НЕ ВЫПУСТИТЬ ДУХ ТЕАТРА
Виктория КАЙТУКОВА,
«Аргументы Недели», 24 октября 2013 года
С чего начинается театр? Говорят, что с вешалки. Но может быть, со стен, крыши, зрительного зала и гримуборных? А может, всё-таки с его духа? В Малом театре существует поверье, в которое свято верит его художественный руководитель Юрий Соломин: если разобрать крышу здания, то дух непременно покинет этот храм искусства. По-настоящему почувствовать дух театра можно в его закулисье – тайном для зрителя месте. Мы заглянули туда с главным архитектором Малого театра
Натальей Буровой. Здание, находящееся сейчас на реконструкции и выглядящее несколько разобранным, показалось нам ещё более таинственным.
Вечная перестройка
До нашего путешествия по волшебным закоулкам театра мы выйдем на улицу – так можно представить, как изначально выглядело здание. Осип Бове задумывал театральную площадь в форме квадрата – на каждом её углу стояли одинаковые корпуса, состоящие из двух ризалитов (выступающих частей) с промежутком. Сейчас эту симметрию уже невозможно увидеть, со временем она пропала – здесь появились станция метро и прочие здания…
Малый театр изначально был малым в буквальном смысле слова – весь целиком, вместе со зрительным залом и закулисными помещениями умещался там, где теперь находится сцена. А представлял он собой небольшую прямоугольную часть, которая находилась напротив сегодняшнего «Метрополя», дверей и окон там вообще не было. Вместо этого там располагались арки, за которыми находился пассаж, куда непосредственно въезжали кареты. Эти арки можно увидеть и сейчас, зайдя через двери. В 1821 г. купец Варгин по выигранному, как сейчас бы сказали, тендеру, пристроил к театру новый корпус – свой жилой дом. Итак, въехав в арку со стороны Театрального проезда и зайдя внутрь дома, посетители попадали в небольшое фойе, дальше – в зал и потом – на сцену. Длина здания составляла всего 118 метров, такой она осталась и по сей день. А в 1848 г. архитектор Тон в доме Варгина сделал артистическую, а сцену развернул в другую сторону. Зрительный зал стал больше и принял практически тот же объём, который мы можем видеть и сейчас.
В 1872 г. к театру был пристроен декорационный сарай – место, где хранились декорации. Таким образом была довершена симметричная композиция, которую задумал Бове. Следующая крупная переделка здания происходила в 1949 г.: на месте старого сквозного проезда внутреннего двора был построен новый главный вестибюль театра с гардеробом на 500 мест и входами с Театральной площади и Неглинной улицы. Смежное с новым вестибюлем так называемое нижнее фойе значительно реконструировано, заново отделаны Щепкинское фойе и лестницы, ведущие в него. Существенной перепланировке подвергся кассовый вестибюль театра, получивший новый лепной декор. В подвале под зрительным залом был устроен буфет. По эскизам и чертежам архитектора-художника Великанова были выполнены заново орнаментальная роспись плафона и мебель зрительного зала.
Ленин в подземелье
Малый театр стоит на топком месте – на берегу реки Неглинки, она протекает примерно от середины здания в сторону «Метрополя», то есть перерезает угол. Во время строительства театра река была взята в дубовый коллектор. С 1922 по 1940 г. сваи сделали железобетонными, они укрепляли фундамент. И это на самом деле спасло театр от разрушения. Созданная тогда специальная комиссия долго не могла понять, почему дом сильно оседает. Приглядевшись внимательно к фасаду здания, и сейчас можно увидеть кривизну, некоторую выгнутость стен. И это вовсе не архитектурная задумка, а следствие оседания дома, которое началось в 1825 г. – на следующий год после его постройки. Вся история Малого театра – это история борьбы с рекой.
Помимо этого на оседание дома повлиял и его сосед – «Метрополь», во время его строительства в 1880-х гг. угол театра стал неожиданно оседать. Тогда фирма, строящая отель, стала укреплять фундамент Малого – понизили его уровень. Сейчас, при проходящей реконструкции театра специалисты делают прогноз влияния на соседние здания – ЦУМ, Большой театр, Щепкинское училище и тот же «Метрополь».
В XIX веке у Малого и Большого театров была одна общая труппа, и актёры могли переходить по подземному переходу, соединявшему два здания. Поговаривали, что в этом месте – на болотах – Иван Грозный топил неугодных. Призраки несчастных долго не могли найти покоя, пугая запоздалых прохожих, предвещая беды и пожары. Так вот, особенно полюбился привидениям подземный ход между двумя театрами. Некоторым работникам театра было так страшно, что даже в непогоду они бежали поверху. А ещё существует легенда, что однажды левые эсеры чуть было не свергли Ленина после его выступления в Большом театре. Собирались его арестовать, заблокировали все подъезды. Но Ленин исчез. Скорее всего, вождь пролетариата под землёй перебрался в Малый театр и спокойно уехал.
Подземный переход, вход в который начинался под полом в начале гардероба, давно закрыли. Однако сейчас при реконструкции было решено увеличить площадь остальных подземных пространств за счёт заглушённого старого неработающего коллектора. (Новый коллектор в наше время проходит по Неглинке.) В дополнительном пространстве разместится коммуникационный коридор, который будет соединять все зоны театра как с помощью лифтов, так и лестниц. Таким образом, работникам Малого станет намного легче попасть из одного конца здания в другой. Подземное пространство подарит театру возможность совершенствовать технологические возможности. Здесь будет размещено оборудование для понижения пожароопасности и современной вентиляции воздуха в театре.
Где живут декорации
И вот снова мы внутри театра, в недоступных для зрителя местах. Задумывались ли вы, откуда попадают на сцену декорации? Кажется, что для этих многочисленных громоздких сооружений сложно найти место на малом пространстве. Так вот сейчас они хранятся на нулевой отметке (то есть на уровне сцены) в декорационном сарае в пряслах – металлических стойлах, которые двигаются вертикально. Всё это тайное для нас движение придумано для удобства монтирования декораций на сцене. А вот после реконструкции система хранения декораций станет намного современнее: будет создан автоматизированный кассетный склад в виде пятнашек, которые можно будет двигать в разные стороны. Высота склада будет составлять 18 метров и площадь – 350.
А теперь мы направляемся туда, откуда зритель начинает свой путь в зал, – к гардеробу. Любопытно, что это место будет расширено за счёт увеличения пространства внутреннего двора. Мы поднимаемся по лестнице, проходим вдоль Щепкинского фойе, расположенного на уровне бельэтажа. Огромные окна, находящиеся здесь, в ходе реконструкции превратятся… в двери, которые будут вести в другой зал. Новый зал, ширина которого составит 21 метр, будет выдвинут во внутренний дворик. В новообразовавшемся зале можно будет как проводить камерные спектакли и репетиции, так и показывать экспозиции музея. Сам двор будет уступчиво кверху раскрываться, обслуживание – только внизу: там будет проходить загрузка общепита и техники… До начала реконструкции там была слесарная мастерская, теперь она уехала в Нагатино.
Ложи блещут!
Наконец мы попали в зрительный зал. Количество мест будет уменьшено на один ряд. Сразу увеличится расстояние между креслами. А уклон кресел поднимется на 20 сантиметров; так зрителям, сидящим дальше шестого ряда, будет лучше видно действие. Бельэтаж также уменьшится, но комфортность улучшится. Золотая лепнина, украшающая стены зала, будет обновлена, но так аккуратно, чтобы эта красота не выглядела новоделом, всё должно быть благородно и по-старому. Подняв голову к потолку, мы видим уникальную роспись. Она сделана на ткани, которая прилажена к дереву! Этот рисунок был сделан в 1949 г., а в царское время он был совершенно другим. Сейчас изображение кажется объёмным.
Особенное место в зрительном зале – директорская ложа, обычному посетителю вход туда заказан. Посещают директорскую ложу исключительно «высокие» гости, а войти в неё можно сразу с улицы, со стороны памятника Островскому. Внутри ложи – потрясающей красоты интерьер: он выполнен в стиле классицизма с барочными элементами. А что будет с гербом Советского Союза, который по-прежнему висит высоко над сценой? Пока никто об этом не знает. Логично было бы предположить, что его всё-таки заменят гербом России. Уникальный занавес, созданный в 1949 г. из шёлкового бархата, оказывается, не может быть восстановлен. Такой вердикт вынесли специалисты института, занимающегося реставрацией старых тканей. Они предложили сделать новый – из материала, пропитанного противопожарной жидкостью, и потом вышить его. Именно так и поступили с занавесом Большого театра.
Малый театр сейчас на реконструкции, но это не значит, что время для актёров здесь остановилось. В филиале на Большой Ордынке идут и будут идти спектакли, а остальная труппа, дабы не растеряться, до декабря будет находиться на гастролях. Первого декабря основная сцена вновь откроет свои двери для зрителя, и до марта здесь будут спектакли. После этого здание вновь уйдёт на глобальную реконструкцию, которая продлится два года.