Новости

Василий Бочкарев: «Девиз Коршунова – упорная строгость» Весна 1960 года. Мы, абитуриенты, толпимся у дверей Театрального училища им. Щепкина. Естественно — волнение, надежды, обмены впечатлениями после первых консультаций.

Василий Бочкарев: «Девиз Коршунова – упорная строгость»

Весна 1960 года. Мы, абитуриенты, толпимся у дверей Театрального училища им. Щепкина. Естественно — волнение, надежды, обмены впечатлениями после первых консультаций. Курс набирает Виктор Иванович Коршунов. А потом — первое сентября, первые занятия. Я помню, как Виктор Иванович быстро входит в аудиторию, садится, резко пододвигает стол к себе, смотрит на нас, мы восхищенно смотрим на него, ожидаем каких-то добрых слов. Он говорит: «Что-то вас многовато». С этого начинается наша учеба.
Надо сказать, что с первых же занятий Виктор Иванович все передает нам в собственные руки. То есть объясняет, что все зависит от нашего личного стремления овладеть профессией. Он нам всегда говорил, и сейчас говорит студентам: «Думайте, думайте, думайте сами! Соображайте, сопоставляйте…» Это на протяжении четырех лет шло курсивом: постигайте, смотрите, наблюдайте, сравнивайте жизнь с тем, что вы видите в театре, подглядывайте, подсматривайте, в общем, набирайте… Взять что-то плохое и неталантливое – легче, чем взять хорошее: надо иметь способности для того, чтобы впитывать то, что необходимо, понимать, что это не так просто.
Потом начнутся этюды, наши творения студенческие. Виктор Иванович, посмотрев их, всегда будет говорить: «Ну и что?» Мы что-то сделаем, а он — «Ну и что?» И мы даже повесили огромный плакат на стене, на котором были написаны эти слова. «Ну и что» – это приглашение к анализу, к осмыслению того, что мы сделали. Мы сами должны разобрать, понять, что мы хотели, что получилось, что не получилось. Именно этот момент был очень важен на протяжении всех четырех лет. И если сопоставить «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского и «Ну и что?» Виктора Ивановича Коршунова, то мне, по размышлении, больше нравится «Ну и что?» Потому что «Не верю» – это приговор. А «Ну и что» – это приглашение к размышлению. Он предлагал нам разобрать то, что мы натворили, и только после этого давал оценку. Его подход перекликается с мыслью Пушкина: талант прежде всего определяется предрасположением человека к труду.
Виктор Иванович нам говорил: «Ну, начните от буфета». Буфет располагался в другом конце коридора. И пока добежишь от буфета до аудитории, будет какой-то «задых», какое-то волнение. Взять разбег от буфета, начать заранее, а не просто выйти на площадку. Один этюд был очень забавен: студент вошел в аудиторию, посмотрел на трубу, которая проходила под потолком, накинул на нее веревку, сделал петлю, повесил себе на шею, долго готовился к процессу самоуничтожения… Студенту казалось: он так убедительно играет, что Виктор Иванович его остановит… Но этого не последовало, и ему пришлось снять петлю с шеи и сказать: «Ну, не получилось…»
Потом уже были дипломные спектакли – и «Двенадцатая ночь», и «Аргонавты», и «Варвары», и «Тогда в Севилье». Сейчас я понимаю, насколько это было точно для выявления способностей каждого студента. У нас были разные роли, и все мы могли очень хорошо показаться. Особенно заметным событием стал музыкальный, яркий спектакль по алешинской пьесе «Тогда в Севилье». Очень много было сказано добрых слов в его адрес со стороны критиков. А после «Аргонавтов», я помню, Валентин Гафт пришел за кулисы. Спектакль ему очень понравился, он даже удивился своим впечатлениям. А ведь он играл Гогу в «Аргонавтах», которых ставил Андрей Александрович Гончаров. Тогда это был один из лучших спектаклей в Москве. Потом мне довелось играть в этой постановке вместе с Гафтом.
У нас даже была такая мысль – создать свой театр. По тем временам и обстоятельствам это не получилось, но, во всяком случае, коллектив был очень мощный. Виктор Иванович всегда говорил – потом я узнал, что это слова А.П.Ленского: «Я, как единица, ничего не могу, но мы, как сплоченная группа энергичных тружеников, можем все». Мы тогда вышли из училища и, встретившись с жестким прессингом в профессиональном театре, где каждый за себя, немножко обожглись. Потом я пришел к выводу, что девиз Ленского и Коршунова вернее, чем эгоистическая жизнь в театре. От коллектива зависит атмосфера в спектакле, зависит «художественный заговор» на ту тему, которую мы разрабатываем. Это единение. И единение студентов – заслуга педагога.
После окончания училища мы установили день – 7 сентября – когда мы все встречаемся. И вот на протяжении уже скольких лет к этому 7 сентября присоединяются все курсы, которые учились у Виктора Ивановича. А их всего 11 курсов с 1960 года по нынешний. 44 года, плюс шесть лет – с 54-ого по 60-й, когда он преподавал, но еще не руководил курсом. Режиссер Малого театра, профессор Щепкинского училища Леонид Андреевич Волков в 1954 году предложил Виктору Ивановичу заниматься педагогической деятельностью. С этого все и началось. На первых порах он, не получая ни копейки, пропадал в училище, набирал опыт. Тогда у него уже были такие ученики, как Немоляева, Любшин… Так что сейчас как раз 50 лет этой педагогической поэме.
И я помню праздничное событие на курсе, как мы были рады, когда Виктор Иванович получил свое первое звание — заслуженного артиста.
После окончания училища начались встречи с первыми проблемами, присущими профессиональному театру. В любой ситуации, в которой оказывался лично я, да, думаю, и все его студенты, мы ощущали помощь этих четырех лет. То, что было заложено школой и педагогическим талантом Виктора Ивановича. Это осознается, естественно, не сразу, потому что, оканчивая училище, молодой артист думает, что все знает, а сам забывает даже какие-то азы. А со временем уже начинаешь все больше и больше ценить то, что было заложено учителями.
По-моему, талант педагога заключается не только в том, чтобы воспитать актера и вывести его в жизнь. Наверное, самое трудное для педагога – учить своим личным примером, жизнью в искусстве. Эти святые принципы, законы театра, жизни должны быть сосредоточены в самом педагоге. Я всегда думал о том, как это удается Виктору Ивановичу? Помню, как он, играя спектакль в Малом театре, в костюме прибегал к нам, студентам, репетировал, занимался с нами и потом на финал спектакля снова убегал в театр. Это был пример полной отдачи своему делу. Он говорил нам: «24 часа работать, 24 часа!» Мы воспринимали его наказ с некоторым юмором. Не верят в это и мои студенты, с которыми я сейчас занимаюсь. Но, проработав в театре 40 лет, я понимаю, что Виктор Иванович прав. Ильинский говорил: когда ложитесь спать, надо рядом с собой бумажку класть и карандашик. Ночью проснуться – записать. Процесс работы идет всегда. Вот пример учителя, как надо отдавать себя искусству… И одновременно быть человеком, который толкает производство театра. Директором, который, как сгусток энергии, находится все время в состоянии поступательного движения. Можно сказать, что девиз всей его жизни совпадает с девизом Леонардо да Винчи: «Упорная строгость».
Я пришел в Малый театр с его легкой руки. Теперь, проработав в Малом 25 лет, я понимаю, что он два раза вытащил меня из потока жизни. Первый раз – когда принял в Щепкинское училище, и второй – когда позвал в Малый театр. Я никогда не думал, что пойду в Малый — интуитивно считал, что сюда нужно приходить состоявшимся в своей профессии, понимать ее, а я еще не готов. Виктор Иванович спросил меня: «Ты пойдёшь в Малый театр?» — «Нет, я боюсь, не пойду». — «А если на роль Бальзаминова?» И я сказал: «Да, конечно».
Он никого на курсе не выделял, все были равны. Это девиз Леонида Андреевича Волкова: «Люби то дело, которым ты занимаешься со студентами, а не самого студента». Именно любовь к делу, к процессу, к профессии, к моменту воспитания артиста – это самое важное.
При всей его строгости, даже какой-то жесткости, при требовательности, которую он к нам предъявлял, в нем всегда была теплота и любовь – сейчас я это понимаю… Были моменты, когда он поступал очень сурово, особенно, когда вопрос касался дисциплины – и выгонял, и наказывал. Непросто держать курс в единстве, порой требуются волевые решения. Но мы понимали, что так надо для нас.
Наверное, ему непросто жилось в Малом театре, когда он был молодым артистом – актер, пришедший из другого театра, да еще окончивший школу МХАТ… Но он всегда приходил к нам с радостью, это ощущалось. Его энергия была замешана на сердечности. И сейчас, будучи молодым педагогом – я занимаюсь всего-то полгода, — я обращаюсь к тем далеким годам. Виктор Иванович Коршуновp и здесь начинает мне помогать как педагог, потому что я, естественно, вспоминаю свои студенческие годы и своих педагогов. Виктор Иванович всегда умел подбирать команду. Педагоги у нас были очень и очень сильные. И Юрий Мефодьевич Соломин, и Павла Захаровна Богатыренко, и Ирина Ильинична Судакова. И сейчас у него на курсе и Петрова, и Сулимов, и Гребенщикова, и Александр Коршунов. Они работают в одном принципе воспитания. Это очень важно.
Счастье актера — не только встреча с хорошей пьесой, хорошим автором, хорошим режиссером… Есть удивительно счастливый момент: вдруг выпадает такой случай, когда ты играешь со своим педагогом на сцене. Это, наверное, прежде всего человеческое счастье, не говоря о профессиональном. Мы с Виктором Ивановичем играли в спектакле «Царь Петр и Алексей». Взаимоотношения отца и сына, учителя и ученика давались довольно легко, потому что на протяжении сорока четырех лет существует «интим душ». Зритель видит: между этими людьми есть что-то такое, что сыграть невозможно. Перед каждым спектаклем есть свой ритуал. Кто-то трогает лестницу, стены, дверные ручки, сцену… Артисты – люди суеверные, у них есть свои причуды. А на этом спектакле было так: после второго звонка я приходил к Виктору Ивановичу, стучал, мы здоровались, обменивались какими-то впечатлениями. Цель одна: на сегодняшний вечер договориться, почувствовать друг друга, обновить взаимоотношения, посмотреть друг другу в глаза. Это очень дорого.
Я часто видел Виктора Ивановича на сцене, но особенно потрясла меня в его исполнении роль Дервоеда. Это был спектакль «Рядовые» по пьесе Дударева в постановке Львова-Анохина. Елена Николаевна Гоголева, не узнав Коршунова, сказала: «Какого хорошего артиста взяли в театр!» И я его не узнал. Это был настоящий пример перевоплощения.
Мы с Виктором Ивановичем играем вместе (в очередь) Бориса Годунова в спектакле «Царь Борис». Это его коронная роль после «Царя Федора Иоанновича». И переход из той пьесы в «Царя Бориса» вполне органичен. Когда мы репетировали, Виктор Иванович шел своим путем в решении образа, а я своим. И мне всегда хочется сказать ему спасибо за то, что он помогал мне в разборе именно моего видения.
Помню первую встречу с ним… Мой преподаватель, с которым мы в школе занимались, Валентин Иванович Захода привел меня в Малый театр, а Виктор Иванович принял. Он спросил меня: «Ты не комсомолец?» — «Нет». – «А почему?» — «Я плохо в школе учился». – «Так ты и у нас тоже будешь плохо учиться?» Я говорю: «Виктор Иванович, я еще сюда, наверное, и не поступлю…» Моя «скромность» решила все. Студенты-абитуриенты — они же хитрые… Та весна была замечательная!


Дата публикации: 23.11.2004
Василий Бочкарев: «Девиз Коршунова – упорная строгость»

Весна 1960 года. Мы, абитуриенты, толпимся у дверей Театрального училища им. Щепкина. Естественно — волнение, надежды, обмены впечатлениями после первых консультаций. Курс набирает Виктор Иванович Коршунов. А потом — первое сентября, первые занятия. Я помню, как Виктор Иванович быстро входит в аудиторию, садится, резко пододвигает стол к себе, смотрит на нас, мы восхищенно смотрим на него, ожидаем каких-то добрых слов. Он говорит: «Что-то вас многовато». С этого начинается наша учеба.
Надо сказать, что с первых же занятий Виктор Иванович все передает нам в собственные руки. То есть объясняет, что все зависит от нашего личного стремления овладеть профессией. Он нам всегда говорил, и сейчас говорит студентам: «Думайте, думайте, думайте сами! Соображайте, сопоставляйте…» Это на протяжении четырех лет шло курсивом: постигайте, смотрите, наблюдайте, сравнивайте жизнь с тем, что вы видите в театре, подглядывайте, подсматривайте, в общем, набирайте… Взять что-то плохое и неталантливое – легче, чем взять хорошее: надо иметь способности для того, чтобы впитывать то, что необходимо, понимать, что это не так просто.
Потом начнутся этюды, наши творения студенческие. Виктор Иванович, посмотрев их, всегда будет говорить: «Ну и что?» Мы что-то сделаем, а он — «Ну и что?» И мы даже повесили огромный плакат на стене, на котором были написаны эти слова. «Ну и что» – это приглашение к анализу, к осмыслению того, что мы сделали. Мы сами должны разобрать, понять, что мы хотели, что получилось, что не получилось. Именно этот момент был очень важен на протяжении всех четырех лет. И если сопоставить «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского и «Ну и что?» Виктора Ивановича Коршунова, то мне, по размышлении, больше нравится «Ну и что?» Потому что «Не верю» – это приговор. А «Ну и что» – это приглашение к размышлению. Он предлагал нам разобрать то, что мы натворили, и только после этого давал оценку. Его подход перекликается с мыслью Пушкина: талант прежде всего определяется предрасположением человека к труду.
Виктор Иванович нам говорил: «Ну, начните от буфета». Буфет располагался в другом конце коридора. И пока добежишь от буфета до аудитории, будет какой-то «задых», какое-то волнение. Взять разбег от буфета, начать заранее, а не просто выйти на площадку. Один этюд был очень забавен: студент вошел в аудиторию, посмотрел на трубу, которая проходила под потолком, накинул на нее веревку, сделал петлю, повесил себе на шею, долго готовился к процессу самоуничтожения… Студенту казалось: он так убедительно играет, что Виктор Иванович его остановит… Но этого не последовало, и ему пришлось снять петлю с шеи и сказать: «Ну, не получилось…»
Потом уже были дипломные спектакли – и «Двенадцатая ночь», и «Аргонавты», и «Варвары», и «Тогда в Севилье». Сейчас я понимаю, насколько это было точно для выявления способностей каждого студента. У нас были разные роли, и все мы могли очень хорошо показаться. Особенно заметным событием стал музыкальный, яркий спектакль по алешинской пьесе «Тогда в Севилье». Очень много было сказано добрых слов в его адрес со стороны критиков. А после «Аргонавтов», я помню, Валентин Гафт пришел за кулисы. Спектакль ему очень понравился, он даже удивился своим впечатлениям. А ведь он играл Гогу в «Аргонавтах», которых ставил Андрей Александрович Гончаров. Тогда это был один из лучших спектаклей в Москве. Потом мне довелось играть в этой постановке вместе с Гафтом.
У нас даже была такая мысль – создать свой театр. По тем временам и обстоятельствам это не получилось, но, во всяком случае, коллектив был очень мощный. Виктор Иванович всегда говорил – потом я узнал, что это слова А.П.Ленского: «Я, как единица, ничего не могу, но мы, как сплоченная группа энергичных тружеников, можем все». Мы тогда вышли из училища и, встретившись с жестким прессингом в профессиональном театре, где каждый за себя, немножко обожглись. Потом я пришел к выводу, что девиз Ленского и Коршунова вернее, чем эгоистическая жизнь в театре. От коллектива зависит атмосфера в спектакле, зависит «художественный заговор» на ту тему, которую мы разрабатываем. Это единение. И единение студентов – заслуга педагога.
После окончания училища мы установили день – 7 сентября – когда мы все встречаемся. И вот на протяжении уже скольких лет к этому 7 сентября присоединяются все курсы, которые учились у Виктора Ивановича. А их всего 11 курсов с 1960 года по нынешний. 44 года, плюс шесть лет – с 54-ого по 60-й, когда он преподавал, но еще не руководил курсом. Режиссер Малого театра, профессор Щепкинского училища Леонид Андреевич Волков в 1954 году предложил Виктору Ивановичу заниматься педагогической деятельностью. С этого все и началось. На первых порах он, не получая ни копейки, пропадал в училище, набирал опыт. Тогда у него уже были такие ученики, как Немоляева, Любшин… Так что сейчас как раз 50 лет этой педагогической поэме.
И я помню праздничное событие на курсе, как мы были рады, когда Виктор Иванович получил свое первое звание — заслуженного артиста.
После окончания училища начались встречи с первыми проблемами, присущими профессиональному театру. В любой ситуации, в которой оказывался лично я, да, думаю, и все его студенты, мы ощущали помощь этих четырех лет. То, что было заложено школой и педагогическим талантом Виктора Ивановича. Это осознается, естественно, не сразу, потому что, оканчивая училище, молодой артист думает, что все знает, а сам забывает даже какие-то азы. А со временем уже начинаешь все больше и больше ценить то, что было заложено учителями.
По-моему, талант педагога заключается не только в том, чтобы воспитать актера и вывести его в жизнь. Наверное, самое трудное для педагога – учить своим личным примером, жизнью в искусстве. Эти святые принципы, законы театра, жизни должны быть сосредоточены в самом педагоге. Я всегда думал о том, как это удается Виктору Ивановичу? Помню, как он, играя спектакль в Малом театре, в костюме прибегал к нам, студентам, репетировал, занимался с нами и потом на финал спектакля снова убегал в театр. Это был пример полной отдачи своему делу. Он говорил нам: «24 часа работать, 24 часа!» Мы воспринимали его наказ с некоторым юмором. Не верят в это и мои студенты, с которыми я сейчас занимаюсь. Но, проработав в театре 40 лет, я понимаю, что Виктор Иванович прав. Ильинский говорил: когда ложитесь спать, надо рядом с собой бумажку класть и карандашик. Ночью проснуться – записать. Процесс работы идет всегда. Вот пример учителя, как надо отдавать себя искусству… И одновременно быть человеком, который толкает производство театра. Директором, который, как сгусток энергии, находится все время в состоянии поступательного движения. Можно сказать, что девиз всей его жизни совпадает с девизом Леонардо да Винчи: «Упорная строгость».
Я пришел в Малый театр с его легкой руки. Теперь, проработав в Малом 25 лет, я понимаю, что он два раза вытащил меня из потока жизни. Первый раз – когда принял в Щепкинское училище, и второй – когда позвал в Малый театр. Я никогда не думал, что пойду в Малый — интуитивно считал, что сюда нужно приходить состоявшимся в своей профессии, понимать ее, а я еще не готов. Виктор Иванович спросил меня: «Ты пойдёшь в Малый театр?» — «Нет, я боюсь, не пойду». — «А если на роль Бальзаминова?» И я сказал: «Да, конечно».
Он никого на курсе не выделял, все были равны. Это девиз Леонида Андреевича Волкова: «Люби то дело, которым ты занимаешься со студентами, а не самого студента». Именно любовь к делу, к процессу, к профессии, к моменту воспитания артиста – это самое важное.
При всей его строгости, даже какой-то жесткости, при требовательности, которую он к нам предъявлял, в нем всегда была теплота и любовь – сейчас я это понимаю… Были моменты, когда он поступал очень сурово, особенно, когда вопрос касался дисциплины – и выгонял, и наказывал. Непросто держать курс в единстве, порой требуются волевые решения. Но мы понимали, что так надо для нас.
Наверное, ему непросто жилось в Малом театре, когда он был молодым артистом – актер, пришедший из другого театра, да еще окончивший школу МХАТ… Но он всегда приходил к нам с радостью, это ощущалось. Его энергия была замешана на сердечности. И сейчас, будучи молодым педагогом – я занимаюсь всего-то полгода, — я обращаюсь к тем далеким годам. Виктор Иванович Коршуновp и здесь начинает мне помогать как педагог, потому что я, естественно, вспоминаю свои студенческие годы и своих педагогов. Виктор Иванович всегда умел подбирать команду. Педагоги у нас были очень и очень сильные. И Юрий Мефодьевич Соломин, и Павла Захаровна Богатыренко, и Ирина Ильинична Судакова. И сейчас у него на курсе и Петрова, и Сулимов, и Гребенщикова, и Александр Коршунов. Они работают в одном принципе воспитания. Это очень важно.
Счастье актера — не только встреча с хорошей пьесой, хорошим автором, хорошим режиссером… Есть удивительно счастливый момент: вдруг выпадает такой случай, когда ты играешь со своим педагогом на сцене. Это, наверное, прежде всего человеческое счастье, не говоря о профессиональном. Мы с Виктором Ивановичем играли в спектакле «Царь Петр и Алексей». Взаимоотношения отца и сына, учителя и ученика давались довольно легко, потому что на протяжении сорока четырех лет существует «интим душ». Зритель видит: между этими людьми есть что-то такое, что сыграть невозможно. Перед каждым спектаклем есть свой ритуал. Кто-то трогает лестницу, стены, дверные ручки, сцену… Артисты – люди суеверные, у них есть свои причуды. А на этом спектакле было так: после второго звонка я приходил к Виктору Ивановичу, стучал, мы здоровались, обменивались какими-то впечатлениями. Цель одна: на сегодняшний вечер договориться, почувствовать друг друга, обновить взаимоотношения, посмотреть друг другу в глаза. Это очень дорого.
Я часто видел Виктора Ивановича на сцене, но особенно потрясла меня в его исполнении роль Дервоеда. Это был спектакль «Рядовые» по пьесе Дударева в постановке Львова-Анохина. Елена Николаевна Гоголева, не узнав Коршунова, сказала: «Какого хорошего артиста взяли в театр!» И я его не узнал. Это был настоящий пример перевоплощения.
Мы с Виктором Ивановичем играем вместе (в очередь) Бориса Годунова в спектакле «Царь Борис». Это его коронная роль после «Царя Федора Иоанновича». И переход из той пьесы в «Царя Бориса» вполне органичен. Когда мы репетировали, Виктор Иванович шел своим путем в решении образа, а я своим. И мне всегда хочется сказать ему спасибо за то, что он помогал мне в разборе именно моего видения.
Помню первую встречу с ним… Мой преподаватель, с которым мы в школе занимались, Валентин Иванович Захода привел меня в Малый театр, а Виктор Иванович принял. Он спросил меня: «Ты не комсомолец?» — «Нет». – «А почему?» — «Я плохо в школе учился». – «Так ты и у нас тоже будешь плохо учиться?» Я говорю: «Виктор Иванович, я еще сюда, наверное, и не поступлю…» Моя «скромность» решила все. Студенты-абитуриенты — они же хитрые… Та весна была замечательная!


Дата публикации: 23.11.2004