Корниенко показала не только свои драматические способности, но и музыкальные — пела романс Прокофьева. Был ввод и на главную роль в спектакле «Веер леди Уиндермир». Все — в начале творческого пути.

Молодая актриса была предельно занята в театре. И помимо огромной работоспособности имела твердый характер, свои, только свои убеждения. Тому пример — отрывок из книги Б. Бабочкина «В театре и кино»: «Несколько лет назад в Малый театр приняли окончившую Школу имени Щепкина Нелли Корниенко. Саша в «Иванове» была ее первая роль (это не совсем точно. — А.О.). Она входила в готовый и, могу сказать, задуманный в определенном плане спектакль. Я рассказал ей об этом плане, постарался, как мог, доказать, что Саша — образ, для которого Чехов не по-жалел самых милых черт и самых обаятельных красок, — все же объективно является врагом главного персонажа, Иванова. Корниенко решительно не согласилась с режиссерской трактовкой образа. Начинающая актриса не побоялась быть неправой. Она видела роль по-другому, а охватить весь ход событий и все содержание пьесы, очевидно, по неопытности еще не могла. Я стоял перед проблемой — или идти на некоторое искажение спектакля, в котором все элементы взаимосвязаны, или подавить смелую инициативу молодой актрисы, так сказать, сломать ее характер. Более важной мне показалась творческая свобода человека, начинающего актерский путь. И я рад, что для Корниенко он начинался радостно, а не мучительно».

С Борисом Андреевичем Бабочкиным молодая актриса не один раз встречалась на сцене. И не в одном спектакле. Как признавала сама Корниенко: «Очень интересно с ним работать, это большая школа для меня». «Дачники» — знаменитый спектакль. Помимо Бабочкина, в нем были заняты ведущие актеры театра, звезды тех лет. Корниенко играла Соню. Как-то, по прошествии времени, Борис Андреевич попросил актрису перейти на роль Марии Львовны. Нелли удивилась. Она считала, что ей рано еще играть роль мамы, а вот дочка — в самый раз. «Нелли, вы ду-у-у-ра!» — любя ответил Бабочкин. Корниенко послушала Мастера. И в новой роли сумела завоевать и сохранить любовь зрителей.

На протяжении многих лет актриса играла Софью в спектакле «Горе от ума». Сама героиня Корниенко была не очень понятна. Говорят, что даже Пушкин в этой гениальной пьесе не понял одно: кто такая Софья, «то ли она — московская кузина, то ли...». Первое время актриса играла как в тумане. О ней в то время даже писали: «Единственным достоинством ее Софьи является молодость, такая, что ей не 17, а еще меньше». Тем не менее Софьей Корниенко была много сезонов, в двух постановках. У Нелли есть дар влезать в шкуру своей героини. От спектакля к спектаклю она начинала думать ее мыслями, интуиция подсказывала сотни мелких штрихов, которые потом поражали зрителей своей правдивостью. И не только зрителей. Михаил Иванович Царев, руководивший второй постановкой и игравший Фамусова, скупой на похвалы, сказал Корниенко: «Хорошо стали играть!»

Большой период жизни в театре был связан у Нелли Корниенко с режиссером Леонидом Варпаховским. С ним были созданы роли, особо памятные для актрисы. Оля в спектакле «Так и будет» по пьесе К. Симонова — одна из дорогих работ. В этом спектакле много личного. Отец Нелли погиб на фронте. Она часто видела во сне, что он живой, вернулся, хотя ей было три года, когда погиб отец. Но она точно помнила все переживания мамы. И 9 Мая в их доме — священный праздник. Вот так личные впечатления, несбыточные сны, отрывки воспоминаний вылились в роль. Те, кто видели Олю — Корниенко, до сих пор вспоминают эту работу. Какая правда была в каждом ее слове.

Созвучная тема — Великая Отечественная война — была в спектакле «Берег». Он шел десять лет. Не все принимали произведение Ю. Бондарева. Но спектакль был популярным. Корниенко играла немецкую девушку Эмму, полюбившую русского офицера и пронесшую эту любовь через всю жизнь. Нелли Корниенко выразила в роли не только «свои» отношения с войной, но и очень личную тему любви и верности. Вот что писал критик В. Пименов в журнале «Театральная жизнь»: «Особенно хочется отметить исполнительницу роли Эммы Н. Корниенко. Актриса в своем исполнении поднимается от реализма бытового до реализма романтического. Она создает образ такой силы и достоверности, что невозможно отделить ее, реально существующую актрису, от этой, рожденной фантазией писателя женщины. Превосходно сыграла Корниенко и последний эпизод, когда ее героиня встречается уже с сегодняшним Никитиным (В. Коршунов), в котором она узнает своего далекого возлюбленного, которому ни разу не изменила сердцем».

Не менее яркими, сильными были и другие работы Н. Корниенко в спектаклях Л. Варпаховского: Лидия («Бешеные деньги), Валентина («Путешественник без багажа»), Нинучча («Рождество в доме сеньора Купьелло»). Когда Корниенко присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, Леонид Варпаховский, бывший в отъезде, прислал телеграмму: «Поздравляю. Спасибо Вам за Нину, Олю, Лидию, Валентину, Нинуччу». Варпаховский делал творческий вечер Нелли Ивановны в Доме актера. Они были очень дружны.

Судьба подарила актрисе встречу с Борисом Ивановичем Равенских. В спектакле «Средство Макропулоса» по пьесе К.Чапека Нелли Ивановна сыграла главную героиню Эмилию Марти. Сюжет пьесы достаточно экзотичный, сложный, философский — фантасмагорическая история оперной звезды, прожившей триста с лишним лет. Но дело не в том, сколько прожил, а в том — как, в насыщенности лет. Эмилия говорит: «Я устала жить. Мне холодно. Душа умирает... Вы счастливейшие люди, вы просто не понимаете, какие вы счастливые». Эта роль давала актрисе возможность в разных актах пьесы «проживать» множество жизней Эмилии. В разные годы в разных странах Эмилия предстает в разных ипостасях, под разными именами. И актриса в течение спектакля постоянно менялась, причем не только визуально, меняя гардероб, но и внутренне. Вообще, закрученная интрига держала зал все два с половиной часа. Спектакль смотрелся на одном дыхании. Была сделана и удачная телевизионная версия. Ее довольно часто показывают по каналу «Культура». Вообще такая роль — мечта любой актрисы. Подарок судьбы.

Еще одним подарком можно считать роль Роксаны в спектакле «Сирано де Бержерак». Хотя сама Нелли Ивановна сильно сомневалась: получится ли? Ведь Роксана была очень молода, а Корниенко получила роль, будучи уже зрелой актрисой. Для Нелли Ивановны роль стала своеобразным экзаменом. Ведь надо было играть героиню, которой в начале спектакля восемнадцать лет! Каждый спектакль — эдакий бой, борьба за жизнь, творчество, за свое женское начало. Помимо внутренней настройки шла другая, связанная с заботой о внешности, — гимнастика, плавание, диета. Актриса следила за весом буквально по граммам. Вот уж где стимул быть в форме! Помимо актерского таланта для этой роли хорошая физическая форма была просто необходима. Стильные декорации Стенберга: лестницы, двигающиеся на колесиках, балконы, море металла. Достаточно высокий каблук, юбка на кринолине на ровной поверхности не дают уверенно двигаться. А лестницы вращаются, все передвигается. Корниенко с легкостью акробата справилась с этой «спортивной» частью спектакля. И как обычно, с легкостью талантливой актрисы справилась с основной задачей — ролью Роксаны.

Профессор В. Разумный в журнале «Театральная жизнь» писал: «Как река о плотину, бьется с другой стороны иной поток страсти — сердце прекрасной Роксаны. Думается, что трудно было бы сделать более удачный и в то же время смелый выбор, чем тот, который сделал Рачя Капланян, поручив роль Роксаны Н. Корниенко. Ни на минуту Н. Корниенко не опускается до интонации светской куртизанки... Она — в талантливости эмоциональной природы трепетной женщины... Н. Корниенко дает нам историю этой страсти, ее движение от подсознательных порывов и смутных ощущений до мудрого провидения, рожденного отнюдь не случайным чтением знакомого до боли посмертного письма Кристиана...»

Вообще в этом спектакле все предвещало успех, казалось, успех витал в воздухе, все дышало им: великолепная игра актеров, прекрасная музыка А. Журбина, необычные декорации. Так и случилось. Спектакль замечательно приняли и зрители и критики. Режиссером постановки был Рачя Капланян. Об этом человеке Нелли Ивановна и сегодня вспоминает с нежностью и теплотой: «Рачик интересный режиссер. Очень жизнелюбивый человек, оптимистичный, влюбленный в жизнь, людей, театр, процесс работы, во всех и вся. Он сам излучал любовь. Такой маленький, худенький человек, не вынимающий сигареты изо рта. В Малом театре не принято было курить в зале, во время репетиций исключено. Так это был первый режиссер, которому разрешили. Он курил, у него стояли бесконечные блюдца, пепельницы. Он с сигаретой вылетал на сцену. Удивительно светлый человек! И тем светом и нас заразил. Спектакль был радостным, несмотря на трагизм сюжета».

Одна из несомненных удач Н. Корниенко — Раневская в «Вишневом саде». Причем роль эта — тоже один из подарков судьбы. В прямом смысле. О распределении на роль актриса узнала в день своего рождения. Процесс работы над ролью был неимоверно тяжелым. Ввод, ввод в Чехова. Без Ильинского, который был постановщиком. После смерти Ильинского с актерами работал его ассистент. Помощь была технической: вошла здесь, вышла там. Но труд был вознагражден: спектакль прекрасно приняли не только в России, но и за рубежом. Артисты гастролировали в разных странах, дважды побывали в Японии.

Кстати, японцы очень любят Чехова. А как-то в Японии, уже сыграв последнюю сцену в спектакле «... И Аз воздам», Нелли Корниенко услышала на чистом русском языке: «Нел-ля!» Ничего не понимая, актриса видит: к ней с букетом идет... Олег Табаков! Оказывается, «Табакерка» тоже была на гастролях. Десять лет Корниенко играла Раневскую. В ней были и сила, и великодушие, и слабость, и внутренний конфликт.

Я уже упоминала о подарках судьбы, коими она (судьба) одаривала Нелли Корниенко. Таким подарком можно считать роль Москалевой в «Дядюшкином сне». Когда роль предложили Нелли Корниенко, актриса тут же перечитала произведение и была в шоке: вот роль, играть которую настоящее счастье! Необычная роль, с одной стороны, в ней много юмора, характерного для раннего Достоевского, с другой — безуминка тоже в духе Достоевского. Москалева — мать, пытающаяся устроить судьбу дочери. И как обычно у Достоевского, все доведено до безумного накала. В конце пьесы зрительный зал просто стонал от избытка эмоций! Роль позволила актрисе раскрыться в новом свете, показать незнакомые грани таланта. Критик Вера Максимова сказала актрисе: «Не ожидала, не ожидала!» Действительно, Корниенко буквально преображалась на сцене: мощь, колоссальная энергия, многоплановость, эксцентричность на грани безумия. Согласитесь, для актрис зрелого возраста мало хороших ролей. Корниенко получила роль вовремя и справилась безукоризненно.

Вспомнить каждую работу Нелли Корниенко в Малом театре можно, но стоит ли? За сорок с лишним лет актриса множество раз меняла образ, возраст, родину, возлюбленных — в каждой новой роли. Нелли Ивановна могла быть и блестящей киноактрисой. Но еще на заре театральной карьеры сделала выбор: театр. Но в нескольких лентах она снялась: «Наш дом» (Таня), «Свидание с молодостью», «Скандальное происшествие в Брикмилле». Особое отношение у актрисы к работе в телефильме «Непредвиденные визиты». Корниенко играла женщину, возвращающуюся из концлагеря. Драматичная, трудная роль. Сталинизм, честь, совесть, сострадание — множество тем затрагивала работа. Для того чтобы полностью погрузиться в то время, Нелли Ивановна перечитала книги Солженицына и «Крутой маршрут» Е. Гинзбург.

Были и другие работы в кино, актриса не очень любит о них вспоминать: «Звездного фильма у меня не было. Да и совмещать театр и кино не могла. Я бы хотела и то и другое успевать, но... Точно скажу, что по-доброму завидую тем, кто совмещает. Таких блестящих актрис достаточно! Максакова, Гундарева, Неелова, Яковлева, да много других. Они «везут» репертуар и являются ведущими актрисами кино. Мне, к сожалению, не дано».

Зато Нелли Корниенко многое дано в театре. Хотя об одной кинороли стоит вспомнить. Молодую актрису пригласил греческий режиссер Манос Захариус на главную роль в фильме «Ловцы губок». Захариус одно время жил в Советском Союзе, затем вернулся в Грецию, был министром культуры. А фильм настолько полюбили в Греции, что даже отмечали его сорокалетие, была ретроспектива Захариуса, Нелли Корниенко и Юрия Васильева пригласили в Афины. Очень тепло встречали. Фильм там до сих пор любим и популярен. И еще один факт: на острове Крит проходил кинофестиваль стран Средиземноморья. Участники выставляли по одной картине, считающейся лучшей за многие годы. Греки назвали «Ловцов губок».

Сейчас у актрисы небольшая творческая пауза. Это не связано с театром или возрастом. На то — личные причины. Просто каждой женщине иногда стоит остановиться на бегу, немного подумать и продолжать путь. Так и Корниенко сейчас выдерживает паузу. Это не значит, что совсем нет работы. Она есть. Мы избавляемся от ненужных, вышедших из моды или неподходящих по размеру вещей. Так и актеры оставляют какие-то роли. Но, оставив одну, тут же «примеряют» другую.

Нелли Корниенко сегодня, как и много лет назад, — актриса Малого театра. Она обладает особой магией таланта. И уже не имеет значения прошлое или будущее. Зритель вдруг понимает, что самый важный момент в жизни — здесь, сейчас, на этой сцене.





Дата публикации: 23.05.2012