Новости

АЛЕКСАНДР ЕРМАКОВ: У КЛАССИКОВ ВСЕ СКАЗАНО ПРО НАС

АЛЕКСАНДР ЕРМАКОВ: У КЛАССИКОВ ВСЕ СКАЗАНО ПРО НАС

29 мая народному артисту России, лауреату Премии правительства Москвы Александру Ермакову исполняется 60 лет.

В честь юбилея ведущего актера в Малом театре, где он служит более 15 лет, по вековой традиции устроят бенефис. Вообще-то бенефициант в своем репертуаре имеет добрый десяток самых серьезных ролей в спектаклях по Островскому, Чехову, Гоголю, Булгакову, А. Толстому, но в юбилейный вечер, по предложению художественного руководителя Юрия Соломина, выйдет на родную сцену в веселом музыкальном водевиле «Таинственный ящик». Праздник есть праздник.

Разговаривать с Александром Юрьевичем - одно удовольствие. О Малом театре и своих ролях может говорить бесконечно. Как он рассказывает о соломинских «Трех сестрах», где он играет Вершинина! И ты веришь на слово, что такого чуда больше нигде нет. Пора артисту мемуары писать - замечательный рассказчик, одно эссе о том, как он избавлялся от харьковского говора, чего стоит. Но, оказывается, Александр Ермаков не только театральный человек, а еще и общественный деятель. С этого наш разговор и начался.

- Александр Юрьевич, мне кажется, вам очень подошла бы роль нашего современника. Хотелось бы сыграть какого-нибудь социального героя, олигарха или, например, депутата?

- Вы не поверите, но такого желания нет. В кино - пожалуйста. А вот качественной современной драматургии, по-моему, не существует. Малый театр проповедует классику, которая вмещает в себя все. Выходить на сцену в роли депутата мне не хочется, я ведь по жизни и так депутат. Уже и не помню, какого созыва.

- Серьезно?


- Да, я депутат муниципального собрания района «Лефортово». Несу такую общественную нагрузку, потому что очень люблю свой район. Денег это не дает, «пиар», поверьте, не нужен, но отказать людям, доверяющим мне, - не в силах. Много лет занимался историей района, с Юрием Михайловичем Лужковым отстаивали реконструкцию Лефортовского парка и тоннель. Моя идея - памятник Петру и Лефорту. Светофоры сделал. На углу Солдатской и Новокурсантского проезда были постоянные аварии. Жители обратились ко мне с просьбой установить в этом месте светофор. Написал запрос в ГАИ, в префектуру. И вопрос решился.

- В последние сезоны у вас одна за одной премьеры. Плотно заняты в репертуаре. Довольны?


- Жаловаться на отсутствие работы не смею. Хотя при такой большой труппе, как в Малом театре, могли бы быть проблемы, но их нет. Мы ведь ежевечерне открываем два занавеса. Ролей всем хватает.

- Вы, конечно, в курсе нынешних дискуссий и споров о состоянии репертуарных театров, реформе, переходе на контракты. Что думаете по этому поводу?

- Никаких споров быть не должно. Театр должен быть репертуарным. Это наше завоевание, наша гордость. Другое дело, что количество театров возросло, и все хотят «жить» в центре. А это неправильно, муниципальный театр обязан обслуживать свой район. Если человек проживает в Бирюлеве или Ясеневе, он должен иметь возможность посещать театр в своем районе. И пусть звезды туда приходят играть. Во всем мире это есть, правда, там в основном частные театры, а у нас все государство на себя берет.

- В Малом театре вы с 1996 года. А что до этого было?

- После Горьковского театрального училища работал в нескольких театрах, например в Харьковском драматическом, где много играл современных героев. Потом пригласили в Москву в Пушкинский театр. Сыграл Иванова в «Семье Ивановых» по Платонову. Удачный был спектакль, и Юрий Соломин пришел посмотреть, а потом пригласил к себе. Отказаться я был не в силах. Когда я уходил оттуда, режиссер Юрий Еремин сказал: «Мне очень жаль с тобой расставаться. Но понимаю тебя. Малый театр - это Малый театр. Он, как «Титаник», который плывет своим ходом, зритель у него есть, репертуар есть. Революции, войны, а он не разворачивается. Пока развернется - на дворе уже другая эпоха». Мне эти слова врезались в память.
Что это? Традиции? Да. Ты открываешь дверь служебного подъезда и сразу попадаешь в свой дом. Здороваются все. Атмосфера особая, домашняя. Когда я только пришел сюда, меня срочно вводили на роль Мстиславского в спектакль «Царь Федор Иоаннович». Я спектакля не видел, а за два дня надо было подготовиться. Меня гримируют, текст «подбрасывают», одевают. А я к такому не привык, твержу «сам сделаю», а мне говорят: «Александр Юрьевич, думайте о роли». Еле живого от страха проводили в Ермоловское фойе. Актеры взяли под руки: «Саша, ты в первый раз выходишь на сцену Малого театра. Не волнуйся, даже если ты ничего не скажешь из текста - мы за тебя скажем. А сцена Малого театра тебя поддержит. Вперед». Я все сказал, сыграл, и дело пошло. Актеры своей любовью к театру так мне помогли. Фантастическая любовь к артисту и уважение. Этим славится Малый. Лучшие традиции Юрий Мефодьевич Соломин и Виктор Иванович Коршунов восприняли от стариков, сохранили и передали другим поколениям.

- Что театр дает современному, сверхинформированному зрителю, которого уже ничем не удивишь?

- Театр дает очищение. Позволяет заглянуть в собственную душу, задуматься. И тут подспорье - великая русская драматургия, в первую очередь, Островский и Чехов. Один батюшка мне сказал: «В храм человек приходит, чтобы очиститься от своих грехов, а в театр, чтобы понять, как он живет, так ли он живет. Мы занимаемся одним делом». Мне такое понимание миссии театра близко. Мы ставим классику, которую играли и 20, и 50, и 100 лет назад, и в ней все есть, все сказано и про нас сегодняшних. У нас ставят традиционно, неспешно, давая людям возможность понять то, что хотел сказать автор.

- За новомодными интерпретациями можно и в другое место сходить. Но не так давно у вас поставили музыкальный спектакль «Дон Жуан» довольно смело, с применением современных технологий.

- Да, и эксперимент удался. Тем не менее, посыл остался все тем же. Вопросы нравственного выбора, любовь, честь, верность - это продолжает волновать людей, особенно молодежь. Я - Командор, отец Анны. А у меня самого дочь такого же возраста, так что мотивы пьесы мне очень близки.

- А что в планах?

- С молодым талантливым режиссером Антоном Яковлевым приступили к репетициям абсолютно нового для нашего театра автора - Жана Кок- то. В его пьесе «Священные чудовища» мы с Ириной Муравьевой играем актеров, то есть самих себя. Это мы - священные чудовища. Работа сложнейшая, автор очень и очень не прост. Там как у Чехова - трагедия на вторых, третьих планах. Надеемся в начале нового сезона выйти к зрителям. Есть интересная работа и в кино. Сейчас даже чаще стали приглашать - требуются герои моего возраста. Потрясающе интересно работалось с Сергеем Урсуляком над фильмом по роману Гроссмана «Жизнь и судьба», играл там начальника отдела кадров. У Шахназарова снялся в небольшой роли в его военном фильме «Белый тигр».

- Александр Юрьевич! Удачи вам в театре и кино. И на депутатском поприще, конечно.


Ирина ШВЕДОВА
«Московская правда», 29 мая 2012 года

Дата публикации: 29.05.2012
АЛЕКСАНДР ЕРМАКОВ: У КЛАССИКОВ ВСЕ СКАЗАНО ПРО НАС

29 мая народному артисту России, лауреату Премии правительства Москвы Александру Ермакову исполняется 60 лет.

В честь юбилея ведущего актера в Малом театре, где он служит более 15 лет, по вековой традиции устроят бенефис. Вообще-то бенефициант в своем репертуаре имеет добрый десяток самых серьезных ролей в спектаклях по Островскому, Чехову, Гоголю, Булгакову, А. Толстому, но в юбилейный вечер, по предложению художественного руководителя Юрия Соломина, выйдет на родную сцену в веселом музыкальном водевиле «Таинственный ящик». Праздник есть праздник.

Разговаривать с Александром Юрьевичем - одно удовольствие. О Малом театре и своих ролях может говорить бесконечно. Как он рассказывает о соломинских «Трех сестрах», где он играет Вершинина! И ты веришь на слово, что такого чуда больше нигде нет. Пора артисту мемуары писать - замечательный рассказчик, одно эссе о том, как он избавлялся от харьковского говора, чего стоит. Но, оказывается, Александр Ермаков не только театральный человек, а еще и общественный деятель. С этого наш разговор и начался.

- Александр Юрьевич, мне кажется, вам очень подошла бы роль нашего современника. Хотелось бы сыграть какого-нибудь социального героя, олигарха или, например, депутата?

- Вы не поверите, но такого желания нет. В кино - пожалуйста. А вот качественной современной драматургии, по-моему, не существует. Малый театр проповедует классику, которая вмещает в себя все. Выходить на сцену в роли депутата мне не хочется, я ведь по жизни и так депутат. Уже и не помню, какого созыва.

- Серьезно?


- Да, я депутат муниципального собрания района «Лефортово». Несу такую общественную нагрузку, потому что очень люблю свой район. Денег это не дает, «пиар», поверьте, не нужен, но отказать людям, доверяющим мне, - не в силах. Много лет занимался историей района, с Юрием Михайловичем Лужковым отстаивали реконструкцию Лефортовского парка и тоннель. Моя идея - памятник Петру и Лефорту. Светофоры сделал. На углу Солдатской и Новокурсантского проезда были постоянные аварии. Жители обратились ко мне с просьбой установить в этом месте светофор. Написал запрос в ГАИ, в префектуру. И вопрос решился.

- В последние сезоны у вас одна за одной премьеры. Плотно заняты в репертуаре. Довольны?


- Жаловаться на отсутствие работы не смею. Хотя при такой большой труппе, как в Малом театре, могли бы быть проблемы, но их нет. Мы ведь ежевечерне открываем два занавеса. Ролей всем хватает.

- Вы, конечно, в курсе нынешних дискуссий и споров о состоянии репертуарных театров, реформе, переходе на контракты. Что думаете по этому поводу?

- Никаких споров быть не должно. Театр должен быть репертуарным. Это наше завоевание, наша гордость. Другое дело, что количество театров возросло, и все хотят «жить» в центре. А это неправильно, муниципальный театр обязан обслуживать свой район. Если человек проживает в Бирюлеве или Ясеневе, он должен иметь возможность посещать театр в своем районе. И пусть звезды туда приходят играть. Во всем мире это есть, правда, там в основном частные театры, а у нас все государство на себя берет.

- В Малом театре вы с 1996 года. А что до этого было?

- После Горьковского театрального училища работал в нескольких театрах, например в Харьковском драматическом, где много играл современных героев. Потом пригласили в Москву в Пушкинский театр. Сыграл Иванова в «Семье Ивановых» по Платонову. Удачный был спектакль, и Юрий Соломин пришел посмотреть, а потом пригласил к себе. Отказаться я был не в силах. Когда я уходил оттуда, режиссер Юрий Еремин сказал: «Мне очень жаль с тобой расставаться. Но понимаю тебя. Малый театр - это Малый театр. Он, как «Титаник», который плывет своим ходом, зритель у него есть, репертуар есть. Революции, войны, а он не разворачивается. Пока развернется - на дворе уже другая эпоха». Мне эти слова врезались в память.
Что это? Традиции? Да. Ты открываешь дверь служебного подъезда и сразу попадаешь в свой дом. Здороваются все. Атмосфера особая, домашняя. Когда я только пришел сюда, меня срочно вводили на роль Мстиславского в спектакль «Царь Федор Иоаннович». Я спектакля не видел, а за два дня надо было подготовиться. Меня гримируют, текст «подбрасывают», одевают. А я к такому не привык, твержу «сам сделаю», а мне говорят: «Александр Юрьевич, думайте о роли». Еле живого от страха проводили в Ермоловское фойе. Актеры взяли под руки: «Саша, ты в первый раз выходишь на сцену Малого театра. Не волнуйся, даже если ты ничего не скажешь из текста - мы за тебя скажем. А сцена Малого театра тебя поддержит. Вперед». Я все сказал, сыграл, и дело пошло. Актеры своей любовью к театру так мне помогли. Фантастическая любовь к артисту и уважение. Этим славится Малый. Лучшие традиции Юрий Мефодьевич Соломин и Виктор Иванович Коршунов восприняли от стариков, сохранили и передали другим поколениям.

- Что театр дает современному, сверхинформированному зрителю, которого уже ничем не удивишь?

- Театр дает очищение. Позволяет заглянуть в собственную душу, задуматься. И тут подспорье - великая русская драматургия, в первую очередь, Островский и Чехов. Один батюшка мне сказал: «В храм человек приходит, чтобы очиститься от своих грехов, а в театр, чтобы понять, как он живет, так ли он живет. Мы занимаемся одним делом». Мне такое понимание миссии театра близко. Мы ставим классику, которую играли и 20, и 50, и 100 лет назад, и в ней все есть, все сказано и про нас сегодняшних. У нас ставят традиционно, неспешно, давая людям возможность понять то, что хотел сказать автор.

- За новомодными интерпретациями можно и в другое место сходить. Но не так давно у вас поставили музыкальный спектакль «Дон Жуан» довольно смело, с применением современных технологий.

- Да, и эксперимент удался. Тем не менее, посыл остался все тем же. Вопросы нравственного выбора, любовь, честь, верность - это продолжает волновать людей, особенно молодежь. Я - Командор, отец Анны. А у меня самого дочь такого же возраста, так что мотивы пьесы мне очень близки.

- А что в планах?

- С молодым талантливым режиссером Антоном Яковлевым приступили к репетициям абсолютно нового для нашего театра автора - Жана Кок- то. В его пьесе «Священные чудовища» мы с Ириной Муравьевой играем актеров, то есть самих себя. Это мы - священные чудовища. Работа сложнейшая, автор очень и очень не прост. Там как у Чехова - трагедия на вторых, третьих планах. Надеемся в начале нового сезона выйти к зрителям. Есть интересная работа и в кино. Сейчас даже чаще стали приглашать - требуются герои моего возраста. Потрясающе интересно работалось с Сергеем Урсуляком над фильмом по роману Гроссмана «Жизнь и судьба», играл там начальника отдела кадров. У Шахназарова снялся в небольшой роли в его военном фильме «Белый тигр».

- Александр Юрьевич! Удачи вам в театре и кино. И на депутатском поприще, конечно.


Ирина ШВЕДОВА
«Московская правда», 29 мая 2012 года

Дата публикации: 29.05.2012