СОЙТИ С УМА ОТ КРАСОТЫ
На этом спектакле Малого театра действительно можно сойти с ума от филигранной работы художника, роскошных костюмов, место которым в лучезарном Лувре, от волшебных звуков музыки Чайковского, Листа, Малера, Шнитке, от роскошной помпезности и величия, как ничто другое подходящее к имперскому искусству.
Наверное, так и надо ставить «Пиковую даму» Александра Пушкина, где барышни витают, как «пух виолы», а гусары играют в покер, будто гадают на собственной судьбе. Ария Германа из оперы Чайковского «Пиковая дама» спутала карты многим режиссерам, не знающим, как подступиться к поэтическим страстям в драме, но только не Андрею Житинкину, давно замеченному в склонности к высокопарной драме, приподнятой иллюстративности, когда безупречная форма диктует манеру и стиль поведения актеров. В этой «Пиковой даме» тоже многое определяет пластика, многозначительная фигурность мизансцен, которые больше радуют глаз, чем поток с выражением сказанных слов.
В представленной компании светских львов и львиц весьма выделяется, точнее, выпирает, как кость, бедный Герман в проникновенном исполнении молодого артиста А. Дривеня, познавшего тайну трех карт и таким образом, погубившего себя и Лизу. Сцена сумасшествия сыграна столь натуралистично, что, кажется, артист не понаслышке знает о психосоматике. Казалось бы, его надо похвалить за такое проникновение в образ, но ведь стиль спектакля совсем иной – символически-знаковый, кружевной, значит, тут есть какая-то недоработка режиссера.
Судя по всему, спектакль давался Житинкину непросто. Насколько мне известно, вместе несравненной Элины Быстрицкой в роли графини Анны Федотовны на сцену вышла актриса Театра сатиры Вера Васильева, что само по себе интересно, но мало приемлемо для Малого театра. Скорее всего, производственная необходимость заставила пойти на такой рисковый шаг. Конечно, народная артистка СССР не могла и не смогла подвести коллектив академического театра, и все же она была из другой «стаи», что не могло не сказаться на звучании спектакля. А впрочем, подобного рода эксперимент говорит о многообразии актерских школ, и когда они неожиданно соединяются, то возникает фантастический синтез с новыми красками и загадочными рисунками. Так что и в этом случае мистическая Пиковая дама попробовала свести с ума режиссера, но у нее ничего не получилось.
Автор: Людмила ЛЕБЕДЬ
«Трибуна», 07.11.12