Новости

ОСТРОВ С РУССКИМ ОТПЕЧАТКОМ

ОСТРОВ С РУССКИМ ОТПЕЧАТКОМ

Началась реконструкция Малого театра, но творческая жизнь его по-прежнему насыщена спектаклями, событиями и новыми проектами

Мы прошлись по театру с его художественным руководителем народным артистом СССР Юрием Соломиным, поговорив об искусстве, ремонте и кино Акиры Куросавы.

– Юрий Мефодьевич, реконструкция Большого театра для вас – пример или нет?

– В отличие от нашего соседа мы здесь ничего не будем переделывать. У нас уже идут технические восстановительные работы, во внимании нуждается и фундамент, и стены, и многое другое, но я дал распоряжение исторический и архитектурный облик всего здания, комнат, интерьеров воссоздать в точности такими же, какими они были.

– И до какого времени театр сможет сочетать, казалось бы, несочетаемое?

– Без остановки будет сочетать. Это сложно, но возможно. На основной сцене до 1 апреля 2013 года идут спектакли. Затем мы перенесём основной репертуар в свой филиал на Ордынке, некоторые спектакли будем играть на других площадках Москвы, а с апреля по май будем работать в гастрольном ритме. Зрители увидят два спектакля – «Волки и овцы» Островского и «Тайны Мадридского двора» – спектакль, который в Москве пользуется большим успехом. Мы играем на гастролях спектакли не в выездном варианте, а в точности, как и на своей сцене.

– Вы допускаете современные трактовки классических произведений?

– Вот однажды собрался я посмотреть нашумевший спектакль, который «Золотую маску» получил и многие другие театральные награды, да всё как-то было некогда. А когда выкроил время, оказалось, что такой сильный спектакль уже снят с афиши – не идёт. А у нас в репертуаре спектакли идут многие годы, 20 лет идёт «Недоросль» Фонвизина с огромными монологами, без всяких трактовок и адаптаций! Приходят дети и слушают это, и впитывают… Недаром Островский говорил: «Без театра нет нации», и он абсолютно прав.

– В мемуарах и воспоминаниях начала ХХ века Малый театр упоминается современниками как «редкий островок с исконным московским отпечатком»: в отношениях и манере общения, интерьерах и речи... Это заслуга корифеев театра или зрителей?

– Прежде всего это заслуга тех авторов, которые идут у нас. Грибоедов и Пушкин, Островский и Чехов, Толстой и Мольер. Я с 1988 года художественный руководитель театра, и мы ставим только классику, кроме одной постановки, хотя Солженицын сегодня тоже классика.

– Если вернуться к самому началу творческого пути, кто для вас был особым примером?

– Вера Николаевна Пашенная – мой педагог в Щепкинском театральном училище при Малом театре. Она мне очень помогла не только в профессиональном становлении, но и в жизни. А ей в своё время помог Александр Павлович Ленский – выдающийся актёр, режиссёр и педагог. Вот в кабинете у меня висят два их портрета. Ведь мы с женой учились у Веры Николаевны и сейчас сами преподаём в этом училище.

– У вас изменился взгляд на коллективные посещения театра школьниками, почему?

– Мы решили не продавать билеты по школьным заявкам. Я понимаю, что читать детям не хочется – посмотреть лучше, выключив мозги. Сейчас ведь никто ничего не учит наизусть. Я-то знал все эти монологи со школьной скамьи. Нас заставляли учить, и правильно делали. Дети должны читать, знать литературу.
Мы считаем: пожалуйста, пусть школьники покупают билеты и приходят, как все зрители, без обязательной программы. И даже при таком нашем правиле посещения театра случился казус. Идёт ответственный спектакль – в партере солидная публика, в зале идеальная тишина, всё нормально. Но когда мы вышли на поклон, вдруг с балкона, где сидел наш юный зритель, раздался дружный ор, свист и крики: «Вау!» Я остановил жестом всё это действо и сказал: «Дорогие ребятки! Вы не виноваты в том, что не знаете, куда попали. Это не стадион. Это национальный русский театр. В зале, где вы сейчас визжали и кричали, вон на том месте сидел Гоголь, а там, в амфитеатре, Чайковский сиживал. И первая постановка «Евгения Онегина» игралась на этой сцене. Пройдут годы, кто-то из вас станет банкиром, учителем, строителем или дипломатом, но запомните это на всю жизнь – где вы находитесь!» И наступила тишина… Партер – взрослые люди – зааплодировал, а молодёжь наверху молчала. Один из зрителей мне потом сказал, что мой монолог на поклоне, обращённый к буйным молодым зрителям, понравился ему больше, чем сам спектакль, и для меня это был комплимент.

– В истории мирового кинематографа Юрий Соломин – это прежде всего Владимир Арсеньев из оскароносного фильма Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Вы работали с одним из гениев мирового кино. Как это случилось?

– Куросава на «Мосфильме» попросил показать ему по одному фильму с лучшими советскими актёрами, которые могли бы подойти на роль Арсеньева. Так для него был предложен фильм «Адъютант его превосходительства», а там целых пять серий. Он посмотрел две первые серии и попросил показать последующие.

– Вы можете назвать Акиру Куросаву своим учителем в режиссуре?

– Могу смело. Куросава – великий режиссёр современности, и для меня было большой школой с ним работать. До съёмок он за столом работал с актёрами как театральный режиссёр. Обговаривал каждую деталь, весь рабочий процесс, вникал во всё. Интересно, что озвучивали мы фильм без него, Куросава сказал, что мы сами справимся, так как лучше знаем русский язык. Но иногда возвращал нашу работу, сделав очень точные замечания. Он также прекрасно сознавал, чего стоит актёру собраться и сыграть с полной отдачей насыщенный эпизод, старался снимать с первого дубля, с трёх камер, минимум – с двух. Это был удивительный человек – Акира-сан… Хотите верьте, хотите нет, но мы с ним дружили 30 лет после фильма. Помнили друг о друге и каждый Новый год обменивались поздравлениями.

– В ноябре 2012 года к вашим многочисленным наградам и званиям добавилась медаль имени Михаила Чехова за выдающийся вклад в мировую культуру. Поздравляю вас от имени зрителей.

– Спасибо. Это действительно трогательный знак внимания к моей персоне от кинофестиваля «Русское зарубежье». Михаил Чехов – великий артист, служивший во МХАТе, и хотя ему пришлось эмигрировать, он составил славу мирового искусства. Для всех нас Михаил Чехов, конечно, более известен по своим ученикам: среди актёров, которых он воспитал, почти все звёзды Голливуда.

– И вам, Юрий Мефодьевич, желаю успешных и знаменитых в будущем учеников!

– Спасибо. Надеюсь, что так может случиться! Вот убегаю сейчас к ним на зачёт.

Беседовала Ирина Кумова
«Гудок», 11 января 2013 года

Дата публикации: 14.01.2013
ОСТРОВ С РУССКИМ ОТПЕЧАТКОМ

Началась реконструкция Малого театра, но творческая жизнь его по-прежнему насыщена спектаклями, событиями и новыми проектами

Мы прошлись по театру с его художественным руководителем народным артистом СССР Юрием Соломиным, поговорив об искусстве, ремонте и кино Акиры Куросавы.

– Юрий Мефодьевич, реконструкция Большого театра для вас – пример или нет?

– В отличие от нашего соседа мы здесь ничего не будем переделывать. У нас уже идут технические восстановительные работы, во внимании нуждается и фундамент, и стены, и многое другое, но я дал распоряжение исторический и архитектурный облик всего здания, комнат, интерьеров воссоздать в точности такими же, какими они были.

– И до какого времени театр сможет сочетать, казалось бы, несочетаемое?

– Без остановки будет сочетать. Это сложно, но возможно. На основной сцене до 1 апреля 2013 года идут спектакли. Затем мы перенесём основной репертуар в свой филиал на Ордынке, некоторые спектакли будем играть на других площадках Москвы, а с апреля по май будем работать в гастрольном ритме. Зрители увидят два спектакля – «Волки и овцы» Островского и «Тайны Мадридского двора» – спектакль, который в Москве пользуется большим успехом. Мы играем на гастролях спектакли не в выездном варианте, а в точности, как и на своей сцене.

– Вы допускаете современные трактовки классических произведений?

– Вот однажды собрался я посмотреть нашумевший спектакль, который «Золотую маску» получил и многие другие театральные награды, да всё как-то было некогда. А когда выкроил время, оказалось, что такой сильный спектакль уже снят с афиши – не идёт. А у нас в репертуаре спектакли идут многие годы, 20 лет идёт «Недоросль» Фонвизина с огромными монологами, без всяких трактовок и адаптаций! Приходят дети и слушают это, и впитывают… Недаром Островский говорил: «Без театра нет нации», и он абсолютно прав.

– В мемуарах и воспоминаниях начала ХХ века Малый театр упоминается современниками как «редкий островок с исконным московским отпечатком»: в отношениях и манере общения, интерьерах и речи... Это заслуга корифеев театра или зрителей?

– Прежде всего это заслуга тех авторов, которые идут у нас. Грибоедов и Пушкин, Островский и Чехов, Толстой и Мольер. Я с 1988 года художественный руководитель театра, и мы ставим только классику, кроме одной постановки, хотя Солженицын сегодня тоже классика.

– Если вернуться к самому началу творческого пути, кто для вас был особым примером?

– Вера Николаевна Пашенная – мой педагог в Щепкинском театральном училище при Малом театре. Она мне очень помогла не только в профессиональном становлении, но и в жизни. А ей в своё время помог Александр Павлович Ленский – выдающийся актёр, режиссёр и педагог. Вот в кабинете у меня висят два их портрета. Ведь мы с женой учились у Веры Николаевны и сейчас сами преподаём в этом училище.

– У вас изменился взгляд на коллективные посещения театра школьниками, почему?

– Мы решили не продавать билеты по школьным заявкам. Я понимаю, что читать детям не хочется – посмотреть лучше, выключив мозги. Сейчас ведь никто ничего не учит наизусть. Я-то знал все эти монологи со школьной скамьи. Нас заставляли учить, и правильно делали. Дети должны читать, знать литературу.
Мы считаем: пожалуйста, пусть школьники покупают билеты и приходят, как все зрители, без обязательной программы. И даже при таком нашем правиле посещения театра случился казус. Идёт ответственный спектакль – в партере солидная публика, в зале идеальная тишина, всё нормально. Но когда мы вышли на поклон, вдруг с балкона, где сидел наш юный зритель, раздался дружный ор, свист и крики: «Вау!» Я остановил жестом всё это действо и сказал: «Дорогие ребятки! Вы не виноваты в том, что не знаете, куда попали. Это не стадион. Это национальный русский театр. В зале, где вы сейчас визжали и кричали, вон на том месте сидел Гоголь, а там, в амфитеатре, Чайковский сиживал. И первая постановка «Евгения Онегина» игралась на этой сцене. Пройдут годы, кто-то из вас станет банкиром, учителем, строителем или дипломатом, но запомните это на всю жизнь – где вы находитесь!» И наступила тишина… Партер – взрослые люди – зааплодировал, а молодёжь наверху молчала. Один из зрителей мне потом сказал, что мой монолог на поклоне, обращённый к буйным молодым зрителям, понравился ему больше, чем сам спектакль, и для меня это был комплимент.

– В истории мирового кинематографа Юрий Соломин – это прежде всего Владимир Арсеньев из оскароносного фильма Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Вы работали с одним из гениев мирового кино. Как это случилось?

– Куросава на «Мосфильме» попросил показать ему по одному фильму с лучшими советскими актёрами, которые могли бы подойти на роль Арсеньева. Так для него был предложен фильм «Адъютант его превосходительства», а там целых пять серий. Он посмотрел две первые серии и попросил показать последующие.

– Вы можете назвать Акиру Куросаву своим учителем в режиссуре?

– Могу смело. Куросава – великий режиссёр современности, и для меня было большой школой с ним работать. До съёмок он за столом работал с актёрами как театральный режиссёр. Обговаривал каждую деталь, весь рабочий процесс, вникал во всё. Интересно, что озвучивали мы фильм без него, Куросава сказал, что мы сами справимся, так как лучше знаем русский язык. Но иногда возвращал нашу работу, сделав очень точные замечания. Он также прекрасно сознавал, чего стоит актёру собраться и сыграть с полной отдачей насыщенный эпизод, старался снимать с первого дубля, с трёх камер, минимум – с двух. Это был удивительный человек – Акира-сан… Хотите верьте, хотите нет, но мы с ним дружили 30 лет после фильма. Помнили друг о друге и каждый Новый год обменивались поздравлениями.

– В ноябре 2012 года к вашим многочисленным наградам и званиям добавилась медаль имени Михаила Чехова за выдающийся вклад в мировую культуру. Поздравляю вас от имени зрителей.

– Спасибо. Это действительно трогательный знак внимания к моей персоне от кинофестиваля «Русское зарубежье». Михаил Чехов – великий артист, служивший во МХАТе, и хотя ему пришлось эмигрировать, он составил славу мирового искусства. Для всех нас Михаил Чехов, конечно, более известен по своим ученикам: среди актёров, которых он воспитал, почти все звёзды Голливуда.

– И вам, Юрий Мефодьевич, желаю успешных и знаменитых в будущем учеников!

– Спасибо. Надеюсь, что так может случиться! Вот убегаю сейчас к ним на зачёт.

Беседовала Ирина Кумова
«Гудок», 11 января 2013 года

Дата публикации: 14.01.2013