Новости

ЗВЕЗДЫ МАЛОГО ТЕАТРА ОБ «АВАНГАРДЕ» И КОРЕННОЙ ПУСТЫНИ

ЗВЕЗДЫ МАЛОГО ТЕАТРА ОБ «АВАНГАРДЕ» И КОРЕННОЙ ПУСТЫНИ

Четверг, вечер, только что прошел сильный ливень. Улица Радищева на время превратилась в «реку». Народный артист СССР Юрий Соломин, пытаясь найти участок посуше, то шел вдоль проезжей части, то, видимо, решив пожертвовать обувью, намеревался отправиться вброд, но в последний момент передумывал...

Курская публика артистов не разочаровала

Удивительно, но никто из прохожих не узнавал именитого актера. Видимо, сыграл эффект неожиданности: не каждый день вот так запросто, посреди курских луж, увидишь знаменитость такой величины. А Соломин спешил на спектакль: в конце июня в Курске проходили гастроли Малого театра.

Почти целую неделю курская театральная публика пребывала в эйфории. На сцене драмтеатра шла классика: «Горе от ума» Грибоедова, «Правда – хорошо, а счастье лучше» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского в исполнении основной труппы старейшего театра страны. Билеты разобрали еще в мае, на каждой постановке в зале был аншлаг.

Юрий Соломин, Людмила Полякова, Глеб Подгородинский, Виктор Низовой, Борис Клюев, Ирина Муравьева – такой концентрации именитых артистов курские подмостки, пожалуй, не вспомнят. Но Малый не делал ставку исключительно на громкие имена. В наш город приехало более ста сотрудников московского театра: актеры, директор, режиссер, руководитель литературной части, фотограф, врачи, водители, суфлеры, музыканты оркестра, художники, костюмеры, гримеры, реквизиторы... Декорации, музыка, грим, костюмы – все оригинальное, чтобы зритель мог полностью прочувствовать атмосферу классического театра.

«Я еще не знаю, как буду играть, – признавался Юрий Соломин журналистам перед первым выходом на курскую сцену. – То есть я помню слова, куда выйти, уйти. Это все техника. Но именно зритель дает очень большой стимул. Когда мы одеваемся в гримерной, слышим включенное радио, то уже понимаем, кто придет в зрительный зал». Курская публика артистов не разочаровала. «Во время самого спектакля зал был довольно сдержан. Вначале прислушивался, присматривался, что происходит. А потом уже стали реагировать, – поделился впечатлениями Глеб Подгородинский. – В конце спектакля все вставали, хлопали так долго! Это, конечно же, очень приятно. Мы с коллегами, обмениваясь впечатлениями, не смогли вспомнить, чтобы где-то был еще такой прием, такая реакция».

Подгородинский вначале предстал перед зрителями в образе грибоедовского Чацкого, но уже через два дня сменил фрак и цилиндр на пиджак с картузом. В спектакле по пьесе Островского «Правда – хорошо, а счастье – лучше» он снова исполнил главную роль – Платона Зыбкина. Обе постановки имеют богатую историю – на сцене Малого театра они идут с 2000 года. «Мы выбрали именно эти спектакли, потому что они любимы и зрителями, и театральной общественностью, много гастролировали по России – поясняет руководитель литературно-драматургической части Ольга Буткова. – При этом в них участвуют как признанные артисты, так и наша молодежь».

– Мы тут посчитали, в Курске 203-й раз сыграю Чацкого, – заметил Подгородинский.

– Не устали от этой роли?

– Каждый раз я нахожу в ней что-то новое. У меня был опыт с современной драматургией. Но после двух-трех показов спектакль исчерпывает себя. А «Горе от ума» – это вечная пьеса и вечные герои.

Сходные чувства испытывают и остальные актеры. «Грибоедов актуален во все времена. Вот куряне нашли намек на Фурсенко и реформу образования, – рассказывает исполнитель роли Скалозуба Виктор Низовой. – У моего героя такие слова: «Я вас обрадую: всеобщая молва, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий. Там будут лишь учить по-нашему: раз, два. А книги сохранят так: для больших оказий». И зал взорвался аплодисментами. О чем это, если не о нашей жизни».

«Ищите меня на трибунах «Трудовых резервов»

Как и многие актеры Малого, Виктор Низовой успешно совмещает театр, гастроли и съемки в сериалах. Нам он признался, что несмотря на десятки ролей, на улице его до сих пор узнают как учителя физкультуры из телепроекта десятилетней давности «Простые истины». Актер и в реальной жизни дружит со спортом, даже выступает за футбольную команду своего театра. Футбол – это еще одна его страсть, помимо театра и оперы. «Недавно вернулся с Евро-2012, – признался Низовой. – Но после таких матчей, что показала наша команда, лучше вообще туда не ездить. Обидно за тех людей, которые летели из Сахалина, Норильска в Варшаву, чтобы поддержать свою любимую команду. А команда вышла – и... помолчу, не хочется заводиться». Вот и в Курске он в первую очередь разузнал все о местном футболе. «Клуб «Авангард» – я уже за него болею. Новый тренер – Сергей Францев. Первая игра – 16 июля с «Металлургом» из города Выкса. Видите, я подготовился! – смеется актер. – Ищите меня на трибунах «Трудовых резервов»!

Остальные артисты тоже не теряли время зря и в перерывах между спектаклями знакомились с Курском и окрестностями. Побывали в Коренной пустыни, добрались до Прохоровки, по пути заехав на родину актера Михаила Щепкина. Последний пункт был особенно важен, ведь практически все – «щепкинцы», выпускники театрального училища, носящего имя нашего земляка.

«Коренная пустынь – это что-то особенное, – восхищается Виктор Низовой. – А какая вода в источниках! Вот в Карловых Варах вода тоже хорошая, но у вас все же лучше. А сам Курск похож на Краснодар – светлый, чистый, зеленый. И много красивых девушек на улицах!» Коренная пустынь очаровала и Людмилу Полякову. «Незабываемое впечатление оставила эта поездка, – поделилась Народная артистка России. – Удивительный монастырь, храм. И цвет его, лазоревый, так хорошо подобрали! Это ощущение прозрачности, чистоты и какой-то высоты создает».

«Намоленная» сцена Малого театра

Подводя итог шестидневному гастрольному марафону, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин сдержанно отметил, что курский зритель пришелся ему по душе и оказался значительно лучше московского. «Столичная публика избалована новыми решениями в постановке спектаклей, – пожаловался народный артист. – Я не могу в «Горе от ума» бегать по сцене за Лизой без штанов. Смеяться надо над смыслом, а не над ужимками. А классиков «трогать» нужно очень осторожно. Наш театр не подменяет авторское слово его современным эквивалентом, а костюмы той эпохи – джинсами и футболками. История есть история. Фаина Раневская в «Вишневом саде» не может быть наркоманкой. Чехов сам был врачом, и, если бы он хотел, то и написал бы, что героиня принимает наркотическую таблетку». Кстати, Юрию Соломину, который недавно отметил день рождения, в Курске преподнесли приятный сюрприз – икону преподобного Серафима Саровского.

Актеры Курского драматического театра готовятся к ответным гастролям. В конце сентября им предстоит выйти на сцену Малого театра. В столице куряне покажут спектакли «Ханума», «Семь криков в океане», «Слуга двух господ», «Жертвы века», «Тартюф» и «В день свадьбы». Юрий Соломин не скрывал, что волнуется за коллег: «Театр находится в центре Москвы, а выступать на основной сцене очень ответственно. Она у нас «намоленная», действует на актеров особенным образом. Шутка ли – без малого два столетия театру. Есть даже традиция, когда артисты, первый раз выходя на эти подмостки, целуют их». Тут Соломин хитро заулыбался: «Я, конечно, не против, сам поощряю: «Целуйте, целуйте». И никому не говорю, что когда тут в 1993 году делали ремонт, весь настил сменили».

Ирина ВЛАДИМИРОВА
Еженедельник «Друг для друга», 10 июля 2012 года

Дата публикации: 13.07.2012
ЗВЕЗДЫ МАЛОГО ТЕАТРА ОБ «АВАНГАРДЕ» И КОРЕННОЙ ПУСТЫНИ

Четверг, вечер, только что прошел сильный ливень. Улица Радищева на время превратилась в «реку». Народный артист СССР Юрий Соломин, пытаясь найти участок посуше, то шел вдоль проезжей части, то, видимо, решив пожертвовать обувью, намеревался отправиться вброд, но в последний момент передумывал...

Курская публика артистов не разочаровала

Удивительно, но никто из прохожих не узнавал именитого актера. Видимо, сыграл эффект неожиданности: не каждый день вот так запросто, посреди курских луж, увидишь знаменитость такой величины. А Соломин спешил на спектакль: в конце июня в Курске проходили гастроли Малого театра.

Почти целую неделю курская театральная публика пребывала в эйфории. На сцене драмтеатра шла классика: «Горе от ума» Грибоедова, «Правда – хорошо, а счастье лучше» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского в исполнении основной труппы старейшего театра страны. Билеты разобрали еще в мае, на каждой постановке в зале был аншлаг.

Юрий Соломин, Людмила Полякова, Глеб Подгородинский, Виктор Низовой, Борис Клюев, Ирина Муравьева – такой концентрации именитых артистов курские подмостки, пожалуй, не вспомнят. Но Малый не делал ставку исключительно на громкие имена. В наш город приехало более ста сотрудников московского театра: актеры, директор, режиссер, руководитель литературной части, фотограф, врачи, водители, суфлеры, музыканты оркестра, художники, костюмеры, гримеры, реквизиторы... Декорации, музыка, грим, костюмы – все оригинальное, чтобы зритель мог полностью прочувствовать атмосферу классического театра.

«Я еще не знаю, как буду играть, – признавался Юрий Соломин журналистам перед первым выходом на курскую сцену. – То есть я помню слова, куда выйти, уйти. Это все техника. Но именно зритель дает очень большой стимул. Когда мы одеваемся в гримерной, слышим включенное радио, то уже понимаем, кто придет в зрительный зал». Курская публика артистов не разочаровала. «Во время самого спектакля зал был довольно сдержан. Вначале прислушивался, присматривался, что происходит. А потом уже стали реагировать, – поделился впечатлениями Глеб Подгородинский. – В конце спектакля все вставали, хлопали так долго! Это, конечно же, очень приятно. Мы с коллегами, обмениваясь впечатлениями, не смогли вспомнить, чтобы где-то был еще такой прием, такая реакция».

Подгородинский вначале предстал перед зрителями в образе грибоедовского Чацкого, но уже через два дня сменил фрак и цилиндр на пиджак с картузом. В спектакле по пьесе Островского «Правда – хорошо, а счастье – лучше» он снова исполнил главную роль – Платона Зыбкина. Обе постановки имеют богатую историю – на сцене Малого театра они идут с 2000 года. «Мы выбрали именно эти спектакли, потому что они любимы и зрителями, и театральной общественностью, много гастролировали по России – поясняет руководитель литературно-драматургической части Ольга Буткова. – При этом в них участвуют как признанные артисты, так и наша молодежь».

– Мы тут посчитали, в Курске 203-й раз сыграю Чацкого, – заметил Подгородинский.

– Не устали от этой роли?

– Каждый раз я нахожу в ней что-то новое. У меня был опыт с современной драматургией. Но после двух-трех показов спектакль исчерпывает себя. А «Горе от ума» – это вечная пьеса и вечные герои.

Сходные чувства испытывают и остальные актеры. «Грибоедов актуален во все времена. Вот куряне нашли намек на Фурсенко и реформу образования, – рассказывает исполнитель роли Скалозуба Виктор Низовой. – У моего героя такие слова: «Я вас обрадую: всеобщая молва, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий. Там будут лишь учить по-нашему: раз, два. А книги сохранят так: для больших оказий». И зал взорвался аплодисментами. О чем это, если не о нашей жизни».

«Ищите меня на трибунах «Трудовых резервов»

Как и многие актеры Малого, Виктор Низовой успешно совмещает театр, гастроли и съемки в сериалах. Нам он признался, что несмотря на десятки ролей, на улице его до сих пор узнают как учителя физкультуры из телепроекта десятилетней давности «Простые истины». Актер и в реальной жизни дружит со спортом, даже выступает за футбольную команду своего театра. Футбол – это еще одна его страсть, помимо театра и оперы. «Недавно вернулся с Евро-2012, – признался Низовой. – Но после таких матчей, что показала наша команда, лучше вообще туда не ездить. Обидно за тех людей, которые летели из Сахалина, Норильска в Варшаву, чтобы поддержать свою любимую команду. А команда вышла – и... помолчу, не хочется заводиться». Вот и в Курске он в первую очередь разузнал все о местном футболе. «Клуб «Авангард» – я уже за него болею. Новый тренер – Сергей Францев. Первая игра – 16 июля с «Металлургом» из города Выкса. Видите, я подготовился! – смеется актер. – Ищите меня на трибунах «Трудовых резервов»!

Остальные артисты тоже не теряли время зря и в перерывах между спектаклями знакомились с Курском и окрестностями. Побывали в Коренной пустыни, добрались до Прохоровки, по пути заехав на родину актера Михаила Щепкина. Последний пункт был особенно важен, ведь практически все – «щепкинцы», выпускники театрального училища, носящего имя нашего земляка.

«Коренная пустынь – это что-то особенное, – восхищается Виктор Низовой. – А какая вода в источниках! Вот в Карловых Варах вода тоже хорошая, но у вас все же лучше. А сам Курск похож на Краснодар – светлый, чистый, зеленый. И много красивых девушек на улицах!» Коренная пустынь очаровала и Людмилу Полякову. «Незабываемое впечатление оставила эта поездка, – поделилась Народная артистка России. – Удивительный монастырь, храм. И цвет его, лазоревый, так хорошо подобрали! Это ощущение прозрачности, чистоты и какой-то высоты создает».

«Намоленная» сцена Малого театра

Подводя итог шестидневному гастрольному марафону, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин сдержанно отметил, что курский зритель пришелся ему по душе и оказался значительно лучше московского. «Столичная публика избалована новыми решениями в постановке спектаклей, – пожаловался народный артист. – Я не могу в «Горе от ума» бегать по сцене за Лизой без штанов. Смеяться надо над смыслом, а не над ужимками. А классиков «трогать» нужно очень осторожно. Наш театр не подменяет авторское слово его современным эквивалентом, а костюмы той эпохи – джинсами и футболками. История есть история. Фаина Раневская в «Вишневом саде» не может быть наркоманкой. Чехов сам был врачом, и, если бы он хотел, то и написал бы, что героиня принимает наркотическую таблетку». Кстати, Юрию Соломину, который недавно отметил день рождения, в Курске преподнесли приятный сюрприз – икону преподобного Серафима Саровского.

Актеры Курского драматического театра готовятся к ответным гастролям. В конце сентября им предстоит выйти на сцену Малого театра. В столице куряне покажут спектакли «Ханума», «Семь криков в океане», «Слуга двух господ», «Жертвы века», «Тартюф» и «В день свадьбы». Юрий Соломин не скрывал, что волнуется за коллег: «Театр находится в центре Москвы, а выступать на основной сцене очень ответственно. Она у нас «намоленная», действует на актеров особенным образом. Шутка ли – без малого два столетия театру. Есть даже традиция, когда артисты, первый раз выходя на эти подмостки, целуют их». Тут Соломин хитро заулыбался: «Я, конечно, не против, сам поощряю: «Целуйте, целуйте». И никому не говорю, что когда тут в 1993 году делали ремонт, весь настил сменили».

Ирина ВЛАДИМИРОВА
Еженедельник «Друг для друга», 10 июля 2012 года

Дата публикации: 13.07.2012