Михаил Иванович Царев. Малый театр
Михаил Иванович Царев. Малый театр
Актер великого таланта и труда
С именем Михаила Семеновича Щепкина (1788—1863) связано начало русского реалистического театра.
М.С.Щепкин родился в селе Красном Курской губернии в семье крепостных графа Волькенштейна. Граф покровительствовал семье Щепкиных, и маленький Миша, не сознававший еще своего истинного положения, положения крепостного человека, рос в «улучшенных» условиях по сравнению с крепостными сверстниками.
«Страстишка к театру» (выражение М. С. Щепкина) проявилась у него еще в раннем детстве. Однажды родители взяли Мишу с собой на спектакль господского домашнего театра. Так он впервые познакомился с театром. А когда один из учеников гимназии, где занимался Миша Щепкин, принес на урок случайно попавшую к нему комедию А.П.Сумарокова «Вздорщица», оказалось, что из всех учеников только Щепкин имел представление о театре. Дети решили разыграть комедию собственными силами. Организатором и душой всего дела стал Миша Щепкин, который сыграл в этом спектакле свою первую роль — слугу Розмарина.
Детское увлечение театром переросло в настоятельную жизненную потребность. М.С.Щепкин становится актером. Он гастролирует в провинциальных городах, выступает в Курске, Харькове, Полтаве. Растет его успех, растет количество приглашений в театры. В 1810 году, в возрасте 22 лет, уже известный провинциальный актер Щепкин сделал для себя открытие, которое повлияло на всю его дальнейшую творческую жизнь. В одном из
домашних театров (театре князя Голицына) молодой артист увидел актера, потрясшего его необычной манерой исполнения. Это был актер-любитель князь П. В. Мещерский, поразивший Щепкина, как показалось ему сначала, «неумением играть». «И что это за игра? — писал артист.— Руками действовать не умеет, а говорит... смешно сказать! —говорит просто, ну, так, как все говорят». Очевидно, это был действительно замечательный актер, ибо он поразил Щепкина простотой внешних приемов игры и одновременно глубиной и силой исполнения.
В душе М.С.Щепкина это открытие вызвало настоящую творческую бурю. Он пробует подражать, а у него не получается... Но, невзирая на все неудачи, он ищет «естественности».
Слава о замечательном провинциальном актере Щепкине доходит до Москвы. Об удивительном актере доложили директору Конторы Московских императорских театров Ф.Ф.Кокошкину. Кокошкин послал в Курск своего помощника М. Н. Загоскина, чтобы последний проверил слухи. Загоскин застал М. С. Щепкина в Туле. Игра артиста произвела на него сильное впечатление, и вопрос о принятии Щепкина в московскую труппу был решен.
20 сентября 1822 года в доме Пашкова, что на Моховой, состоялся московский дебют актера. Щепкин исполнил роль Бога-тонова в комедии М. Н. Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице» и роль Угара в комедии «Марфа и Угар, или Лакейская война».
В первые годы Щепкину часто приходилось играть в пустых, невысокого художественного уровня пьесах. Но и в этих спектаклях он сумел своим блистательным исполнением ролей завоевать славу, любовь и почет у взыскательной театральной Москвы.
Необходимо отметить, что в творческом становлении актера большую роль сыграли знакомства и дружба с передовыми, прогрессивно мыслящими людьми своего времени С.Т.Аксаковым, В.Г.Белинским, А.И.Герценом, Т.Н.Грановским, Н.П.Огаревым, А.С.Пушкиным. Очень теплые, дружеские отношения были у Щепкина с Т.Г.Шевченко и Н.В.Гоголем.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума», где с исключительной глубиной были поставлены коренные социально-политические проблемы русской жизни, обострившиеся в период между 1812 и 1825 годами, была разрешена к постановке с большими цензурными пропусками. Но М.С.Щепкину (исполнял роль Фамусова), П.С.Мочалову (играл Чацкого) и другим актерам, участвовавшим в спектакле, удалось раскрыть драматургический конфликт комедии, несмотря на сокращенный текст.
Пороки российского самодержавно-крепостнического строя Щепкин вскрывал и высмеивал в роли Фамусова. Он так играл эту роль, что можно было предположить с ясностью прошлое этого человека, не брезговавшего никакими средствами, чтобы пробраться к жизненным вершинам. Его Фамусов был мелок, расчетлив, злобно ненавидел всякое свободомыслие. Это был социальный тип барина-крепостника.
Петербургский критик, откликаясь на гастроли Щепкина в роли Фамусова, писал: «Перед вами господин, к которому ездят в дом князь Петр, княгиня Марья Алексеевна... Дрянские, Хворовы, Варленские, Скачковы, вся московская знать; он имеет значение, но в его уверенности нет ничего преувеличенного, ничего надутого; как хозяин, он даже держит себя весьма скромно, просто, одинаково внимателен со всеми — видно, что он родился в этом кругу — и между тем из-за его тона, из-за его положения в свете проглядывает такая пошлая ничтожность, такой ограниченный и мелкий эгоизм, что вам жалко смотреть на него».
Работая над ролью Фамусова, М.С.Щепкин сетовал иногда, что в нем самом нет ничего барского и потому играть ему будет трудно. Но замечательная творческая интуиция, наблюдательность, ум и талант актера позволили ему не только передать внешние приметы старого московского барина, но и создать сложный характер.
Роли, сыгранные М.С.Щепкиным в комедиях Гоголя, заняли особое место в творчестве актера. К вершине актерского мастерства относится роль городничего в «Ревизоре».
Когда Гоголь написал свою гениальную комедию, М.С.Щепкин стал активно содействовать ее постановке на московской сцене. У него появилась возможность раскрыться полностью не только как актеру, но и проявить свои общественные, гражданские взгляды и убеждения.
«Ревизор» впервые был поставлен на сцене Малого театра в 1836 году. Глубоко проникнувшись замыслом Гоголя, Щепкин воплотил образ городничего таким, каким хотел видеть его автор, сыграл эту роль так, что для многих последующих поколений актеров именно его исполнение стало образцом. Щепкин сумел так искусно облечь литературный образ в плоть и кровь, что на сцене будто говорил, ходил, действовал живой человек, городничий Сквозник-Дмухановский. Вот что писал об игре актера современник Щепкина поэт, литературный и театральный критик А. П. Григорьев: «... нам кажется, что до появления нового гениального же таланта в роли Сквозника-Дмухановского, вы в Москве не отделаетесь от образа, сложившегося в вас под влиянием игры Щепкина. В нем — городничий как будто совсем живет перед вами всей своей натурой, во всех своих привычках... Все живет тут и осязательно является перед зрителями... К этому надо прибавить, что Щепкин изображал при всем том городничего не извергом рода человеческого, а обыкновенным смертным человеком, а не зверем, спокойно проявляющим свои пороки потому, что он в глубине души и не считает их за пороки». Такова была сила щепкинского перевоплощения.
Считалось, что у М.С.Щепкина амплуа комического актера. Но он великолепно играл и драматические роли. Тому пример — роль Скупого рыцаря в одноименной трагедии А.С.Пушкина.
По законам классицистской драмы и мелодрамы актеры часто играли не живой человеческий образ, а абстрактную драматургическую идею образа: злобу, доброту, скупость и т. д. Заслуга Щепкина состояла в том, что в образе барона он давал не однозначный, а сложный и живой человеческий характер. Критики отзывались об этой работе великого артиста восторженно, как, впрочем, и о другой его замечательной роли — о Матросе в водевиле Соважа и Делюрье «Матрос».
В репертуаре М.С.Щепкина была роль гораздо менее значительная, чем роли городничего и Фамусова, однако, на мой взгляд, довольно интересная, поскольку она раскрывает методику работы артиста над образом. Это роль Эзопа в пьесе А. Шаховского «Эзоп у Ксанфа». Пьеса была насыщена баснями, и актер, играющий роль Эзопа, мог блеснуть их исполнением. В Петербурге роль Эзопа играл артист Брянский, в Москве — Щепкин. По мнению газетных рецензентов, на этот раз в вечном соперничестве театральных знаменитостей Москвы и Петербурга выиграла «северная столица», ибо Брянский лучше Щепкина читал басни. Но иное мнение было у русского писателя С. Т. Аксакова, который заметил: «...точно, некоторые басни Брянский читал гораздо лучше; но уже во всем остальном не было сравнения: зритель не видел и не слышал в нем (Брянском.— М.Ц.), несмотря на покорную наружность — хитрого, тонкого, лукавого раба, кипящего внутренним негодованием. А в этом-то и был превосходен Щепкин».
Актер не удовлетворился лишь декламацией басен, а разработал роль гораздо глубже, поставив целью прежде всего передать человеческую трагедию, раскрыть внутренний мир Эзопа, показать всю сложность и тонкость его психологии.
Высоко ценил талант Щепкина И.С.Тургенев. Специально для него были написаны роли Мошкина в «Холостяке» и Кузовкина в «Нахлебнике». Роль Кузовкина явилась последней крупной работой актера в Малом театре. Пьеса, написанная в 1848 году, была разрешена к постановке, когда Щепкину исполнилось уже 74 года. Но ни возраст, ни усталость, ни болезни не помешали великому актеру создать цельный, правдивый, глубоко трогательный образ Кузовкина.
Щепкин переиграл множество ролей, как он сам написал, «от Тальма до Яги-бабы». Количество сыгранных им ролей приближается к шестистам. Разумеется, количество в творчестве фактор не определяющий. Но цифра эта говорит о редкой работоспособности артиста, а рецензии, которые были полны восторженных отзывов почти о каждой новой работе великого артиста, подтверждают, что ни к одной своей роли, даже самой незначительной, Щепкин не относился небрежно.
М. С. Щепкин был великим тружеником. Вся его жизнь представляет собой поистине служения искусству. Будучи уже известным актером, Щепкин никогда не прекращал работы над ролями — даже над такими, которые играл по многу раз. Вот, к примеру, много работал он над ролью городничего: менял некоторые сцены, пробовал различные варианты, оттачивал роль до малейших подробностей.
Внешние данные у Щепкина были не очень сценичными: рост ниже среднего, солидная полнота, «трехнотный» голос. Сам актер часто подтрунивал над своей внешностью, подписываясь иногда в письмах «ваша толстая щепка» или называя себя «небольшой квадратной фигурой».
Постоянные тренировки голосового аппарата позволили ему прекрасно развить и разработать голос. Свои внешние физические данные Щепкин также умел подчинять роли, использовал так, как ему было нужно: в комедии порой обыгрывал свои недостатки, чем немало смешил зрителей, и он же заставлял зал забывать о своей комичной внешности и следить за драматическими переживаниями героев.
Михаил Щепкин был всеобщим любимцем, кумиром московских театралов. Он расположил к себе и чопорных петербургских зрителей. Никто не мог отказать ему в признании большого таланта и сценического обаяния.
В подлинный триумф превратилось чествование артиста в день 50-летия его сценической деятельности, которое отмечалось, в 1856 году. Много восторженных слов было сказано в адрес юбиляра, но они не были лишь обычным юбилейным славословием, а выражали те искренние чувства, которые питали к великому артисту его современники.
Роль М.С.Щепкина в истории Малого театра определяется не только его сценической деятельностью. В своих письмах и мемуарах М.С.Щепкин оставил много интересных высказываний по вопросам актерского мастерства. Его советы ученикам и товарищам по сцене являются тем запасом теоретической мудрости, который впоследствии так великолепно развил К.С.Станиславский. «...Всегда имей в виду натуру; влазь, так сказать, в кожу действующего лица, изучай хорошенько его особенные идеи, если они есть, и даже не упускай из виду общество его прошедшей жизни... всматривайся во все слои общества без всякого предубеждения...» В этих словах основа основ русской реалистической актерской школы.
М.С.Щепкин всегда заботливо относился к воспитанию нового поколения актеров. Его учениками были такие великолепные артисты, как С.В.Шуйский, И.В.Самарин, Л.П.Никулина-Косицкая, Г.Н.Федотова и многие другие. Он призывал молодых артистов к повседневной работе над собой, к совершенствованию актерской техники.
И сегодня в училище имени М. С. Щепкина наша будущая смена — актерская молодежь Советской страны — с первых же дней усваивает главнейшие щепкинские заповеди. Могу только одно сказать: идут годы, растут новые поколения, меняются вкусы и самый облик театров и зрителей, но главную истину, открытую для актера Щепкиным: «имей в виду натуру»,— никто не в силах «отменить». Она абсолютна...
М.С.Щепкин был глубоким теоретиком театра. Значительны и важны морально-этические принципы, завещанные великим артистом: «Театр для актера — храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других. Священнодействуй или убирайся вон».
М.С.Щепкину удалось поднять положение русского актера на иную высоту. Подавая пример честного, добросовестного, талантливого труда, он доказал, что профессия актера не унизительна, как считалось тогда «в свете», а полезна и почетна, что актер не может и не должен находиться в стороне от общественной жизни.
Широкая актерская, общественная и просветительская (ибо Щепкин утверждал просветительское, общественно-воспитательное значение театра, видел в нем «кафедру, с которой читается разом целой толпе живой урок») деятельность Михаила Семеновича Щепкина позволила одному из его современников сказать: «Имя Щепкина принадлежит истории русского просвещения».
В чем же значение творчества Михаила Семеновича Щепкина? Только ли в том, что он первым стал играть на сцене просто и естественно, ввел в сценическую речь живые разговорные интонации, первый стал «нетеатрален на театре»? К этому стремились и другие актеры.
М. С. Щепкин создавал сложные социальные и психологические характеры, своей игрой он выносил приговор действительности. Он умел сам и учил других актеров глубоко вскрывать внутреннюю сущность изображаемого персонажа, создавать на сцене живой, а потому понятный и близкий зрителям человеческий образ. А раскрыть человеческую личность, во всей сложности и диалектике — это ли не главная задача актера? Задача, требующая помимо таланта огромного повседневного труда, напряженной умственной и физической работы, наблюдательности, умения анализировать, сопоставлять и, наконец, воплощать.
С щепкинской школой органически сочеталось в искусстве Малого театра прогрессивное романтическое направление, проникнутое теми же принципами глубокой идейности, простоты и демократизма. Представителем революционного романтизма в Малом театре был П.С.Мочалов.
Дата публикации: 19.04.2004