«Листая старые подшивки»
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДЕБЮТ
«Листая старые подшивки»
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДЕБЮТ
Этот дебют — действительно удивительный. Ему не была посвящена специальная афиша. Может быть, именно поэтому его не успела заметить и наша критика. Спектакль «Человек из Стратфорда» прошел в филиале Малого театра всего несколько раз. Сейчас старейшая труппа уехала на гастроли. А осенью, когда Малый театр возобновит свою работу в Москве, появится много новых спектаклей. И об этом, возможно, совсем позабудут. А жаль! Правда, нужно сказать откровенно: пьеса С. Алешина далека от совершенства. И спектакль Малого театра мог бы смело кануть в вечность, если бы не дебют Ярослава Барышева в роли Шекспира.
Молодой актер недавно окончил театральное училище им. М. С. Щепкина и в течение последних двух лет готовил одну роль. Он, конечно, много читал о Шекспире. Но еще больше — самого Шекспира.
Нравится ли ему его первая роль? Вопрос этот кажется Барышеву несколько странным...
Наверное, здесь действительно трудно говорить о том, нравится или не нравится. Просто очень много своего, личного — и душевных сил, и нелегких раздумий отдано работе.
Первое появление Барышева — Шекспира скорее всего настораживает. Огромный, нескладный юноша, с небольшими, глубоко посаженными глазами, мало чем напоминает шекспировские портреты, но об этом быстро забываешь. Барышев заставляет своего Шекспира быть Гамлетом, Ромео, Горацио... Для этого ему не нужны новые сцены и даже новые реплики. Актер исходит из того, что его герой—первый и лучший их творец. Барышевский Шекспир отмечен особым талантом. Это не беда, что он еще молод. Молодость, как известно, единственный недостаток, который сам по себе проходит... Но зато все, что видит юный англичанин, все, что он слышит, оставляет глубокий след в душе. Шекспир Барышева наивен и мудр одновременно. Я бы сказал, особая рыцарственность, но не та, что порою пугает в театре плаща и шпаги, а согретая большой человечностью, пленяет нас в юном Шекспире.
И снова подумалось, что ведь это одна из интереснейших фигур в история человечества, а со сцены о Шекспире нам еще никто не брался рассказать всерьез. Тем большего внимания заслуживает работа молодого актера. Великий драматург, открывший дорогу на сцену многим замечательным актерам, достоин того, чтобы и они в свою очередь попытались сделать для него что-нибудь приятное...
И еще. Бывают ведь в посредственных спектаклях настоящие актерские удачи, но у нас как-то не принято их замечать. Мне кажется, это несправедливо. И если для зрелого мастера доброе слово критики — еще одно подтверждение его заслуг, то для дебютанта такое признание просто жизненно необходимо. Не следует, конечно, перехваливать, но и молчать тоже нельзя.
Ярославу Барышеву помогали многие. И старшие товарищи и постановщик Л. Заславский, дебютировавший вместе со своим учеником в этом спектакле. И Евг. Симонов — главный режиссер театра. Но больше других, кажется, помог молодому актеру сам Вильям Шекспир.
Многообещающий и обязывающий дебют!
Борис Поюровский, «Комсомольская правда», 27 июня 1964 года
Дата публикации: 04.06.2013