18 декабря 2004 года – ПРЕМЬЕРА комедии А.Н.Островского «ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА»
18 декабря 2004 года – ПРЕМЬЕРА комедии А.Н.Островского «ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА»
История.
Впервые — журнал «Отечественные записки», 1878, № 1. Черновой автограф содержит пометы Островского, согласно которым пьеса была задумана еще в декабре 1874 года, начата 24 августа 1877 года и завершена 26 октября того же года. Непосредственная работа над текстом была крайне напряженной, о чем свидетельствуют, например, письма драматурга к Ф.А.Бурдину. 3 сентября Островский писал:
«Над своей пьесой я работаю день и ночь, до истощения сил, и скоро ее кончу». И спустя три дня признавался: «Нервы разбиты, пишу пьесу, собираю последние силы, чтоб ее кончить. Трогательно-драматический сюжет пьесы, в который я погружаюсь всей душой, еще более расстроивает меня».
Разговоры о «Последней жертве» пошли по Петербургу уже в конце октября, после того как Бурдин, получив экземпляр пьесы, устроил у себя на квартире ее чтение. Позже, в марте 1878 г., театральный обозреватель журнала «Слово» засвидетельствовал: «Слышавшие ее в чтении возвестили, что она изобилует новыми типами; что она по своим крупным достоинствам, по яркости бытовой речи, по драматизму положений может быть поставлена наряду с капитальнейшими вещами Островского, относящимися к самой блестящей поре его деятельности».
Критики же, по обыкновению, не были столь единодушны и щедры на похвалы. Доброжелательно отозвались о «Последней жертве» «С.-Петербургские ведомости» (1877, 16 ноября), отметив: «Знаток русского купеческого быта дает нам в этой пьесе понять, какие следы оставил дух времени в этом сословии». Д.В.Аверкиев в «Московских ведомостях» (1877, 12 ноября) причислил «Последнюю жертву» к лучшим произведениям Островского, утверждая, что новая пьеса «любопытна как картина современных замоскворецких нравов и в то же время представляет весьма остроумную насмешку над особым поветрием, господствующим в обществе и в современной драматической литературе, и которое можно назвать пошлым сентиментализмом». Однако Аверкиев считал, что комедия не свободна от недостатков, к коим он отнес наличие «порожних речей, то есть разговоров, не вызываемых действием», а также «обилие вводных лиц, не участвующих непосредственно в действии». В то же время критик «Биржевых ведомостей» (1877, 4 декабря) находил, что комедия «оказалась вещью крайне слабой и скучной» и что «основные мотивы пьесы стары и избиты». В.П.Буренин в «Новом времени» (1878, 3 февраля), высказав претензии к автору пьесы в связи с тем, что тот навязал действующим лицам такую меру наивности, которая, по мнению критика, смыкается с «состоянием, приближающимся к идиотизму», отмечал тем не менее «действительно огромный талант» Островского, в «Последней жертве» сказавшийся в блестящей рисовке второстепенных действующих лиц: «И с какой надлежащей мерой комического, с какой осторожной выдержкой истинного юмора, не переходящего в шарж, создает подобные аксессуарные лица г. Островский!»
Спустя десять лет о языке комедии «Последняя жертва» высказался в частном письме Н.Г.Чернышевский (И.И.Барышеву, 7—8 августа 1888 г.): «У Островского в какой-то из последних пьес — в той, где дело начинается разъяснением отношений между молодой вдовой и обирающим ее мерзавцем,— сделана попытка изобразить молодую купчиху и пожилого, очень богатого купца людьми, говорящими по-человечески, а не тем утрированным для смеха публики языком, каким говорят в прежних его пьесах честные люди купеческого сословия...»
В московском Малом театре премьера «Последней жертвы» состоялась 8 ноября 1877 года. В Петербурге на сцене Александринского театра комедия впервые была поставлена 2 декабря того же года.
Материал подготовил Максим Редин
Дата публикации: 14.12.2004