УТРАТА
УТРАТА
На Малый театр обрушилось непоправимое горе – 2 июня 2013 года ушёл из жизни Ярослав Павлович Барышев. Народный артист России, лауреат Государственной премии России, – за этими регалиями стоит один из лучших мастеров отечественной сцены, отдавший ровно полвека служению нашему театру.
Ярослав Павлович родился 15 января 1942 года. В 1959 году поступил в ВТУ им. М.С.Щепкина. Курс, на котором он учился, давно уже стал легендой отечественного театра – Виталий Соломин, Виктор Павлов, Олег Даль, Михаил Кононов, Всеволод Соболев… Одной из ярчайших звёзд этой плеяды являлся Ярослав Барышев.
В Малом театре, славном своими традициями, издавна существуют две линии – щепкинская (бытовая) и мочаловская (героико-романтическая). Первые же роли Ярослава Павловича – его дебютом стал Шекспир («Человек из Стратфорда» С.Алёшина), затем последовали шиллеровские Карл Моор («Разбойники») и чуть позже Джанеттино Дориа («Заговор Фиеско в Генуе»), – чётко обрисовали амплуа, в котором с Барышевым могли сравниться очень и очень немногие, – он прирождённый романтический герой. В осуществлённой Юрием Соломиным постановке «Коварство и любовь» Шиллера Ярослав Барышев воплотил образ старого скрипача Миллера, любящего отца несчастной Луизы. А в 2005 году Барышев с блеском ввёлся на центральную роль в этом спектакле – Президента фон Вальтера. Его Президент для многих стал откровением: слабый, сомневающийся, порою, кажется, даже стыдящийся своих неблаговидных поступков, фон Вальтер шёл на преступления не из холодного расчёта и жажды власти, а чтобы обеспечить будущность своего сына Фердинанда, которого он безумно любил.
За 50 лет служения искусству Малого театра Ярослав Павлович Барышев сыграл более семидесяти ролей современного и классического репертуара. Среди них герои отечественной классики (Чацкий в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Андрей Шуйский и Иван Петрович Шуйский в «Царе Фёдоре Иоанновиче» А.К.Толстого, Муратов в «Зыковых» М.Горького, Пётр из «Господ Головлёвых» М.Е.Салтыкова-Щедрина, Стародум в «Недоросле» Д.И.Фонвизина, Ляпкин-Тяпкин из гоголевского «Ревизора», Вуланд из «Хищников» А.Ф.Писемского, Понтий Пилат в «Царе Иудейском» К.Р., Боев в «Дикарке» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва, Беркутов в «Волках и овцах» А.Н.Островского, Дорн в «Чайке» А.П.Чехова, Крутицкий в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, Кнуров в «Бесприданнице» А.Н.Островского) и современного русского репертуара (Шекспир в «Человеке из Стратфорда» С.Алёшина, Семёнов из «Русских людей» К.М.Симонова, Галецкий в «Вечернем свете» А.Арбузова, Андрон Русу из «Птиц нашей молодости» И.Друцэ, Николай из «Бесед при ясной луне» по В.Шукшину, Грозной из «Любови Яровой» К.Тренёва, Рамзин из «Выбора» Ю.Бондарева, Ришелье в «Плаще кардинала» П.Гусева), персонажи зарубежной драматургии (Освальд в «Привидениях» Г.Ибсена, Карл Моор в «Разбойниках» Ф.Шиллера, Мишель из «Госпожи Бовари» по Г.Флоберу, Родон Кроули из «Ярмарки тщеславия» У.Теккерея, Иван Крижовец из «Агонии» М.Крлежи, Джанеттино Дориа из «Заговора Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера, Эрих Кламрот в «Перед заходом Солнца» Г.Гауптмана, Эдгар в «Короле Лире» У.Шекспира, Миллер и Президент в «Коварстве и любви» Ф.Шиллера, сэр Амиас Паулет из «Марии Стюарт» Ф.Шиллера). Ярослав Павлович Барышев был наделён мощным, неистовым артистическим темпераментом, великолепной фактурой и колоссальным сценическим обаянием. Как истинный трагик, он наполнял каждый создаваемый им образ яркими, сочными красками. Не заметить его присутствия на сцене было просто невозможно. Барышев мог проникнуть в глубочайшие пласты изображаемого характера, подчинить своей воле любую зрительскую аудиторию. Такие артисты в наше время являются «штучным товаром». И не случайно известный театральный критик Светлана Овчинникова в посвящённой Ярославу Павловичу книге назвала его последним русским трагиком.
У Ярослава Барышева не было проходных работ, но главным событием в его актёрской биографии стало исполнение роли Ивана Грозного сразу в двух спектаклях Малого театра по А.К.Толстому – «Князе Серебряном» и «Царе Иоанне Грозном». Иван Васильевич в трактовке Барышева опровергал пушкинское утверждение, что «гений и злодейство – две вещи несовместные». Он, безусловно, воплощение зла, но это зло настолько обаятельно, что не оставляло добру почти никаких шансов. В этой роли трагическое дарование Ярослава Барышева достигало своей кульминации. Артисту удалось разрушить сложившиеся стереотипы в трактовке образа Грозного и показать его живым человеком, раздираемым внутренними противоречиями, жестоким, своенравным, властным, страдающим… Создавалось впечатление, что Барышева особенно подкупала искренность его героя, который искренне грешил и так же искренне каялся.
Конечно же, он ушёл рано – что такое 71 год, если вспомнить, что педагог Барышева, Николай Анненков, дожил до ста с лишним лет! Актёр мощного, уникального дарования, Ярослав Павлович был тонким человеком, остро переживавшим несправедливость, находившим отдохновение в живописи и поэзии. Эта утрата невосполнима и для нашего театра, и для отечественного искусства в целом. Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Ярослава Павловича Барышева.
Дата публикации: 03.06.2013