ЮРИЙ СОЛОМИН ВСТАЛ НА ЗАЩИТУ РЕПЕРТУАРНОГО ТЕАТРА
Народный артист уверен, что все режиссеры-защитники антрепризы втайне мечтают о своем театре
55-летний юбилей творческой деятельности Соломина стал поводом для серьезного разговора о проблемах российской культуры встрече с критиками и журналистами Соломин высказал свои опасения по поводу театральной реформы.
— О преобразованиях говорят как о случившемся факте, но что происходит на самом деле — не ясно. Слово «реформа» на слуху, но ничего не делается. Кто должен этим заниматься? Союз театральных деятелей? Министерство культуры? Почему мы об этом молчим? — спросил худрук старейшего театра.
Перефразировав Островского («Без культуры нет нации»), высказал убеждение, что реформы должны подчиняться единому закону, проводиться на высоком профессиональном уровне, и не только в сфере культуры, а повсеместно — в медицине, в армии, в других областях.
Вспомнив свою деятельность на посту министра культуры РФ, Юрий Соломин рассказал, что тогда, в начале 1990-х, закон о театре разрабатывали, советуясь с практиками театра всей страны.
— Сегодня никто никого ни о чем не спрашивает. Но перепрофилировать театр — все равно что вместо детского сада открыть какое-нибудь сомнительное заведение. Сокращение финансирования опасно, чревато сокращением людских ресурсов. В такой ситуации многим не выжить, — предупреждает Соломин.
Юрий Мефодиевич считает, что в труппе Малого театра ценен каждый.
— Есть актеры, всю жизнь играющие «кушать подано», но они делают это так, как будто самого Островского обслуживают, — восхищается худрук. — И когда такие уходят, понимаешь, что заменить их некем. В непростой ситуации 1990-х проблему сокращения кадров удалось решить, никого не уволив. Вызвали ведущих актрис, наших выдающихся старух, получающих пенсию, и предложили им перейти на полставки. Все до одной согласились. Так мы сохранили места для молодых. Контрактной системы в Малом театре нет. Краткосрочные договоры касаются только выпускников Щепкинского училища, но впоследствии, в зависимости от дальнейших успехов, их переводят в постоянный штат.
Рассказывая о труппе, Соломин не скрывал восхищения долгожителями Малого. Так, старейшей актрисе Татьяне Александровне Еремеевой летом будет 100 лет. На сцену она уже не выходит, но продолжает трудиться, пишет мемуары.
Сомнения в жизнеспособности репертуарного театра Соломин считает несостоятельными, уверяя, что «все режиссеры мечтают работать в репертуарном театре: по сравнению с антрепризой в нем совершенно другие условия».
На вопрос, почему Малый игнорирует современную драматургию, Соломин ответил без промедления.
— В пьесах Островского сам ход мысли современен. У нас шел «Делец» Бальзака. Звучало так, будто некоторые реплики вписали сейчас.
В этом сезоне Малый выпустил уже три премьеры: «Бесприданницу», «Священные чудовища» и «Пиковую даму». В скором времени выйдут «Сирано де Бержерак» и «Дети Ванюшина». До начала апреля основное здание на Театральной площади, несмотря на реконструкцию, работает в полную силу. Генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова сказала на встрече, что театр нельзя останавливать на долгое время. Ради этого скорректировали проектную документацию. Намечены три основных этапа реконструкции: укрепление фундамента, ремонт и замена коммуникаций, реконструкция зала и сцены. С апреля по декабрь 2013 года, пока театр будет закрыт, запланированы гастроли по городам России, выступления в ДК в спальных районах Москвы. Филиал на Ордынке работает без изменений.
За время реконструкции Малый театр выиграл несколько судов. Отстоял недвижимость в Колобовском переулке, отбился от нечестных проектировщиков. Судя по всему, трагедии, разразившиеся по ходу реконструкции Большого театра, Малому не грозят.
Елена Губайдуллина
«Известия», 19 ноября 2012 года