С ВОЗРАСТОМ ПРИШЛО СПОКОЙСТВИЕ
Александр НЕЧАЕВ,
«Вечерняя Москва», 29 октября 2013
Юрий Соломин регулярно общается со зрителями в Москве и регионах, и всюду ему удается быть своим — без ненужного панибратства, но и без всякой снисходительности. Обозреватель «ВМ» встретился с актером и режиссером и расспросил его о возрасте, опыте и умении сохранять свои принципы.
«У МАЛОГО ТЕАТРА ЕСТЬ МИССИЯ»
— Юрий Мефодьевич, три года назад перед своим 75-летием, вы говорили, что не особенно чувствуете разницу между собой 10-летней давности и собой теперешним. Сейчас в этом отношении что-то изменилось?
— Знаете, нет. Понятно, что возраст дает о себе знать.
Я ведь долгие годы чувствовал себя гораздо моложе, чем был на самом деле. Да и сейчас мне трудно поверить, что мне уже совсем скоро исполнится 80. Разве что здоровье иногда напоминает об истинном возрасте (улыбается). Но тут уж ничего не поделаешь — такова жизнь. Если здоровье все-таки способно помешать осуществлению каких-то планов, то опыт, конечно, только помогает меняться, как мне хотелось бы верить, в лучшую сторону даже сейчас.
— И как вам помог опыт?
— Я спокойнее, можно даже сказать, философски стал смотреть на мнение недоброжелателей. 15 лет назад, к примеру, мог и вспылить, прочитав очередную ругательную, причем несправедливо ругательную рецензию на постановку в Малом театре. У меня складывалось впечатление, что нужно что-то делать, когда твой театр втаптывают в грязь, ругая за то, что у нас в постановках классических пьес Чехова и Островского на сцене не дуют модные ветра. Сейчас мне почти все равно, что про это говорят. У Малого театра есть своя миссия — он совершенно не случайно называется академическим.
И оправдывать это название — один из моих главных принципов.
— Новая драматургия вас не привлекает?
— Везде есть вещи плохие и хорошие. Просто не надо думать, что классическая постановка почтенной пьесы — это что-то невероятно устаревшее. Традиции нужно хранить. А если под новой драматургией подразумевается вульгарность на сцене — я этого видеть не хочу. Если кто-то это делает, а зритель ходит... Что ж, пусть так.
«ПОЛИТИК ИЗ МЕНЯ НИКУДЫШНЫЙ»
— У вас слава человека крайне принципиального. Чего стоит история, когда вы были в начале 1990-х министром культуры — вы ведь развернули свой автомобиль на полпути на работу и поехали домой, узнав, что без вас приняли губительное, по вашему мнению, решение для ведомства...
— Давайте просто вспомним, что это было за решение.
Тогда речь шла о том, чтобы объединить Министерство культуры и Министерство туризма. По-моему, это просто недопустимо — каждый должен заниматься своим делом. Это ведь огромная проблема, которая и сейчас никуда не делась, — культурой занимается масса непрофессиональных людей. А я в свою очередь не мог себе тогда позволить заниматься проблемами туризма, в которых не понимаю ровным счетом ничего.
— Значит, вы сходили во власть и разочаровались?
— Нет, я не хочу, чтобы про меня так говорили — «ходил во власть». Никаких амбициозных целей я на посту министра не преследовал.
Это совершенно точно. Я не рвался занять этот кабинет, меня позвали. И я не сразу согласился, потому что в тот момент были интересные режиссерские проекты, от которых в итоге, конечно, пришлось отказаться. Жалею ли я? Нет. С другой стороны — согласился бы, если бы знал, чем все закончится? Это сложный вопрос. Наверное, нет. Я осознаю, что политик из меня никудышный, а на таких высоких должностях, увы, приходится быть политиком.
«НЕ СТЫЖУСЬ НИ ОДНОЙ СВОЕЙ РОЛИ»
— Как актер вы одинаково успешны и в театре, и в кино. При этом ближе вам, очевидно, именно ваша театральная ипостась?
— Вы правы, театр для меня — второй дом, в котором я живу уже почти 60 лет. Без театра я не могу себя представить. Я здесь даже не устаю, хотя работы очень много.
А кино для меня всегда было полем для экспериментов. В кино я позволял себе сыграть то, чего никогда не сыграл бы в Малом театре.
— Благодаря кинематографу вы познакомились с Акирой Куросавой, у которого сыграли в советско-японском фильме «Дерсу Узала». Это правда, что в середине 1990-х вы хотели предложить ему поставить спектакль в Малом?
— Куросава даже успел согласиться. У меня была мечта — увидеть русскую классику в его постановке. Мы начали обсуждать детали.
Но вскоре он заболел. И уже не выздоровел...
— Вы себя можете назвать открытым человеком?
— Непросто вот так выносить себе вердикт — наверное, окружающим виднее. Я точно не люблю светских мероприятий, на которых нужно постоянно улыбаться и общаться с малознакомыми людьми. Моя стихия — спокойные посиделки с узким кругом любимых мною людей. Нет ничего лучше, чем сидеть в свободное время дома с семьей и домашними животными и ничего не говорить.
— Вы домосед?
— Какое там! Я уже даже забыл, когда в последний раз отмечал день рождения в кругу семьи. Он у меня в июне, а это конец сезона в Малом театре и начало гастролей нашего театра по стране. Я, знаете, настолько привык отмечать свой день рождения не в Москве, что у нас с домашними сложился такой ритуал — каждый год мы собираемся вместе в перерыве между моими гастролями и отмечаем.
Правда, в последнее время я полюбил отмечать свой день рождения вне дома — ведь друзей, к сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше.
БИОГРАФИЯ
Юрий Мефодьевич Соломин, российский актер и режиссер.
Родился 18 июня 1935 года в Чите.
Школьником участвовал в театрализованных постановках городского Дворца пионеров.
В 1953 году отослал документы в Высшее театральное Училище имени Щепкина, принят на курс знаменитой актрисы Веры Пашенной.
С 1957 года — актер в Малом театре, с 1961 года преподает на курсах училища имени Щепкина.
С 1982 года начинает ставить спектакли в Малом театре — «Ревизор» (1982), «Чайка» (1996), «Таинственный ящик» (2003).
В 1988 году Юрий Соломин назначен художественным руководителем Малого театра.
В кино Соломин снимается с 1960 года. Самые известные фильмы: «Адъютант его превосходительства», «Блокада», «Дерсу Узала», «Хождение по мукам», «Обыкновенное чудо», «Мелодии белой ночи», «ТАСС уполномочен заявить».
В 1988 году Юрий Соломин получил звание «Народный артист СССР».