55 ЛЕТ НА ИМПЕРАТОРСКОЙ СЦЕНЕ
На днях художественный руководитель Малого театра Народный артист СССР Юрий Соломин собрал в синем зале журналистов, угощал их фирменными пирожками и поделился своими сокровенными мыслями: что он думает по поводу предстоящих театральных реформ, почему общественность молчит и не предпринимает никаких действий, а нынешнее Министерство культуры занимается совсем другими проблемами.
Вопросы, которые задавались Юрию Мефодьевичу, носили технический характер типа, что будет делать театр, когда в апреле на большой сцене начнется капитальный ремонт? Ну, конечно же, выступать на Малой сцене Ордынки и много гастролировать. Ведь прошел через такие испытания чеховский МХТ и ничего справился, а тут тем более, где есть сильный кулак во главе с Соломиным. И хотя два столичных театра отказали им в аренде, они не обижаются, понимают: дружба дружбой, а план надо выполнять и по количеству спектаклей, и по зрителю.
Именно с этих обязательств и начал свою тронную, но тихую речь Юрий СОЛОМИН:
– Сейчас Министерство культуры в основном занято цифрами: сколько сыграли спектаклей, сколько обслужили зрителей, совсем не вникая в качество постановок. Большая заполняемость зала, значит, театр успешный, поэтому, если рассматривать деятельность коллектива с этой точки зрения, то антреприза должна быть самой успешной, другой вопрос, какую чепуху они играют, и мы никогда не возьмем эти гламурные пьесы в репертуар. Кстати, известно тем же чиновникам, что у нас аншлаги на «Ревизоре» и «Горе от ума», и с этими спектаклями мы хотим поехать во время ремонта в спальные районы? Для этого уже сейчас ищем подходящие площадки.
Многие могут сказать, что такой наплыв зрителей происходит за счет школьной аудитории. Пусть так, но мы рады восполнять пробелы в школьном образовании, где в неделю дается два часа на литературу. Это форменное безобразие, по сути, уничтожение русской культуры, поэтому, перефразируя слова Островского «Без театра нет нации», могу сказать: «Без культуры не может быть других реформ» как в просвещении, так и в военном ведомстве. Я очень рад, что наконец-то появился боевой министр обороны. Я знаю Сергея Шойгу с 90-х годов и, думаю, с его приходом в наших войсках будет наведен порядок и прекращен беспредел. Малый театр всегда дружил с нашей армией, постоянно давал шефские спектакли. Поэтому, если заняться подсчетом этих представлений на стационаре, то не грех было бы подключить к ним и благотворительные спектакли для больных детей, которые мы нигде не афишируем. А оказывается, надо афишировать и пиарить себя, таково веяние коммерческого времени.
Если кто-то забыл, то хочу напомнить: в 1991 году уже был принят закон о театре, и нынешний – это никакое не ноу-хау. Только тогда – прежде, чем принять какой-то пункт, мы ездили по провинции и советовались с профессионалами. Сегодня никто с нами не советуется, видно, считает это ниже своего достоинства. А зря. Ведь уничтожение репертуарного театра (недавно такой случай произошел) и создание прокатных площадок ни к чему хорошему не приведет, только будет играть на руку шоу-бизнесу и увеличению количества неофитов. Выиграв в деньгах, мы проиграем в главном – нравственном воспитании нашей молодежи.
Конечно, дисциплина в театре должна быть более жесткой, нельзя допускать замены спектакля из-за болезни артиста, поэтому надо заранее готовить два-три исполнительских состава. Только в трагических случаях можно опускать занавес и прекращать спектакль. Как это произошло у нас, когда после первого акта я вышел на сцену и сказал, что из-за тяжелого состояния Виталия Соломина мы не можем продолжать спектакль, и поэтому зрители могут вернуть билеты в кассу. Таких любителей прекрасного оказалось примерно пятьдесят процентов в зале, они получили свои деньги за билеты…
Могу сказать одно: при любой реформе не боюсь, что меня съедят – подавятся. Так как выбирал меня коллектив, и только после этого утверждали президенты и Министерство культуры… Я, по сути, уже все сделал и мне нечего страшиться. Прослужив на сцене Малого театра 55 лет, чувствую себя сейчас на этот возраст и не годом больше.
Автор: Любовь ЛЕБЕДИНА
«Трибуна», 19 ноября 2012 года